Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вместо предисловия. О тех, кого люблю и помню





А.Я. Гомельский

"Центровые"

Содержание:

О тех, кого люблю и помню. Вместо предисловия

Глава 1. Отар Коркия

Глава 2. Увайс Ахтаев

Глава 3. Янис Круминьш

Глава 4. Виктор Зубков

Глава 5. Александр Кандель

Глава 6. Александр Петров

Глава 7. Яак Липсо

Глава 8. Владимир Андреев

Глава 9. Анатолий Поливода

Глава 10. Сергей Коваленко

Глава 11. Александр Белов

Глава 12. Александр Болошев

Глава 13. Алжан Жармухамедов

Глава 14. Владимир Жигилий

Глава 15. Владимир Ткаченко

Глава 16. Николай Дерюгин

Глава 17. Арвидас Сабонис

Глава 18. Им тоже рукоплескали. Ильмар Куллам|Анатолий Конев|Винцас Серцявичус|Гуннар Силиньш|Альгирдас Лауритенас|Гвидо и Таливалдис Калхерты|Аркадий Бочкарев|Евгений Никитин|Бруно Драке|Висвалдис Эглитис|Василий Окипняк|Янис Давидс|Леонид Иванов|Анзор Лежава|Николай Сушак|Амиран Схирели|Владимир Никитин|Виктор Петраков|Андрей Лопатов|Александр Белостенный.

О чем рассказал Билл Рассел. Вместо послесловия.

О тех, кого помню и люблю.

Вместо предисловия

Совсем еще молодым человеком я не пропускал ни одного футбольного матча на ленинградском стадионе имени В. И. Ленина, восхищаясь мастерством удивитель- ных вратарей — Виктора Набутова и Леонида Иванова. Там же я впервые увидел незабываемых Анатолия Акимова и Алексея Хомича. Довелось наблюдать игру и других звезд тех лет — Вальтера Санаи, Алексея Леонтьева, многих замечательных советских голкиперов. Затем состоялось знакомство с великим Львом Яшиным, нравилась мне игра Бориса Разинского, Владимира Беляева, Владимира Никанорова... В общем, отдав сердце баскетболу, я тем не менее был и остаюсь поклонником и футбола, а среди футболистов всегда выделял тех, кто стоит на последнем рубеже обороны. В юности я вряд ли мог объяснить, почему именно вратари приковывали мое внимание. Впоследствии понял: спортивная команда начинается с вратаря. Начинается не в том смысле, что у него номер 1 на футболке и он первым вслед за капитаном (а в последние годы все чаще и с повязкой капитана, а значит, действительно первым) выходит на зеленое поле. Просто вратарь, вне всякого сомнения, главная фигура в игре. Недаром из хоккейной Канады пришло к нам и утвердилось определение, что «вратарь — это половина команды», недаром с легкой руки Льва Ивановича Яшина все лучшие игровые коллективы открывают атаку острым пасом вратаря. Ну и, естественно, на вратаре завершается игровой момент.

Вратари всегда в центре внимания. Должность эта и почетна, и печальна. Кто угодно может ошибиться — партнеры исправят твой промах. Вратарь ошибаться не имеет права. И может быть, поэтому личность вратаря в моем восприятии (да и только ли в моем?) — загадочная и удивительная.

Есть книги о нападающих (например, Лев Филатов написал прекрасную книжку о форвардах), полузащитниках и защитниках, но почему же, если речь заходит о «футбольной литературе», мы в первую очередь вспоминаем кассилевского «Вратаря республики»? Да, вратари стоят особняком, уверен, писатели еще не раз обратятся к исследованию этого феномена — вратаря... Но почему, наверняка спросит удивленный читатель, автор книги о баскетболистах предваряет ее столь длинной преамбулой о вратарях? Ведь в баскетболе вратарей нет.

Нет... Но — есть. Как-то после одного турне по США тренер нашей команды, пытаясь объяснить причины поражения от сильной университетской сборной, вроде бы в шутку заметил: «У противника было под кольцом пять вратарей...» Но, как известно, в любой шутке... Вряд ли тот тренер имел в виду то, о чем хочу здесь сказать я. Однако доля истины в его объяснении была. Для меня вратарем в баскетболе всегда был и остается центровой. Это он оберегает свое кольцо, бросаясь за мячом подчас точно так же, как любой настоящий вратарь. Это центровой первым пасом начинает атаку своей команды. Это центровой определяет лицо коллектива. Я не знаю ни одной команды, ставшей бы великой без высококлассного центрового, пусть даже все остальные баскетболисты — выдающиеся мастера. Но я знаю немало команд с не слишком хорошим подбором игроков на других амплуа, которых великий центровой делал тоже великими.

Высокие люди в баскетболе (точнее, очень высокие, ибо в этой игре маленьких в нашем обычном понимании почти не встретишь) всегда притягивали меня. Конечно, сказывалось и то, что сам я — очень небольшого роста. А не секрет, что природа любит противоположности. И меня всегда прямо-таки тянуло к высоким людям. Но главное — я понимал, что в баскетболе без супергиган- тов многого не добьешься. И с первых самостоятельных шагов на тренерском поприще я искал, привлекал к игре, работал с особенным настроением именно с центро- выми.

Узнав ближе этих с виду грозных людей, я понял, какие же они, в сущности, беззащитные, открытые, до- верчивые и очень ранимые. Как нуждаются они в пос- тоянной опеке — даже, казалось бы, самые самостоятель- ные, мужественные и сильные. Центровые, с которыми я работал, были чудесные ребята — добрые, сердечные, искренние. Со временем, становясь заметными фигурами в мире спорта, знаменитостями, они какие-то из этих качеств теряли. Но не теряли главного — доброты и признательности тем, кто был рядом с ними на первых порах.

Я давно хотел написать книгу о лучших людях баскетбола. Но идея долго оставалась только идеей. Так много удивительных личностей прошло передо мной за годы работы тренером, что хотелось написать и о том, и об этом, и о тех, и о других, обо всех. Очень трудно было отобрать, о ком писать.

Помощь пришла неожиданно. То, чего не мог сделать сам — ограничить свои желания, удалось сделать вместе с известным журналистом, моим другом Игорем Фейном, с которым я поделился своим замыслом. Он поддержал меня и исподволь подвел к тому, о чем, видимо, я и сам подспудно думал все время. Конечно же книга должна быть о самой главной фигуре баскетбола — о центровом. И действительно, кто всегда на виду в баскетболь- ном матче? Кого публика выделяет в первую очередь? Центрового. Какую задачу прежде всего решают тренеры противоборствующих команд? Нейтрализацию центрового соперников. Кто олицетворяет собой баскетбол сегод- няшнего дня? Центровой.

Но ведь на моем жизненном и тренерском пути мне встречались десятки замечательных советских баскетболистов-центровых. Написать обо всех? Немыслимо. О не- скольких самых-самых великих? Где критерии? Один был велик для своего времени, другой — для своего. Играй сегодня Отар Михайлович Коркия, вряд ли бы он стал выдающимся центровым, он и не был бы центровым со своими 190 сантиметрами роста. А рядом с Арвидасом Сабонисом и вовсе не был бы заметен. Но Отар Коркия был великим центровым. Великим для конца сороко- вых — начала пятидесятых годов. И не сказать о нем я не имел бы права.

Перед вами очерки о самых сильных, самых интерес- ных, выдающихся, на мой взгляд, советских баскетболистах-центровых... И несколько зарисовок о тех, кто тоже много сделал для нашего баскетбола, внес достойный вклад в создание, становление и развитие нашей «школы» центровых. «Школы», которая по праву считается лучшей в мире и к которой, к счастью, я имею непосредственное отношение.

Конечно, меня можно Обвинить в предвзятости при отборе героев очерков и зарисовок. Но, я убежден, такое обвинение ждало бы любого, взявшегося за подоб- ный труд. Не так много в спорте персонажей, которые бы не вызывали споров. Баскетбол не исключение. Естественно, что пытался я рассказать о тех, кого считаю достойными такого рассказа. Но и немаловажный фактор тот, что написал в основном о людях, которых хорошо и близко знал, кому или сам отдал немало лет и сил, или кого долго познавал.

Выбор мною героев может у кого-то вызвать недовольство: дескать, почему есть эти, а нет тех? Повторяю, невозможно объять необъятное. И если кто-то спросит, почему в книге нет Ульяшенко, Балабанова, Крууса, Лаги, Путмакера, Вензбергаса, Дьяченко, Нестерова, Силантьева, Абельянова, Викторова, Сизоненко, Гришаева, а есть другие (и ведь перечисление, наверное, можно продолжить), могу ответить одно: я меньше и хуже знаю их, чем тех, о ком написал и с кем работал. К тому же большинство из них в той или иной степени появляются на страницах книги. Писал же, повторяю, о тех, кто особенно памятен, дорог, близок. Кому отдана частичка моего сердца.

 

Date: 2015-09-25; view: 381; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию