Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общая характеристика Законов Хаммурапи
Законы древневавилонского правителя Хаммурап/б/и [1], правившего в 1792 – 1750 гг. до н.э., по своему содержанию и юридическому значению стали самым важным памятником древневосточного права и крупнейшим памятником права древней Месопотамии. Этот свод судебных правил был записан на 40-м году правления Хаммурапи, т.е. около 1750 г. до н.э. и зафиксировал важнейшие плоды судебно-реформаторской и административной деятельности знаменитого правителя. Даже спустя полторы тысячи лет текст законов все еще регулярно переписывался и реально применялся. Начиная с 1901 г., наши представления о Законах Хаммурапи и периоде его правления существенно обогатились за счет обнаружения во время археологических раскопок в г. Сузы в Эламе (к востоку от Вавилона) черного базальтового столба, исписанного вертикальными клинописными строками и оказавшегося в итоге сводом знаменитых вавилонских законов[2]. В верхней части этой стелы было помещено графическое изображение коленопреклоненного Хаммурапи перед богом Шамашем, олицетворявшем в вавилонском пантеоне солнце, истину и справедливость; светский правитель получил из рук Бога регалии высшей судебной власти – жезл и обруч, что символизировало божественное происхождение царского законодательства. Исходя из содержания Законов Хаммурапи можно заключить, что царь Хаммурапи заимствовал ряд положений из известного ему предшествующего законодательства. Главными источниками его законов были: 1) шумерийские кодификации – Законы царя Ур-Намму, основателя династии Ура (конец III тыс. до н.э.), Законы Липид-Иштара из города Нипура, правителя царства Исины (ХIХ в. до н.э.), Законы царя Билаламы, царства Эшнунны (XVIII в. до н.э.); 2) указы и судебные решения самого царя Хаммурапи; 3) постановления высших вавилонских судов. Первый переводчик Законов Хаммурапи французский ассиролог В. Шейл для удобства пользования сборником законов условно разделил его на пролог, эпилог и 282 статьи, которые можно объединить в несколько тематических разделов. Из этих статей полностью сохранились 247, так как в центральной части столба текст был выскоблен /ок. 35 статей/, вероятно, эламским царем, который хотел увековечить здесь свою победу над Вавилоном. Почти все эти нормы удалось восстановить по обнаруженным в Сузах и других местах копиям текста законов на глиняных табличках. Некоторые ученые необоснованно отрицают отсутствие всякой системы в Законах Хаммурапи, где даны будто бы лишь практические указания для конкретных казусов и нет никаких общих начал, присущих кодексам. Следует отметить, что в действительности эти законы, несмотря на свою казуистичноеть, имеют известнуюю систему, вытекающую из правовоззрений старо-вавилонского общества. В структуре этого памятника права выделяется три главные части. Текст законов начинается с торжественного вступления – пролога в стиле культовой эпической поэмы, где провозглашается религиозно-правовое основание власти царя и цель издания им законов, а также приводится длинная пышная титулатура Хаммурапи. Наконец, вводимый словом "отныне" начинается собственно текст законов. Заключает свой кодекс Хаммурапи эпилогом, который примечателен следующими высказываниями царя: "...Утесненный должен подойти к моему изображению, как царя правды, прочесть надпись, и мой памятник должен разяснить ему его дело; он должен найти свое право... Во веки веков царъ, который будет в стране, должен соблюдать законы, данные мной". Далее следуют длинные призывы проклятия на тех, кто осмелится изменить законы, разрушить или присвоить себе памятник. Несмотря на то, что в тексте законов нормы уголовного права чередуются с нормами гражданского, а также процессуального права, здесь есть своя внутренняя логика изложения и расположения правовых норм. Они группируются по предмету правового регулирования и переходы от одной группы норм к другой осуществляется по принципу ассоциаций (бытовой ассоциативности), когда один и тот же предмет рассматривается в смежных нормах, но в различных правовых аспектах. Исходя из этого, можно выделить следующие восемь основных групп правовых норм: I) статьи 1 – 5, посвященные общим правилам отправления правосудия; II) статьи 6 – 25, посвященные правилам охраны собственности царя, храмов иобщин; III) статьи 26 – 41, посвященные охране имущества, полученного от царя за службу; IV) статьи 42 – 67/71, посвященные операциям с недвижимостью и ответственности за посягательства на нее; V) статьи 78/33 – 126, посвященные торговым и коммерческим операциям; VI) статьи 127 – 195, посвященные браку и семейному праву; VII) статьи 196 – 214, посвященные преступлениям против личности и наказаниям за них; VIII) статьи 215 – 232, посвященные операциям с движимым имуществом, в т.ч. найму имущества и личному найму.
- IV.1 -
|