Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 23. Особенности педагогической работы по формированию уверенности в различных возрастах
Дошкольный возраст. Уверенность в себе предполагает решение следующих задач: помочь ребенку осознать свои характерные особенности и предпочтения и понять, что он, как и любой человек, уникален и неповторим. Для того чтобы быть успешным в делах, уметь общаться с разными людьми, необходимо создавать для каждого ребенка ситуацию успеха. Каждый ребенок должен знать, что хотя ему многое пока не удается и его возможности ограничены, но они совершенствуются, развиваются, и завтра он обязательно сделает то, чего не смог сегодня. Поэтому я постоянно поддерживаю каждого ребенка в различных ситуациях и помогаю ему поверить в свои силы. Чтобы создать ситуацию успеха мне важно обсуждать с детьми тот или иной выбор каждого ребенка в разных жизненных ситуациях и видах деятельности, стараться понять их сокровенные мечты и желания. Условия дошкольного учреждения должны способствовать развитию в детях уверенности в себе, которые обеспечиваются благодаря успехам ребенка в разных видах деятельности, стараться понять их сокровенные мечты и желания. Младший школьный возраст. Важно научиться правильно реагировать на ошибки детей. Не следует произносить слова «Ничего страшного, не волнуйся», потому что ребенок услышит «Это страшно, волнуйся». Эффективнее использовать позитивную лексику с исключением частицы «не», например: «Все нормально», «Будь спокойнее», «Потом сделаешь правильно» и т.п. Если ребенок сильно переживает из-за ошибки, нужно найти способ его похвалить за что-то другое: «Ошибся, зато внимательно, красиво написал», «Ошибся, зато видно, что ты старался». Подростки. 1. Развитие личностного компонента уверенности в себе: - повышение уровня самооценки и самоуважения подростков; - развитие навыков эффективного самопознания, позволяющих подростку осознать свои достоинства и недостатки, свои сильные и слабые стороны характера; - формирование позитивных установок по отношению к себе и окружающим. 2. Развитие когнитивного компонента уверенности в себе: - укрепление чувства личной эффективности; - развитие способности верить в себя, в свои силы и возможность достичь поставленных перед собой целей. 3. Развитие эмоционального компонента уверенности в себе: - обучение умению преодолевать свои страхи и негативные эмоциональные состояния. 4. Развитие поведенческого компонента уверенности в себе: - обучение умению позиционировать себя как уверенного человека; - формирование и развитие коммуникативных умений и навыков уверенного поведения. Реализация задач осуществляется в трех направлениях: с самими подростками, их родителями (семьей) и педагогами. Основными формами работы с подростками являются: психологическая диагностика, психологическое просвещение, психологическая коррекция и индивидуальное психологическое консультирование.
Вопрос 24. Дошкольный возраст: дать краткую характеристику особенностей развития в данном возрасте, особенности педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Основные особенности дошкольного возраста Мир ребенка вращается вокруг взрослого. Ведущая деятельность - сюжетно - ролевая игра. Игра относится к символико - моделирующей деятельности. Символ относится к предметно-заместительной действиям (игрушки, неоформленные предметы - палочка - расческа), замещение происходит по символическому типу (палочкой можно расчесаться), а кубиком нельзя). В игре есть свои правила, своя последовательность (игровые правила формируют произвольность поведения). Развитие направления игры - от копирования к моделированию, от развернутой операционно - технической игры к моделированию (скрытые правила, скрытая роль, скрытая воображаемая ситуация). Новообразования - накапливаются к концу возраста. Соподчинение мотивов проявляется в том, что ребенок способен отказаться от непосредственного побуждения в пользу более важной деятельности. Формирование произвольности поведения, начало развития самосознания - появляются этические инстанции, нравственного самосознания. Мотивы: желание быть похожим на взрослых итд. Познавательный мотив (самостоятельно отыскивание знаний - в конце дошкольного возраста. Ребенок очень упорен в поисках ответа). Соревновательный мотив, общественный, нравственный (появляется иерархия мотивов). Происходит смещение мотивов на цель. Ребенок знает что хорошо и что плохо. Мотив связан с желанием получить похвалу. Развитие эмоциональной сферы: с помощью взрослого. К концу дошкольного возраста чувства проявляют лабильность (частая смена), чувства интеллектуализируются, приобретают устойчивость. Ребенок овладевает языком чувств в плане понимания и обращения. Развитие эмоционального контроля. Развитие начала высших чувств, этических, эстетических чувств. Развитие самосознания: Явление социальной категоризации. Это представление о себе как относятся к нему окружающие, проявляет себя в самооценке. Тревожность связана с неустойчивостью самооценки. С ребенком должны быть ровные спокойные отношения. Немотивированное ограничение потребностей ребенка, ограничиваем его познавательную активность (оборонительная активность - агрессия). Или пассивного типа - ребенок ни в чем не хочет участвовать. Ребенок под влиянием малейших неудач ил успехов занижает или завышает самооценку. При неустойчивой самооценке они требуют похвалу. Для правильной оценки себя надо сначала научиться оценивать других. Лучшее развитие личности ребенка - это работа со сказками. Развитие воли: Установление отношений между целями действия и мотивом. Развитие планирующей функции речи: ребенок обсуждает с собой план действий, озвучивает свои действия. Познавательные процессы: ребенок проявляет тенденцию к словотворчеству. Осознание словесного состава предложений. Коммуникативная функция речи. (Словотворчество, ребенок пополняет свой словарный запас, умение вычленить слова в предложении, дети используют ситуативную речь, у ребенка есть мотив к изучению правильной речи). Контекстная речь Развитие (предметного) сенсорного восприятия: развитие восприятия. Сенсорные эталоны восприятия (пространственные, геометрические фигуры, спектр цветов, время суток, сек, минута, вечер, месяц итд сенсорные эталоны времени). В дошкольном возрасте время циклично. Развитие действий приравнивается к сенсорному эталону, моделирование. Развитие памяти: младший дошкольный возраст - сенситивный этап развития памяти. Развитие внимания: непроизвольное внимание становится в конце более устойчивым-30 минут. Средства - жест, слово. Развитие планирующей функции речи. Функция речи коммуникативная, если не развивать речь она будет только ситуативной. Контекстная речь развивается при обучении. Развивается словарный запас речи и грамматика. У ребенка есть мотив совершенствования речи. Умственное развитие ребенка: складывается из нескольких понятий. 1. осведомленность (ребенок ставит перед собой задачи, цели, осуществляет их) 2. развитие наглядно-образного мышления как ведущего типа (счеты: широко-узко, по количеству, слово, цифра) 3. развитие логического мышления (предмет отделения от способа действия. Ребенок знаниями замещает видимые свойства предметов). 4. развитие знаково-символической деятельности (замещения, кодирование - декодирование, схематизация, моделирование) 5. развитие умственных действий (сериация, классификация, обобщение, установление причинно-следственных связей) Воображение: Выготский - воображение - создание нового, но оно отражается на прошлый опыт. Когда ребенок понимает слова «будто, как - будто». Есть 2 направления в развитии воображения: - развитие продуктивности воображения. С одной стороны воображение создание нового, с другой стороны опирается на опыт. - Пиаже выделил познавательное и аффективное воображение. Аффективным воображением занимался Фрейд (продуктивное воображение - страхи), когда ребенок не понимает что-то в мире людей. У ребенка очень много страхов к пяти годам. Ребенок пугает тем, чего сам боится. У детей больше развито воображение, лучше чувствуют беду. Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками. Дошкольный период детства сензитивен для формирования у ребенка основ коллективистских качеств, а также гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно.
25. основные принципы работы и приемы по формированию уверенности у детей дошкольного возраста. Модель формирования социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста Исходя из предложенной модели, в качестве ее первого компонента мы рассматриваем образ "Я одновременно как процесс и результат освоения личностью социального опыта. Социальная уверенность, как компонент образа Я, является результатом и условием для решения личностью дальнейших задач «внутреннего» самоутверждения в процессе освоения ей социального опыта и формирования позитивных представлений личности о себе. Все три составляющие предложенной модели находятся в тесной взаимосвязи и не могут рассматриваться отдельно. Второй компонент модели - специально организованная игровая деятельность, которую, опираясь на психологические исследования отечественных психологов (ЛС.Выготского, Н.А.Леонтьева, А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина и др.), мы рассматриваем как основное условие формирования социальной уверенности у дошкольников. Усвоение личностью общественного опыта происходит не путем пассивного восприятия, а в активной форме, в процессе освоения различных видов деятельности, прежде всего в ведущем виде. Игра является не только деятельностью, в которой развиваются все возрастные психические особенности личности дошкольника, но и деятельностью, в которой формируются предпосылки для перехода на следующий этап психического и личностного развития. В наших исследованиях за основу социального опыта детей взята коллективная форма организации игровой деятельности, подкрепляемая другими видами деятельности (изобразительной, музыкальной, творческой). Приобретенный опыт и позитивные знания о себе создают основу для освоения эффективными способами взаимодействия со сверстниками, обеспечивающими успешность в социальной адаптации с оптимальным достижением индивидуальных целей. Поведение - третей компонент в построении модели находит подтверждение в отечественных и зарубежных концепциях о развитии самосознания и «Я-концепции» личности. В отечественной психологии поведение рассматривается как процесс общения и деятельности, в котором человек выступает как познающий и преобразующий себя и мир субъект, как стремление быть понятым, завоевать симпатии, статус или, наоборот, желание остаться незамеченным (А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский, Д.А.Леонтьев, В.С.Слободчиков). Таким образом, применительно к предложенной нами модели, можно вывести определение социальной уверенности как компонента образа Я детей дошкольного возраста: «Социальная уверенность ребенка дошкольного возраста - это эффективный способ взаимодействия ребенка с другими людьми, применяемый на основе освоения им позитивного социального опыта в процессе специально организованной игровой деятельности» 1. Полем формирования социальной уверенности детей старшего дошкольного возраста в современной социо-культурной ситуации должно стать воспитание и обучение ребенка как личности, способной к новым формам взаимодействия и общения в современных социо-культурных условиях. Однако существуют противоречия между требованиями общества к воспитанию и обучению подрастающего поколения, способного жить и активно действовать в новых экономических и социальных условиях и самой системой обучения и воспитания, направленной на развитие репродуктивных форм взаимодействия. Одним из способов разрешения данного противоречия должно стать изменение способов воспитания и обучения детей уже на начальных этапах социализации. Суть такого изменения процесса воспитания и обучения детей дошкольного возраста заключается в изменении подхода по формированию образа Я личности, в котором одним из основных компонентов является социальная уверенность. 2. Положение о необходимости формирования социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста как одного из компонентов образа Я основывается на том, что в современных условиях требуется принципиально новый подход к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста. Его обоснование должно быть осуществлено на взаимосвязи имеющегося социального личностного опыта детей и новых для них жизненных ситуаций, специально организованных воспитателем в процессе игровой деятельности. 3. Игровая деятельность, как ведущий вид деятельности дошкольного периода онтогенеза, должна организовываться педагогом совместно с детьми как продуктивная, творческая, результатом которой являются новые формы и способы социальных взаимодействий и отношений развивающейся личности, способной к дальнейшему саморазвитию в общении с другими людьми
Date: 2015-10-21; view: 453; Нарушение авторских прав |