Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кейс: почему Тесса работала, чтобы покупать одежду, которая не работала





 

Моя главная цель состояла в том, чтобы установить связь между вещами Тессы и ее эмоциональной мотивацией на их покупку. Она думала, что мы просто просматриваем одежду и отбираем предметы для продажи, но на самом деле я искала причины ее бесконтрольных трат.

Мы рылись в одежде в поисках спусковых механизмов, которые обусловливали поведение Тессы во время шопинга. Лучший способ работы с проявлениями компульсии [3], даже если эти проявления находятся в платяном шкафу, использовать подходы, применяемые при лечении серьезных зависимостей. Нам с Тессой нужно было определить спусковые механизмы ее поведения, найти компенсирующие поведенческие модели, устранить возможности, создать план действий для чрезвычайных ситуаций, исключить способы оплаты за вещи и создать группу поддержки, которая помогала бы ей в течение самых трудных первых недель.

Итак, процесс зачистки начался с того, что мы выгрузили всю одежду на кровать. Я надеялась, что, когда Тесса увидит перед собой всю эту кучу, ей будет труднее оправдывать любые следующие приобретения. Мы разделили вещи на две части: в одну попали те, что Тесса планировала оставить, в другую – на продажу и на благотворительность.

– Тесса, ты сделала большое дело, разделив вещи на нужные и ненужные, – сказала я, когда мы закончили сортировать одежду. – Мы определили то, что нужно продать, и я думаю, что ты выручишь приличную сумму. Теперь давай попробуем создать несколько нарядов из оставшихся вещей.

Мы разделили одежду на две основные категории: верх и низ. Когда Тесса раскладывала вещи на кровати, на многих из них я увидела магазинные бирки. Я также обратила внимание на то, что немало дорогих вещей куплены со скидками. Теперь у меня было некое представление о ее неадекватном поведении.

Наблюдение 1. Тесса не приобретает вещи по необходимости. Если бы это было так, у нее были бы комплекты одежды. Она покупает импульсивно, не отдавая себе отчета в том, что уже есть в ее гардеробе. Ее вещи очень сильно разрознены между собой.

Наблюдение 2. Тесса почти не носит то, что покупает. Она относится к вещам в гардеробе скорее как к музейным экспонатам, чем к предметам одежды.

Наблюдение 3. Наконец, она часто покупает вещи со скидкой. Я предположила, что это нужно ей, чтобы сгладить чувство вины за свое мотовство. Это слишком красиво, чтобы носить

Вываливая вещи из шкафов на кровать, Тесса очень старалась скрывать магазинные бирки. Поскольку в этот день на ней были сильно поношенные широкие джинсы, мятая майка и громоздкий лифчик, я сделала вывод, что именно так она обычно и одевается.

Я спросила ее, почему она не носила эти вещи, рассчитывая получить один из обычных ответов в этом случае: я слишком толстая, я ненавижу мое тело, я не в форме, мне некуда это надевать. Но Тесса сказала, что ее отлично сшитые, классические вещи были «слишком хороши, чтобы их носить». Она боялась, что может «испортить или погубить» свои красивые наряды, и продолжала носить повседневную одежду, в которой я ее и застала.

Почему же она покупала то, что не собиралась носить? Кроме всего прочего, Тесса испытывала чувство вины за свои покупки, и то, что она не надевала вещи, которые ей так отчаянно хотелось приобрести, являлось своего рода наказанием. Она уже побаловала себя «неправильной» покупкой и не хотела продолжать баловать себя, надевая эту вещь. И как частенько бывает, каждый раз после очередной покупки Тесса клялась самой себе, что больше не будет так делать. И поэтому она копила неношеные вещи в шкафах – в случае, если когда‑нибудь ей придется прекратить покупать, у нее будет целый запас новой одежды.

Перед моим отъездом в этот день мы с Тессой просмотрели вещи, которые были «слишком красивыми, чтобы их носить», и начали классифицировать. Мы разделили всю одежду на четыре категории:

Уровень 4: Формальная Уровень 3: Выходная

Уровень 2: Офисная

Уровень 1: Для отдыха

Я попросила Тессу переместить одежду, которую она обычно помещала в более высокие категории, на уровень или два ниже. Например, если она считала выходной одеждой красивые джинсы, топ и открытые туфли, теперь этот наряд перемещался в раздел одежды для отдыха. Подобным же образом открытое платье, считавшееся формальной одеждой, понижалось до уровня выходной. Этот пересмотр мог помочь Тессе избежать ситуаций, когда она может быть одета не по случаю, и одновременно мотивировал на ношение красивых вещей. Позже мы проведем инвентаризацию Тессиного гардероба и заполним имеющиеся пробелы, чтобы она могла носить все, что есть в ее платяных шкафах. Поиск причин

Теперь нужно было определить, что же именно заставляет Тессу совершать покупки. Я попросила ее понаблюдать за собой в течение недели, не изменяя обычного поведения. Она могла по‑прежнему гулять по магазинам и покупать все, что захочется. Но теперь ей следовало подробно документировать события своей жизни, предшествующие желанию отправиться на шопинг.

Через неделю я вновь приехала к ней, чтобы изучить ее наблюдения. За пять дней Тесса ездила по магазинам три раза и записала все, что предшествовало этим поездкам.

– Когда ты уехала в прошлый раз, – сказала она, – я так гордилась собой, потому что решила избавиться от огромного количества вещей. Я подумала, что получу за них кучу денег, и поэтому решила немного побаловать себя. Следующим утром я встала пораньше и поехала в Neiman’s. В тот день у них была распродажа на Michael Kors. Ну и вот…

– О`кей, Тесса, здесь все понятно. У тебя было хорошее настроение, ты решила, что заслужила награду… Как это было во второй раз?

– Когда тем вечером я вернулась домой с покупками, я почувствовала себя слегка виноватой. Да еще и аренду нужно было платить. И поэтому я поклялась себе, что этот шопинг был последним. А потом я решила, что раз я с самого начала официально не объявила его последним, то теперь нужно сделать официальный последний шопинг. Так вот и получилась моя вторая поездка по магазинам…

– Ну, поехала ты во второй раз, и?…

– Я решила, что, поскольку это мой самый последний раз перед долгим перерывом, надо сделать его каким‑то очень особенным. Я купила эти дизайнерские туфли, о которых мечтала тысячу лет. Хорошо, что у меня был купон на скидку, а то могло бы быть значительно хуже…

– Понимаю, что хотелось как‑то отметить особый случай, но ведь дело этим не кончилось?

– Да, но в самый последний раз я была ни при чем. Коллега по работе захотела отметить свой день рождения и предложила мне отправиться на шопинг вместе. Она так радовалась, что я была не в силах ей отказать. Я увидела в Zara два чудесных платья, которые должны были отлично подойти к моим новым туфлям, а потом поняла, что для этого мне нужен еще и ремешок, и отправилась за ним в Saks. Но там я заметила отличные кожаные брюки и решила, что мне нужны такие и что это будет намного практичнее, чем просто ремень.

– Тесса, а что ты отметила в своем дневнике в качестве побуждающего фактора для покупок?

Она ответила, что отправляется за покупками, если у нее плохое или, наоборот, очень хорошее настроение и что покупки доставляют ей больше удовольствия, когда она покупает дорогие вещи со скидкой.

 

Эмоциональные взлеты и падения

Все слышали про эмоциональную еду. Существует и эмоциональный шопинг. Если соблюдать умеренность, ни то, ни другое не причинит значительного вреда, но если предаваться излишествам, последствия будут печальными в обоих случаях. Такие действия лишь временно улучшают настроение, отвлекают от анализа действительных причин тех или иных эмоциональных проявлений и могут негативно отражаться на многих аспектах нашей жизни. Я уж не говорю о последствиях в виде стыда и чувства вины! Это замкнутый цикл. Мы покупаем, чтобы улучшить настроение, – оно ненадолго улучшается. Потом нам становится стыдно, и мы снова покупаем, чтобы смягчить этот стыд и почувствовать себя немного лучше.

Общественный опыт, доступность, легкость и стимулирующие сигналы внешней среды делают наш шопинг все более заманчивым. Покупают все. Это массовое мероприятие. Иногда мы ходим по магазинам в одиночестве, в окружении таких же покупателей, иногда с партнером. И когда мы идем в магазин с кем‑нибудь, то, как правило, покупаем больше, чем первоначально планировали. Само по себе покупательское безумие Тессы было всего лишь поверхностным явлением. Более глубокие причины ее мотовства еще предстояло идентифицировать, чтобы исправить ситуацию. Очень часто наш эмоциональный опыт представляет собой либо бурю чувств, либо, наоборот, полное опустошение. Когда я изучила дневник покупок Тессы, мне стало понятно, что она испытывала обе эти эмоции.

«Когда я радуюсь, что мне удалось сделать что‑то особенно хорошо или просто произошло что‑то хорошее, мне хочется поддержать и усилить это ощущение, и шопинг очень помогает». Если у Тессы было хорошее настроение, ей хотелось поднять его еще больше с помощью своего верного друга – магазинной тележки.

«Когда я чем‑то расстроена, все наоборот. Очень грустно, и я хочу улучшить свое настроение покупками. Мне становится немного лучше, но этого недостаточно, и я продолжаю покупать». Когда Тесса ощущает печальную пустоту, она пытается ненадолго заполнить ее с помощью платьев, обуви и украшений.

Тесса также обратила внимание на то, что ее гардероб был очень разрознен. Она совершала свой выбор в различных эмоциональных состояниях, и вещи просто не подходили друг к другу. Когда Тесса надевала что‑то из этих разрозненных элементов гардероба, ей сразу вспоминались неприятные обстоятельства их приобретения, и именно поэтому одежда оставалась неношеной.

Слушая ее рассказ об эмоциональных взлетах и падениях, я представляла себе график с пиками и провалами. Когда Тесса была в плохом настроении и ее кривая уходила вниз, под линию, которую можно было считать ее нормальным поведением, она старалась вернуть ее на место с помощью покупок. Когда она радовалась чему‑либо, покупки еще больше подталкивали кривую к пиковым значениям. Тесса не замечала, что такие подъемы длились не очень долго и после пикового периода она чувствовала себя значительно хуже. Стыд за лишние траты плохо действует на психику.

Выгодная покупка

Почти каждую неделю Тесса рыскала по магазинам в поисках распродаж. К сожалению, само по себе наличие скидки не должно быть основанием для покупки. Тесса возвращалась домой с мешками одежды, в которых были несколько экземпляров одной и той же вещи, ненужные аксессуары и предметы, совершенно не соответствующие остальным элементам ее гардероба.

На вопрос, зачем она все это покупала, Тесса ответила: «Приходилось – была такая хорошая скидка!» В этом нужно было разобраться поглубже. После долгого обсуждения я смогла объяснить, что ей было легче покупать вещи с этикеткой «распродажа». В этом случае ей было не так стыдно и неприятно разбираться со своими долгами после шопинга. Но распродажи имеют смысл только тогда, когда позволяют нам сэкономить, что подразумевает покупку только тех вещей, которые нам действительно нужны. С Тессой – другой случай.

 

 

...

Распродажи имеют смысл лишь тогда, когда позволяют нам сэкономить. А это подразумевает покупку только тех вещей, которые нам действительно нужны.

 

Расстаться с этой привычкой непросто, поскольку на распродажах всегда можно сделать выгодные покупки. Каждый раз, когда Тесса искала какую‑либо вещь по сниженной цене, она находила ее, и это служило оправданием для приобретения совершенно ненужных предметов. Она была не способна оценить отложенные негативные последствия такого поведения. Сумма, потраченная на ненужные вещи на распродаже, может равняться стоимости действительно нужных вещей без учета скидок.

Разомкнуть цикл

В наши дни покупки стали легким и приятным занятием. Трехнедельные путешествия за мешком сахара, лентами и булавками в повозке, запряженной лошадью, остались в прошлом. Мы можем совершать покупки не выходя из дома или прямо по соседству. А реклама по телевидению, в журналах и Интернете, многочисленные промоакции, купоны и прочие тому подобные предложения заставляют нас думать о покупках, даже когда мы этого не хотим. Нам кажется безумием отказываться от всех этих замечательных возможностей, которые предлагает нам мир вещей.

– Тесса, ты понимаешь, что вокруг тебя столько соблазнов купить что‑то? – заметила я. – Неудивительно, что остановиться и удержаться так трудно!

Я объяснила ей, что если она действительно хочет меняться, то должна меняться и ее окружающая среда. Мы обсудили разницу между разумными переменами и теми, которые неминуемо приведут к неудачам в будущем.

После того как Тессе стала понятна связь между ее покупками и эмоциональными состояниями, она подготовила план действий на случай кризисной ситуации. Его суть состояла в том, чтобы найти действенные замены шопингу, которые не будут разорительны для ее бюджета, а, напротив, будут способствовать долговременным положительным результатам.

Тесса сообщила друзьям и родственникам, что она строго ограничивает свои покупки. Она будет рада участвовать в шопинге вместе с ними, но не сможет ничего покупать, пока не избавится от своей непреодолимой тяги к приобретениям и не приведет в порядок свой бюджет. Поэтому во время походов по магазинам она будет оставлять кошелек в машине.

Тесса согласилась составить свой месячный бюджет таким образом, чтобы у нее оставалась небольшая сумма денег на покупку вещей. Я хотела избавить ее от тяги к покупкам, но полный запрет мог привести ее к срыву.

В то же время ей можно было делать безопасные покупки в моменты, когда было необходимо что‑то приобрести. Это метод, который позволяет смягчить навязчивое желание покупать. Тесса составила список вещей, которые ей хотелось, с ценами и прочей необходимой информацией. Через неделю она могла снова заглянуть в этот список, чтобы обнаружить, что ее горячее желание обладать ими исчезло. Как любительница моды, Тесса выписывала множество журналов и посещала интернет‑сайты, посвященные моде. Просто отмечая понравившиеся ей модели и составляя списки, она имитировала процесс их поиска и приобретения и таким образом могла побеждать свою нездоровую тягу к покупкам.

Кроме того, Тесса получила ограничение на участие в распродажах до тех пор, пока мы не приведем в порядок ее шкафы и не избавимся от лишних вещей. Он должна была избегать посещения магазинов, где проходили акции, и проинформировала своих друзей и родственников, что ей запрещено покупать что‑либо со скидками. Чтобы помочь справиться с ее зависимостью, я попросила Тессу посчитать месячный расход на покупки на распродажах, с указанием количества раз, которые эти вещи надевались. Таким образом, она могла посчитать среднюю сумму, затраченную на одну носку. Например, если она потратила на платье 80 долларов и надевала его два раза, средняя стоимость одной носки составляет 40 долларов. А если она надевала его двадцать раз, этот же показатель будет составлять всего 4 доллара. Для Тессы с ее шкафами, полными вещей с магазинными этикетками, такой расчет явился полным откровением.

 

 

...

Отмечая в журнале мод понравившиеся модели и составляя списки, можно имитировать процесс их поиска и приобретения, побеждая таким образом свою нездоровую тягу к покупкам.

 

На составление дневника, информирование друзей и знакомых об изменениях, подготовку бюджета и безопасные покупки понадобился месяц. После этого Тесса сообщила, что способна контролировать себя.

«Я все еще ощущаю потребность делать покупки, но теперь у меня есть альтернативные способы почувствовать себя так же, как при шопинге. Так хорошо по‑настоящему испытывать собственные чувства, а не пытаться подавить их. Когда мне хорошо – мне хорошо, когда я чем‑то опечалена – я печальна».

Нет ничего плохого в том, чтобы покупать одежду для улучшения настроения. Новый красивый наряд способен сделать это – я уверена. Однако очень плохо, когда неодушевленный предмет замещает подлинное выражение чувств, встает на пути необходимого конфликта и препятствует его правильному разрешению.

Благодаря ограничениям на покупки на распродажах у Тессы к концу каждого месяца накапливались свободные деньги, чтобы делать сбережения, приглашать в гости друзей или ходить с ними в рестораны и совершать путешествия, которые она так любила. Когда она смогла увидеть выгоды от совершения только действительно необходимых покупок, ограничения на распродажи были отменены. Я с радостью могу сообщить, что теперь Тесса не летит сломя голову на край света, чтобы быть первой на ликвидации какой‑нибудь коллекции. Она даже научилась не глядя отправлять в мусорное ведро извещения о распродажах, которые приходят к ней по почте.

Получить поддержку от окружающих в стремлении побороть дурные покупательские привычки и неумение правильно выбирать одежду оказалось критически важным для Тессы. Эти изменения не произошли мгновенно, они потребовали много времени и усилий. Но результат, выразившийся в гардеробе, состоящем из хорошо подобранных друг к другу предметов, оказал на Тессу положительное и вдохновляющее действие.

После нашего упражнения по полному пересмотру гардероба Тесса, подобно Дороти из «Волшебника страны Оз», обнаружила, что у нее есть все, что ей нужно. Ей больше не нужно мчаться в торговый центр за чем‑то еще – в ее шкафах много нарядных вещей. Нужно было просто научиться их носить. И еще она поняла, что эмоции, которые она хотела найти вовне, находятся внутри ее – и за них не надо ничего платить.

 

Date: 2015-10-21; view: 266; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию