Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Страх высоких позиций и переходов





 

Причины

1. Беспокойство о «держании» скрипки.

2. Усиление давления пальцев с увеличивающимся противоположным давлением большого пальца.

3. Жесткость в распластанном положении руки, давящей на край скрипки.

4. Недостаточность знаний о высоких позициях.

5. Беспокойство, относящееся к длине грифа из‑за близкого расположения глаз.

 

Способы устранения

1. Осознание того, что не существует понятия «держания» скрипки как такового.

2. Продольное скольжение пальца с поднятым, наклоненным назад основным суставом. Покачивающееся движение большого пальца.

3. «Шелково‑атласное» состояние руки, когда она находится на краю скрипки.

4. Понимание эффекта оптической иллюзии по отношению к длине грифа, с осознанием боязни, вызванной точкой фокуса глаз.

 

Боязнь высоких позиций и переходов является одним из наиболее глубоко укоренившихся страхов публичных выступлений. Он воплощает все страхи, которые только что обсуждались, такие, как падение скрипки, неточная интонация, двойные ноты, быстрые пассажи, действия четвертого пальца и т. д. Боязнь высоких позиций – итог всего этого.

Причины этого страха разнообразны. Во‑первых, мы все знаем (но вероятно не всегда осознаем) что чем выше позиция, тем больше расстояние между грифом и струной, и тем больше опасности в прекращении звучания ноты из‑за увеличения силы нажима пальца. Это в свою очередь вызывает необходимость увеличения давления большого пальца с противоположной стороны грифа, там, где он достигает корпуса скрипки. Неизбежным результатом этого является распластанная, жесткая рука.

И это еще не все. Все увеличивающееся давление пальцев и противоположное давление большого пальца становятся причиной возникновения в равной степени увеличивающегося давления головы и противоположного давления плеча. Это похоже на то, как если бы мы попытались удержать косточку апельсина между указательным и большим пальцами в вертикальной позиции. Чем больше вы пытаетесь «удержать ее» при помощи давления пальцев, тем больше она выскальзывает из них. С другой стороны, чем легче прикосновение пальцев на косточку, тем легче ее удерживать.

 

(А) Высокие позиции

 

Проблема заключается в том, что чем больше мы пытаемся помочь себе в высоких позиция, «повисая» на инструменте, тем менее надежно мы себя чувствуем. Страх «выхода» в высокие позиции в какой‑то мере может победить, но это совершенно иной страх, чем тот, который возникает при обратном движении «вниз» из высоких позиций. Когда мы выходим в верхние позиции, направление движения руки направлено к корпусу скрипки, рука при этом как бы «складывается». А возможность прислониться к боковой стороне инструмента предоставляет (для некоторых людей, во всяком случае) некоторое ощущение уверенности. Но одна только мысль о спуске в нижние позиции, особенно о переходе вниз во вторую позицию (когда кисть и рука идут «от» корпуса скрипки) является причиной огромного страха для многих исполнителей. Излишне говорить, что чем больше зажата рука, чем больше нежелание делать переход.

Мы все знаем о том, что не нужно быть зажатым. Мы все бы хотели, чтобы левая рука была подвижной, легкой и чуткой, легко летающей вверх и вниз по скрипке. Но мы также знаем, увы, что рука чаще, чем нам бы хотелось, отказывается подчиняться.

Проблема кроется в третьей позиции, потому что в этой позиции шейка скрипки доходит до корпуса, в нижней части изгиба грифа, что является двойным утолщением данной точки инструмента. В то же самое время, в третьей позиции мышцы кисти и большого пальца прикасаются к корпусу инструмента. (Я говорю о большинстве людей, конечно же, существуют исключения). И как мы видим, одно из самых больших несоответствий при игре на скрипке является то, что желанный, светлый звук должен быть извлечен из инструмента, сделанного из дерева при помощи в некоторой степени болезненных ощущений. Наши тактильные ощущения откликаются на тип плотности любой поверхности, в связи с чем существует постоянный (хотя и всего лишь подсознательный) конфликт у исполнителя между его внутренними намерениями и реальными ощущениями.

В первых двух позициях вы имеете дело только с шейкой и грифом, и колебания вибрато (каким бы неудовлетворительным оно ни было), по меньшей мере, являются возможными. Но далее, с третьей позиции, когда рука начинает прикасаться к корпусу скрипки – тактильные ощущения большого пальца и запястья быстро реагируют на внезапное соприкосновение с деревом и, в результате, зажимаются. А еще большей реальностью является то, что становится еще сложнее добиться какой‑то вибрации, не говоря уже о переходах.

