Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ОъЗОГ ТГАДИЦиОННЫХТЕОРий ЛИЧНОСТИ





И обычные люди, и ученые-психологи придерживаются тео-рий личности, которые содержат два основных предположения очеловеческом поведении, вытекающих, по-видимому, из повсед-невного социального опыта.

Первое и наиболее основополагающее предположение состоитв том, что множество ситуаций, имеющих место в социальнойжизни, а возможно, даже большинство, вызывает у разных людейявно непохожие реакции. В самом деле, именно картина подобно-го разнообразия реакций побуждает как обычных людей, так ипрофессиональных психологов ставить различия в диспозициях напервое место.

Второе предположение, в не меньшей степени согласующеесяс повседневным социальным опытом, состоит в том, что р своихреакциях на различные ситуации люди проявляют достаточно вы-сокую согласованность, а следовательно, и достаточно высокуюпредсказуемость поведения. Сведение воедино этих двух предполо-жений дает нам основную посылку обыденного диспозициониз-ма, состоящую в том, что предстающая нашему взору изменчи-вость реакций различных людей на ту или иную ситуацию отража-ет не случайный характер или недетерминированность этих реакций,а отчетливо различимые и устойчивые личностные свойства, с ко-торыми приходят в данную ситуацию различные ее участники.

В соответствии с этим работа исследователя личности начина-ется с двух взаимосвязанных задач: с выявления важнейших лич-ностных свойств, определяющих поведение людей вообще, и с


 

Глава 4

поиска способов измерения этих свойств у отдельных индивидов,Последующая, более теоретическая по характеру задача психологаличности заключается в обнаружении закономерности в тех способах, какими отдельные свойства соотносятся друг с другом, создавая структуру личности. Последними (по порядку, но, конечно, непо существу) следуют вопросы личностного развития и личностно-го изменения. Каким образом индивидуальные свойства сначала раз-виваются, а затем сохраняются или трансформируются вследствиеопыта и субъективных интерпретаций данного опыта индивидом?

Исследователи обычно принимались за решение этих задач,будучи убежденными в том, что, несмотря на наличие огромныхметодологических проблем, лежащие в фундаменте подобных ис-следований теоретические посылки являются в основе своей со-вершенно правильными. Любому наблюдателю, будь то теоретикили обычный человек, кажется очевидным, что люди отличаютсядруг от друга по своим реакциям и по стоящим за этими реакция-ми личностным качествам. Почти настолько же очевидным пред-ставляется и то, что поведение людей в различных ситуациях несетна себе отпечаток того, кем они являются и что собой представля-ют. Кажется, что люди разительно отличаются друг от друга постепени дружелюбия, честности, зависимости, импульсивности идругим качествам, проявляемым ими в различных ситуациях в те-чение жизни.

Наш жизненный опыт подсказывает, что существует упорядо-ченность в организации личности. Нам кажется, что личностныекачества образуют четко различимые и организованные кластеры(«пучки»), что позволяет говорить о существовании экстравертов,социопатов, авторитарных личностей, макиавеллианцев, мамень-киных сынков, бонвиванов и бесчисленного множества других «ти-пов» личности. В самом деле, если бы подобных согласованных иподдающихся диагностике свойств личности не существовало, былобы трудно объяснить, почему люди, говорящие на одном с намиязыке, находят удобным изобретать и постоянно применять сотнии даже тысячи диспозиционных терминов, которые все мы пони-маем и применяем. В отчете об одном из своих ранних исследова-ний Оллпорт и Одберт (Allport & Odbert, 1936) сообщают, чтообнаружили в современном им издании Полного международногословаря Вебстера (Webster's Unabridged New Inter-nationalDictionary) более 4500 таких терминов. В течение прошедших с техпор 50 лет, обогативших наш кругозор в силу совместно приобре-тенного социального опыта и наблюдений за всевозможным"


 

(новыми, на первый взгляд) социальными типами, этот переченьеще более расширился, включая теперь еще и битников, хиппи,яппи*, «супермамочек», эмансипированных женщин, «старых ко-шелок» и десятки других типов, представляющих род человеческий.Трудно вообразить, чтобы этот богатейший словарь описательныхтерминов приобрел хождение вне всякой зависимости от реальнойсогласованности наблюдаемого нами поведения.

И, наконец, основания для существования индивидуальных раз-личий дают нам наш опыт и интуиция. Мы часто находим чертысходства между детьми и родителями, что (в зависимости от наше-го взгляда на дихотомию «наследственность—воспитание») пред-полагает влияние наследственности либо ценностей, выражаемыхродителями в своих словах и действиях. Немногие взрослые людистанут отрицать, что их собственные взгляды и способы взаимо-действия с миром имеют свои корни в раннем социальном опытеи социальных моделях, бывших у них на виду в детстве. Таким обра-зом, мы не просто выделяем отличные друг от друга личностныечерты и типы, но зачастую можем также объяснить, почему онисуществуют и почему определенный человек не может обладать инымиличностными чертами или принадлежать к другому типу.

Короче говоря, по крайней мере в рамках нашей западной куль-туры повседневный опыт, равно как и истины, изрекаемые наши-ми мудрецами, поощряет существование в нашем сознании набо-ра общепринятых диспозиционистских воззрений, направляющих,в свою очередь, психологов личности при разработке ими иссле-довательских программ. За многие годы эти исследователи предло-жили ряд детально проработанных классификаций черт и типовличности. Причем, создавая некоторые из них, одни теоретикиличности черпали вдохновение из определенных теорий структу-ры и развития личности (в особенности психодинамических), дру-гие — из анализа понимания и использования терминологии лич-ностных черт обычными людьми, а немногие — даже из статисти-ческого анализа данных о реальных поведенческих реакциях. ОниРазработали также буквально тысячи инструментов оценки лично-

* Yuppies (разг.) — молодые высокообразованные и обеспеченные професси-оналы с явной карьерной ориентацией; образовано аббревиатурой слов: young(Молодой), urban (городской), professional (профессионал). Слово вошло в широ-кое употребление в 80-е годы с началом «эпохи Рейгана», для которой было ха-рактерно возрождение духа частного предпринимательства и индивидуализма;

••"топим слова «хиппи». (Примеч. пер.)


168 Глава 4

стных качеств: от простых самоотчетов и самоописаний в вопросниках, ориентированных на отдельные черты личности и особен-ности поведения, до утонченных проективных тестов (подобныхтесту Роршаха) и гигантских тестовых «омнибусов» (вроде Мин-несотского многофазного личностного опросника*), предназна-ченных для анализа и количественного определения личностныхсвойств и их последующей группировки.

Какими бы ни были источники вдохновения представителейтрадиционной психологии личности, взгляд на индивидуальныеразличия, полностью согласующийся, а по сути дела, являющий-ся прямым развитием расхожего обыденного взгляда на свойстваличности и социальное поведение, представляет собой «сухой ос-таток» их эмпирических и интеллектуальных трудов. На наиболеевысоком уровне обобщения нам предлагают три интегральных ха-рактеристики или три фактора: экстраверсия—интроверсия, доб-рожелательность—антагонизм и эмоциональная стабильность-не-стабильность (см., например, Eysenck, 1967; Norman, 1963). Кругдругих обобщающих факторов, выявленных в ходе некоторых ис-следований, включает: доминирование—подчиненность, сознатель-ность—нецеленаправленность и культурность—невоспитанность (на-пример, Digman & Inouye, 1986; Norman, 1963). На более низком,чем уровень интегральных факторов, уровне обобщенности нахо-дятся традиционные черты личности. Так, например, под поняти-ем «экстраверсия» (в отличие от интроверсии) объединены такиечерты, как разговорчивость (противоположность молчаливости),общительность (противоположность мизантропии), смелость (про-тивоположность осторожности) и искренность (противоположностьскрытности). А под понятием «доброжелательность» объединенытакие качества, как уравновешенность характера (противополож-ность раздражительности), склонность к сотрудничеству (проти-воположность отказу от сотрудничества) и т.д.

Множество исследований было проведено в целях демонстра-ции того, что люди вполне солидарны друг с другом в выборе техинтегральных личностных характеристик и конкретных черт лич-ности, которые наиболее полезны для выявления различий между

* Речь идет о широко используемом тесте ММР1 (Minnesota Multipha Personality Inventory) и подобных ему комплексных тестах личностных качеств.состоящих из огромного числа вопросов и именуемых в профессиональном оРп-ходе «омнибусами» за их попытку охватить широкий круг часто разнопланош'1'1личностных черт. (Примеч. пер.)


 

ними самими и между окружающими. Наделяя конкретных индиви-дов определенными чертами, они к тому же проявляют высокийуровень согласия. При этом оценки, даваемые людьми как своимсобственным чертам личности, так и чертам личности других лю-дей, характеризуются существенной устойчивостью во времени.

Наконец, в ходе подобных исследований было показано, чтооценки собственных черт личности и оценки черт личности окру-жающих могут предсказывать поведение как в жизни, так и в ла-боратории. При перечислении тем настоящей главы мы говорили отом, что данные этих исследований все же уже долгое время таят всебе проблему и вызов диспозиционистским убеждениям как обыч-ных людей, так и профессионалов. Более подробным анализом этоговызова мы сейчас и займемся.

научные открытия и дискуссии

Учитывая «очевидность» личностных различий между людьми,искушенность исследователей и огромное количество томов, со-держащих описания выполненных экспериментов, обычный чело-век может резонно ожидать или даже опасаться того, что техноло-гия оценки личностных качеств и предсказания поведения доведе-на до высокой степени совершенства. Это означает, что существуютинструменты и формулы, позволяющие с высокой точностью пред-сказывать поведение конкретных людей в конкретных ситуациях.

Однако множество имеющихся фактов демонстрирует ложностьлюбого из подобных ожиданий. Говоря конкретнее, исследовате-лям удалось показать существование статистически значимых кор-реляций между поведением, измеренным в одной ситуации, иповедением, измеренным в другой ситуации. Им удалось такжепоказать, что любого рода шкалы оценки личностных качеств даютстатистически значимые корреляции как с другими оценочнымиинструментами, так и с объективно фиксируемыми показателя-ми поведения.

Проблемой, а впоследствии и вызовом для психологов личностистал лишь вопрос о масштабности эффекта, или — более конкретно— вопрос о расхождении между наблюдаемыми уровнями кросс-ситуативной согласованности поведения и тем ее уровнем, которогоМожно было бы ожидать, исходя из широко распространенных дис-позиционистских теорий. В самом деле, хотя соответствующие уров-чи корреляций и были значительно выше нуля, подтверждая тем

 


 

Глава 4

самым, что личностные переменные действительно отвечают за не-которую долю изменчивости наблюдаемого поведения, они оказы-вались все же достаточно низкими, чтобы согласованность и пред-сказуемость поведения выглядели менее впечатляющими и инфор-мативными, чем несогласованность и непредсказуемость.

Полувековая история исследований так и не дала нам «класси-ческих» диспозиционистских образцов, которые можно было бы«на равных» противопоставить результатам экспериментов Эша наконформность, экспериментов Милгрэма на послушание, экспе-риментов Фридмена и Фрейзера, основанных на феномене «ногав двери», или даже «полевого» Беннингтонского исследования со-циального влияния, предпринятого Ньюкомбом. Иными словами,на сегодняшний день не существует сколь-нибудь известных ис-следований, в которых устойчивые личностные свойства — оце-ненные экспериментатором либо выявленные на основе данных опредшествующем поведении — проявили бы себя в качестве инст-рументов предсказания лучше, чем ожидали бы от них сами уче-ные или даже обычные люди. Не существует также и исследова-ний, демонстрирующих, что кажущиеся малыми и незаметнымииндивидуальные различия (оцененные личностными вопросника-ми или любыми другими способами) порождают большие и надеж-ные различия в наблюдаемом социальном поведении. Напротив, какмы покажем далее, существующая литература по предсказуемости исогласованности поведения дает больше доводов в руки критиковтрадиционной теории личности, чем ее сторонников.

Ъызоб ig6S года.

Мощным потоком исследований в области психологии лично-сти ознаменовался 1968 г. Именно в этом году Уолтер Мишел(W. Mischel) и Дональд Питерсон (D. Peterson) в двух независи-мых друг от друга обзорах литературы отметили, что предсказуе-мость индивидуальных реакций в конкретных ситуациях крайненизка, т.е. в действительности настолько низка, что этого было быдостаточно, чтобы подвергнуть сомнению наиболее основопола-гающие предположения о согласованности поведения, разделяе-мые как обычными людьми, так и психологами личности.

Работа Мишела (Mischel, 1968), посвященная личностной пси-ходиагностике, до самого основания потрясла здание психологииличности. Несмотря на то что первоначальной целью автора былопростое обобщение некоторых, хорошо известных большинству


Поиск личностной согласованности 171

исследователей фактов, потрясения, вызванные его работой, про-должают сказываться и по сей день.

Возможно, наиболее важным из этих фактов было то, что сред-ний уровень корреляции между различными поведенческими по-казателями, которые были специально созданы для выявленияодной и той же личностной черты (такой, как импульсивность,честность, зависимость и т.п.), находился обычно в пределах меж-ду 0,10 и 0,20, а зачастую оказывался даже ниже. В терминах про-центных сравнений, использованных нами для оценки масштаб-ности эффектов, это означает, что знание о том, каким образомвел себя некто в ситуации № 1, почти не увеличивает точностьнашего предсказания того, как он поведет себя в ситуации № 2.То, что корреляция между значениями дружелюбия, проявленно-го в любых двух ситуациях, составляет, скажем, 0,16, означает,что знание о том, что в ситуации № 1 Джейн была более друже-любной, чем Эллен, повышает вероятность проявления ею боль-шего дружелюбия и в ситуации № 2 лишь до 55% (тогда как ожи-даемая вероятность ее большего дружелюбия в ситуации № 2 вслучае нашего полного неведения о ситуации № 1 равнялась бы,разумеется, 50%). Более того, корреляция между показателями раз-личных оценочных шкал, созданных для измерения определенныхчерт личности, и поведением в отдельных ситуациях, в которыхэти черты предположительно должны проявляться, редко выходитза пределы интервала 0,20-0,30. По сути, ни один из коэффициен-тов корреляции как между отдельными поведенческими реакция-ми, так и между индексом какой-либо черты личности по оценоч-ной шкале и отдельным поведенческим проявлениям этой чертыне преодолевает «барьера» в 0,30.

Реакция Мишела на обескураживающе низкие корреляции меж-ду объективными поведенческими показателями была совершен-но новаторской. В отличие от предыдущих комментаторов он нестал пытаться объяснять факт низких корреляций методологичес-кими погрешностями, а предложил рассмотреть возможность того,что подобные низкие корреляции могут отражать некую важную ис-тину о человеческом поведении (т.е. то, что кросс-ситуативная со-гласованность поведения может являться исключением, а специ-фичность поведения — правилом). Он заставил нас считаться стем фактом, что объективные данные о поведении не могут слу-жить оправданием ни нашей склонности навешивать готовые яр-лычки личностных черт, ни нашим исходным посылкам о согла-сованности поведения, на которые мы при этом опираемся.

 


172 Глава 4

При этом Мишел четко поставил две задачи. Первая состояла втом, чтобы определить, какие перцептивные, когнитивные и мо-тивационные факторы могут заставлять нас «усматривать» высо-кую согласованность и предсказуемость поведения там, где онапочти или полностью отсутствует. Вторая задача заключалась в томчтобы по-новому понять детерминанты реакции людей на своесоциальное окружение. Мишел настаивал на необходимости объяс-нения как повторяющихся, так и специфических реакций не втерминах личностных черт, а в терминах когнитивной компетент-ности, стратегий обработки информации, личных целей, субъек-тивных ожиданий и других факторов «социального научения»(Mischel, 1973; см. также Cantor & Kihistrom, 1987).

Далее мы перейдем к описанию резонанса, вызванного рабо-той Мишела, и попытаемся ответить на различные поставленныеим вопросы. Однако для начала было бы полезно остановиться наисследованиях, приводимых Мишелем в качестве свидетельстваналичия низкой кросс-ситуативной согласованности поведения.После этого читатель сам сможет в полной мере оценить пробле-му, которую эти исследования поставили перед современнымипсихологами личности. Она существует и по сей день. Причем снею сталкиваются не только теоретики личности, но и обычныелюди, настаивающие на том, что их собственные повседневныевпечатления о согласованности и предсказуемости поведения пред-ставляют собой нечто большее, чем когнитивные или перцептив-ные иллюзии.

Эмпирические исследования Тсросс-ситуативнойсогласованности поведения

Ньюкомб и согласованность экстраверсии. В 1929 г. Теодор Нью-комб (Newcomb, 1929) опубликовал результаты обследования «про-блемных» мальчиков-подростков в летнем лагере. Целью Ньюком-ба было изучение данных о личностных чертах или диспозициях,подпадающих под общее понятие экстраверсии. Перечень этих ха-рактеристик включал в себя разговорчивость, желание быть в цен-тре внимания, энергичность, стремление к превосходству, инте-рес к социальному окружению, импульсивность, уверенное пове-дение в группе, отвлекаемость и выражение предпочтениягрупповым, а не индивидуальным занятиям.

В целях исследования вопроса о согласованности поведенияНьюкомб определил широкий круг поведенческих проявлений,


 

обычно имеющих место в летнем лагере, которые могли бы свиде-тельствовать в пользу той или иной из вышеупомянутых черт. Этипроявления выбирались им так же, как это и сегодня стал бы де-лать любой нормальный человек или психолог личности. Разговор-чивость, например, он определил в терминах следующих поведен-ческих проявлений: «любит поговорить о прошлом или о совер-шенных им ранее подвигах», «громко и спонтанно изъявляет восторгили неодобрение», «сводит беседу с консультантами к вопросам иответам», «проводит тихий час в одиночестве или в обществе дру-гих», «много ли говорит за едой».

Эти проявления ежедневно заносились консультантами, зак-репленными за каждым из мальчиков, в детально разработанныеотчеты. Консультант должен был, например, указать, игнориро-вал ли мальчик общество товарищей во время тихого часа, разго-варивал ли вполголоса, не жестикулируя, или же громко болтал исмеялся. В отношении каждого приема пищи консультант долженбыл указать, какую процентную долю отведенного на еду временипровел его подопечный за разговорами.

Ньюкомб вывел средние значения на основании записей, фик-сирующих то или иное поведение по нечетным дням и вычислил ихкорреляцию со средними значениями по четным дням. Так, напри-мер, связь между разговорчивостью во время тихого часа с разговор-чивостью во время еды определялась не на основании корреляциимежду показателями в единичных случаях, а на основании корреля-ции между средним показателем за 24 тихих часа и средним показа-телем за 72 приема пищи (т.е. 24 х 3). Как мы более подробно разъяс-ним в дальнейшем, от подобного «агрегирования» реакций можноожидать более высокой корреляции, чем в случае с единичныминаблюдениями, так как среднее значение показателей 24 наблюде-ний является более устойчивым и надежным, чем значение, полу-ченное в ходе одного наблюдения, и потому соответствующая кор-реляция не снижается за счет ошибок измерения.

Однако несмотря на это, обнаруженное Ньюкомбом среднеезначение корреляции между любыми двумя показателями поведе-ния, служившими для выявления соответствующих характеристикличности, составило лишь 0,14 — значение, которое обычный че-ловек, использующий типичную схему выявления ковариации, сбольшим трудом мог бы отличить от полного отсутствия всякойвзаимосвязи (Jennings, Amabile & Ross, 1982).

Исследование Ньюкомба имеет одну особенность, за которуюtor бы ухватиться любой критик в попытке опровергнуть его ос-

 


174 Глава 4

новную находку. Испытуемые Ньюкомба были детьми, чьи лич-ные проблемы были выражены достаточно ярко, для того чтобысуществовала необходимость отправить их в летний лагерь, создан-ный специально для тех, кто имеет проблемы в сфере межлично-стного общения. Их едва ли можно было считать типичной выбор-кой. В сущности, Ньюкомб и сам отмечал, что нетипичность ис-пытуемых влекла за собой по большей части экстремальныеповеденческие проявления экстраверсии и интроверсии (а имен-но агрессию и крайнюю застенчивость).

Тем не менее его ответ потенциальным критикам был оченьпрост. Поскольку между его испытуемыми различие в реакцияхдолжно было быть более значительным, чем у мальчиков их воз-раста вообще, то логичным результатом являлись бы корреляции,более высокие, а не более низкие в сравнении с теми, которыеможно было бы обнаружить, обследуя специально не отобран-ных, «нормальных» мальчиков.

Однако нам нет никакой необходимости настаивать на защитерезультатов Ньюкомба, поскольку и другие исследования кросс-ситуативной согласованности поведения, проводившиеся на бо-лее репрезентативных выборках испытуемых, дали в целом те жерезультаты. Реакции испытуемых в ситуациях, специально подо-бранных для выявления определенных личностных черт, неизменнодавали весьма мало оснований для предсказания реакций тех жеиспытуемых в других ситуациях, созданных для выявления такихже самых черт.

Хартшорн, Мэй и согласованность проявлений честности. Резуль-таты первого в истории и вместе с тем наиболее амбициозногоисследования согласованности поведения были опубликованы фак-тически за год до эксперимента Ньюкомба. В 1928 г. Хартшорн иМэй (Hartshorne & May, 1928) исследовали честность учениковначальной и средней школ в ряде разнообразных учебных и вне-классных ситуаций. Использованные ими поведенческие показате-ли включали склонность учеников к краже мелочи, оставленнойна столе в классной комнате, склонность ко лжи с целью выгоро-дить товарища и склонность к жульничеству — исправлению оце-нок за контрольную работу, когда уличить их было невозможно.Кроме того, многие из исследованных учеными поведенческихпроявлений изучались ими не по одному разу. К примеру, ониисследовали склонность, детей к жульничеству в ходе несколькиханалогичных контрольных работ.


 

Таким образом, как и в исследовании Ньюкомба, когда уче-ные оценивали корреляцию между разного рода поведенческимипроявлениями, многие из включенных ими в расчет показателейпредставляли собой средние значения данных о нескольких случа-ях проявления того или иного поведения. И хотя подобное агреги-рование показателей должно было бы обеспечить уровень корре-ляции более высокий, чем тот, которого можно было бы ожидатьпри рассмотрении отдельных поведенческих проявлений, получен-ная исследователями средняя величина корреляции между любы-ми двумя видами честного поведения не превысила 0,23.

Исследования согласованности поведения: 1929—1968 гг. Иссле-дования, проведенные Ньюкомбом, Хартшорном и Мэем, былиочень дорогостоящими и требовали много времени, поэтому в те-чение трех десятилетий не предпринималось серьезных попытокповторить или развить их. Однако лишь немногие психологи лич-ности были готовы допустить, что предсказуемость поведения водной конкретной ситуации и в другой может быть такой низкой,как это предвидели упомянутые классики эмпирических исследо-ваний. Вместо этого они предпочитали игнорировать более ранниеисследования и обращаться к другой, весьма необычной исследо-вательской стратегии, не предпринимая даже попыток показать,что при условии устранения предполагаемых методологических не-совершенств могли быть получены иные результаты. Оставив в сто-роне объективные показатели поведения, они сосредоточились наметодах субъективной самооценки и взаимной оценки, произво-димых с помощью «бумаги и карандаша». Например, людей спра-шивали, насколько дружелюбно настроенными они были при раз-ного рода обстоятельствах («на вечеринке» или «в кругу товарищейпо работе»), насколько они ощущали себя уверенными или чув-ствовали ответственность в разных ситуациях.

Когда вопросники, включавшие в себя множество разного родасамооценочных пунктов, становились предметом статистическогоанализа, низкая корреляция начинала представляться чем-то не-реальным, возникшим из туманного прошлого. Корреляция междучетными и нечетными пунктами тестов, между альтернативнымивариантами одних и тех же тестов и даже между разными тестами,призванными выявить одну и ту же личностную характеристику,была высока. Корреляция, отражающая «устойчивость» самоопи-саний на протяжении продолжительных периодов (Block, 1971;

Conley, 1984) также была высокой. Корреляция в диапазоне от

 


176 Глава 4

0,60 до 0,80 стала обычным делом, а показатели надежности мето-дик возросли даже до 0,90. Корреляции между разными личностны-ми чертами (по крайней мере зафиксированными при помощивопросников) также могли быть достаточно высокими. Появилш ьдаже предположения, что подобные корреляции, проанализиро-ванные при помощи изощренных методов факторного анализа,начинают наконец-то служить отражением структуры личности.

Определенные успехи были достигнуты и при использованиианкетных методик, участники которых оценивали личностные ка-чества друг друга. Оценки, даваемые одним и тем же «судьей» кон-кретному человеку, действовавшему в разных ситуациях, обнару-живали согласованность, а повторные измерения, производившиесячерез сравнительно продолжительное время, демонстрировали ус-тойчивость этих оценок.

Однако некоторые проблемы оставались все же нерешенными.Корреляция, отражающая уровень согласия между различными су-дьями, оценивающими одного и того же человека, была не слиш-ком высокой. Несмотря на то что коэффициенты корреляции иногдадостигали 0,50, более типичными были гораздо меньшие значениякорреляции (см. Кеппу, 1991). В классическом исследовании Норма-на и Гольдберга (Norman & Goldberg, 1966) корреляция между оцен-ками, которые члены студенческого братства, знавшие друг друга напротяжении нескольких лет, давали своему товарищу, составила побольшинству исследуемых личностных черт около 0,20. Более того,корреляция между оценками любых двух людей, характеризовав-ших какого-либо человека, которого они никогда не встречали ра-нее, показанного им лишь однажды в целях эксперимента, быланенамного ниже, составляя в среднем 0,13. Наконец, корреляциямежду оценками, даваемыми человеку близкими знакомыми, и егосамооценками редко превышала 0,50, а чаще находилась в районе0,30 (Bern & Alien, 1974; Chaplin & Goldberg, 1985; Kenrick & Funder,1988; Mischel & Peake, 1982a).

Короче говоря, субъективные оценки, основанные на анкети-ровании, давали более высокую корреляцию, чем объективныеповеденческие исследования. Однако неизменно высокие корре-ляции были обнаружены лишь в исследованиях, которые рассмат-ривали согласованность или устойчивость самовосприятий, илиустойчивость при восприятии данной личности каким-либо оце-нивающим ее человеком.

Вместе с тем сторонники вербальных методов оказались переллицом проблемы, гораздо более серьезной, чем скромное согласие"


 

Поиск личностной согласованности 177

между разными оценщиками, — проблемы достоверности. Доста-точно сказать, что сколь бы ни была высока надежность оценок,даваемых одним и тем же «судьей» (ни даже сколь бы высоко нибыло согласие между разными «судьями»), это вовсе не доказывает,что причина согласованности заключается именно в поведении оце-ниваемого. Оценивающий субъект может упорно придерживатьсяубеждений или стереотипов, не подкрепляемых объективной ин-формацией о реакциях наблюдаемого объекта, а подкрепляемых лишьинтерпретацией этой информации в свете его собственных преду-беждений. Вы можете решить о себе, что вы застенчивы, чувстви-тельны и добросовестны, но кто сможет подтвердить, что вы правы?Аналогичным образом два разных оценивающих субъекта (либо оце-нивающий субъект и сам оцениваемый) могут прийти к согласиюотносительно объективно необоснованных оценок при условии, чтоони будут руководствоваться одинаковыми имплицитными (подра-зумеваемыми) теориями личности, стереотипами или местнымипредрассудками (например: «люди, носящие очки, умны», или «ко-ротышки агрессивны», или «все Ван Орманды заносчивы»).

Тем не менее простота вербальных методик и часто выявляемыес их помощью высокие корреляции не пробуждали у ученых особойсклонности заново возвращаться к стоящему больших усилий и не-благодарному поиску объективной согласованности поведения.

Роберт Сирз и согласованность зависимости. Следующее доста-точно амбициозное исследование объективной согласованностиповедения было предпринято лишь в 1963 г. Это было исследова-ние Роберта Сирза (Robert Sears, 1963), посвященное зависимос-ти, проявляющейся у детей, посещающих детский сад. Зависи-мость у детей младшего возраста представляет собой очень при-влекательный объект для исследования. Причина состоит в том,что дети делают много таких вещей, которые каждый посчиталбы проявлением зависимости, и эти действия детей можно оченьлегко зарегистрировать объективно.

Сирз исследовал такие поведенческие показатели, как прикос-новение к воспитателю или удерживание его или других детей, час-тота требований поддержки и частота поиска внимания. Он измерялзависимость детей от своих товарищей, воспитателей и матерей какв детском саду, так и в лабораторных условиях. Как и в более раннихисследованиях, показатели Сирза представляли собой не результатыединичных наблюдений в единичных ситуациях, а средние показа-тели, рассчитанные на основании многих наблюдений.


178 Глава 4

Вопреки этому статистически благоприятному обстоятельству,средняя корреляция между отдельными видами зависимого пове-дения составила лишь 0,11 — показатель, несомненно, слишкомнизкий, чтобы служить оправданием интуитивной уверенностиобычных людей или соответствовать требованиям традиционнойтеории личности.

Последствия эмпирического вызоВа

Спустя всего пять лет после исследования Сирза Мишел иПитерсон предприняли атаку на общепринятые положения о со-гласованности личностных проявлений. В сущности, то, что сдела-ли эти два теоретика, представляло собой «расчистку бурелома»,образовавшегося в результате шквала исследований, в которыхученые полагались исключительно на согласованность субъектив-ных оценок. Они также переключили внимание на те немногиеэксперименты, в которых были использованы объективные пове-денческие показатели.

Отдавая предпочтение этим объективным показателям, Ми-шел и Питерсон привели ряд очевидных возражений против ис-пользования фактов надежности субъективных оценок в качествесредства для демонстрации существования согласованных инди-видуальных различий между людьми и, тем более, для определе-ния масштабов этой согласованности. Они настаивали на том, чтонесмотря на то что согласие между разными измерениями и ихустойчивость во времени представляют собой интересные, дос-тойные изучения феномены, однако эти феномены не доказыва-ют достоверность соответствующих понятий о личностных чертах.

Они также обобщили существовавшую в то время литературу отенденциозностях человека при обработке информации и о другихнедостатках умозаключений, которые могут заставить усомниться вдостоверности социального восприятия и даже самовосприятия. Речьшла прежде всего о склонности полагаться на стереотипы, основан-ные на внешнем виде, социальной роли или репутации человека.

Более того, в последующие два десятилетия обрушилась бук-вально лавина исследований, посвященных разным видам тенден-циозности социального восприятия и социального познания, ко-торые обеспечили еще более солидное основание для критики(Dawes, 1988; Fiske & Taylor, 1990; Kahneman, Slovic & Tversky,1982; Nisbett & Ross, 1980; Taylor & Fiske, 1978). Многие из проде-монстрированных в ходе этих исследований тенденциозностей были


 

Поиск личностной согласованности 179

именно таковы, что вполне могли бы служить причиной возник-новения иллюзии согласованности. Например, проблема значитель-ных искажений памяти на «факты» под влиянием разного родапредрассудков пользовалась в 70-е и 80-е годы огромной популяр-ностью среди авторов многочисленных исследовательских работ.

Важно отметить, что Мишел вовсе не утверждал, что отсутствиесогласованности поведения в различных ситуациях служит доказа-тельством отсутствия измеримых или предсказуемых индивидуаль-ных различий. Напротив, он подчеркивал, что отдельный субъект водних и тех же ситуациях может демонстрировать очень согласован-ные реакции, другими словами, что конкретная реакция на конк-ретную ситуацию может быть очень устойчива во времени.

В сущности, это вполне ясно и из результатов некоторых клас-сических исследований. Коэффициенты устойчивости — корреля-ция между двумя значениями одного и того же показателя поведе-ния, зафиксированными в двух разных случаях, зачастую превы-шают 0,40, достигая иногда и гораздо более высоких уровней.Хартшорн и Мэй (Hartshorne & May, 1928) обнаружили, напри-мер, что уровень корреляции между склонностью списывать с го-товых ответов при заполнении теста на общую эрудицию в одномиз случаев и аналогичной склонностью при заполнении теста пол-года спустя составил 0,79. Ньюкомб (Newcomb, 1929) обнаружил,что склонность поболтать за обедом также является очень устойчи-вым личностным атрибутом, но его корреляция с показателем раз-говорчивости по другим поводам не была настолько высокой (Buss &Craik, 1984). Мишел настаивал на том, что значительные различиямежду людьми, видимо, ограничены их отдельными реакциямина отдельные ситуации — такими, например, как дружелюбное по-ведение в столовой или готовность идти на конфронтацию со своимработодателем, что никак не свидетельствует о всеобъемлющей,кросс-ситуативной экстравертированности или напористости.

Атаки Мишела на устои психологии личности не ограничи-лись утверждением, что кросс-ситуативная согласованность пове-дения отсутствует. Он добавил психологам личности еще большебеспокойства, заявив, что корреляция между оценками черт лич-ности по стандартным вербальным шкалам и объективными пове-денческими проявлениями также очень низка. Отдельные видыповедения редко давали с этими шкалами корреляцию, уровенькоторой превышал бы 0,30, в типичных же случаях эти корреля-ции были ниже. Затем он пошел еще дальше, указывая на то, чтов предсказании действительных поведенческих реакций оценки черт

12*


180 Глава 4

личности, полученные с помощью косвенных и тонких проектив-ных методов психодиагностики, редко позволяют добиться болеезначительного успеха, чем простые самоотчеты (в целом же ихприменение бывает гораздо менее успешным, чем использованиесамоотчетов).

Наконец, возможно, наиболее стимулирующим к размышле-нию фактом является демонстрация Мишелем того, что готов-ность или способность человека «откладывать вознаграждение» (чер-та, милая сердцу психоаналитически ориентированных психоло-гов личности) может зависеть не столько от диспозиций человека,сколько от особенностей конкретной ситуации.

Так, например, вопрос о том, способен ли ребенок отложитьвознаграждение в какой-либо отдельной ситуации (т.е. отказатьсяот небольшой немедленной награды ради получения впоследствииболее существенной), может быть с очень скромной степенью ве-роятности (при корреляции в целом ниже 0,30) решен на основа-нии показателей личностных черт или знания об успешных дей-ствиях того же ребенка в какой-либо другой ситуации. В то жевремя способность детей откладывать вознаграждение может бытьрезко изменена путем манипулирования некоторыми, очень тон-кими нюансами ситуации, в которой эта способность испытыва-ется. Например, в ходе одного из исследований (Mischel & Ebbesen,1970) было обнаружено, что дети быстро использовали возмож-ность получить небольшое, но немедленное вознаграждение в слу-чае, когда оба приза были на виду (средняя отсрочка в этой ситу-ации равнялась одной минуте), но оказывались способными от-кладывать вознаграждение (в среднем на 11,3 мин), если оба призабыли спрятаны.

Отталкиваясь от этих результатов, Мишел и его коллеги по ис-следованию (Mischel, 1974) показали, что любая из нескольких прос-тых когнитивных стратегий, позволяющих детям отвлечь свое вни-мание от перспективы немедленного вознаграждения, может суще-ственно усилить способность откладывать вознаграждение, всущности, у любого ребенка. Иными словами, подобные манипуля-ции с ситуативным контекстом (а возможно, и со смыслом, кото-рый этот контекст имеет для детей) могут поглотить влияние любыхобширных и устойчивых индивидуальных различий между детьми вуровне импульсивности, терпения или каких-либо других различий,которые как родители, так и профессиональные психологи прини-мают во внимание, пытаясь объяснить наблюдаемую изменчивость вреакциях детей на возможности и соблазны реального мира.


реакция лрофшиопмъпых психологов на вызов

68 ГОДА

Возврат Д. Ъеа k разграничению ноотетичесЬогои идиографичесЬого подходов

По-видимому, наиболее интересную реакцию на публикацииМишела (предвосхитившую в некоторых отношениях аргументы,приводимые нами более подробно в следующей главе) продемон-стрировал Дерил Бем — ведущий социальный психолог (отец об-суждавшейся нами в главе 3 теории самовосприятия), в то времянаходившийся на пути к тому, чтобы стать психологом личности.В отличие от большинства других критиков Бем не относился ксуществующим данным о поведении пренебрежительно. Наоборот,он в целом признавал основное утверждение Мишела относитель-но степени кросс-ситуативной согласованности поведения, обна-руживаемой при обследовании случайной выборки людей, реаги-рующих на фиксированный набор ситуаций, отобранных для вы-явления определенных черт личности. Он утверждал, однако, чтогораздо более ограниченная теория личностных черт, согласнокоторой по меньшей мере некоторые личностные черты могут бытькорректно приложимы, по меньшей мере, к некоторым людям,может все же оказаться жизненной.

Бем и Аллен (Bern & Alien, 1974), возвращаясь к разграниче-нию, сделанному почти за 40 лет до этого Гордоном Оллпортом(Allport, 1937) и широко использовавшемуся наставником Мише-ла Джорджем Келли (Kelly, 1955), выступили с предположением,что согласованность поведения, подразумеваемая при использова-нии общепринятых ярлычков — названий черт личности, все-такиможет быть обнаружена. Однако чтобы добиться этого, исследова-телям необходимо принять «идиографический» подход к личностив противоположность «номотетическому» подходу (т.е. сосредото-чить свое внимание на уникальных сторонах структуры личностиотдельного индивида, а не исходить из того, что каждый человекможет получить осмысленный балл по каждому из личностныхпараметров).

Центральной особенностью идиографического подхода явля-ется то, что он требует сначала очертить круг конкретных черт,«приложимых» к рассматриваемому индивиду (или наоборот, вы-


182 Глава 4

делить конкретных индивидов, к которым могла бы быть по-на-стоящему приложима интересующая нас черта личности). Инымисловами, поиск согласованности поведения необходимо вестипамятуя о том, что любого отдельно взятого человека можно эф-фективно охарактеризовать при помощи лишь некоторой части име-ющихся черт личности, а при помощи данной черты личностиможно охарактеризовать лишь некоторую часть людей.

Второй особенностью идиографического подхода является го-товность при очерчивании круга конкретных ситуаций, в которыхможет быть обнаружена согласованность реакций какого-нибудьчеловека, использовать в качестве путеводной нити самого этогочеловека. Существует два отличных друг от друга способа, которы-ми это может быть сделано.

Можно наблюдать поведение людей в достаточно широкой со-вокупности ситуаций с целью обнаружить конкретные случаи со-гласованности поведения, проявляемой определенными индиви-дами, — случаи, которые скорее всего вновь будут иметь местопри исследовании новой совокупности ситуаций.

Обратившись к другому способу, можно использовать инфор-мацию о личной истории человека, его потребностях, целях, схе-мах интерпретации и тому подобном в попытке предугадать осо-бые и уникальные совокупности ситуаций, в которых определен-ный человек будет проявлять свои определенные диспозиции.В любом случае исследователь, практикующий идиографическийподход, не станет ожидать ото всех испытуемых, чтобы их поведе-ние в фиксированном наборе ситуаций позволило бы выставить«балл» по каждой из заранее определенных личностных черт -«балл», имеющий при этом еще и смысл. Вместо этого он будетожидать от каждого индивида проявления конкретных диспози-ций только в определенной совокупности ситуаций, которые спо-собствовали бы проявлению диспозиций именно этого индивида(т.е. релевантных по отношению к нему).

Отправной точкой теоретических рассуждений Бема и Алленастало предположение, что согласованность поведения будет на-блюдаться только у тех людей, которые стремятся соответствоватьличным стандартам либо произвести впечатление согласованнос-ти на других. Причем проявляться эта согласованность будет толь-ко в тех определенных ситуациях, которые эти люди считают дляэтого подходящими. Иными словами, согласованность будут про-являть только те, кто активно отслеживает свое поведение и стре -мится (по крайней мере в определенных ситуациях) достичь пред-


Поиск личностной согласованности 183

сказанного и искомого исследователями уровня согласованности.Например, некоторые люди будут отслеживать свое поведение напредмет присутствия в нем дружелюбия или добросовестности,поскольку именно эти личностные свойства представляются имзначимыми ценностями и являются основными для впечатления,которое они хотят произвести на других. А некоторые — все по тойже причине — будут стремиться быть последовательными в своихпроявлениях мужественности, интеллектуальности, озабоченнос-ти проблемами экологии или патриотизма. Но вновь согласован-ность поведения будет иметь место лишь в определенных ситуаци-ях—в тех, которые они сами считают подходящими для проявле-ния личностного свойства, являющегося предметом ихозабоченности.

К сожалению, как признавали сами Бем и Аллен, методологияих исследований не слишком продвинулась в направлении, котороепредполагают их же теоретические выкладки. Они попытались опре-делить совокупность потенциально «согласованно» ведущих себялюдей (чье поведение контрастировало бы с поведением совокуп-ности других людей, поведение которых демонстрировало «отсут-ствие согласованности»), но сделали это, основываясь не на наблю-дениях за поведением или на анализе присущих отдельным людямсхем интерпретации, или на анализе их личных ценностей. Вместоэтого они просто выделили две отдельные черты личности — друже-любие и сознательность, а затем классифицировали совокупностьимеющихся субъектов в зависимости от проявления ими высокойили низкой степени согласованности соответствующих форм по-ведения. В случае дружелюбия отнесение к одному из классов зави-село от общей самохарактеристики испытуемых, а в случае созна-тельности — от их самоотчета о конкретных поступках в прошлом.

Наиболее важным и наиболее противоречившим духу их соб-ственных идиографических установок является то, что они не пред-приняли даже попытки отобрать использованные ими ситуацииили показатели, основываясь на идиографическом подходе. Бем иАллен попросту выбрали небольшое число ситуаций и показате-лей, которые они, как исследователи, сочли подходящими длявыявления заданных личностных черт, а затем поставили своихиспытуемых последовательно во все ситуации из этой заранее за-данной совокупности. Наконец, необходимо заметить, что Бем иАллен использовали лишь очень малое число поведенческих пока-зателей: два — в случае дружелюбия и три — в случае сознательно-и. Все остальные показатели представляли собой субъективные и

 


184 Глава 4

довольно общие оценки, даваемые самими испытуемыми, их ро-дителями или товарищами.

Несмотря на ограниченность, с которой исследователи пре-творяли в жизнь свои же требования к идиографичности показате-лей, полученные ими результаты выглядели поначалу достаточнооптимистично с точки зрения подкрепления приведенных имиаргументов. В случае дружелюбия корреляция между двумя пове-денческими показателями (т.е. быстротой, с которой один испы-туемый вовлекал в разговор другого непосредственно перед нача-лом эксперимента, и объемом времени, в течение которого испы-туемый говорил в ходе групповой дискуссии, когда экспериментуже начался) оказалась очень высокой в подгруппе с «высокойсогласованностью поведения» (г = 0,73) в отличие от подгруппыс «низкой согласованностью» (г = 0,30).

Хотя значение первой из этих корреляций и впечатляет своейвеличиной, однако стоит заметить, что оба рассмотренных вари-анта поведения едва ли представляли собой независимые проявле-ния некоторой высокообобщенной личностной черты. Оба вари-анта поведения свидетельствовали только о готовности говорить снезнакомыми людьми, а по сути дела — о готовности заговорить сними в одном отдельно взятом случае и в одной лишь определен-ной компании.

В случае сознательности студентов использованные исследова-телями показатели — быстрота возвращения одолженных учебни-ков, прилежание при выполнении классных заданий и аккурат-ность их внешнего вида и жилища — больше отличались друг отдруга и были более независимыми. Однако полученные Бемом иАлленом данные выявили, что ни в группе с высокой согласован-ностью поведения, ни в группе с низкой согласованностью небыло получено положительных корреляций для любой из пар рас-смотренных показателей. (Средний показатель для группы с высо-кой согласованностью поведения составил -0,04, а для группы снизкой согласованностью он составил —0,19.)

Тем не менее Бем и Аллен отреагировали на данные своих опы-тов с большим энтузиазмом, чем можно было бы ожидать, озна-комившись с нашим кратким описанием. Это произошло во мно-гом потому, что для подкрепления своих аргументов они исполь-зовали не одни только поведенческие показатели. Подобнопсихологам личности более раннего периода, они чрезвычайнополагались на самооценки и субъективные оценки товарищей иродителей. И опять же, подобно предыдущим исследователям, они


Поиск личностной согласованности 185

были сполна вознаграждены за это. Они обнаружили, что как в слу-чае дружелюбия, так и в случае сознательности в подгруппе с высо-кой согласованностью поведения оценки, данные товарищами ис-пытуемых, их родителями и самими испытуемыми, очень хорошокоррелировали между собой (для дружелюбия средний г = 0,61, длясознательности средний г = 0,48). Они высоко коррелировали дажес соответствующими показателями поведения (для дружелюбия сред-нее значение г = 0,47, для сознательности среднее значение г = 0,36).В то же время в подгруппе с низкой согласованностью поведениязначения полученных коэффициентов корреляции были ниже.

Публикации Бема и Аллена, по-видимому, в большей степенипо причине силы содержащихся в них аргументов, нежели по убе-дительности эмпирических данных, пробудили вскоре множествоспоров и критических замечаний как со стороны психологов лич-ности, утверждавших, что подход исследователей не был в доста-точной степени идиографическим, так и со стороны сторонниковМишела, вновь настаивавших на том, что корреляция, рассчиты-ваемая для объективных поведенческих показателей, имеет отно-шение к предмету спора в гораздо большей степени, чем корреля-ция между субъективными оценками.

Единственная, основанная на поведенческих показателях вы-сокая корреляция, о которой писали Бем и Аллен, явно не выдер-жала испытания повторными исследованиями. Воспроизведя ос-новные аспекты парадигмы Бема и Аллена и добавив несколькодополнительных показателей как для сознательности, так и длядружелюбия, Мишел и Пик (Mischel & Peake, 1982a) вычислилисредние корреляции между отдельными парами поведенческихпроявлений: они оказались равны 0,13 для сознательности и 0,05для дружелюбия. Аналогичным образом Чаплин и Гольдберг(Chaplin & Goldberg, 1985) концептуально воспроизвели исследо-вание Бема и Аллена и обнаружили корреляцию, равную 0,01 дляповедения, отражающего сознательность, и равную 0,00 для пове-дения, отражающего дружелюбие. Еще более знаменательно, чтоникто 1тз упомянутых исследователей, какой бы из предложенныхБемом и Алленом критериев разбиения на подгруппы они ни ис-пользовали, не обнаружил никаких свидетельств существованиязаметно более высокой корреляции у испытуемых с предположи-тельно более согласованным поведением, чем у испытуемых с якобыменее согласованным поведением.

Суммируя вышеизложенное, можно сказать, что, несмотря накрасноречивость основного аргумента Бема и Аллена, их первые


186 Глава 4

шаги в направлении большей идиографичности подхода к личности не разрешили дилеммы отсутствия согласованности поведенияИх результаты, равно как и результаты, полученные в ходе последу-ющих, вдохновленных ими исследований, принесли лишь дополни-тельные данные о поведении еще по двум личностным характерис-тикам — данные, дающие такие же или даже еще меньшие корреля-ции, чем те, которые были обнаружены Мишелем в 1968 г.

MemffgaJUfzvneckue Возражения и альтернативныеэмпирические подходы

За исключением призыва Бема и Аллена к большей идиогра-фичности оценок, реакция на атаку Мишела и содержащийся вней вызов представляла собой в основном сочетание ледяногомолчания, обвинений в нигилизме, призывов к здравому смыслуи возобновившихся попыток настаивать на том, что исследованияповедения, на которые тот ссылался, имеют неустранимые по-грешности. Критики Мишела утверждали, что в этих исследовани-ях были использованы не те ситуации и не те показатели либообследовались не те выборки испытуемых (например, Alker, 1972;

Block, 1977; Olweus, 1977; Wachtel, 1973). Иногда в качестве защи-ты обращались даже к научно-дисциплинарным темам. Утвержда-лось, что социальные психологи и другие ученые, приверженныедоктрине бихевиоризма, не в состоянии обнаружить случаи со-гласованности поведения, которые отражали бы имманентно при-сущие людям различия, поскольку они слишком полагаются нанезамысловатые объективные показатели. Психологи личностинастаивали на том, что, обратившись вместо этого к более интег-ральным и субъективным методам личностной психодиагностикии к оценкам поведения, даваемым самими испытуемыми или ихтоварищами, наблюдающими их в повседневных ситуациях, мож-но без труда выявить согласованность поведения, ускользнувшуюкаким-то образом от внимания Ньюкомба, Хартшорна, Мэя, Сир-за и всех тех, кто пошел по их «бихевиористским стопам». Инымисловами, психологи-персонологи продолжали настаивать на том,что простые и объективные поведенческие показатели в некото-ром смысле скорее затеняют, нежели проясняют ту важную роль.которую различия в чертах личности играют в повседневной со-циальной жизни.

Легко проникнуться сочувствием к состоянию фрустраци"-которое испытали психологи личности. На самом деле, как будт


 

Поиск личностной согласованности 187

волнительно пояснено в главе 6, мы полагаем, что они былиправы в своей убежденности, что устойчивые индивидуальныеразличия, проявляющиеся в социальном поведении, представля-ют собой нечто большее, чем просто когнитивную иллюзию. Мыразделяем также их стремление настаивать на том, что люди, встре-чающиеся нам в потоке повседневности, проявляют в своем пове-дении (равно как и в том, что отличает его от поведения окружа-ющих) значительную согласованность и предсказуемость.

Однако мы полагаем также, что отметание ими с порога име-ющихся данных о реальном поведении отбило у этих исследовате-лей охоту заниматься тщательным анализом истоков согласован-ности и несогласованности поведения в реальном мире. В частно-сти, психологи личности очень мало сделали для того, чтобыпомочь нам понять, почему свидетельства обыденной интуиции вотношении личностных черт и данные исследований, получен-ные при помощи обобщенных вербальных показателей, находятстоль мало подтверждений в ситуациях, когда исследователи бе-рут на себя труд собрать объективную информацию о поведении.Если конкретные личностные характеристики — такие, как раз-говорчивость, или такие, как экстраверсия, честность или зави-симость, были выбраны для оценки ошибочно, то какие характе-ристики следовало бы тогда выбрать? Если разговорчивость неследует оценивать посредством объективного показателя доли об-щего времени, проведенного людьми за разговорами во времяобеда, то как же ее тогда оценивать? Если о честности нельзясудить по готовности жульничать во время контрольной работыили прохождения теста или красть то, что плохо лежит, то как жетогда о ней судить? Если ни «проблемные» мальчики в летнемлагере, ни представленная выборка из учеников начальной и сред-ней школы, ни различные выборки студентов колледжей не былиподходящими для оценки согласованности поведения, то какиевыборки являются в таком случае подходящими? Иначе говоря,если причины «провалов» прежних поведенчески нацеленных ра-бот могут быть усмотрены в несовершенстве их методологии, анадежность и устойчивость более общих и более субъективных оце-нок в гораздо большей степени отражают действительное поло-жение с согласованностью поведения, то почему тогда не былоЯредпринято убедительных эмпирических попыток, используяболее совершенные поведенческие показатели, более адекватныеМетоды и более подходящие выборки, опровергнуть выводы работ


188 Глава 4

Мишела и его последователей и продемонстрировать им всю нео-боснованность их претензий?

При отсутствии сведений о подобных эмпирических «историяхуспеха» потребовалось опровержение, более концептуальное посвоей сути, — такое, которое объяснило бы кажущиеся неудачиНьюкомба и его коллег, равно как и кажущиеся успехи тех, ктопредпочел методики «карандаша и бумаги» объективным исследованиям поведения. Одно подобное опровержение было предложено Сеймуром Эпштейном десятилетие спустя после того, как былброшен первый вызов.

Возражение Э-пштейна, основанное на. эффективностиJwmoga агрегирования

Эпштейн (Epstein, 1979, 1983) в своем ответе на критику Ми-шела апеллировал в основном к психологам личности. В сущности,он утверждал, что, уделяя слишком много внимания низким кор-реляциям между отдельными поведенческими проявлениямиили их результатами, можно упустить из виду теоретическую зна-чимость и потенциальную практическую выгоду агрегирования по-добных показателей. Он отмечал, что отдельные реакции, равнокак и отдельные пункты любого теста, в высшей степени нена-дежны и будут, скорее всего, отражать влияние многих системати-ческих и случайных факторов, не имеющих отношения к оценива-емым личностным диспозициям. С тем чтобы получить надежные иточные показатели диспозиций субъекта, необходимо рассматри-вать среднее значение нескольких отдельных индивидуальных по-казателей или «пунктов», таким образом, чтобы случайные иливнешние факторы, влияющие на отдельные реакции, или пунк-ты, взаимно погашали друг друга, делая «сигнал» более сильнымпо сравнению с окружающими его «помехами». Иными словами,для того чтобы отыскать ускользнувшую от внимания бихевиорис-тов согласованность поведения, необходимо убедиться, что пока-затели, между которыми вычисляется корреляция, отражают вбольшей мере лежащие в их основе личностные диспозиции инди-вида (или, так сказать, «истинные показатели») и в меньшей ме-ре — «ошибки». Воздаянием за это будут, как утверждал Эпштейн,относительно высокие корреляции, отражающие, в свою очередь.истинные и устойчивые личностные диспозиции.

В определенном смысле аргументы Эпштейна имели чисто ста-тистический характер и были бесспорны. Нельзя не согласиться с


 

Поиск личностной согласованности 189

утверждением, что множественные наблюдения дают более надеж-ные показатели и более точно отражают «истину», чем одиночные.(По сути, Мишел отмечал то же самое в своей книге 1968 г.) Бо-лее того, во многих знакомых всем жизненных ситуациях важностьпринципа агрегирования с готовностью признается.

Например, в школе даже наиболее успевающие ученики раноили поздно не справляются с каким-нибудь экзаменационнымвопросом. Время от времени, показав сравнительно слабые резуль-таты во время конкретной контрольной работы, они могут дажепрогулять занятия. Но тот факт, что их четвертные оценки по от-дельным предметам (каждая из которых отражает результат агре-гирования оценок за множество отдельных контрольных работ) итем более их средний балл (представляющий собой результат агре-гирования множества четвертных оценок по отдельным предме-там) будут выше, чем у всех остальных, является вполне предска-зуемым. На самом деле именно это мы и имеем в виду под «высо-кой академической одаренностью», и ни один здравомыслящийчеловек не станет оспаривать существование индивидуальных раз-личий в академической одаренности или приходить в отчаяние поповоду невозможности количественного измерения подобных раз-личий только потому, что корреляции между отдельными компо-нентами этой одаренности или между ее отдельными компонента-ми и общим показателем сравнительно невелики.

Исходя из аналогичных посылок, Эпштейн заявлял, что былобы глупо давать ответ на вопрос об индивидуальных различиях вотношении честности или дружелюбия на основании наблюденияповедения людей в единичных ситуациях и последующего расчетакорреляций между характеристиками поведения в этих ситуациях.

Эпштейн напомнил своим коллегам, что существуют простыеи знакомые всем статистические формулы, позволяющие пред-сказать, насколько больший рост в надежности измерений можетбыть получен, а следовательно, и насколько больший рост корре-ляции, отражающий индивидуальные различия между личностя-ми, можно ожидать по мере повышения уровня агрегированияподобных показателей.

Чтобы проиллюстрировать уместность применения этих фор-мул, а заодно и величину подобных «эффектов агрегирования»,рассмотрим конкретный пример. Что произойдет, если отобратьДовольно большое число вариантов поведения (которые, предпо-ложительно, должны служить выявлению одной и той же личност-ной характеристики), а затем усреднить корреляции, полученные


190 Глава 4

между всеми парами показателей. Говоря более конкретно, рас-смотрим совокупность данных, в которой средняя корреляциямежду парами показателей составляет 0,16 — значение, котороенесколько ближе к верхнему краю диапазона корреляций, полу-ченных в ходе эмпирических исследований, которыми мы занима-емся в этой главе.

В настоящее время корреляция, равная 0,16, вовсе не выглядитвпечатляющей. В самом деле, как показали Дженнингс, Амабайли Росс (Jennings, Amabile & Ross, 1982), большинство наблюдате-лей, прослушивая множество пар звуков разной продолжитель-ности или глядя на множество пар линий разной протяженности,корреляция между которыми составляет 0,16, с трудом могут оп-ределить, имеют ли они дело с положительной или с отрицатель-ной корреляцией. А вот используя так называемую «формулу про-рочества» Спирмена—Брауна, в защиту которой выступал Эпш-тейн, можно предсказать, что если мы возьмем 25 независимыхпоказателей поведения испытуемого, характеризующих его экст-равертированность (или честность, или зависимость, или созна-тельность, т.е. показатели, которые мы упоминали ранее при об-суждении вызова, брошенного Мишелем психологам личности),и рассчитаем затем корреляцию между средним баллом каждогосубъекта по этим 25 независимым показателям и его же среднимбаллом по другим 25 показателям, характеризующим ту же чертуличности, то полученная корреляция достигнет 0,83 — уровня,который никто не рискнул бы назвать недостаточно впечатляю-щим, и уж вряд ли такую корреляцию невозможно было бы обна-ружить. Если усреднить всего лишь девять независимых показате-лей для каждого испытуемого и посмотреть на их соотношение сосредним значением для других девяти показателей, то и тогдаполучится ясная и тоже легко обнаруживаемая корреляция, рав-ная 0,63.

Эпштейн (Epstein, 1983) не удовольствовался тем, что выдви-нул свой аргумент в чисто теоретических терминах. Он взял насебя труд продемонстрировать, что по крайней мере для некото-рых предпочтений и поведенческих проявлений использованиемножественных показателей действительно может увеличить ко-эффициенты корреляции до уровня «пророческих». (Оказалось, чтотребование независимости показателей может быть удовлетворенолибо, что более вероятно, нарушено без серьезных последствиидля роста корреляции, проистекающего из агрегирования показа-телей.) Традиционная теория личности получила, таким образом.


Поиск личностной согласованности 191

мошную поддержку. Было показано (или по крайней мере так ка-залось), что индивидуальные различия в традиционных чертах лич-ности действительно существуют, а отражающие их корреляцииможно сделать очень высокими, если принять некоторые, вполнеразумные психометрические меры предосторожности.

С особым энтузиазмом аргументы Эпштейна были встреченыисследователями личностных тестов, поскольку им казалось, чтоэти аргументы объясняют, почему стандартные вербальные мето-дики демонстрируют в целом высокую устойчивость во времени, аиногда даже и хотя бы умеренный уровень согласия между разны-ми оценщиками. Можно предположить, что вербальные оценкиподобного рода могут быть продуктом множества наблюдений, сде-ланных в разное время и в разных ситуациях. Соответственно это-му можно утверждать, что причиной сравнительно высоких кор-реляций, которых психологи личности добились, используя по-добные методы оценки, является агрегирование показателей, а некакое-либо влияние общих стереотипов или других тенденциозно-стей, имеющих место в процессе переработки информации.

Хотя эпштейновское опровержение и освободило психологовличности от узды, наброшенной на них Мишелем, предоставивим возможность спокойно вернуться к разработке техник измере-ния индивидуальных различий, однако мы полагаем, что оно вве-ло в заблуждение некоторых недостаточно критичных читателейпсихологической литературы относительно как практических, таки теоретических преимуществ, достижимых посредством агреги-рования. Далее в этой главе мы выясним, какова природа подоб-ных преимуществ и где находятся их пределы.

V:' Г

Date: 2015-10-21; view: 270; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию