Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
февраля. 1712по указу Петра I основан Тульский оружейный завод
1712 по указу Петра I основан Тульский оружейный завод. Он стал первым государственным оружейным заводом в России, а Тула - оружейной столицей страны. 1714 Пётр I издаёт указ, запрещающий присваивать офицерские звания дворянам, не служившим рядовыми в гвардейских полках. Февраля 1732 В Петербурге открылся первый Кадетский корпус - военно-учебное заведение с полным пансионом для подготовки молодежи к военной карьере.
Ответы эксперта
В прошлом номере «Русского гражданина» мы предложили нашим читателям задать вопросы эксперту РГД, руководителю Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раису Сулейманову. Темой вопросов было положение русского населения в национальных республиках РФ. Всего от наших читателей мы получили более 70 писем с вопросами, и в этом номере публикуем первую часть ответов эксперта. Р.Г. - «Русский гражданин», Р.С. – Раис Сулейманов. Р.Г.: Что Вы думаете об идее преобразования Татарстана в Казанскую губернию, о чем на пресс-конференции 20 декабря 2012 года спрашивала Владимира Путина журналистка из Татарстана? После пресс-конференции многие националистические антироссийские СМИ в ряде республик РФ запестрели заголовками типа «Путин разъяснил, что в России не будут упразднены национальные республики». Р.С.: Если внимательно проанализировать речь Президента на пресс-конференции, то становится понятно, что из неё вовсе не следует, что «в России не будут упразднены национальные республики». Владимир Владимирович Путин ясно дал понять, что такая возможность существует. Но из его слов следует, что прежде, чем принимать подобные решения, следует поинтересоваться мнением самих национальных республик. Говоря на пресс-конференции о том, что в Российской Империи не было деления на национально-территориальные образования, а были губернии, Президент акцентировал внимание на том, что «это функционировало неплохо», имея в виду подобную «губернскую» систему административно-территориального деления страны.
Р.Г.:. Вы считаете, что ликвидация Республики Татарстан произойдёт путём присоединения к другому субъекту Федерации? Р.С.: На мой взгляд, это наиболее вероятный и наиболее приемлемый, разумный путь упразднения Республики Татарстан. Менее вероятен другой способ: разделение территории республики на два или более субъектов Федерации, как уже было при Иосифе Сталине. 8 мая 1952 года на территории Татарской АССР были образованы 2 области: Казанская и Чистопольская. 21 февраля 1953 года была создана еще одна - Бугульминская область. Таким образом, в истории Татарстана уже был опыт переформатирования республики. Однако продлилось это недолго: после смерти Сталина к власти пришёл Никита Хрущёв, который вновь воссоздал Татарскую АССР, отменив областное деление. Однако повторю: наиболее вероятным путём упразднения Республики Татарстан, по которому может пойти федеральный центр, будет объединение с другим субъектом Федерации, подобно тому, как это было сделано с Коми-Пермяцким автономным округом. Владимир Путин на пресс-конференции 20 декабря 2012 года ни слова не сказал о том, что подобное в будущем невозможно.
Р.Г.: Более того Президент сказал, что в некоторых случаях укрупнение субъектов федерации имеет смысл с социально-экономической точки зрения, поскольку подобное укрупнение позволяет регионам (как считает Президент) быть «в состоянии отвечать на вызовы времени». Р.С.: И эти слова означают, что глава государства вовсе не считает невозможным в будущем укрупнение тех или иных регионов. А ведь случай с объединением Коми-Пермяцкого автономного округа – не единственный. В 2003-2008 гг. в результате объединения (по сути – включения «национальных» субъектов в состав краёв и областей) число субъектов РФ сократилось с 89 до 83; прекратили самостоятельное существование 6 субъектов федерации; три области были укрупнены и превращены в края. Слова Путина, высказанные им 20 декабря 2012 года, звучат полностью в унисон с его статьёй «Россия: национальный вопрос». О критическом отношении Президента к существованию в структуре федерации «государств в государстве», созданных по этническому признаку, свидетельствует следующий абзац из его статьи: «Продекларировав 20 лет назад суверенитет, тогдашние депутаты РСФСР в запале борьбы с «союзным центром» запустили процесс строительства «национальных государств», причем даже внутри самой Российской Федерации». Обратите внимание: словосочетание «национальные государства» в этой фразе взяты в кавычки, что прямо говорит о негативном отношении Путина к существованию этих квазигосударственных образований на территории России. Вспоминается публикация одного татарского национал-сепаратиста, в котором автор усматривает желание Президента «перекроить страну» в будущем путём ликвидации национальных республик, основываясь именно на том, что в статье «Россия: национальный вопрос» словосочетание «национальные государства» взято в кавычки.
Р.Г.: В ноябре 2012 года в медиа-пространстве активно обсуждалась инициатива ректора Дагестанского института экономики и политики Абдул-Насира Дибирова по смене наименования нацреспублик с этнического на географическое. В частности, учёный предлагал Татарстан переименовать - в Казанскую, а Башкирию - в Уфимскую Республику. Дибиров привёл в качестве отрицательного примера ситуацию в Татарстане, вот его слова: «В Татарстане проживает 53% казанских татар, при этом 47% жителей - не татары. Получается, что эти 47% - второсортные люди, проживающие там на правах гостей». Как Вы прокомментируете слова Абдул-Насира Дибирова? Р.С.: Я полностью согласен со словами дагестанского учёного о том, что представители «нетитульных» народов в Татарстане фактически испытывают на себе дискриминацию. Тогда в ноябре Дибиров сказал также, что в национальных республиках «народы, которые не являются титульными, находятся в приниженном состоянии». Однако я не согласен с оценкой численности казанских татар в Республике Татарстан в 53%. Дело в том, что властями Татарстана в состав татарского этноса фактически насильно включены кряшены (родственный татарам православный тюркский народ). Что касается инициативы о переименовании нацреспублик по географическому признаку – это половинчатая мера. Простым переименованием сепаратизм не победить. Для укрепления российской государственности более оптимально будет унифицировать административно-территориальное деление Российской Федерации, чтобы были только области и края, либо даже только области. По моему мнению, никаких республик быть не должно. Поэтому мне более импонирует предложение представителя Чечни в Государственной Думе – депутата Магомеда Вахаева, который в интервью газете «Известия» выступил с предложением возврата к дореволюционному губернскому административно-территориальному делению.
Р.Г.: Владимир Путин, говоря об укрупнении регионов, сделал немаловажное уточнение – по его мнению, «это не должно быть направлено на решение национальных вопросов». Вам не кажется, что уточнение фактически ставит крест на идее ликвидации национальных республик? Р.С.: Вовсе нет! Этими словами главой государства всего лишь задан формальный критерий, по которому должна проходить ликвидация национальных республик – это не должно связываться с «национальным вопросом». Я уверен, что когда федеральный центр примет решение об упразднении Татарстана, то это будет происходить в форме укрупнения субъекта – путём объединения с соседними областями. При этом подобное укрупнение и образование Казанского края будет объясняться именно социально-экономическими причинами, и формально никак не будет связываться с «национальным вопросом».
Р.Г: То есть Вы считаете, что в современных условиях вполне вероятна реализация идеи о ликвидации национальных республик в Российской Федерации? Р.С.: Давайте говорить честно: если называть вещи своими именами, то национальные республики в составе страны – это потенциальные очаги сепаратизма, с помощью которого внешние силы и внутренние враги вновь и вновь будут пытаться раскалывать единое государство. Наличие в составе государства регионов, выделенных по этническому принципу, всегда чревато возникновением подобных очагов напряжённости. Любую национальную республику внешние враги России рассматривают как «полуфабрикат» для создания очередного «независимого государства». В Советском Союзе была сознательно создана государственность того или иного этноса (этносов) в составе союзного государства, в т.ч. и в виде автономных республик на территории Российской Федерации. Союзные республики ещё и получили собственные конституции, право устанавливать свои государственные языки и другие привилегии. К чему это привело? На протяжении десятилетий в союзных республиках и большинстве автономных республик русские и представители других «нетитульных» этносов фактически выдавливались из государственных органов власти. Во многом именно административно-территориальное деление страны по национальному признаку было причиной того, что за счёт условно «русских» областей национальные окраины получали приоритетное развитие. Пока союзный центр был сильным, все эти проблемы были незаметны. Однако, когда центральная власть ослабла, «национальная карта» стала одной из причин, которые способствовали распаду СССР. Очевидно, что когда были созданы национальные республики, под советскую государственность была заложена самая настоящая «мина замедленного действия». И эта «мина» сработала при ослаблении центральной власти. В результате при распаде Советского Союза пролились реки крови: достаточно вспомнить вооружённые конфликты в Абхазии и Южной Осетии, карабахский и приднестровский конфликты.
Р.Г.: Печальная судьба Югославии также продемонстрировала нам пагубность построения государства по этническому признаку… Р.С.: Совершенно верно. Югославия - это «СССР в миниатюре», внутреннее устройство этой страны также было построено по национально-территориальному признаку. Соединённые Штаты и их европейские союзники легко уничтожили это государство, также пролились реки крови. России вынуждена будет пойти по пути перехода к административно-территориальному устройству, если не хочет повторить судьбу Югославию. Иначе страну нашу ждут реки крови и слёз, новые вооружённые конфликты, подобные косовскому, карабахскому и приднестровскому. Очевидно, что если будет продолжена проводимая Президентом Путиным политика, направленная на превращение России в сильное государство, способное отвечать на вызовы внешних супостатов (надеюсь, что такая политика будет продолжена), то рано или поздно национальные республики в составе страны будут ликвидированы. Наличие национальных республик в составе федерации ослабляют возможности государства в противодействии внешним угрозам, и усиливают позиции геополитических противников России внутри нашей страны.
Р.Г.: Вы считаете, что в ближайшее время государством будет взят курс на ликвидацию национальных республик? По Вашему мнению, какой субъект федерации – первый кандидат на ликвидацию? Республика Татарстан? Р.С.: Демонтаж созданных по этническому признаку субъектов федерации – это вопрос будущего Российского государства. Однако это не произойдёт в одночасье. В ближайшей перспективе ликвидации национальных республик в РФ ожидать не стоит. Вспомним, на пресс-конференции 20 декабря 2012 года, говоря о возможности «переформатирования» регионов путём укрупнения, глава государства подчеркнул, что «это очень чувствительная сфера, и здесь нельзя действовать как слон в посудной лавке». Тем не менее, переход к административно-территориальному делению возможен. Процесс ликвидации национальных республик растянется на многие годы, и официально (как дал понять Президент) это никак не будет связано с национальным вопросом. Поэтому в ближайшей перспективе не стоит ждать упразднения Республики Татарстан. Сегодня выполнить эту задачу федеральному центру будет весьма затруднительно, поскольку ликвидации республики будет противодействовать действующая в республике «этническая фронда» в лице шаймиевского клана. К сожалению, президент Татарстана Рустем Минниханов по объективным причинам пока не смог в значительной степени ослабить влияние «клана Минтимера Шаймиева». Используя свои властные ресурсы, антироссийская «этническая фронда» может спровоцировать межнациональный конфликт в Татарстане. И Президент Путин прекрасно осознаёт это. Глава государства в своей речи на недавней пресс-конференции ясно дал понять: «Меньше всего нам нужно напряжение в этой сфере», имея в виду сферу межнациональных отношений. У местной этнической фронды большой опыт в деле использования татарских национал-сепаратистов для организации различных провокаций против «русских оккупантов». В 1990-е годы республиканскими властями на антироссийские митинги «за суверенитет Татарстана» в центр Казани неоднократно организованно свозилась массовка со всей республики. Вообще, эпоха «суверенного Татарстана» началась с того, что актив татарских националистических антироссийских организаций в конце 1980-х в Казани и Набережных Челнах фактически был сформирован из числа «национально ориентированных» членов КПСС и комсомольцев, и в своих антироссийских и русофобских акциях фактически направлялся Татарским обкомом КПСС во главе с Минтимером Шаймиевым. В годы правления Ельцина местные национал-сепаратисты при поддержке республиканских властей выступали за создание независимого от России татарского государства. Именно благодаря деятельности национал-сепаратистов, шаймиевскому клану в те времена удавалось успешно шантажировать Московский Кремль и выторговывать преференции у федерального центра. Однако конец всему этому положил Путин с его «вертикалью власти».
Р.Г.: Бытует мнение о том, что ликвидация национальных республик идёт вразрез в интересами населяющих Россию нерусских этносов… Р.С. Это ошибочное мнение. Начнём с того, что превращение республик в области или губернии не отменяет существования этносов. В результате подобного «переформатирования» национальных республик пострадает лишь небольшая кучка людей – этнократические элиты, правящие в созданных по этническому признаку квазигосударственных образованиях. Ликвидация национальных республик никаким образом не скажется отрицательно на положении нерусских народов России. Интересы этнической фронды, русофобски настроенной национальной интеллигенции в республиках и маргинальных групп населения, одурманенных идеями «борьбы с русскими оккупантами», не идут ни в какое сравнение с интересами населяющих Россию народов, с интересами большинства населения страны. Если называть вещи своими словами, то мы вынуждены будем признать, что наличие национальных республик в составе нашей страны чревато «новой Югославией», чревато тем, что миллионам наших сограждан потенциально могут быть причинены боль и страдания, которые являются неизбежным следствием вооружённых конфликтов: кто-то потеряет близких, кто-то погибнет сам, а кто-то станет инвалидом. Не слишком ли дорогая плата за то чтобы этнические «элиты» имели возможность наживаться на дотациях федерального центра, управляя квазигосударственными образованиями под названием «национальные республики»?
Р.Г.: Как Вы думаете, вызовет ли ликвидация Республики Татарстан негативную реакцию со стороны татарского населения республики? Р.С.: Скорее всего, большинство представителей татарского населения республики крайне равнодушно отнесутся к ликвидации данного субъекта федерации. Будет какое-то ворчание в Интернете и на кухне, у кого-то будет обида, но на улицы выйдут протестовать только сепаратисты, а таких - подавляющее меньшинство. На свои акции они собирают максимум 200 человек. Люди ведь не дураки, они понимают, что упразднение Татарстана ударит лишь по интересам этнократической элиты, которая страшно далеко от интересов народа. «Голоса протеста» будут раздаваться только со стороны представителей этнократии, которая потеряет свои позиции из-за ликвидации республики, а также национал-сепаратистов, которые и будут демонстрировать свой протест на улице. Возможно, что и некоторые представители зарубежных татарских диаспор будут недовольны (в частности, от отуреченной татарской диаспоры Турции). Если решение об упразднении республики будет принято сегодня, то громко протестовать будет, прежде всего, Всемирный конгресс татар (ВКТ), который находится под контролем шаймиевского клана, и фактически на деньги госбюджета обслуживает интересы татарской этнократии, выполняя роль официально признаваемого властями рупора для маргинальной кучки русофобствующих национал-сепаратистов, мечтающих о «независимом Татарстане». К сожалению, в настоящее время (впрочем, так было и в момент его образования) Всемирный конгресс татар является выразителем интересов не татарского народа, но кучки «этнических антрепренёров», говорящих от имени народа и обслуживающих интересы «этнической фронды». Без сомнения, необходимо чтобы к моменту упразднения Республики Татарстан эта организация (ВКТ) при поддержке федерального центра была поставлена под контроль татарских патриотов, необходимо удалить всех национал-сепаратистов из исполкома этого всетатарского органа. Р.Г.: По Вашему мнению, как на ликвидацию Республики Татарстан отреагируют татары, живущие в регионах России за пределами Татарии? Не будут ли татары считать что ликвидация «титульной» республики отрицательно скажется на положении татарского этноса в России? Р.С.: В большинстве своём татары, живущие за пределами Татарстана, на упразднение республики также отреагируют равнодушно, я уверен. Будет сожаление, обида, но массовые протесты – вряд ли. Ведь ликвидация Татарстана никак не отразится на их жизни. В Челябинской, Оренбургской, Ульяновской областях татары не считают себя дискриминируемой частью населения, несмотря на то, что живут за пределами Татарстана. В этих регионах я беседовал с представителями татарского населения. Я им прямо задавал вопрос: чувствуют ли они себя ущемлёнными из-за того, что проживают за пределами «своего» национально-территориального образования, Республики Татарстан? Во всех случаях ответ был – нет. Также выяснилось, что представители татарской интеллигенции в областных центрах этих регионов считают, что в Татарстане наблюдается засилье радикал-исламистов. По их мнению, на «исторической родине» нарастает ваххабизация татарской молодёжи, что рано или поздно спровоцирует вооружённый конфликт. В Оренбурге мне удалось побеседовать с ветеранами боевых действий на Северном Кавказе, военными пенсионерами татарской национальности (отставными офицерами российской армии). Выяснилось, что у многих из них дети уезжают на учёбу и работу в Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург и другие мегаполисы. Но никто не уезжает в Татарстан. Эти офицеры мне признались: они не хотели бы, чтобы их дети уезжали на постоянное жительство в Татарстан, поскольку (как они считают) «Татарстан рано или поздно отделится от России, всё идёт к этому, и там будет гражданская война». Эти лучшие представители татарского народа, с оружием в руках защищавшие суверенитет своей родины, понимают: наличие в составе страны квазигосударственного образования, созданного по этническому принципу, чревато гражданской войной. В Санкт-Петербурге я также общался с представителями татарской диаспоры: они прямо-таки влюблены в северную столицу, а проживание на территории Республики Татарстан считают для себя неприемлемым. Аналогичной позиции придерживаются и представители татарской диаспоры Ростовской области, которые наиболее оптимальным местом проживания для себя считают данный регион Южного федерального округа. Санкт-Петербургские и ростовские татары достаточно равнодушно воспринимают идею об упразднении Республики Татарстан. «Какая разница – всё равно ведь в России живём», - такова типичная реакция представителей этих татарских диаспор на вопрос о возможной ликвидации Татарстана и других национальных республик. В то же время, в ряде деревень Республики Татарстан местное татарское население недовольно массовым заселением в эти населённые пункты мигрантов из Средней Азии и жалуется на «силовое давление» со стороны незваных переселенцев. Как видим, проживание на территории «своей» национальной республики не всегда комфортно для представителей татарского этноса. От существования национальной республики бонусы в основном получает лишь региональная этнократия.
Сулейманов Раис Равкатович, 1984 г.р., по образованию историк (Казанский государственный университет). Сфера научных интересов: этническая и конфессиональная специфика Поволжья, радикальные формы национализма и религиозного фундаментализма, региональная политика, исламоведение. В настоящее время является руководителем Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований. Date: 2015-10-21; view: 347; Нарушение авторских прав |