Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовое положение социальных групп по Законам Хаммурапи





В качестве первой особенности правового положения социальных групп по Законам Хаммурапи можно назвать то противопоставление между двумя общественными группами, о котором говорит сам царь Хаммурапи в эпилоге своего кодекса: " Чер­ноголовыми, которых даровал мне и господство над которыми поручил мне Mapдук, я не пренебрегал, о них я радел и искал их благосостояния". По отно­шению к восточному деспоту "черноголовые" - это его подданные, покор­ные слуги, зависимые от своего верховного владыки. Здесь человек не вос­принимается полностью свободной и в правовом плане независимой дееспособ­ной личностью, т.е. гражданином. Однако среди вавилонских "черноголовых" можно вы­делить три сословия, обособленных друг от друг по объему их прав и обязанностей. Субъектом права, т.е. полноправной личностью, признавался только свободный человек, который мог быть либо свободным общинником – авилумом, либо царским служащим – мушкенумом. В некоторых случаях субъектом права могла быть и женщина, не находящаяся под патриархальной властью отца семейства или мужа, либо являющяяся храмовой жрицей- энтум.

Определенный интерес представляет проблема, свя­занная с объяснением деления свободного населения на два сословия – авилум и мушкенум. Согласно этнической теории, мушкенум – это, крренное, покоренное семитами шумерийское население Вавилона, а авилум – это привилегированные рабовладельцы Севера, относившиеся к завоевателям. По другому предположению, авилум – это лица, владеющие зем­лей в общине, безотносительно к их социальному или служебному положе­нию, а мушкенум – это все разорившиеся и потерявшие связь с общиной свободные или освободившиеся из долгового рабства вольноотпущенники, либо пришельцы (по типу греческих метеков, индийских варваров-млеччхов и др.), которые немедленно поглащались царским или храмовым хозяйством, попадая в неполноправное, подневольное состояние и условно владея учас­тком государственной земли за службу. Дословный перевод этих двух терминов помогает выявить различия между двумя сословиями: "авилум" - это "сын персоны", "сын мужа" или просто "человек", а "мушкенум" - это "падающий ниц", или "бьющий челом", при совершении перед царем проскинесиса – древневосточного обряда преклонения царю с просьбой о при­нятии на службу (по типу средневекового оммажа при заключении вассаль­ного договора).

На социальной лестнице мушкенум стоял несколько особняком от авилум. Так, Законы Хаммурапи несколько "дешевле" оценивали их честь, жизнь и личную неприкосновен­ность, а также движимое имущество, составляющее их личную собственность. Однако следует отметить ту энергичную защиту, которые предусматривали Законы Хаммурапи для земльного владения мушкенума и приложенного к нему инвентаря и другого имущества. В статьях 8, 15 и 16 говорится о краже у мушкенума имущества, об укрывательстве его раба, при­чем здесь законодатель упоминает об этом наряду с охраной имущества дворца и храмов. За такую кражу следует возмещение в 10-кратном размере, в то время как кража имущества у авилум влечет за собой просто возврат украденного. В отношении рабов мушкенумов, как и в отношении рабов дворца, установлено, что в случае брака этих рабов со свободными дети от этого брака считаются свободными, т.е. эта категория рабов пользовалась привилегией вступать в брак со свобод­ными. Категория "царских людей", к которой принадлежали военачальники (декум – нечто вроде фельфебеля, лубуттум – один из офицерских чинов), служащие царской администрации, купцы и ростовщики (тамкары), никакой соци­альной приниженности не испытывали. Они мало чем отличались от авилум, ибо оставаясь членами своих общин, наряду со служебными наделами владели также участками общинной земли. При этом они могли достаточно свободно распоряжаться пожалованной от царя землей и не требовали от него ниче­го, кроме защиты имущества и гарантии сохранности их гражданского участка.

В самом низу социальной лестницы стояли рабы (вардум), причем различа­лись собственно вардум, купленные тамкарами в соседних сранах, военопленные люди или лица, рожданные от рабыни, и долговые рабы – нибутум, временно попавшие в долго­вую кабалу вавилоняне (например, сын или жена должника), терявшие свою личную и хозяйственную самостоятельность, как правило, на 3-хлетний срок. В целом, и прямое, и долговое рабство носило здесь патриархальный (домашний) харак­тер. В Законаях Хаммурапи можно выде- лить четыре группы статей, говорящих в пользу существования патриархального рабства: 1) статьи о вознаграждении хозяину за убийство или увечье его рабу, 2) статьи о наказании укрывателей беглых рабов и награде за их поимку, 3) статьи о залоге и продаже рабов, 4) статьи о правоотношениях, связанных с браками рабов и ра­бынь со свободными. Важно отметить, что рабы сохраняли остатки правоспособности. Так, статьи 205 и 232 Законов Хаммурапи говорят о таком наказании рабу, как отрезание уха за оскорбление свободного человека или за оспаривание своего рабского состояния. В обоих случаях это наказание назначается судом, вместо непосредственной расправы над рабом со стороны его хозяина. Кроме того, в Вавилоне хозяин мог предоставить рабу определенное имущество (землю, скот, инвентарь), которым раб пользовался пожизненно, а после смерти – вдова при условии, что она была свободной, имела право на половину такого имущества для воспитания детей, тогда как вторая половина отходила хозяину умершего раба (аналог римского пекулия).

Вавилоне допускалось отпущение рабов на волю, сопровождавшееся особой церемонией очищения лба, т.е. удаления знака рабского состоя­ния. Удаление этого знака без согласия хозяина влекло суровые наказания (ст. 226 и 227). Освобождение раба могло также осуществляться перед судом либо в результате заключения контракта между господином и его рабом (при условии выкупа, усыновления раба, предоставления господину пожизненного содержания). В Законах Хаммурапи отмечаются четыре случая, когда обращенные в рабство люди могли добится свободы другим путем: 1) освобождение проданных в рабство или отданных в залог кредитору лиц по истечении трех лет кабалы; 2) освобождение рабыни, родив­шей детей своему господину, после его смерти; 3) освобождение детей от брака свободной и раба; 4) выкуп с последующим освобождением вавилонян, проданных ранее за границу.

 

- IV.2 -

Date: 2015-09-25; view: 5504; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию