Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 8. Культура речи оратора. Слагаемые речевой культуры. Преимущество устной речи над письменной. Основные требования к языку выступления. Средства речевой выразительности





Тема 9. Психологические основы публичной речи. Личность оратора и установление психологического контакта с аудиторией.

Тема 10. Техника речи. Составные части техники речи. Речевое дыхание и голос. Дикция.

 

ТРЕБОВАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ.

 

Основной формой отчёта студента о самостоятельной подготовке в межсессионный период является контрольная работа, предусматривающая теоретическую и практическую часть.

Контрольная работа выполняется в компьютерном варианте ― размер шрифта (кегль) не менее 14 пунктов, формат бумаги А 4 (210Х297 мм), размер полей ― 20 мм. Страницы нумеруются арабскими цифрами по центру внизу страницы. Титульный лист считается, но не нумеруется.

Структура контрольной работы:

 

–1 лист ― титульный.

–2 лист ― содержание имеет следующую структуру:

· Введение.

· Основная часть (вопросы 1, 2, 3…).

· Заключение.

· Список используемой литературы.

· Практическая часть.

Каждый раздел оглавления должен начинаться с новой страницы и иметь заголовок.

Контрольная работа выполняется по варианту, выбор задания которого производится соответственно последней цифре номера зачётной книжки студента (10 тема = 0 зачётной книжки).

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ.

 

Вариант 1.

1. Теоретическая часть: Тема № 10 тематики курса.

2. Практическая часть:

Прочитайте любую судебную речь (в контрольной работе необходимо представить пример анализируемой судебной речи; задание строго индивидуально!). Что такое позиция защиты и какие позиции существуют? Читая речь, прежде всего уясните, в чем убеждает адвокат суд. Что такое композиция речи и ее составляющие? Выделите эти композиционные части в изучаемой речи. После этого внимательно проанализируйте способы доказательства, опровержения и все существующие риторические приемы.

Ответьте на следующие вопросы:

1. Какую позицию выбрал адвокат?

2. Убедил ли он Вас в этой позиции?

3. Каково отношение автора к изображаемому?

4. Какую композицию выбрал адвокат?

5. Прокомментируйте все композиционные части речи.

6. Какие методы доказательства привел оратор?

7. Какие использовал методы опровержения?

8. Приведите примеры: описания, повествования, рассуждения.

9. Каким методом излагается материал?

10. Какие риторические приемы использовал оратор?

11. Приведите примеры риторических приемов.

12. Какие изобразительно-выразительные средства использовались оратором? Приведите примеры.

13. В чем стилистические особенности данного оратора?

 

 

Вариант 2.

1. Теоретическая часть: Тема № 9 тематики курса.

2. Практическая часть:

 

Прослушайте любое выступление (на занятие необходимо предоставить стенограмму данного выступления; задание строго индивидуально!) и проанализируйте его:

  • Интересно ли Вам было слушать выступающего?
  • Какова основная мысль выступающего?
  • Последовательно ли она реализуется в выступлении?
  • Как соотносятся основная мысль, цели выступления и заявленная тема?
  • Разделяете ли Вы позицию выступающего?
  • Как выступающий взаимодействует со слушателями?
  • В каком функциональном стиле выдержано выступление?
  • Какие языковые черты данного стиля использованы автором?
  • Какова сила голоса, ясность дикции и темп речи?
  • Какую информацию можно было использовать в выступлении на данную тему?
  • Представлены ли в выступлении различные точки зрения?
  • Осталось ли после выступления впечатление о том, что выступающий представил полную картину по выбранному вопросу?
  • Владеет ли докладчик мастерством импровизации?
  • Показывает ли выступающий процесс возникновения и развития мысли или воспроизводит заученный текст?
  • Соответствовала ли речь нормам литературного языка?

 

 

Вариант 3.

1. Теоретическая часть: Тема № 8 тематики курса.

2. Практическая часть:

Послушайте публичный спор (можно взять дискуссионную передачу в СМИ, например, «К барьеру» В. Соловьева; в контрольной работе необходимо представить стенограмму данного спора; задание строго индивидуально!) и определите вид спора:

1. По мотивам и целям:

– из-за истины,

– для убеждения кого-либо,

– для победы,

– спор ради спора.

2. По социальной значимости проблемы:

– общечеловеческие интересы,

– национальные интересы,

– интересы социальных слоев общества,

– групповые интересы,

– семейные интересы,

– личные интересы.

3. По количеству участников:


– монолог (внутренний спор);

– диалог (спор двоих);

– полилог (спор команд).

 

Проанализируйте:

1. Актуальность предмета спора для каждого участника.

2. Предпочтительные способы определения предмета спора.

3. Охарактеризуйте компетентность в этом вопросе каждой стороны.

4. Определите общую эрудицию участников спора.

5. Определите, что доказывала и опровергала каждая из сторон.

6. Охарактеризуйте основные качества участников спора:

– культура речи;

– умение слушать;

– умение «держать позицию»;

– уважение к другой точке зрения;

– заинтересованность;

– конструктивность подхода;

– интеллектуальная терпимость и др.

7. Какие аргументы для доказывания и опровержения использовались оппонентами? Назовите слабые и сильные; укажите способ демонстрации; определите, нет ли логических ошибок;

8. Какие вопросы использовались оппонентами в споре? Какова эффективность каждого из вопросов?

9. Как завершается спор?

– признание тезиса или контртезиса обеими сторонами.

– тезис и контртезис редактируются обеими сторонами.

– отбрасывается и тезис и контртезис и вырабатывается новый вариант.

– признание поражения.

Вариант 4.

1. Теоретическая часть: Тема № 7 тематики курса.

2. Практическая часть:

Прочитайте любую судебную речь (в контрольной работе необходимо представить пример анализируемой судебной речи; задание строго индивидуально!). Что такое позиция защиты и какие позиции существуют? Читая речь, прежде всего уясните, в чем убеждает адвокат суд. Что такое композиция речи и ее составляющие? Выделите эти композиционные части в изучаемой речи. После этого внимательно проанализируйте способы доказательства, опровержения и все существующие риторические приемы.

Последовательно ответьте на следующие вопросы:

1. Какую позицию выбрал адвокат?

2. Убедил ли он Вас в этой позиции?

3. Каково отношение автора к изображаемому?

4. Какую композицию выбрал адвокат?

5. Прокомментируйте все композиционные части речи.

6.Какие методы доказательства привел оратор?

7.Какие методы опровержения?

8.Приведите примеры: описания, повествования, рассуждения.

9.Каким методом излагается материал?

10.Какие риторические приемы использовал оратор?

11.Приведите примеры риторических приемов.

12.Какие изобразительно-выразительные средства использовались оратором? Приведите примеры.

13.В чем стилистические особенности данного оратора?

 

 

Вариант 5.

1. Теоретическая часть: Тема № 6 тематики курса.

 

2. Практическая часть:

 

Прослушайте любое выступление (на занятие необходимо предоставить стенограмму данного выступления; задание строго индивидуально!) и проанализируйте его:

 

  • интересно ли Вам было слушать выступающего?
  • какова основная мысль выступающего?
  • последовательно ли она реализуется в выступлении?
  • Как соотносятся основная мысль, цели выступления и заявленная тема?
  • разделяете ли Вы позицию выступающего?
  • как выступающий взаимодействует со слушателями?
  • в каком функциональном стиле выдержано выступление?
  • какие языковые черты данного стиля использованы автором?
  • какова сила голоса, ясность дикции и темп речи?
  • какую информацию можно было использовать в выступлении на данную тему?
  • представлены ли в выступлении различные точки зрения?
  • осталось ли после выступления впечатление о том, что выступающий представил полную картину по выбранному вопросу?
  • владеет ли докладчик мастерством импровизации?
  • показывает ли выступающий процесс возникновения и развития мысли или воспроизводит заученный текст?
  • соответствовала ли речь нормам литературного языка?

 


 

Вариант 6.

1. Теоретическая часть: Тема № 5 тематики курса.

2. Практическая часть:

Послушайте публичный спор (можно взять дискуссионную передачу в СМИ, например, «К барьеру» В. Соловьева; в контрольной работе необходимо представить стенограмму данного спора; задание строго индивидуально!) и определите вид спора:

1. По мотивам и целям:

– из-за истины,

– для убеждения кого-либо,

– для победы,

– спор ради спора.

2. По социальной значимости проблемы:

– общечеловеческие интересы,

– национальные интересы,

– интересы социальных слоев общества,

– групповые интересы,

– семейные интересы,

– личные интересы.

3. По количеству участников:

– монолог (внутренний спор);

– диалог (спор двоих);

– полилог (спор команд).

 

Проанализируйте:

1.Актуальность предмета спора для каждого участника.

2.Предпочтительные способы определения предмета спора.

3.Охарактеризуйте компетентность в этом вопросе каждой стороны.

4.Определите общую эрудицию участников спора.

5.Определите, что доказывала и опровергала каждая из сторон.

6.Охарактеризуйте основные качества участников спора:

– культура речи;

– умение слушать;

– умение «держать позицию»;

– уважение к другой точке зрения;

– заинтересованность;

– конструктивность подхода;

– интеллектуальная терпимость и др.

7. Какие аргументы для доказывания и опровержения использовались оппонентами? Назовите слабые и сильные, укажите способ демонстрации, определите, нет ли логических ошибок;

8.Какие вопросы использовались оппонентами в споре? Какова эффективность каждого из вопросов?

9.Как завершается спор?

– признание тезиса или контртезиса обеими сторонами;

– тезис и контртезис редактируются обеими сторонами;

– отбрасывается и тезис и контртезис и вырабатывается новый вариант;

– признание поражения.

 

Вариант 7.

1. Теоретическая часть: Тема № 4 тематики курса.

2. Практическая часть:

Прочитайте любую судебную речь (в контрольной работе необходимо представить пример анализируемой судебной речи; задание строго индивидуально!). Что такое позиция защиты и какие позиции существуют? Читая речь, прежде всего уясните, в чем убеждает адвокат суд. Что такое композиция речи и ее составляющие? Выделите эти композиционные части в изучаемой речи. После этого внимательно проанализируйте способы доказательства, опровержения и все существующие риторические приемы.


Ответьте на следующие вопросы:

      1. Какую позицию выбрал адвокат?
      2. Убедил ли он Вас в этой позиции?
      3. Каково отношение автора к изображаемому?
      4. Какую композицию выбрал адвокат?
      5. Прокомментируйте все композиционные части речи.
      6. Какие методы доказательства привел оратор?
      7. Какие методы опровержения?
      8. Приведите примеры: описания, повествования, рассуждения.
      9. Каким методом излагается материал?
      10. Какие риторические приемы использовал оратор?
      11. Приведите примеры риторических приемов.
      12. Какие изобразительно-выразительные средства использовались оратором? Приведите примеры.
      13. В чем стилистические особенности данного оратора?

 

Вариант 8.

1. Теоретическая часть: Тема № 3 тематики курса.

2. Практическая часть:

Прослушайте любое выступление (на занятие необходимо предоставить стенограмму данного выступления; задание строго индивидуально!) и проанализируйте его:

– интересно ли Вам было слушать выступающего?

– какова основная мысль выступающего?

– последовательно ли она реализуется в выступлении?

– как соотносятся основная мысль, цели выступления и заявленная тема?

– разделяете ли Вы позицию выступающего?

– как выступающий взаимодействует со слушателями?

– в каком функциональном стиле выдержано выступление?

– какие языковые черты данного стиля использованы автором?

– какова сила голоса, ясность дикции и темп речи?

– какую информацию можно было использовать в выступлении на данную тему?

– представлены ли в выступлении различные точки зрения?

– осталось ли после выступления впечатление о том, что выступающий представил полную картину по выбранному вопросу?

– владеет ли докладчик мастерством импровизации?

– показывает ли выступающий процесс возникновения и развития мысли или воспроизводит заученный текст?

– соответствует ли речь нормам литературного языка?

 

Вариант 9.

1. Теоретическая часть: Тема № 2 тематики курса.

2. Практическая часть:

Послушайте публичный спор (можно взять дискуссионную передачу в СМИ, например, «К барьеру» В. Соловьева; в контрольной работе необходимо представить стенограмму данного спора; задание строго индивидуально!) и определите вид спора:

1. По мотивам и целям:

– из-за истины,

– для убеждения кого-либо,

– для победы,

– спор ради спора.

2. По социальной значимости проблемы:

– общечеловеческие интересы,

– национальные интересы,

– интересы социальных слоев общества,

– групповые интересы,

– семейные интересы,

– личные интересы.

3. По количеству участников:

– монолог (внутренний спор);

– диалог (спор двоих);

– полилог (спор команд).

 

Проанализируйте:

1. Актуальность предмета спора для каждого участника.

2. Предпочтительные способы определения предмета спора.

3. Охарактеризуйте компетентность в этом вопросе каждой стороны.

4. Определите общую эрудицию участников спора.

5. Определите, что доказывала и опровергала каждая из сторон.

6. Охарактеризуйте основные качества участников спора:

– культура речи;

– умение слушать;

– умение «держать позицию»;

– уважение к другой точке зрения;

– заинтересованность;

– конструктивность подхода;

– интеллектуальная терпимость и др.

7. Какие аргументы для доказывания и опровержения использовались оппонентами? Назовите слабые и сильные;укажите способ демонстрации; определите, нет ли логических ошибок;

10. Какие вопросы использовались оппонентами в споре? Какова эффективность каждого из вопросов?

11. Как завершается спор?

– признание тезиса или контртезиса обеими сторонами;

– тезис и контртезис редактируются обеими сторонами;

– отбрасывается и тезис и контртезис и вырабатывается новый вариант;

– признание поражения.

 

Вариант 10.

1. Теоретическая часть: Тема № 1 тематики курса.

2. Практическая часть:

Прочитайте любую судебную речь (в контрольной работе необходимо представить пример анализируемой судебной речи; задание строго индивидуально!). Что такое позиция защиты и какие позиции существуют? Читая речь, прежде всего уясните, в чем убеждает адвокат суд. Что такое композиция речи и ее составляющие? Выделите эти композиционные части в изучаемой речи. После этого внимательно проанализируйте способы доказательства, опровержения и все существующие риторические приемы.

Ответьте на следующие вопросы:

1.Какую позицию выбрал адвокат?

2.Убедил ли он Вас в этой позиции?

3.Каково отношение автора к изображаемому?

4.Какую композицию выбрал адвокат?

5.Прокомментируйте все композиционные части речи.

6.Какие методы доказательства привел оратор?

7.Какие методы опровержения?

8.Приведите примеры: описания, повествования, рассуждения.

9.Каким методом излагается материал?

10.Какие риторические приемы использовал оратор?

11.Приведите примеры риторических приемов.

12.Какие изобразительно-выразительные средства использовались оратором? Приведите примеры.

13.В чем стилистические особенности данного оратора?

 


 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА.

1. Определение науки риторики, предмет цели и задачи риторики. Синтетический характер риторики.

2. Риторика в Древней Греции.

3. Риторика в Древнем Риме.

4. Риторика в Средние века.

5. Развитие рациональной риторики в 18 в.

6. Понятие речи. Элементы речи. Классификация речи.

7. Соблюдение законов логики в выступлении. Методы логического мышления, их использование в речи оратора.

8. Слагаемые речевой культуры. Преимущество устной речи над письменной. Основные требования к языку выступления. Средства речевой выразительности.

9. Личность оратора и установление психологического контакта с аудиторией.

10. Основные каналы воздействия оратора.

11. Приемы активизации внимания.

12. Отличие плана от композиции. Основные элементы и цели композиции.

13. Основные этапы работы оратора над речью.

 

Рекомендуемая литература

Основная литература.

1. Алексеев И. С., Макарова З.В. Ораторское искусство в суде. Л., 1989.

2. Андреев В. И. Деловая риторика: Практический курс для творческого саморазвития делового общения, полемического и ораторского мастерства. Казань, 1993.

3. Анисимова Т. В., Гимпельсон Е. Г. Современная деловая риторика. Учебное пособие (в 2-х частях). Волгоград, 1998.

4. Аннушкин В.И. История русской риторики. Хрестоматия. Учебное пособие для студентов гуманитарных вузов. М., 1998.

5. Аннушкин В.И. Риторика. Учебное пособие для слушателей курсов риторики. Пермь, 1994.

6. Аннушкин В.И. Риторика. Хрестоматия. Для слушателей ИПК, студентов гуманитарных специальностей, учащихся гуманитарных школ. Пермь, 1994.

7. Античная поэтика: Риторическая теория и литературная практика (Отв. ред. Гаспаров М. Л.). М., Л., 1991.

8. Античные риторики (Под ред. А. А. Тахо Годи). М., 1978.

9. Антология русской риторики (Отв. ред., составитель М. И. Панов). М., 1997.

10. Апресян Г.З. Ораторское искусство. М., 1978.

11. Балашова Л. В. и другие. Русский язык и культура общения для деловых людей. Саратов, 1997.

12. Баранов А. Н., Казакевич Е. Г. Парламентские дебаты: Традиции и новации. М., 1990.

13. Безменова Н. А. Очерки по теории и истории риторики. М., 1991.

14. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, 1995.

15. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Человеческое слово могуче. М., 1984.

16. Волков А. А. Основы русской риторики. М., 1996.

17. Вомперский В. П. Риторики в России 17-18 века. М., 1988.

18. Вомперский В. П. Стилистическое учение М. В. Ломоносова и теория трёх стилей. М., 1970.

19. Головин В.Н. Основы культуры речи. М., 1988.

20. Голуб Н. Б., Розенталь Д. Э. Секреты хорошей речи. М., 1993.

21. Граудина Л.К. Русская риторика. Хрестоматия. М., 1996.

22. Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. М., 1983.

23. Гурвич С.С., Погорелко В.Ф., Герман М. А. Основы риторики. Киев, 1988 г.

24. Далецкий Ч. Б. Практикум по риторике. Экспериментальное учебное пособие для учащихся старших классов гимназий, лицеев, колледжей и школ гуманитарного профиля, а также студентов гуманитарных вузов. М., 1996.

25. Дюбуа Ж., Эделин Ф. и другие. Общая риторика. М., 1986.

26. Елеонская А. С. Русская ораторская проза в литературном процессе 17 века. М., 1990.

27. Журавлёва Г. И. Обучение риторике в школе и в вузе. Орехово-Зуево, 1995.

28. Захарова Е. П. и другие. Русский язык и культура общения для государственных служащих: Научно-популярное издание для врачей, юристов, учителей, работников администраций, управлений. Саратов, 1998.

29. Ивакина Н. Н. Культура судебной речи. М., 1995.

30. Иванова С. Ф. Введение во храм Слова. Книга для чтения с детьми в школе и дома. М., 1994.

31. Иванова С. Ф. Говори!.. Уроки развивающей риторики. М., 1997.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1. Иванова С. Ф. Искусство диалога или беседы о риторике. Пермь, 1992.

2. Иванова С. Ф. Специфика публичной речи. М., 1978.

3. Исаева В. И. Античная Греция в зеркале риторики: Исократ. М., 1994.

4. Казарцева О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. Учебное пособие. М., 1998.

5. Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. М., 1989.

6. Козаржевский А. Ч. Античное ораторское искусство. М., 1980.

7. Корнилова Е. Н. Риторика — искусство убеждать. Своеобразие публицистики античной эпохи. М., 1998.

8. Кохтев Н. Н. Ораторская речь: стиль и композиция. М., 1992.

9. Кохтев Н. Н. Основы ораторской речи. М., 1992.

10. Кохтев Н. Н. Риторика. Учебное пособие для учащихся 8-11 классов, а также для лицеев и гимназий. М., 1994.

11. Кохтев Н. Н., Розенталь Д.Э. Искусство публичного выступления. М., 1988.

12. Кочеткова Т. В. Языковая личность в лекционном тексте. Саратов, 1998.

13. Красноречие Древней Руси (11-17 века). Составление и подготовка Т. В. Черторицкой. М., 1987.

14. Кузнецова Т. М., Стрельникова И. П. Ораторское искусство в Древнем Риме. М., 1976.

15. Культура русской речи. Учебник для вузов под ред. Л. К. Граудиной. М., 1998.

16. Купина Н. А. Тоталитарный язык: словарь и речевые реакции. Екатеринбург, Пермь, 1995.

17. Купина Н. А. Учимся спорить. Учебное пособие для тех, кто хотел бы совершенствоваться. Пермь, 1996.

18. Купина Н. А., Матвеева Т. В. Русское красноречие. Пермь,1993.

19. Ладыженская Т. А. Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения. М., 1986.

20. Лосев А. Ф. История античной эстетики: Софисты. Сократ, Платон. М., 1969.

21. Львов Л. Р. Риторика. Учебное пособие для учащихся старших классов средних учебных заведений. М., 1995.

22. Маркичева Т. Б., Ножин Е. А. Мастерство публичного выступления. М., 1989.

23. Марченко О. И. Риторика как норма гуманитарной культуры. Учебное пособие для вузов. М., 1994.

24. Мастера красноречия. М., 1991 г.

25. Минеева С. А. Полемика — диспут — дискуссия. М., 1990.

26. Михайличенко Н.А. Риторика. М., 1995.

27. Михайлова О. А., Гломидова М. В. Шаги к искусной речи. Учебное пособие. Пермь, 1995.

28. Михайловская Н. Т., Одинцов В. В. Искусство судебного красноречия. М., 1981.

29. Михальская А. К. Основы риторики. Мысль и слово. М., 1996.

30. Михальская А. К. Русский Сократ. Лекции по сравнительно-исторической риторике. Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов. М., 1996.

31. Мурашов А. А. Риторика. Хрестоматия-практикум. Учебное пособие для лицеев, гимназий, средних школ. М., 1998.

32. Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. М., 1989.

33. Об ораторском искусстве. Сост. А. Толмачёв. М., 1973.

34. Ораторы Греции (Сост. М. Л. Гаспаров). М., 1985.

35. Пешков И. В. Введение в риторику поступка. Учебное пособие. М., 1998.

36. Пешков И. В. М. М. Бахтин: от философии поступка к риторике поступка. М., 1996.

37. Платон. Диалоги. М., 1986.

38. Риторика в развитии человека и общества. Пермь, 1992.

39. Риторика в системе культуры. Пермь, 1997.

 

Программу подготовил и составил: к. соц.н, доцент кафедры ТГиП Шарова Т.В.







Date: 2015-10-21; view: 1070; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.067 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию