Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Детей раннего возраста





 

Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функций мозга. Связи между клетками формируются наиболее активно в период от 0 до 3 лет, к 3-м годам мозг достигает 80% взрослого потенциала, к 4-м годам в этот сложный процесс включаются «фронтальные (лобные) доли» мозга. Именно в эти годы происходит закладка основных черт характера, становление личности в плане проекции себя в мире «я - сам», соотношения себя и мира.

 

Главная особенность – скачкообразность развития. При этом выделяются периоды медленного накопления, когда отмечается замедление в становлении некоторых функций организма, и чередующиеся с ними так называемые критические периоды (скачки), когда на протяжении короткого времени меняется облик ребенка.

В этом возрасте у малышей происходит интенсивное формирование опорно-мышечного аппарата, меняется мышечный тонус, происходит нарастание мышечной массы, продолжается развитие всех физиологических систем организма и психики, раскрытие способностей.

Продолжает формироваться острота зрения, размер глазно­го яблока и глазодвигательная мускулатура окончательно еще не сформировались, поэтому рабочее место для рисования, рассматривания книг и т.п. должно быть организовано так, чтобы освещение было доста­точным, и ребенок не наклонял голову.

Наблюдают­ся существенные изменения в пищеварительной системе. У детей появляются все молочные зубы, осваивается и закрепляется навык жевания, но недостаточное количество слюны и высокая ее вязкость, несформированность жевательной мускулатуры физиологически мешают прожёвывать пищу. В этом возрасте начинает формироваться культура принятия пищи. Малышей учат, как говорят на Востоке, «твердую пищу пить, а жидкую-жевать».

Моторику детей этого возраста Н.А. Бернштейн охарактеризовал как «грациозную неуклюжесть». Дети этого возраста овладевают большим количеством разных движений, но их движения еще недостаточно ловки и координированы.

В этот период ребенок впервые овладевает так называемыми орудийными движениями, т.е. движениями, где желаемый результат достигается посредством орудия, инструмента, и формами поведения (еда из посуды, соблюдение опрятности и т.п.), правильными действиями с различными предметами (умение пользоваться столовыми приборами и др.). На основе предметных действий возникают игры, в которых ребенок пытается воспроизвести наблюдаемые им способы обращения с различными предметами: кормит куклу, возит коляску и т.п. (учится пользоваться ножницами, пишущими инструментами, молотком и т.п.).

Примерно к 2 годам формирование акта ходьбы в общих чертах заканчивается (хотя некоторые тонкие биомеханические особенности в ходьбе детей по сравнению с ходьбой взрослых остаются вплоть до школьного возраста). Постепенно ходьба совершенствуется – дети начинают хорошо передвигаться не только по гладкому полу, но и по траве, взбираются на бугорки, ходят по лестнице (с помощью взрослого). Совершенствуются лазанье, бросание; малыши влезают на горку, диван, стул, перелезают через различные преграды (бревно, скамейка, диван); движения становятся более ловкими, координированными. В этом возрасте ребенок начинает постепенно овладевать простыми плясовыми движениями.

Развитие ребенка от 1 до 3 лет можно охарактеризовать словами И.М. Сеченова: «вооруженный умением смотреть, слушать, осязать, ходить и управлять движениями рук ребенок перестает быть, так сказать, прикрепленным к месту и вступает в эпоху более свободного и самостоятельного общения с внешним миром».

В этом возрасте происходит формирование не только движений рук. Первое время движения при ходьбе еще очень неуклюжи, что усугубляется чисто биомеханическими причинами (высокое расположение центра масс тела над осями тазобедренных суставов, слабость мышц нижних конечностей). Ходьба и бег еще не отличаются друг от друга.

Такие зрелые способности, как мышление, потребности, творчество, чувства, развиваются после 3-х лет, но они используют базу, сформированную к этому возрасту. Ребенок готов все осваивать, и делает это очень легко – играть на музыкальном инструменте, в шахматы, плавать и т.п. Его очень легко научить именно в этом возрасте, когда он готов действовать с предметами, совершив важнейшее действие – обозначив собственное Я.

