Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Прописная буква в религиозной лексике
В области употребления прописных букв религия фактически не приняла реформы русской орфографии 1917–1918 гг., сохранив в переводах Библии прописную даже в наименованиях народностей. С другой стороны, атеистические правила орфографии не признавали религиозных праздников и права отмечать заглавной буквой «высокие» значения религиозной лексики. Однако простой отмены ограничений было недостаточно. Было неясно, представляет ли религиозный язык особый стиль речи или это специальный («отраслевой») язык. В первом случае особенности следовало сохранять, во втором их можно было отвергнуть, сославшись на иные правила употребления прописных в специальной литературе[212]. Авторы новой редакции правил решили частично ввести некоторую специфику употребления прописных в религиозной литературе. Это привнесло как новые отличия в действующие правила, так и необходимость определять границу между принятыми и непринятыми особенностями религиозного правописания и, в дополнение к этому, отделять полученное таким образом употребление от разговорной речи. Это, естественно, усложнило и без того громоздкую систему употребления прописных в светской литературе. Разумеется, сохранилось и специфическое употребление заглавных в самой религиозной литературе. Отметим вкратце принятые для светской литературы особенности. Пишутся с прописной не только имена Бога и всех богов других религий (Шива, Аллах, Перун, Зевс), но и слова Бог, Троица, Святая Троица, Бог сын, Бог Отец, Бог Дух Святой, Богородица, и все, кроме местоимений, слова, заменяющие их (Господь, Вседержитель, Всемогущий, Творец, Богомладенец, Спаситель, Спас, Распятый, Богородица, Пречистая Дева, Матерь Божия, Матерь Избавителя, Хода́таица и т. п.), а также прилагательные Божий, Божественный, Господень, если они употреблены не в переносных значениях разговорной сферы типа (не) бог весть какой, бог с ним, не дай бог, боже сохрани, у него всё не слава богу, божественный вкус ‘восхитительный’, божий одуванчик, сыт святым духом, олух царя небесного [213]. С прописной пишутся также слова и словосочетания, обозначающие важнейшие для христиан понятия и употребляющиеся в сфере религиозных значений: Слово (и Слово было Бог; Слово Божье), Небо, Небеса, Силы Небесные бесплотные, Крест Господень (на котором был распят Господь), Страшный Суд, Святые Дары, Святые Тайны (о причастии), Святой Дух и т. п.: То воля Неба: я твоя (П.), но: осенить себя крестом, наперсный крест, нести свой тяжкий крест. С прописной буквы пишется первое слово, собственные имена и слова «высокого» смысла в названиях религиозных праздников, постов, недель (седми́ц) и праздничных дней, высших органов церковной власти и официальных названиях конфессий: Крещение Господне, Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение), Введение во храм Богородицы, Хлебный Спас, Великий пост, Страстная седмица (неделя), Страстной четверг, Чистый понедельник, Всемирный совет церквей, Поместный собор, Священный синод, Русская православная церковь, Римско-католическая церковь. В официальных текстах и при обращении рекомендуется в титулах глав церквей (Глав Церквей?) писать с заглавной буквы все слова, кроме служебных и местоимений: Святейший Патриарх Московский и всея Руси, Патриарший Местоблюститель, Заместитель Патриаршего Местоблюстителя, Святейший Католикос всех армян, Католикос-Патриарх всея Грузии, Епископ-Президент Епископальной Церкви [214] в США. Наименования других должностей пишутся со строчной, но прилагательные, обозначающие епархии, с заглавной: Филарет, митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси; Евгений, архиепископ Тамбовский и Мичуринский. При обращении к патриарху перед титулом пишут Ваше (Его) Святейшество, к митрополиту – Ваше Высокопреосвященство, к епископу – Ваше Преосвященство, к архимандритам игуменам и протоиереям Ваше Высокопреподобие, к иеромонахам и священникам – Ваше Преподобие. В неофициальных текстах употребляются обычно неполные наименования, пишущиеся со строчной буквы: получил благословение патриарха Алексия, резиденция папы, армянский католикос, архимандрит Паисий, встретил его преподобие. В названиях монастырей, храмов, икон с заглавной буквы пишутся все слова, кроме родовых наименований и слов в честь иконы, во имя святителя... Например: храм в честь Чуда Архистратига Михаила, храм в честь Владимирской иконы Божией Матери, Московский Данилов монастырь [215]. В названиях культовых книг и их частей прописная также употребляется во всех словах, кавычки обычно не употребляются: Библия, Священное Писание, Евангелие, Ветхий Завет, Новый Завет (но: Деяния апостолов – более дробная часть Библии), Псалтырь, Коран, Талмуд, Веды. То же в названиях памятников письменности: Остромирово Евангелие, Великие Четьи-Минеи. В переносном смысле, естественно, в таких словах и в слове псалтырь (псалтирь), обозначающем отдельный сборник псалмов,прописная не пишется: Что за талмуд у тебя? Написание всех слов с большой буквы в названиях типа Остромирова Евангелие, Ветхий Завет и т. п. не соответствуют написаниям в нерелигиозной лексике, поэтому на практике часты ошибки. В целом, вопреки заветам Я. К. Грота, новая редакция правил значительно расширяет употребление прописных букв в религиозной лексике как за счёт «почтительного» употребления букв, так и в номенклатурной лексике. Фактически появляется область правописания с новыми правилами. При этом в собственно религиозной литературе существует третья область с особыми и весьма неустойчивыми правилами употребления, см. упр. 229. С подобной проблемой мы сталкивались в области правописания сложных прилагательных, где в различных отраслях наук часто представлены различные написания. Расхождения общеупотребительных написаний с написаниями в религиозной литературе более значительны, причём церковь сама отделилась от общепринятого употребления прописных. Проблема сосуществования трёх различных подсистем с различными правилами требует решения[216]. Упр. 229. Сравните различные написания одного и того же слова, выясните причины расхождений. Напишите орфограммы по «Правилам» 2006 г.
Упр. 230. Приведите написания в соответствие с современными светскими правилами употребления прописных, объясните отличия. 1. Малёванный заявляет, что если бы он запел в присутствии своей братии, то врач и вся вселенная затрепетали бы, но без его последователей ему запретил петь Тот, Кто в нём находится – Бог Отец, Сын и Дух Святой (В. Бехтерев). 2. В толпе громко проповедовал человек из англо-американской церкви. Он призывал к спокойствию и миру, а в руках держал русскую икону Владимирской богоматери («Известия», 2001 г.). 3. 1 июня – Духов День («Отечественные записки»). 4. И Русская Православная Церковь заняла свое особое, только ей присущее место, помогая молитвой, пастырским словом и делами Христианского милосердия («Церковный вестник»). 5. 1900 год был отмечен построением собора во имя всемилостивого Спаса («Журнал Московской патриархии»). 6. Главная ценность для Его Святейшества – церковная соборная молитва («Журнал Московской патриархии»). 7. Любая церковь сегодня – это бизнес! На мой взгляд, этому нужно решительно препятствовать: «Богу богово, а кесарю кесарево» («Известия»). 8. Слышались восторженные крики: – Да здравствует Иовиан Август, Блаженный, Великий! (Д. Мережковский). 9. А Преподобный Серафим Саровский, о котором Царица Небесная сказала, что «он есть от рода нашего», ходил в древнего покроя малой мантии и с ле́стовкой [чётками] («Наш современник»). 10. – Не всё коту Масленица, будет и Великий Пост! («Столица»). 11. Какой была пещера Ильи Пророка, такой и осталась, так же бьёт источник в Назарете, где Мария получила Благовещение, так же течёт Иордан, где принял Крещение Сын Божий (А. Козлов). 12. На ней стоит каменная церковь (с деревянным куполом) Ильи-пророка, выстроенная в 1869 г. взамен старой деревянной, и при ней – кладбище (Д. Анучин). 13. Понятно, что выдвинулись в надвратную церковь Всех Святых во земле Русской Воссиявших подворья Софии Премудрости Божией Матери на Софийской набережной, напротив Кремля («Столица»). 14. Унесла бы нас отсюда Царица небесная, Заступница-матушка! (Ч.). 15. Найденные в России византийские иконы этого периода (известнейшая из них икона владимирской Божьей Матери) принадлежат к тому же искусству (П. Муратов). 16. Исповедуя Великий Пост весною души, преподобный Феодор ублажает подготовительную Сырную седмицу, называя её предочистительной (Монахиня Игнатия) 17. Псково-Печерский монастырь, один из самых почитаемых в России, начинался с небольшой церкви, освященной в честь Успения Божьей Матери. Предание гласит, что в 1473 году её "ископал" святой Преподобный Иона, который в то время ещё не был святым, а был просто священником и назывался отцом Иоанном (Труд-7, 2008) 18. Перечитывая одно интервью Дмитрия Балашова, я был поражён – на обложке журнала, где оно было опубликовано, изображён Преподобный Серафим Саровский, Молитвенник за землю Русскую, её Заступник перед престолом Небесного Царя. 19. О Ты, пространством Бесконечный, Живый в движеньи вещества, теченьем времени Предвечный, без лиц в трёх Лицах Божества! (Державин). 20. Теперь он служит сторожем при церкви Ильи-пророка (И. Никитин). 21. Иеромонах, старец Козельской Введенской Оптиной пустыни Преподобный Амвросий Оптинский (в миру Александр) родился 5 декабря 1812 года (РИА Новости, 2007). Date: 2015-10-21; view: 486; Нарушение авторских прав |