Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава перваяСтр 1 из 14Следующая ⇒
Открытая христианская библиотека Д. СТОТТ Я ВЕРЮ В СИЛУ БЛАГОВЕСТИЯ ИСКУССТВО ДУХОВНОГО КРАСНОРЕЧИЯ ПРЕДИСЛОВИЕ Цель данной серии, выходящей под общим заголовком «Я верю, состоит в том, чтобы по-новому, с истинно библейской точки зрения взглянуть на некоторые важные аспекты христианской веры и жизни, - те аспекты, которые в наше время либо вовсе не замечают, либо умаляют их значение. И, пожалуй, больше всего в этом новом взгляде нуждается проповедь. В современном мире уровень проповедования оставляет желать лучшего. Больших проповедников немного. Многие представители духовенства, по-видимому, уже не верят в проповедь, как эффективный способ благовестия, могущий изменить жизнь. Наступило время игрушечных проповедей, рождающих игрушечных христиан. Неопределенность, царящая сегодня вокруг благовествования и миссии Церкви, во многом обусловлена поколением проповедников, утративших веру в Слово Божие и более не стремящихся к его глубокому изучению и нелицеприятному возвещению. Джон Стот - один из немногих больших проповедников современной Англии. Он пишет, много путешествует, и потому особенно приятно, что он счел нужным написать эту книгу, которая внесет весомый вклад в трактовку данной проблемы. Проповедник, убедительно пишущий о проповеди, - таков ее замысел и содержание. Достаточно взглянуть на оглавление, чтобы по достоинству оценить глубину и размах этой замечательной книги. Свидетельствуя о славном наследии проповеднического служения и благотворном воздействии проповеди на протяжении веков, автор поражает широтой и глубиной своего собственного прочтения данной проблемы. Он смело встречает возможные возражения, обоснованно вдохновляет на проповедь, доказывая, что в своем служении проповедник всегда должен опираться на Библию и современную ему действительность. Главы, посвященные изучению Писания и эффективной подготовке к проповеди, полны мудрости и полезных советов; они вдохновляют проповедников и одновременно как бы бросают вызов их мастерству. Однако одной эрудиции мало. Проповедник должен жить своим благовестием, смиренно и трепетно давая Святому Духу возможность действовать в нем и уповая на то, что силою Духа его проповедь сможет изменить жизнь тех, кто ему внимает. «Для христианства проповедь необходима», таковы вступительные слова этой книги, адекватно резюмирующие ее основную тему. Да, с этим нельзя не согласиться. Зная и глубоко чувствуя истину, ощутив ее силу во время своих многочисленных путешествий, Джон Стот создал книгу, которая, как хорошая проповедь, обращена к уму и сердцу человека, а через них - к его воле. Она вдохновляет проповедников и зовет их всем сердцем отдаться своему призванию, указывая заблудшему миру Божий путь спасения. Нет призвания более высокого, чем это. Сегодня мы являемся свидетелями того, как во многих странах мира в жизни христианской Церкви происходит значительное духовное возрастание. И как раз сегодня необходимо возрождение доверительной, умной актуальной библейской проповеди, которая способствовала бы этому возрастанию, Созидая духовно зрелых учеников Иисуса Христа. И если есть книга, способная содействовать такому возрождению, - то она перед вами. Майкл Грин 1981 год ПРЕДИСЛОВИЕ Проповедовать другим проповедникам о проповеди - дело опрометчивое и безрассудное для каждого проповедника, и посему я не претендую на какие-либо особые познания в этой области. Напротив, должен признаться, что нередко, находясь на кафедре, я переживаю «коммуникативный крах»: чувствуя, как благовестие пылает во мне, я, тем не менее, не могу передать другим свои мысли, не говоря уже о чувствах. Почти всегда я покидаю кафедру с ощущением частичного провала и покаяния; я молю Бога о прощении и о том, чтобы в будущем Он помог мне лучше совершить мое служение. В то же время должен сознаться, что по причинам, которые выявятся в последующих главах, я глубоко убежден в крайней необходимости проповеднического служения, совершаемого как в миссионерских целях, так и в целях здорового духовного возрастания Церкви. Современная ситуация в большей степени препятствует такому служению, однако от этого оно не становится менее необходимым. О проповеди написано бесчисленное множество книг; я сам прочел около сотни изданий, посвященных гомилетике, искусству общения и другим родственным темам. Оправдано ли в таком случае появление еще одной книги? Мне кажется, что ее отличительная черта состоит в том, что в процессе написания я пытался собрать воедино несколько дополнительных аспектов по данной теме, на которые нередко не обращают внимания. Надеюсь, что ознакомившись со вступительным историческим обзором проповеднического служения, читатель проникнется его духовной красотой, которая поможет ему смело и честно рассмотреть сегодняшние проблемы проповедования, изложенные во второй главе. В пятой и шестой главах я даю практические советы, касающиеся изучения Библии и современного мира, а также непосредственной подготовки к проповеди, однако в них я почти ничего не говорю о подаче материала, красноречии и жестикуляции. Отчасти это объясняется тем, что с моей точки зрения такие вещи лучше всего постигать на практике, находясь в «ученичестве» у опытного проповедника, а также методом проб и ошибок и посредством дружеской критики. Однако в большей степени это обусловлено желанием сохранить первозначность определенных моментов проповеднического служения, а также верой в то, что наиболее важные тайны проповедования в значительной степени сокрыты не во внешней технической стороне, а в личности проповедника и уровне его богословия. Поэтому третья глава посвящена богословским основаниям проповеди, а седьмая и восьмая - искренности, серьезности, мужеству и смирению, тоесть тем чертам характера, которые необходимы проповеднику. Кроме того, исходя из собственного немалого опыта и убеждений, я говорю о проповеди, как о наведении моста между Библией и современностью (четвертая глава). Истинная проповедь преодолевает пропасть между миром Библии и современным миром и посему она в равной мере должна корениться в них обоих. Каждому проповеднику знакомо мучительное чувство несоответствия между исповедуемым идеалом и реальностью. Кому-то броситься в глаза не только обилие цитат, но и тот факт, что большинство из них принадлежит авторам прошлого века, весьма далекого от нашей сегодняшней ситуации. Что касается цитат в целом, то здесь я просто хотел поделиться с коллегами результатами всего, прочитанного мною по этой теме. Несмотря на то, что я писал искренне и свободно, основываясь на своем собственном опыте, ограничиваться собой в данном случае было бы слишком самонадеянно. Проповедническое служение имеет цельную церковную традицию, охватывающую около двенадцати столетий. Мы можем очень многому научиться у великих проповедников прошлого, чье служение несет на себе несомненную печать божественного благословения. Мне кажется, что отличие нашей жизни от их времени не является основанием для того, чтобы не разделять их идеалов. Кто-то, вероятно, решит, что я, так или иначе, но придерживаюсь слишком возвышенного слога, почти не учитывая тех проблем, с которыми большинству духовенства сегодняприходится сталкиваться в его работе. Работы хватает, а заработок невелик. К тому же сказывается интеллектуальное, социальное, нравственное и духовное давление, о котором наши предки и не подозревали. Моральное состояние духовенства на невысоком уровне. Многие страдают от одиночества и уныния. У одних на попечении по несколько деревенских общин (я вспоминаю одного пресвитера из Южной Индии, у которого их целых тридцать и лишь один велосипед, не котором он совершает объезды), другие совершают свое нелегкое служение в запущенных и заброшенных городских кварталах, где в общине почти никого, а среди тех немногих нет лидера. Быть может, говоря об изучении культурного наследия и подготовке к проповеди, я задал слишком высокие нормы, которые, скорее, подходят к давно существующей городской или пригородной церкви и вовсе не годятся там, где церковь только зарождается? Не спорю, мой опыт в значительной мере ограничен служением в лондонской церкви Всех святых и в других таких же церквах; работая над этой книгой, я прежде всего имел в виду их. Однако это вовсе не значит, что я не учитывал других ситуаций. Я верю, что духовные нормы, о которых я писал, повсюду обладают непререкаемой истиной, однако, несомненно и то, что их надо сообразовывать с каждой конкретной ситуацией. Обращается ли проповедник к многочисленному собранию современной городской церкви, всходит ли он на старую кафедру какой-нибудь заброшенной церкви где-то в Европе, ютится ли он с горстью единоверцев в заброшенном, полуразвалившемся здании, давно ни на что не годном, говорит ли толпе крестьян, собравшихся в лачуге где-то в Латинской Америке или в лесу Африки, или же просто сидит в доме, окруженный небольшой группой слушателей, - несмотря на все разнообразие перечисленных ситуаций очень многое остается неизменным. Неизменно Слово Божие, неизменны по своей природе люди, неизменен проповедник, который может ошибаться, но который призван все тем же живым Богом к изучению Слова и мира, дабы честно, убедительно, мужественно и кротко связать одно с другим. Сегодня самым разным людям все больше открывается возможность проповедования. Работая над этой книгой, я прежде всего имел в виду штатных, т. е. профессиональных пасторов, однако я нисколько не сомневаюсь в правомочности и полезности совместного служения нескольких пасторов, их помощников и непрофессиональных проповедников, которые могут входить в одну группу. Кроме того, обращаясь к проповедникам, я не забыл о тех, кто им внимает. Почти в каждой церкви можно только приветствовать более тесные и сердечные отношения между пасторами и собранием, проповедниками и слушателями. Необходимо глубокое сотрудничество в подготовке проповедей и большая степень искренности в их оценке. Ожидая более современных, библейских проповедей, освобождая своих пасторов от управления общинными делами (дабы они имели больше времени для самообразования и подготовки), выражая им одобрение и поддержку, обычная христианская община может в гораздо большей степени влиять на уровень проповедования, нежели принято думать. И в завершение я хочу поблагодарить тех, кто помог мне в работе над этой книгой. Прежде всего это относиться к преподобному Э. Нэшу, который указал мне путь ко Христу в пору моего семнадцатилетия, духовно вскормил меня, всегда обо мне молился, развил во мне тягу к Слову Божию и пробудил первую радость от толкования этого Слова. Я благодарю также многотерпеливую общину церкви Всех святых: она служила как бы наковальней, на которой я выковал свое проповедническое мастерство; я благодарю общинное братство, окружившее меня любовью, поддержкой и молитвами. Вместе с ними я благодарю Майкла Бафина, который в 1970 году стал викарием нашей церкви, в 1975 сменил меня на моем посту, но дал мне возможность оставаться в пасторской группе и продолжать проповедническое служение. Я выражаю особую благодарность Френсис Уайтхед; в этом месяце исполнилось двадцать пять лет, как она работает моим секретарем; ее трудолюбие и знание дела общеизвестны: она старательно расшифровывала те каракули, в которые превращалсямой почерк, когда на меня нисходило небесное вдохновение. К настоящему времени она одна (или с кем-либо еще) отпечатала около двадцати книг. Я благодарю Тэда Шредера, родившегося в Новой Зеландии и ныне совершающего свое служение в Соединенных Штатах. Своим четырехлетним служением в нашей церкви он призывал меня нести Евангелие современному миру. Я благодарю пасторов всех шести континентов, с которыми мне довелось встречаться на конференциях, семинарах и кружках. посвященных анализу проповеднического служения; я благодарю студентов Евангелической богословской школы, семинара Гордона-Конуэлла, богословской семинарии Фуллера и Богословского студенческого общества, - всех тех, кто слушал мои лекции по этой теме и вдохновлял меня к работе своими вопросами. Я благодарен Рою Макклафри, Тому Куперу и Марку Лэббертону, которые помогали мне в свободное от основных занятий время; особенно я благодарен Марку, который помимо всего прочего трижды прочел рукопись этой книги и сделал полезные замечания не только с точки зрения студента-богослова. Я благодарю моих друзей Дика и Розмари Берд, которые в течение многих лет вместе со мной ездили на мою летнюю дачу и там самоотверженно создавали все условия для того, чтобы я мог спокойно и сосредоточенно работать. Я благодарен всем тем, кто в процессе моей работы над книгой ответил на мои вопросы: прежде всего это касается епископа Лесли Ньюбигина, профессора Джеймса Стюарта, Малькольма Маггериджа, Иэна Мюррея, Ли Сэмьюэля, Оливера Беркли, а также епископов Джона Рэйда и Тимоти Дадли-Смита. Кроме того, хочу особо поблагодарить Оза Гиннеса. Эндрю Кирка, Майкла Бафина и Роба Уорнера за то, что она нашли время прочесть книгу в рукописи и сделать свои замечания. Несмотря на приступ бронхита, ее прочел и Майкл Грин, издатель серии «Я верю»; ему, помимо всего прочего, я благодарен за его великодушное предисловие, написанное к этой книге. Джон Стотт Пасха, 1981 год ГЛАВА ПЕРВАЯ Date: 2015-10-21; view: 290; Нарушение авторских прав |