Рост позвоночного столба наиболее интенсивно происходит в первые 2 года жизни. В течение первых полутора лет жизни рост различных отделов позвоночника относительно равномерен. Начи­ная с 1,5 и до 3 лет, замедляется рост шейных и верхнегрудных по­звонков и ускоряется рост поясничного от­дела, что характерно для всего периода роста позвоночника. Коническая форма грудной клетки с более горизонтальным расположением ребер и развернутой нижней апертурой сохраняется до 3-х лет. Окостенение свободных конечностей только начинается, несформированная кисть быстро утомляется.


У ребенка сводчатость стопы не выражена, она формируется позже, слабо развит мышечный аппарат стопы, поэтому не следует позволять им спрыгивать с высоты.

Для укрепления свода стопы полезны систематические корригирующие упражнения. Необходимо большое внимание уделять спортивной обуви (плотный задник, эластичная подошва с каблучком, соответствующая размеру стопы стелька).

В течение первых двух лет жизни сердце усиленно растет с максимальной скоростью: от рождения до 2 лет, периоды интенсивного роста сердца и крупных сосудов отстают от периодов ускоренного темпа роста и увеличения массы тела. Это проявляется функциональными расстройствами сердечнососудистой системы.

Величина кровяного давления у детей легко изменяется под влиянием различных внешних факторов. При переходе тела из положения сидя в горизонтальное кровяное давление у большинства детей повышается на 10-20 мм рт. ст., под влиянием эмо­ций давление повышается на 20-40 мм рт. ст.

Все эти особенности требуют очень осторожного подхода к организации двигательной активности и занятий физической культурой.

К концу первого года жизни прорезывается обычно 8 зубов. В течение второго года жизни, а иногда и нача­ла третьего года заканчивается прорезывание всех 20 молочных зубов. Молочные зубы нежные и хрупкие, это следует учитывать при организации питания детей. Зачатки постоянных зубов находятся под молочными зубами, следует особо обращать внимание на состоя­ние полости рта и зубов у детей. Следует особо обращать внимание на развитие прикуса, степень санации полости рта и молочных зубов у детей. Кариозные зубы являются очагом хронической инфекции в организме ребенка, что приводит к аллергизации, вызывает напряжение иммунитета, осложненное течение инфекционных заболеваний, реакцию на прививки. Неправильный прикус приводит к нарушениям артикуляции, т.е. звукопроизношения и жевания, соответственно проблемам развития речи и пищеварения. Чтобы сформировать правильный прикус, необходимо приучать ребенка к откусыванию и пережевыванию твердой пищи, дышать через нос. Нарушения прикуса могут быть вызваны привычкой держать рот приоткрытым, сосать пальцы, соски, леденцы.

Секреция желез желудка у ребенка раннего возраста невелика, в желудочном соке содержатся все ферменты, но в небольшом количе­стве, небольшой переваривающей силе и низкой кислотности же­лудочного сока. Функция синтеза соляной кислоты развивается в период от 2,5 до 4 лет. Переваривающая сила ферментов кишечного сока низкая. Поджелудочная железа выделяет тоже менее актив­ный сок.

Кишечник ребенка отличается активной и очень неустойчивой перистальтикой. Она может легко усиливаться под влиянием мест­ного раздражения (поступление пищи, ее брожение в кишечнике) и различных внешних воздействий. Так, общее перегревание ребен­ка, резкое звуковое раздражение (крик, стук), увеличение его дви­гательной активности приводят к усилению перистальтики.


Необходимо считаться со вкусом и индивидуальными особенностями ребенка. Следует исключать из рациона плохо переносимую пищу, чтобы предупредить тяжелые реакции и, в первую очередь, аллергического характера.

Носовые ходы узкие. Значительное увеличение среднего носового хода начинается с 2 лет. Слизистая оболочка носовой полости очень нежна и богато снабжена кровеносными сосудами, причем просвет сосудов шире, чем у взрослых. Это обеспечивает лучшее согревание воздуха. Из околоносовых пазух сформированы только решетчатые и лобные, они могут давать осложнения при воспалительных заболеваниях глаз, уха и носа.

Особенности строения уха создают предпосылки для отита, особенно при заболеваниях верхних дыхательных путей, носоглотки, которые у детей нередко ослож­няются воспалением среднего уха.

Гортань в раннем возрасте имеет форму воронки, гортань растет в разные годы неравномерно. До 3-х лет гортань растет быстро, и в это время у мальчиков и девочек она одинакова. Голосовые связки прикрепляются у детей ран­него возраста выше, чем у взрослых, они короткие по отношению к голосовой щели, чем в последующее время. Половые различия в развитии гортани отмечаются после 2-3 лет, у девочек гортань отстает в росте.

Слизистая оболочка трахеи и носоглотки, нежна и богата кровеносными сосудами, но относительно суха вследствие недоста­точного развития слизистых желез, легко подвергается отеку в ответ на воспаление, резкий вкус, запах, эмоциональное возбуждение, крик.

Интенсивность роста почек неодинакова в различные возраст­ные периоды. Наиболее интенсивный рост имеет место в первые 3 года жизни. Мочи у детей отделяется сравни­тельно больше, чем у взрослых, а мочеиспускание происходит ча­ще за счет интенсивного водного обмена и относительно большого количества воды и углеводов в рационе питания ребенка.

Испускание мочи – процесс рефлекторный. Поступающая в мочевой пузырь моча вызывает повышение давления в нем, что раздражает рецепторы, находя­щиеся в стенке пузыря. Возникает возбуждение, доходящее до центра мочеиспускания в нижней части спинного мозга. Отсюда импульсы поступают к мускулатуре пузыря, заставляя ее сокра­щаться; сфинктер при этом расслабляется и моча поступает из пузыря в мочеиспускательный канал. Это непроизвольное испускание мочи. Старшие дети, как и взрослые, могут произвольно задержи­вать и вызывать мочеиспускание. Это связано с установлением корковой, условно-рефлекторной регуляции мочеиспускания. Обыч­но к двухлетнему возрасту у детей сформированы условно-рефлекторные механизмы задержки мочеиспускания не только днем, но и ночью.

Реакция мочи может меняться в зави­симости от характера получаемой ребенком пищи. При питании преимущественно мясной пищей в организме образуется много кислых продуктов обмена, соответственно и моча становится более кислой. При употреблении растительной пищи реакция мочи сдвигается в щелочную сторону.


 

На третьем году жизни ребенок продолжает довольно интенсивно развиваться физически, хотя и медленнее по сравнению с предшествующим годом. В данный период у детей совершенствуется деятельность нервной системы, благодаря чему увеличивается длительность их активного бодрствования (6–6,5 ч). Теперь у ребенка легче сформировать навыки правильного поведения. В 3 года малыш легко возбуждается, быстро утомляется от однообразных действий. Происходит интенсивное нервно-психическое развитие. Самые заметные изменения в психике ребенка происходят за счет дальнейшего формирования речи. Словарь малыша в этом возрасте увеличивается в 3–4 раза по сравнению с предыдущим периодом, изменяясь не только количественно, но и качественно.

 

Существенной особенностью раннего детства являются взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвергается заболеваниям, но и лучше развивается психически. Незначительные нарушения в состоянии здоровья малыша влияют на его эмоциональную сферу. Течение болезни и выздоровление в большой степени связано с настроением ребенка, и если удается поддержать положительные эмоции, самочувствие его улучшается и выздоровление наступает быстро.

Нарушения питания (с низкой массой тела) часто связаны с дефицитом эмоций, неудовлетворением двигательной активности малыша. Нервно-психическое развитие, в частности функция речи, во многом зависит от факторов биологических: течения беременности, осложнений при родах матери, состояния здоровья малыша и др.

 







Date: 2015-09-25; view: 401; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию