Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правописание частицы и приставки не





Слитное или раздельное написание не затрудняет многих не только в силу громоздкости правил, но и в силу того, что в ряде случаев, как и при различении ни и не, требуется весьма тонкий синтаксический и семантический анализ. Здесь противопоставляется три группы слов: те, которые пишутся всегда слитно, те, которые пишутся всегда раздельно, и те, которые пишутся как слитно, так и раздельно. Хотя теоретически здесь представлено лишь одно разграничение – отрицательной частицы не, пишущейся отдельно, и приставки не в слитном написании, – лексический, частеречный подход не менее важен: многие части речи не образуют новых слов с приставкой не.

 

13.1.1. Слитное написание не. Приставки небез­, недо­

Первым целесообразно применять общее для всех частей речи (и, разумеется, не только для частицы не) правило:

 

Не, как и любая часть слова, пишется слитно, если слово без неё не употребляется или употребляется в другом значении: небылица, неваляшка, невзлюбить, невпопад, негодяй, недопонять, недоумевать, нездоровиться, незнайка, нелюдимый, ненасытный, неотступно, непобедимый, нерасторжимый,неуклюже. Сюда же нейдёт, неймёт, неймётся. Ср. также недалёкий ‘глуповатый’ и далёкий ‘находящийся далеко’; недоставать ‘иметь недостаток чего-либо’ и доставать, невозможный характер и возможный случай. Сюда же небывалый, невольный, невесомый, невероятный, неверная походка, непроезжий и т. п., отличающиеся значением от слов без не. Исклю чения: не жилец (на этом свете), не заладиться, не поздоровится, не преминуть, не обессудьте, не обинуясь, не хухры-мухры.

 

Применение этого правила часто вызывает затруднения по отношению к отдельным отглагольным прилагательным на ­ мый. Часто это правило не применяют, возможно, под влиянием глаголов, которые без не, в отличие от форм на - мый, употребляются, ср. непобедимый ‑ не победить).

Сюда же относятся и так же подаются слова, резко отличающиеся по значению (неприятель ‘враг’ – не приятель он мне, недосуг ‘некогда’ – это не досуг, а работа). Новая редакция правил специально оговаривает эти случаи. Хотя логически ясно, что другое значение представляет другое слово, важно обратить внимание на переходные явления между омонимами и многозначностью, на случаи не всегда очевидного различия в значениях (недаром ‘не зря, не без оснований’ и не даром ‘не бесплатно’). Наличие дифференцирующих написаний, часто неупорядоченно отмечающих слитным написанием любое изменение в значении, существенно усложняет ситуацию.

 

Не пишется слитно с неопределёнными и отрицательными местоимениями без предлога (некто, ничем, но не с чем), местоиме́нными наречиями (негде, некуда, незачем и т. п.), в наречиях невдалеке, невдали, некстати, немедля (немедля ‑ при отсутствии зависимых слов), не́хотя (‘невзначай, нечаянно’), в частице неужели, в предлогах несмотря на, невзирая на (в значении ‘вопреки чему-либо’): нечего плакать, как это некстати, нехотя приподнялся, добиться, несмотря на все трудности, уходи немедля.

Эти наречия и предлоги важно отличать от других частей речи: не в далеке твоём прекрасном (далеко ‑ существительное, так как имеет определение), не хотя никого обидеть (деепричастие ‘не желая’), шёл, не смотря по сторонам (‘не глядя’).

Слитно пишется не в приставках небез­ и недо­. Приставка небез(небес) ­ придаёт прилагательному или соответствующему наречию, согласно традиции словарей и «Правилам» 2006 г., значение «умеренной, но достаточно значительной степени признака»: небезопасный, небесполезный, небезобидный, небезопасно. При отрицании того, что обозначено прилагательным с приставкой без­, получается двойное отрицание, равное утверждению того, что обозначено прилагательным без обеих приставок: не безопасный значит ‘не относится к безопасным’, в то время как небезопасный значит ‘содержит умеренную, но достаточно значительную степень признака’. Различие, надо заметить, не очень определённое. В литературе XIX в. чаще представлено раздельное написание, сейчас слитное преобладает в ограниченном круге слов (см. упр. 184 и ответы). При этом слишком часты контексты, недостаточные для выявления признака слитности или отдельности.

Ещё сложнее обстоит дело с различением отрицания не перед приставкой до- и приставки недо- в глаголах: Он всегда не доедает первое – Он часто недоедает, недосыпает. В школьных учебниках этот вопрос не всегда рассматривают, не без оснований полагая, видимо, что ученики будут применять правило о глаголах, не употребляющихся без не. Этот, первый критерий применяется для небольшой части глаголов (недоглядеть, недолюбливать, недомогать, недооценить, недопонимать, недослышать, недосчитаться, недоумевать, недоучесть, ). При наличии различий по значению часто используются дифференцирующие написания, в которых новые значения отмечаются слитным написанием: недостаёт ума, этого ещё недоставало – не достаёт до потолка, недосчитать(ся) ‘обнаружить недостачу’ – не досчитать до трёх, недоговаривать, недосказывать ‘говоря, умалчивать о чём-либо’ – не договаривать слова, недосмотреть за стадом – не досмотреть пьесу. Область применения этого приёма можно расширить,если при этом учитывать тождество контекстов, поддерживающих значение приставок: нельзя сказать *Он постоянно досыпает и доедает. Можно использовать родственные контексты для приставки до­: Ещё не дописал письмо – потом допишет – уже дописал; Ещё не доварила мясо – доварит. Эти случаи должны отрабатываться постепенно.

Полезно знать значения глагольной приставки до-

Глаголы с приставкой до­ обозначают:

а) действие, направленное на завершение остатка сделанного (финально-комплективный способ действия глагола): дочитать (книгу до конца, до намеченного, до сотой страницы), допилить, досеять поле, довязать чулок;

б) достижение определённой точки пространства или времени (терминативно-локальный способ действия) долететь, дожить, дождаться;

в) действие, направленное на добавочное увеличение объекта или его объёма (комплетивно-партитивный способ действия): досы́пать (ещё чуть), докупить, дополучить, добавить;

г) длительно-усилительного достижения результата (докопаться, достучаться) и интенсивности, приведших к нежелательному результату, образуемые с помощью конфикса до­+­ся (докуриться, докатиться).

Все эти группы глаголов при отрицании соответствующего значения пишутся с не­ только отдельно: не дочитал, не досеял поле, не доехал, не достучался, не добудился, не докопался. Это может проверяться правилом:

 

Если при глаголе имеется или предполагается дополнение с предлогом до, указывающее на предел развития действия, то не пишется отдельно: не дочитал (до конца), не доел (суп до конца), не достучался (до него), не додумался (до истины, до этого), не додумал мысль до конца.

 

Однако глаголы действия, направленного на остаток (группа а), часто пишут слитно с не -, считая, что возникает элемент значения, отсутствующий в не- и до- по отдельности. Полезно всегда сопоставлять глаголы на недо- и соответствующие глаголыс приставкой до- в родственных контекстах.

За дополнительное значение нельзя принимать значение действия над остатком. Последнее чётко проявляется в глаголах с приставкой до- при наличии дополнений: доедает суп, не дописал две строки.

«Правила» 1956 г. и современные словари и пособия характеризуют приставку недо- «значением неполноты, недостаточности по сравнению с нормой: недовес, недоделка…, недоспелый…, недовыполнить», недодать, недоедать…» (см. «Правила» 2006 г., § 145 п. 3) –и этим рекомендуют отличать глаголы с приставкой недо- от глаголов с приставкой до- и частицей не, обозначающих отрицание доведения действия до конца, прерванность действия: не досмотреть до конца пьесу, не доесть порцию.

Однако такое определение значения приставки недо­ слишком общо и для читателя может включать значения сочетания частицы не с приставкой до­. Ведь не досмотреть пьесу – это тоже выполнение действия «ниже нормы». Чаще при этом трудности возникают с глаголами, возможно, не без влияния существительных и причастий-прилагательных, которые пишутся с не- чаще слитно (недолёт, недовес, недолетевший). Желательно отделять здесь глаголы от других частей речи. Для обнаружения «неполноты, недостаточности по сравнению с нормой» рекомендуют практическое правило.

 

Приставку недо­ можно проверять подбором антонима с приставкой пере- (недовыполнить – перевыполнить, недоедать – переедать) [137].

 

Но нельзя *переесть суп, можно только доесть суп.

Есть, однако, группа глаголов, для которых этот приём не подходит. В предложении Что-то я тут недодумал глагол значит ‘что-то упустил, не довёл до нормы качества из-за недостаточной интенсивности действия ’, ане просто «не довёл до нормы». Таковы и глаголы недослышать, недо­смотреть, недосчитаться, недоучесть, недоучить ‘плохо выучить’ и многие другие, не могущие по своему значению иметь приставку пере-, но получившие значение качественной причины недостижения предела.

Предлагалось также использовать приём подстановки аналогических форм: «ставить слово поочередно в каждый из двух рядов: 1) с приставкой недо- и 2) с частицей не с последующей приставкой до- – и смотреть, в каком из рядов данное слово «окажется ко двору», – это и определит его правописание». Например, Стихотворение лучше немножко недописать, чем наболтать столько слов, что читателю уже и так ясно из всего контекста... Какое здесь действие: как в не дописал и ушел, не договорил и махнул рукой, не дошила платье или же как в недоговаривать, недосказывать, недодать, недовесить, недополучить? Ясно, что второе.[138].

Этот приём, разумеется, полезен, но фактически только при закреплении и проверке: нужно иметь в голове запас примеров для обеих групп написаний. Но ясно, что недописать имеет в виду качественную, а не количественную характеристику действия над остатком.

Возможно, в силу неясности формулировки значения приставки недо- количество написаний с ней в последнее время значительно увеличивается, в том числе и в словарях. В «Большом толковом словаре русского языка» под редакцией С. А. Кузнецова представлены, например, такие значения слов досеять и недосеять (примеры пронумерованы и переставлены нами):

1. Окончить сев, посев; засеять какой-либо участок земли. Досеять оставшиеся два гектара подсолнечника (а). Досеять всё поле (б). Досеять лук (в).   2. Окончить просеивание чего-либо. Досеять муку Засеять, посеять на какое-либо коли­чество меньше, чем следует, требуется. Недосеять пять гектаров (а) Недосеять поле (б) Недосеять пшеницы (в) Нынче недосеяли (г)  
досеять недосеять

Кроме наличия не и значения отрицания в правой части таблицы никакого дополнительного значения, которого можно было бы приписать приставке недо - для обоснования слитного написания не-, мы не видим. Очевидно, что именно приставка до­ придаёт глаголам значение доведения действия над остатком до нормы, до результата: сеять – досеять, бежать – добежать, смотреть – досмотреть.

Различие между выполнением всего объёма или остатка определяется дополнительным контекстом: не досеяли поле, не досеяли пять гектаров. Вид и связанные с ним способы действия, внося свои оттенки, тоже не создают особого значения для приставки недо-: не досеяли и всегда не досеивали, не досмотрели пьесу ‑ часто не досматривали пьесы. Нельзя подобрать и антоним с приставкой пере ­, если речь идёт о площадях посева. Если не досеять – это не окончить посев, то посеять меньше нужного – это то же, что и не окончить посев. Слитное написание не в пунктах (а), (б), (в) справа явно сомнительно.

Лишь в примерах (в), (г) с явно недостаточным контекстом – Недосеяли пшеницы и Нынче недосеяли ‑ возможно особое значение, в создании которого, видимо, приставка участвует вместе с контекстом. Это может быть результат плохого сева (недосева) из-за «скудости семян», как заметил В. И. Даль, или другой качественной причины: Озимых (нынче) недосеяли (недосеивали) из-за плохой погоды (сокращения норм высева, отсутствия горючего и других внешних причин). Если же имеются в виду остаток – площадь, отведённая под посев, или определённое количество пшеницы, которые можно досеять, то отдельное написание не- кажется более предпочтительным.

Сюда же примыкают, видимо, и глаголы, способные лишь в отдельных контекстах получать значение недостаточного качества работы или усилий в целом: недобрить(ся) ‘ плохо выбрился (но, очевидно: не добрить часть, которую можно добрить), недобить (но раздельно, если специально добивали и, пропустив, не добили), недобрать (местами лён и, возможно, в типе снаряды недобирали до цели – невозможно добрать до цели), недоварить (до готовности, но: ещё не доварила), недовесить (но: ещё пять мешков не довесили). Таковыми же представляются, вопреки рекомендации РОС, предлагающего только слитные написания,и глаголы недодумать(ся) (но не додумать до конца), недожарить(ся) (но: ещё не дожарил(ся)), недожечь (кирпич, но: не дожечь дрова), недокваситься, недолечиться, недокормить(ся), недомерить, недомыть(ся), не доиграть (игру, пьесу, но: артист явно недоигрывал), недоносить (ребёнка, но: не доносить на соседа), недопить (‘выпить недостаточно для организма’, но: не допил до половины), недопоить, недоработать, недорезать, недореформировать, недосказать (‘утаить’), недосолить (но: не досолили ещё тонну рыбы), недотянуть (без предлога до), недоукомплектовать, недоучиться, недофинансировать. Глаголы же не довязать [139], не довернуть, не допаять, не достроить, не довернуть, не довертеть, не дошить при обозначении чисто количественных отношений пространства, времени и объёма, с нашей точки зрения ивопреки рекомендации РОС, вообще не могут иметь слитного написания.

Если же относить к приставке недо ­ и значение образования остатка, связанного с чисто количественными или временными отношениями, то мы вступаем в противоречие не только с правилом о раздельном написании не с глаголами типа не досмотрел пьесу, но и с общим правилом раздельного написания не с глаголами. Раздельно следует писать и глаголы, которые имеют или предполагают значение «до конца», поясняются словами типа ещё не, пока не и другими усилителями отрицаний. Читателю самому надо решать этот спорный вопрос, помня, что и новая редакция «Правил» его не решила. Мы считаем, что, наряду с соответствием указанным выше приемам,

 

приставка недо- при глаголахдолжна иметь значение недоведения действия до нужного качества, а не просто количественного недовыполнения действия ниже нормы,

 

Не следует, полагаем, выходить за рамки правила «Не с глаголами пишется отдельно, если глагол употребляется без не». Учителю многое надо решать самому, учитывая, что «Правила» этот вопрос не решили.

 

Упр. 184. Объясните слитное или раздельное написание не.

1. Уверен, что основная задача террористов – сказать миру, что он не безопасен («Рекламный мир»). 2. А главою совета директоров являлся сам Иегошуа Апис, он же Гоша, знаменитый бывший отказник – фигура туманная, влиятельная и, как многие намекали, небезопасная (Д. Рубина). 3. Воз­главляет её небезызвестный Владимир Кайль («Богатей»). 4. Наган может пригодиться, потому что сегодня, до наступления ночи, я силою увезу Зеллу, а путь не безопасен: в пустыне появились грабители (А. Хейдок). 5. Обста­новка в нашем дворе неблагонадежная и небезопасная («Встреча»). 6. Кол­лега Юшенкова, небезызвестный ВикторЧерепков, заявил о создании новой партии («Известия»). 7. И вместе с тем предупреждение Вилли настораживало: видимо, этот успех далеко небезопасен (Кож.). 8. «Но, ангел мой, – говорю, – ведь это проделка мало что уж совсем подлая, но даже небезопасная: нас, как воров, и за границей найдут и притянут сюда» (Писемский). 9. Ар­битром у них был небезызвестный фригийский царь Мидас («Криминальная хроника»). 10. Но творческое упрямство – небесполезный, пусть неудобный, спутник подлинного таланта («Театральная жизнь»). 11. Извозчики с криком и бранью колотили лошадей, которые фыркали, упирались и не хотели ни за что в свете тронуться с места, (не) смотря на красноречие кнутов (Лермонтов). 12. Весь день сильно парило, невозможная жара была в болотах, к вечеру собралась грозовая туча, сверкало, гремело, но дождь был только очень маленький (Пришвин).

 

Упр. 185. Объясните слитное или раздельное написание не с глаголами. Укажите среди выделенных написаний сомнительные и явно ошибочные (орфография источников сохранена).

1. Увы, пальма первенства мне никогда уже недостанется («Коммерсантъ-власть»). 2. По всей вероятности, всё произошло значительно быстрее, и в той Книге жизни, что прочитали биологи, недостаёт пока многих страниц («Знание – сила»). 3. Сам записывать свои стихи уже не мог – недоставало сил поменять позу (В. Крейд). 4. Таня на дневное отделение не прошла, недобрала одного балла, но её зачислили на вечерний. (Л. Улицкая). 5. Люби­мая внучка мечтала учиться в МГИМО, но в прошлом году она не добрала баллов, а на платное отделение денег взять было негде (Д. Донцова). 6. К нам же попадали те, кто недобрал баллов в другие вузы или попросту побоялся соваться в места с большим конкурсом (Д. Донцова). 7. Стрелял он через левое плечо, пули сильно недобирали, так что Рубахин не пригибался каждый раз, когда боевик заносил руку для выстрела (В. Маканин). 8. Снаряд не добрал расстояния, разорвался в полуверсте от казачьей цепи (Шолохов). 9. На наших глазах жизнь входила в нормальное русло, и мы добирали теперь то, чего недобрали в детстве… (Е. Рубин). 10. Попробуйте перечислить пару десятков рыб, населяющих океан, наверняка недосчитаетесь («Знание – сила»). 11. Кого-то с огорчением недосчиталась (И. Грекова). 12. Ганчук говорил, что недооценивал Достоевского, что Алексей Максимыч не прав и что нужно новое понимание (Ю. Трифонов). 13. Известно, что её недолюбливали официальные власти: Питер всегда существовал в духовном противостоянии («Известия»). 14. Простенько – на тему небезынтересную и неболезненную для Тараса, её обсуждение никого из присутствующих не заденет – и ладно (О. Новикова). 15. Различие в настроении, имеющем, однако, как видите, одну общую тему – ограниченность человека, ведёт и к некоторым второстепенным, но не безынтересным различиям (С. Н. Булгаков). 16. В чем-то это объективные показатели (если, конечно, объективно подходить к их определению), но все-таки не бесспорные («Новая газета»). 17. Если вы сказали, что Шопенгауэр есть человек умный, ученый и не бесполезный, то о Фихте и Гегеле вы должны сказать, что они люди весьма умные и ученые и весьма не бесполезные (М. А. Антонович, 1864).

Упр. 186. Раскройте скобки, определяя слитность или раздельность.

I. 1. Информационный общепит (не) безопасен (Известия). 2. Ведь информация сегодня – вещь далеко (не) безопасная (М. Захаров). 3. Дорога предстояла длинная и наверняка (не) безопасная (Белянин). 4. За дверью стоит, пряча левую часть головы в плечо, (не) безызвестный Эр (Акс.). 5. В то время делал себе карьеру товарищем прокурора (не) безызвестный после Тру­севич, следопыт молодых государственных преступников (Пришв.). 6. Уте­шаюсь лишь тем, что «зависть» иногда стимулирует (не) безынтересные наблюдения и поступки (Ю. Даниэль). 7. Видя всё платье мое изрубленным, он полагал, что это всё раны, и сомневался, я думаю, (не) бесполезный ли будет труд меня перевязывать (Р. М. Зотов). 8. Мальчинский получал от Судейкина некоторые, хотя второстепенные, но всё же (не) безынтересные секретные официальные документы и печатал их в «Вольном Слове», что значительно поднимало интерес газеты (С. А. Иванов) 9....Гвоздицкий в спектакле предстал существом едва (не) бесполезным с практически-прагматической точки зрения («Культура»). 10. Не может быть того, чтобы два знаменитых русских поэта (не) договорились (Кат.). 11. – Чего-то мне...– (не) договорила она (Ек.). 12. Енгибаров тем не менее доказывал мне, что вот здесь гений пережал, а в другом эпизоде, наоборот, (не) дотянул (И. Кио). 13. – Этого ещё (не) доставало! (Булг.). 14. – Вы мне (не) доверяете? – спросил он (Булг.).

II. 1. А здесь кричи с верхних нар что хошь – стукачи того (не) доносят, оперы рукой махнули (Солж.). 2. Что смогли строители утащить, утащили, что сумели (не) доделать, (не) доделали(Г. Бакланов). 3. – Мы не смотрим, сударыня, кто в каких штанах, – металлически отвечал Филя, – по закону дети до пятнадцати лет (не) допускаются (Булг.). 4. Словно заведённый, командир устремлён к цели, и пока её (не) достигнет, не успокоится и никому покоя не даст (В. Быков). 5. Почему (не) достроили? (Цв.). 6. В Фатьянке мы никого (не) достучались, а ночь провели в Миршени у одной вдовы (Мельников-Печерский). 7. Признаться сказать, я даже этак маленько оторопел, потому как сам ростом (не) дошёл в настоящую меру (М.-Сиб.). 8. Но что-то (не) доделали, (не) докрасили, (не) достелили (дай Бог, чтобы с акустикой всё было в порядке!) («Российская музыкальная газета»). 9. Ночей не спят, (не) до­едают и болеют (Ч.). 10. (Не) допаханные лишь кое-где, зеленели ещё узкие полоски (Кор.). 11. Он (не) договорил своей речи и махнул рукой (Т.). 12. (Не) достаёт только, чтобы ты прослезился (Ч.). 13. До мерзлоты ещё никто (не) дошёл, – работала только наша бригада (В. Шаламов). 14. Из (не) дожаренных поваром цыплят сочилась кровь (Ч.). 15. Вечером обнаружилась нахальная записка от моих военлекционщиков. Оказывается, были и (не) достучались (А. Болдырев). 16. ― Вы у нас (не) доработали по распределению год, кажется, с копейками? (Д. Рубина). 17. Мы в этом вопросе крупно (не) доработали. («Огонек», 1959).

Date: 2015-10-21; view: 1495; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию