Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В процессе культурно-исторического развития 1 page
Процесс развития российской цивилизации определяется совокупностью устойчивых факторов в виде широких пространств, еще неосвоенных цивилизацией, лимитрофности, принадлежности к православной культурной сфере, дистанцированной от Запада, двойственности оснований, евроазиатскости, экстенсивности, ситуации догоняющего развития.Устойчивая ментальная модель детерминирует цивилизационную модель политического поведения, которая переживает на пути исторического развития существенные трансформационные воздействия извне. Россия - государство, являющееся особым промежуточным вариантом цивилизационного развития, который завершается становлением уникальной цивилизации, в границах которой возникли и функционируют контрадикторные поведенческие матрицы. Определяющими признаками поведенческой модальности северо-евразийской цивилизации как глобально-уровневого феномена являются патернализм, этатизм, коллективизм, аскетизм, пассивность, терпение, православная смиренность. Цивилизационная уникальность обеспечивается экстенсивно-миграционным поведенческим стереотипом, в целом общественной этикой и психологией, развитием общинно-коллективистских стандартов и ценностей деятельности, производства и быта; развитием неэквивалентного межцивилизационного обмена; культурной и ценностной самодостаточностью; относительностью национального и социального (существенные возможности для поддержания цивилизационной сопротивляемости, укрепления цивилизационной идентичности, большие человеческие и экономические жертвы и потери, требующиеся для сохранности или поиска идентичности, осуществление постоянного поиска идентичности национальной идеи, смысла бытия и иных иррациональных ориентиров); слабой коррелированностью внутриполитических и общественных процессов с инициациями извне . Модернизационные и традиционные начала ментальности представляют собой два уровня определения поведенческого фактора россиян. Сущность государственного строя рассматривается ими в качестве метамодели, обретающей каждый раз новое семантическое значение и базисный идеал, интенциональную направленность культуры, тягу к катагенезу, эсхатологическое реагирование на укрепление цивилизационных качеств реальности. Черты экстенсивного характера российской культуры, христианско-языческого синкретизма, дуализма конструктов должного и сущего, манихейской линии мировосприятия, антизападнической интенции и имперской политической направленности на базе знаменитой геополитической и идеологической теории «Москва – Третий Рим» были определены процессами заимствования и интерпретации Киевской и Московской Русью христианского, политического и культурного византийского наследия. Политическое поведение в условиях российской северо-евразийской цивилизации также харакеризуется аскетизмом, изоляционизмом, почвенничеством, традиционализмом, мессианизмом, патриотизмом, выражающими отвержение универсальной институциональной системы экономики и политики для России и признание ее самобытности. В рамках современного российского общества ценности прошлого испытывают переосмысление с либерально-демократической позиции. В условиях развития национального самосознания многонациональной России, которое сопровождается усилением сепаратистских тенденций, решающее значение имеет гражданско-патриотическая позиция всех российских народов. При исследовании динамики современной политической ситуации в России, анализе политических ориентаций и активности масс, определении оптимальной направленности их в конструктивном русле, необходимо уделять пристальное внимание значению цивилизационного фактора как самого общего детерминанта политического этнически-социального поведения. Общекультурные модели политического поведения, ставшие руслом, в границах которого осуществлялись процессы развития и сохранения традионалистско-подданического характера политической культуры, сформировались под воздействием цивилизационных факторов, свойственных российской евразийской цивилизации. Политическая традиция в российской культуре отличается изоляционизмом и исторической слабостью гражданского общества. Совокупность основных признаков политической модели поведения: противоречие и разногласия между внешней и внутренней жизнью нации, предпочтение права морали и права силы вместо права как такового, православные ценности, верховенство личных связей над институциональными, сохраняют структурные позиции характерные для российской цивилизации и препятствуют становлению современного гражданского общества. В качестве присущих традиционной российской и советской политической культуре поведенческих установок, мы выделяем прежде всего этатизм, централизм, патернализм, патриотизм, традиционализм, изоляционизм и в определенных кризисных ситуациях – анархо-бунтарство и экстремизм. Ведущим стереотипом поведения общества в целом стал авторитарный режим на основе сакрализации самодержавия, т.е. стремление к установлению в России сильной центральной власти, обладающей решающими полномочиями для решения актуальных проблем, а также этатизм – определяющая роль государства, которому подчиняется общество и которое играет ведущую роль в экономической жизни при признании многоукладной экономики и частной собственности. Противоречивый характер российской цивилизации нашел отражение в политической культуре России. Она вынуждена была догонять Запад вне обычного порядка на основе мобилизационного типа модернизации, заимствуя главным образом технико-организационные формы, и как следствие, раскол между верхами и низами – приобретал политико-культурный, поведенческий характер. Помимо доминирующих характеристик, например, союзно-советский этатизм, государственный патернализм, политическая индивидуальная пассивность, персонификация политических властных структур и т.п., поздняя российская политическая культура включает разнородные пласты и противоречивые элементы, обусловившие ее гетерогенность, многослойность, фрагментарность. Особенности российской политической культуры обусловили маятниковый характер политического поведения: авторитарно-мобилизационный, авторитарно-охранительный, патерналистский, бунтарский, рационально-подданнический, иррациональный. В современном российском обществе мессианизм и все прежние ценности переосмысливаются с рыночных позиций. Надежды на то, что именно русский мессианизм в современном российском обществе способен быть творческим началом, представляется безосновательным. Вероятно, речь должна идти в лучшем случае о гражданском российском патриотизме. Date: 2015-09-25; view: 253; Нарушение авторских прав |