Объем (?)
|
1. Классическая история – всегда глобальная история, т.е. всемирная (напр., марксистская теория).
| 1. Неклассическая история – всегда локальная история (напр., «История безумия в классическую эпоху» Фуко)
|
Субъект
|
2. Его намерения, желания, страсти выражаются в истории. Субъектом может быть что угодно (творящий дух, пролетариат). Главный вопрос: что сказано в том, что сказано, и кем сказано, с какой целью.
| 2. Это функция дискурса (автор в литературном дискурсе – специфический элемент). Вопросы: как субъект появляется в дискурсе, какие функции выполняет, какое занимает место
|
|
3. В истории есть внутреннее (сущность, основание, ядро) и внешнее (поверхность выражения). Внешнее всегда отсылает к внутреннему («За внешним дискурсом всегда слышна болтовня изначального» Фуко).
| 3. В истории все лежит на поверхности. Вопросы, которые нужно задавать: Каковы способы существования этого дискурса, откуда он был произнесен, каким образом он может образовываться, что может его себе присваивать. Главный вопрос: почему высказывания возникают именно здесь и почему исключаются другие высказывания?
|
Основной принцип
|
4. Принцип непрерывности истории.
| 4. Принцип катастрофичности, прерывности. Одна структура рушится – на ее место другая (Соссюр – структурная лингвистика).
|
|
5. История выводится из 1го основания, начала. Глобальная история собирает все феномены вокруг единого центра. Этот центр рассматривается как объективное основание истории.
| 5. Игра оснований и начал, где отдельные начала – лишь метки исследовательского поля. Локальная история разворачивается в виде рассеивания по рядам высказываний.
|
Схема построения (?)
|
6. Всегда идет линейная схема построения истории по принципу нарастания какого-то качества (развития морали, духовных свойств).
| 6. Идет создание матриц. Возникает множественность страт, потребность в членении.
|
Отношение к языку (?)
|
7. Язык рассматривается всего лишь как способ творческого оформления чувственного материала. Дискурс лишается реальности, она затушевывается.
| 7. Дискурс – единственная реальность. Мы имеем дело только с дискурсом. А он всегда связан с властью и желанием (историк всегда имеет дело с дискурсом или языком).
|