Фактически, многие исполнители настолько «приклеиваются» к инструменту в третьей позиции, что их руки неспособны преодолеть кажущуюся труднопреодолимой крепость в виде бокового края скрипки. Я обнаружила, что в зачаточном виде эта проблема существует также даже среди очень хороших скрипачей, хотя они сами, может быть, не сознают истинную причину их страха.

Итак, перед тем как мы будем дальше говорить о высоких позициях, первостепенной необходимостью является то, как найти способ играть в третьей позиции, что не только станет гарантией освобождения от зажатости, но и предохранит от зажимов с самого начала. Как мы знаем, непринужденное, свободное движение всего тела является жизненно необходимым условием музыкальной коммуникации…

 

(B) Переходы

 

Как только удается добиться того, чтобы во всех позициях рука была гибкой, пальцы свободные, прикосновения точные, переходы перестают быть проблемой для большинства исполнителей. Но для тех исполнителей, для которых переходы представляют основную причину для беспокойств, рекомендуется воспользоваться следующими советами и упражнениями. Они помогли многим людям.

Первым шагом является осознание того, что кажущаяся бесконечной длина грифа («Словно настоящая автострада», заметил один скрипач) является только оптической иллюзией. В действительности же гриф – это даже не половина того расстояния, которое представляется со стороны исполнителя, который смотрит на гриф во время игры. Поэтому для того, чтобы заметить разницу между оптической иллюзией и реальностью, вначале поместите скрипку в положение, как при игре, посмотрите вниз на гриф (см. рисунок 1) и осознанно заметьте, какова, как вам кажется, его длина.

 

Рисунок 1

 

Затем положите скрипку на фортепиано или на стол. Поместите указательные пальцы на оба конца грифа (см. рисунок 2).

 

Рисунок 2

 

Отведите руки, сохраняя при этом замеченное расстояние. Отметьте, насколько смехотворно мало расстояние на самом деле. На скрипке длина грифа составляет расстояние не более одной октавы на фортепиано, даже на альте оно не более чем расстояние между 14 нотами на фортепиано. Вид сбоку и сравнительное определение размера грифа приведут к гораздо более эффективному освобождению от страха перед переходами чем если бы это было сделано при помощи замеров мерной лентой (рулеткой).

Тем не менее, оптическая иллюзия удлиненного грифа только частично отвечает за боязнь переходов. Другая часть заключается в том, что движение пальцев также зависит от фокусировки наших глаз. Не существует инструмента, насколько я знаю, где глаза так близко связаны с движением кончиков пальцев, как это происходит на скрипке. Следовательно, (вероятно даже без осознанного представления об этом) исполнитель склонен полагаться больше на свои глаза, чем на свои уши, а переходы становятся разновидностью вертикальных скачущих движений с одного кончика пальца до другого на кажущимся бесконечным грифом.

По многим причинам особое внимание к зрительному восприятию грифа настолько мешает слуховому восприятию, что исполнитель становится не в состоянии играть с закрытыми глазами. Он так привыкает полагаться на то, что он видит, что не может полагаться на то, что слышит – прекращая при этом полностью использовать возможности внутреннего слуха.

Это особенно очевидно тогда, когда, после нескольких просьб закрыть глаза, исполнитель отвечает убежденно и зачастую возмущенно, утверждая, что «мои глаза закрыты», в то время как его глаза не только широко открыты, но и, совершенно очевидно для зрителя, полны тревожных сигналов.

Этот тип работы особенно полезен на мастер‑классах или демонстрационных лекциях, потому что исполнителю легче поверить от двадцати до двухсот очевидцам, что его глаза открыты, в то время как он сам думает, что они закрыты, чем поверить одному человеку, своему учителю. В таких случаях исполнителю советуется завязать шарф на глаза и затем попробовать снова сыграть пассаж. Абсолютно неизбежно то, что во время того, как уши могут действовать без отвлекающих факторов, переходы станут намного аккуратнее и почти всегда возникает заметное улучшение исполнения у всех…

 

Правильная работа над переходами в позиции важна с самых первых шагов. Важным фактором является удобство держания скрипки. Если скрипка удерживается только рукой, почти сразу же может возникнуть зажим большого пальца при попытке передвинуть левую руку вверх или вниз по грифу. Желательно следить за тем, чтобы корпус скрипки удерживался на плече, распределяя таким образом фиксацию между головой и рукой. Возникающее напряжение большого пальца можно заметить по тому, как расположено основание большого пальца по отношению к ладони – если между большим пальцем и ладонью нет промежутка, хотя бы минимального, т. е. палец как бы «прилипает» к ладони, то с уверенностью можно говорить о том, что палец зажат. Это, конечно же, отразится не только на исполнении переходов и пассажей, но и на все другие виды техники.

 

Date: 2015-10-21; view: 1253; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию