Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






педагогическая работа с детьми с ограниченными возможномтями





 

Содержание воспитания включает в себя следующие приоритетные направления:

развитие задатков и способностей растущего человека;

освоение социокультурного опыта познания и преобразования себя и окружающей действительности;

формирование нравственной направленности ребенка;

создание рационального представления о себе, о собственной жизни, о своём социальном и природном окружении;

развитие творческой активности ребенка.

Организация индивидуального воспитания складывается из форм, методов и приемов, помогающих ребенку стать и быть самим собой. В своей работе я использую следующие методы и приемы взаимодействия воспитателя и воспитанника.

Способы деятельности педагога Методы и приемы Способы самодеятельности ребенка Методы и приемы
1. Познание ребенка 1. Самопознание
2. Понимание ребёнка и его жизнедеятельности 2. Самопонимание
3. Педагогическое проектирование 3. Самопроектирование
4. Созидание 4. Самосозидание
5. Педагогическая рефлексия 5. Саморефлексия
6. Педагогическая коррекция 6. Самокоррекция

В построении воспитательного взаимодействия я использую следующие принципы воспитания:

принцип целостности (ребенок в своем единстве и целостности должен выступать предметом воспитания);

принцип бинарности (два взаимодействующих фактора – наследственности и среды);

принцип доминанты (создание условий для проявления сильных сторон ребенка);

принцип вариативности (создание условий для постоянного выбора);

принцип помогающих отношений (развитие способностей к самопознанию, самостроительству, самореализации, самоутверждению);

принцип творческой активности (формирование уникальных черт и качеств личности, индивидуального стиля деятельности, авторского отношения к своему внутреннему и окружающему внешнему миру);

принцип рефлексивности (формирование умений и навыков самоанализа, самооценки, рефлексивной культуры).

Содержание, формы и средства реализации процесса воспитания

Содержание воспитательного процесса я отбираю в соответствии с целями и принципами, так как это содержание должно содействовать развитию индивидуальности.
В процессе своей работы я определила, что ядром индивидуальности является собственное отношение ребенка к себе, социальному и природному окружению, миру человеческой культуры. Именно оно обусловливает индивидуальный стиль мышления и деятельности, своеобразие выборов форм и способов поведения и отношений с окружающими, особенности эмоционально-чувственного восприятия происходящих событий.

Исходя из выше перечисленных принципов воспитания я выделила следующие компоненты, формирующиеся в процессе жизнедеятельности:

задатки и способности, по которым судят об индивидуальности того или иного ребенка. Склонности и способности можно назвать ключом к развитию и проявлению индивидуальности. В.А.Сухомлинский считал, что основой основ воспитания является стремление и умение педагога подметить в каждом ребенке его наиболее сильную сторону, найти в нем ту «золотую жилку», от которой начинается развитие индивидуальности, добиться того, что бы ребенок достиг выдающихся для своего возраста успехов в том деле, которое наиболее ярко выражает, раскрывает его природные задатки.

социально-культурный опыт – он включает в себя знание о человеке и об окружающей социальной и природной действительности, опыт творческого созидания, установления коммуникационных связей и отношений с людьми. От богатства этого опыта во многом зависит яркость и многогранность индивидуальности ребенка. Именно данный компонент я рассматриваю в качестве основания для формирования уникального сочетания в конкретном ребенке общих, особенных и единичных черт и качеств, а так же как необходимое условие становления культурного опыта ребенка.

нравственная направленность в соотнесении с духовно-нравственными ценностями общества.

творческая активность должна проявляться не только в каком-то одном виде деятельности, но и затрагивать жизнедеятельность ребенка в целом. Поэтому необходимо развивать в детском коллективе процесс коллективного и индивидуального жизнетворчества.

33.

Арт-работа включает в себя музыкотерпию, изотерапию, кинезитерапию. (от слова - танец, движение), куклотерапию,библиотерапию. Изотерапия (рисование, лепка, аппликация)очень распространена в работе с детьми с ограниченными возможностями, поскольку изучение влияния изобразительной деятельности на развитие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха показало, что занятия изотерапией способствуют преодолению причин, которые порождают вторичные отклонения, возникающие на фоне первичных нарушений (задержка психического развития, речевые расстройства, нарушения познавательной деятельности, отсутствие уверенности в себе, нарушение общения с окружающими, эмоциональные расстройства).

Арттерапевтическая и артпедагогическая работа с детьми, имеющими различный характер нарушений имеет свою специфику.
Особую ценность артпедагогика может иметь для детей, испытывающих трудности в вербализации своих переживаний из-за речевых арушений; рисование позволит родителям таких детей лучше понять своего ребенка. При этом основной акцент делается на обговаривании выполненных рисунков, сочинении совместно сродителями сказок на основе их, разнообразных звукоподражаниях в ходе рисования.

Интересных результатов добиваются взрослые, работая с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Для даннойкатегории детей предлагаются специальные способы рисования: рисование кистью руки, рисование рукой ребенка при помощи взрослого; использование специальных приспособлений для фиксирования движения руки ребенка и удержанияизобразительного материала, работа с готовыми изобразительными формами, аппликация на основе фотографий и т.д.

Для детей имеющих нарушения зрения работа основана на осязательных ощущениях, их обыгрывании и вербализации. Онаорганизуется по двум направлениям: лепка пластическими объемными материалами (пластилин, сминание бумаги, песок,глина) и работа с текстурой (ткань и другие материалы, имеющие разнофактурную поверхность). Дети с нарушениями слуха, при условии целенаправленной и систематической работы достигают самых поразительных результатов в изобразительной деятельности, что обусловлено формированием у них компенсаторных механизмов, обостряющих зрительное восприятие.

Изобразительная деятельность — это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательнаядеятельность она имеет большое значение для духовно-нравственного воспитания детей и включает в себя целыйкомплекс задач:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

— воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.

Значение занятий изобразительной деятельностью для духовно-нравственного воспитания заключается также в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т. п.

Общегрупповые занятия изобразительной деятельностью содействуют воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений (обычно два ребенка пользуются одним набором красок, одной банкой с водой и т. д.).

В процессе создания коллективных работ у детей воспитываются умения объединяться, договариваться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу.

Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому, дляуглубления тех благородных чувств, которые возникают у них.

На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием детям предлагается создать рисунок, игрушку, поделку в подарок маме, бабушке к 8 Марта, приготовить для родителей пригласительные билеты на праздник, сделать из бумаги, природного материала забавную фигурку ко дню рождения младшему братишке, сестренке, товарищу. Такая направленностьзанятий изобразительной деятельностью способствует воспитанию внимательного, заботливого отношения к близким, чувства доброжелательности.

В процессе выполнения лепки, рисунка, аппликации ребенок вспоминает те явления и события, которые хочет выразить, вновь испытывает те чувства, которые были ими вызваны.

Очень важно правильно организовывать коллективные просмотры работ в конце занятия: приучать детей быть внимательными к рисунку, лепке товарищей, справедливо и благожелательно их оценивать, радоваться не только своей, но и общей удаче.

Ценность арттерапии и артпедагогики заключается в эффективном применении их в домашних условиях, поскольку одним из условий нормального физического и психомоторного развития ребенка является его эмоционально-положительноеобщение со взрослыми и особенно с родителями, чему свидетельствует многочисленный зарубежный и отечественный опыт.

Занятия изотерапией оказывают положительное влияние не только на ребенка (расширение познаний об окружающем мире, развитие всех психических функций, интенсивное развитие речи, формирование позитивного отношения к себе и окружающим) но и на всю семью, улучшая ее микроклимат, способствую познания друг друга.

Таким образом, благодаря объединению всех возможностей артпедагогики и артперапии в формировании детей с ограниченными возможностями становится целесообразным говорить о применении специальной технологии развития личности ребенка, в основе которой лежит процесс коррекционно-педагогического воздействия средствами разных видов искусств. При этом, арттерапия и артпедагогика оказывают интегрирующее воздействие через все виды занятий искусством на систему социальных связей личности и отношений, поведенческих стратегий; следствием чего является адаптация ребенка вколлективе сверстников, обогащение и расширение его социальных связей (адаптация ребенка к жизни). Достижение таких результатов возможно только при сотрудничестве социальных работников и родителей, их активности,заинтересованности, оптимистичном настроение, систематическом и раннем их применении в зависимости от характера ведущего нарушения и особенностей вторичных отклонений в развитии.

34.

часто уверенное поведение употребляется либо как синоним, либо как просто перевод понятия «ассертивное поведение». В анализе последнего психологи пока не проявили чудес научного уточнения. Так, Сальтер (1949) выявил лишь ряд важнейших характеристик уверенного поведения, число которых и сама их логическая последовательность недостаточно проверена. А.А. Лазарус (1973) выделил четыре важнейших класса поведения, которые объединяет понятие ассертивного поведения. При этом в понимание данного феномена автор вкладывает когнитивные моменты, такие как установки, жизненная философия и оценки. По мнению исследователя, содержательно ассертивное поведение? это: 1) способность сказать «нет»; 2) способность открыто говорить о чувствах и требованиях; 3) способность устанавливать контакты, начинать и оканчивать беседу; 4) способность открыто выражать позитивные и негативные чувства. В формальном контексте данное поведение включает: 1) мимику, жестикуляцию; 2) использование «Я»; 3) контакт глаз; 4) осанку; 5) интонации.

Отечественные исследователи позиционируют уверенное поведение и как «стиль воспитания» и как «стиль делового поведения». В. Г. Ромек представляет уверенность как «обобщенное позитивное когнитивно-эмоциональное отношение к собственным навыкам». Толковый словарь русского языка Ушакова представляет понятие «уверенный» как совершенно убежденный в чем-нибудь, твердо верящий в кого или во что-нибудь. В русском языке уверенность в себе? это верность себе, вера в себя и свои силы. Вера сама по себе позитивна, негативную наполненность несет неверие. Таким образом, уверенное поведение может в самом широком смысле слова толковаться как проявляющаяся в поведении верность определенным внутренним и внешним принципам в сочетании с верой в себя и собственные силы. Однако анализ представленного материала? лишь одна из попыток придти к более или менее четкому определению, суть которого пока в психологии не ясна. Несмотря на все вышеизложенное ряд практико-ориентированных фирм, использующих современные бизнес-технологии, обучат любого желающего навыкам ассертивного поведения, т.е. того самого поведения, четкого определения которого и отличий, к примеру, от агрессивного поведения современная научная мысль пока не предложила.

Любое определение, которое вырвано из установленного ряда смежных научных понятий, рано или поздно обнаруживает как научную, так и практическую несостоятельность. Именно поэтому для научной оценки понятия уверенного поведения попробуем провести его сравнение с такой дефиницией, как агрессивное поведение. Предпосылки понимания феномена уверенного поведения в системе таких понятий, как агрессивное и неуверенное поведение, появлялись и раньше. Так, А. Ландж и П. Якубовски считали, что уверенность представляет собой нечто среднее между агрессивностью и неуверенностью, нечто, что имеет ясные отличия как от одного, так и от другого. Более разработаны в науке подходы к пониманию дефиниции «уверенность личности», которая трактуется как одно из наиболее важных базовых свойств личности, нежели к трактовке понятия «уверенное поведение» и связи его с другими видами поведенческой активности личности. Попробуем провести анализ понятия «уверенное поведение» через призму такого феномена, как «агрессивное поведение», найти общее и отличное между двумя данными понятиями.

Современные научные источники предлагают множество и часто далеко не однозначные определения понятия «агрессивное поведение». В зарубежных исследованиях общим во всем многообразии толкований понятия является представление об агрессивном поведении как изначально вредоносном.

Отечественная научная мысль также склонна понимать анализируемое поведение как нацеленное на причинение вреда другому. Об этом, в частности, свидетельствуют следующие определения интересующего нас феномена. Е. В. Змановская трактует агрессивное поведение как «поведение, нацеленное на подавление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения». В психологическом словаре под общей редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского агрессивное поведение рассматривается как «специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб». Но данное общее понятие существенно преображается в интерпретациях, даваемых в рамках различных психологических теорий и подходов. Общим для различных подходов в области определения агрессивного поведения остается лишь понимание его в основе своей как вредоносного.

Чтобы четче отразить саму специфику именно агрессивного поведения, дополним предложенное ранее Е. В. Змановской определение такой важной составляющей, как участие эмоционально-волевой сферы личности в самом поведенческом акте.

Эмоции и воля нередко объединяются в одну эмоционально-волевую сферу. Спецификой воли выступает механизм, обеспечивающий преодоление трудностей, или, иначе говоря, отрицательных эмоциональных состояний. Волевой аспект в любом из человеческих проявлений сбрасывать со счетов никак нельзя: как его присутствие, так и отсутствие. Если рассмотреть две таких дефиниции как агрессивное и уверенное поведение, то в данной дихотомии существенное отличие будет наблюдаться именно при отражении эмоционально-волевой сферы личности в самом поведенческом акте, а точнее в соотношении между тремя важными психологическими блоками представленной сферы: эмоция – волевое усилие – поведенческий акт. Агрессивное поведение предполагает:

превалирование негативного эмоционального фона, отсюда и построение системы отражения через призму вредоносного ответа внешнему раздражителю (фрустратору, обидчику и т.п.);

минимальное участие второго блока (волевое усилие) в системе от эмоции до реального поведения;

максимальное отражение негативного эмоционального фона в поведении (а потому и большая склонность к аффективным эмоциональным проявлениям).

 

Уверенное поведение основывается на:

системе принятия собственного как негативного, так и позитивного эмоционального фона, отсюда и построение системы отражения через призму полезности ответа собственному личностному развитию, т.е. доминирование позитивного эмоционального фона;

максимальном участии волевого усилия в системе от эмоции до реального поведения, т.е. выбор между несколькими стратегиями реагирования в пользу полезной для своего будущего;

отражении выбранной стратегии реагирования в поведении.

35.

Социальная компетенция. Примеры социально компетентного поведения Управление людьми с различными ценностями и стимулирование группы, работающей безо всякого желания, требует эмпатии и тонкого чутья в обращении. Старшие сотрудники, не только пережившие послевоенное вос- становление страны, но и принявшие в нем активное участие, очень высоко ценят собственность, мир и благосостояние. Большое значение они придают послушанию, старанию и пунктуальности, а труд считают моральной ценностью. В то же время представители младшего поколения считают мир чем-то естественным. Вместо старых добродетелей большим авторитетом у них пользуются свободное время и личная жизнь. Поэтому особенно ценятся чувствительные руководители, способные понять настроение и чувства сотрудников и адаптироваться к ним. Другими словами, хорошее управление сотрудниками требует большого эмоционального интеллекта. Одно из важнейших условий успешной мотивации - положительное отношение к подчиненным. Уважайте своих сотрудников как самостоятельно мыслящих личностей, работающих вместе с Вами над достижением общих целей. Предрассудки (например, о ленивом сотруднике) могут сбыться как дурные предсказания, потому что мы часто притягиваем то, чего ждем. Только с положительной установкой Вы будете сигнализировать о доверии и сможете поддержать позитив в своих сотрудниках. Порядочность в отношениях тоже очень важна для рабочего климата. Я имею в виду одинаковое обхождение, дружественный, уважительный тон и искренний, ненавязчивый интерес к сотруднику как к личности. Каждый руководитель должен так относиться к своим сотрудникам, как он хочет, чтобы к нему относилось высшее руководство. Руководители, относящиеся к своим сотрудникам с уважением и вниманием, почти всегда успешны. Мир стал слишком сложным для того, чтобы человек мог сам в нем разобраться. Особенно это касается профессиональной жизни и, в первую очередь, обработки информации. Кооперированное мышление сегодня более необходимо, чем когда бы то ни было. В одиночку человек часто перегружен, и поэтому нуждается в поддержке других. Как бы гениальны и блистательны Вы ни были, действительно выдающихся успехов сможете добиться только в команде. Социальная компетенция помогает человеку продуктивно общаться с самыми разными людьми. Благодаря социальной компетенции управлять легко, потому что другие признают это качество. Некоторые эксперты часто испытывают трудности в общении. Они добились высокого положения потому, что владеют глубокими профессиональными и методологическими знаниями, но с задачами управления они могут и не справиться. Профессиональных и методологических знаний не достаточно для управления людьми, владея только ими, нельзя соответствовать требованиям, предъявляемым к руководителю. Нужна социальная компетенция - она позволяет эффективно работать с другими людьми с помощью общения. Социальная компетенция всегда очень важна, когда нужно достичь цели, сотрудничая с другими. Почему эта способность приобрела такое большое значение, особенно для руководителей? Причины этому есть: во-первых, изменились формы работы, во-вторых, изменились требования к сотрудничеству в организации. Для того чтобы проявлять власть, нужно много времени и энергии. И наоборот, кооперативное сотрудничество стимулирует творческие решения, которые способствуют идентификации с отделом. Эмпатийный руководитель старается понять цели и потребности своих сотрудников и управлять в соответствии с ними. Но для успешного руководителя эмпатия - это не просто восприятие чувств окружающих людей без критики и отнюдь не желание всем нравиться. Без умения успешно общаться нельзя решить ни одного спора. Даже в повседневных переговорах таится множество источников для конфликтов. Недоразумения в профессиональной деятельности - обычные явления. Учет предметной области каждого сообщения и проверка того, правильно ли собеседник все понял, делает процесс переговоров более эффективным. Знание преимуществ кооперативных дискуссий и их применение в управлении облегчает сотрудничество. К этому можно отнести и умение решать, какие задания может выполнить конкретный человек. Успешным командам нужны понятные цели — и «длинный поводок». Конфликты неизбежны. Их всегда лучше решать сразу, а не накапливать отрицательные эмоции и годами носить в себе. Поначалу конфликты не проблематичны. Проблемы возникают тогда, когда руководители не умеют их вовремя распознавать и улаживать ко всеобщему удовольствию. Тот, кто ведет себя социально компетентно, тот может успешно согласовывать свои действия с другими людьми в разных ситуациях. То есть он действует так, чтобы были удовлетворены требования всех участников. Социально компетентное поведение происходит в треугольнике напряжения, который состоит из самого человека (Я), претензий партнера по коммуникации (другой) и условий (ситуация). Социальная компетенция — это прежде всего адекватная реакция. Так, при общении с сотрудником нужно вести себя не так, как на переговорах с поставщиком. В зависимости от треугольника напряжения для достижения поставленных целей могут быть уместны разные способы поведения. Вы показываете примеры социально компетентного поведения, если: ► можете ограничить себя (сказать «нет»); ► адекватно реагируете на критику; ► просите изменить поведение, если оно Вам мешает; ► признаете свои недостатки;

36.

Я-концепция - развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и пр. свойств; б) самооценку; в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов. [5] Прежде всего, самопонимание человека складывается из представлений о себе в целом и об отдельных присущих ему чертах, качествах, свойствах и т.д. Но этим формирование Я-концепции не ограничивается. Бернс постоянно повторяет, что любое самоописание человека, любое его высказывание о себе имеет оценочный оттенок, поскольку когнитивная составляющая не воспринимается индивидом безразлично, а пробуждает в нем эти оценки. Значит, в Я-концепцию с необходимостью вносится самооценка, которую автор интерпретирует как «личностное суждение о собственной ценности».

Психическое развитие человека, становление его как личности связано с формированием самосознания — осознанием и отношением к себе как к физическому, духовному и общественному существу.

Самосознание является продуктом развития человека, его прижизненным образованием. Оно развивается в процессе собственной активной деятельности ребенка, на основе его отношений с окружающими.

Развитие самосознания протекает индивидуально у каждого ребенка, но, как правило, к концу первого года жизни первые признаки возникновения его уже можно заметить: ребенок начинает выделять себя, свое тело из окружающего его пространства. Дальнейшее развитие самосознания связано с осознанием своих желаний и вообще мотивов деятельности. Это помогает ему перейти на следующую ступень в развитии самосознания — отделить себя от своих действий.

Первоначально ребенок не осознает себя субъектом деятельности. «Катя гулять», «Вова гать», - говорят дети раннего возраста о себе.

Важный момент в развитии самосознания наступает на третьем году жизни, когда ребенок начинать отделять действие от предмета, за которым оно первоначально было жестко закреплено. Этот момент наступает не сам собой, а в результате выполнения ребенком предметного действия в новых условиях и переноса его на другие предметы. Ребенок «качает», «кормит», «моет», уже не только свою любимую куклу Таню, эти же действия он может совершать и с другими предметами (с куклами Катей, Олей и др.), кормить не только алюминиевой ложкой, но и пластмассовой, заменяющей ее. Действуя с предметами, он сравнивает свои действия с действиями взрослых, находит в них сходство, различие, все чаще действует без непосредственной помощи взрослых. И вот у ребенка появляется свое желание, порой отличное от желания взрослого, свое личное действие, к которому он относится как к своему, самостоятельно совершенному действию.

«Я играю», «одеваюсь», «я ем» и все чаще «я сам» - рассуждает малыш о себе на третьем году жизни. Переход от обозначения себя в третьем лице к личному местоимению первого лица «Я» - одно из важных достижений раннего возраста. Л.И.Божович считает возникшую у ребенка к концу раннего детства систему «Я» и рождаемую ею потребность действовать самостоятельно, реализовывать утверждать свое «Я» - центральным новообразованием данного периода. Среди других новообразований появляющихся вслед за этим, особое значение для развития ребенка имеет самооценка [5, с.98].

 

 

Date: 2015-10-21; view: 1099; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию