Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1.1.1. Физическая культура и спорт в РФ – 2 часа теоретических занятий





Физическая культура – составная часть общей культуры, одно из важных средств гуманистического воспитания, укрепления здоровья и всестороннего гармонического развития гражданина Российской Федерации, формирования его морального и духовного облика, сохранения на долгие годы крепкого здоровья и творческой активности.

Организационная структура российского физкультурного движения. Национальный Олимпийский Комитет (НОК) и Федеральное агентство по физической культуре и спорту при Правительстве Российской Федерации – орган государственного руководства.

Коллектив физической культуры – основное звено самодеятельного физкультурного движения. Задачи и содержание его работы.

Спорт в РФ и его общественно-политическое и государственное значение. Достижения российских спортсменов на международных соревнованиях.

 

Тема 1.1.2. Краткая характеристика альпинизма и требования к альпинистской подготовке – 2 часа теоретических занятий.

Определение альпинизма и его сущность. Виды естественных препятствий, встречающихся в горах. Характеристика горного рельефа. Принцип классификации маршрутов по степени сложности преодоления препятствий. Особенности высокогорного климата и влияние его на организм человека. Особенности походов и восхождений в горах.

Нормативы и требования, предъявляемые к занимающимся: прохождение медицинского контроля, общефизическая и специальная подготовка, подготовка к сдаче нормативов на получение значка «Альпинист России». Краткая характеристика районов подготовки начинающих альпинистов.

 

Тема 1.1.3. Краткие сведения о строении и функциях организма человека, влияние физических нагрузок на организм спортсмена – 2 часа теоретических занятий.

Строение и функции организма человека (органы и системы). Костно-связочный аппарат. Мышцы, их строение и взаимодействие. Основные сведения о строении внутренних органов. Кровеносная система. Сердце и сосуды. Изменение сердца под влиянием нагрузок различной интенсивности. Дыхание и газообмен. Постановка дыхания в процессе занятий кроссами, лыжными гонками, альпинизмом. Органы пищеварения и обмен веществ. Органы выделения (почки, легкие, кожа). Нервная система: центральная и периферийная. Акклиматизация и горная болезнь.

Влияние различных физических упражнений на укрепление здоровья, работоспособность, на совершенствование двигательных навыков и качеств человека (быстроту, силу, ловкость, выносливость). Совершенствование координации движений и точности их выполнения под влиянием систематических занятий спортом. Влияние физических упражнений на обмен веществ.

 

Тема 1.1.4. Врачебный контроль и самоконтроль спортсмена – 1 час теоретических занятий.

 

 

Тема 1.1.5. Оказание первой доврачебной медицинской помощи при травмах и заболеваниях – 1 час теоретических занятий.

Оказание первой доврачебной медицинской помощи при наминах и потертостях ног, ссадинах, ожогах и обморожениях, ушибах и поверхностных ранениях. Обработка раны с применением лекарственных и перевязочных средств. Наложение первичной повязки.

Оказание первой доврачебной медицинской помощи при растяжении связок, вывихах, укусах ядовитых насекомых и змей, извлечение заноз и соринок из глаз. Наложение повязки на поврежденный сустав при растяжении связок.

Оказание первой доврачебной медицинской помощи при простудных заболеваниях, при расстройствах кишечника, при обмороке, солнечном или тепловом ударе, при носовых кровотечениях, при головных или мышечных болях, при утомлении, при снежной слепоте или горной болезни. Простейшие приемы применения искусственного дыхания и случаи их применения.

Необходимость, срочность и средства транспортировки. Подготовка и положение пострадавшего при транспортировке.

 

Тема 1.1.6. Начальные сведения об основах техники альпинизма – 2 часа теоретических занятий.

Основные понятия о технике способов передвижения в горах и тактических особенностях альпинизма. Роль техники в совершенствовании спортивного мастерства альпинистов.

Виды передвижения в альпинизме (в высокогорной зоне). Передвижение естественное (свободное) и передвижение с использованием искусственных точек опоры. Способы передвижения, применяемые альпинистами на различных формах горного рельефа: ходьба, лазание, их краткая характеристика.

Средства, используемые альпинистами для организации страховки. Общая схема одновременного и попеременного движения альпинистов в связках на различных формах горного рельефа. Обязанности ведущего и замыкающего в связке. Выбор посильного и безопасного пути и умение ориентироваться на отдельных участках и на маршруте в целом – основные факторы, определяющие мастерство альпиниста.


Оценка безопасности маршрута. Камнеопасность. Схема передвижения связки. Альпинистская техника при передвижении по ледникам и ледовым склонам. Работа в кошках. Рубка ступеней. Меры безопасности. Приемы техники альпинизма на снежном рельефе. Приемы техники альпинизма на снежном рельефе. Ледоруб как средство страховки и самостраховки на снегу. Лавиноопасность снежных склонов. Выбор пути и тактика преодоления снежных склонов.

Переправа через горные реки. Переправа над водой, переправа вброд, применение мер безопасности на переправах.

 

Тема 1.1.7. Изучение средств и приемов страховки, применяемых в альпинизме – 2 часа теоретических занятий и 8 часов практики.

Средства страховки: ледоруб, веревка, крючья, карабин, страховочные петли, закладные элементы, индивидуальная страховочная система (страховочный пояс).

Приемы обращения с веревкой, сматывание веревки (маркировка веревки). Узлы связывания веревок (прямой, брамшкотовый); для привязывания (булинь, узел проводника); специальные узлы (схватывающий петлей и одним концом репшнура, стремечко). Назначение и использование универсальной страховочной системы и карабинов. Приемы самостраховки в движении. Приемы страховки партнера. Протравливание веревки при рывке. Составление связок. Приемы присоединения к веревке. Укорачивание веревки. Одновременное и попеременное движение связки. Взаимная страховка.

 

Тема 1.1.8. Освоение основных приемов техники передвижения по скалам – 3 часа теоретических занятий и 27 часов практики.

Основные правила скалолазания. Передвижение по скалам на ногах (ходьба) без опоры: постановка ноги на всю ступню, на носок, на внутренний или наружный рант обуви. Передвижение лазанием в разных направлениях. Приемы, используемые при лазании: на распорах, на упорах, на захватах, на трении. Приемы организации самостраховки в движении по скалам. Страховка партнера. Плавность передвижения и экономичность движений. Зависимость приемов от рельефа. Подъем, траверсы и спуски с применением веревки. Использование перил.

 

Тема 1.1.9. Организация и режим походов, передвижение по травянистым склонам, переправам через горные реки, бивуаки – 4 часа теоретических занятий и 28 часов практики.

Организация похода: формирование подразделений, оформление документов, подведение итогов. Режим движения и питания, дисциплина в походе. Техника передвижения по тропам, травянистым склонам, организация переправ. Ориентирование в походе. Организация бивуаков. Особенности зимних походов.

 

Тема 1.1.10. Общая физическая подготовка – 160 часов практики.

В тренировке альпиниста общая физическая подготовка занимает особое место и направлена на гармоническое развитие всего организма и улучшение здоровья занимающихся. К общеразвивающим упражнениям относятся упражнения, направленные на развитие и совершенствование силы, ловкости, реакции, выносливости – основных качеств и общей координации движений альпинистов.

Начальная подготовка предусматривает две тренировки в неделю продолжительностью по 2 часа. В план тренировок необходимо включить общефизические упражнения, упражнения на гимнастических снарядах, занятия легкой атлетикой, лыжными гонками, плаванием, а также – кроссы, спортивные и подвижные игры.


 

Тема 1.1.11. Специальная физическая подготовка – 40 часов практики.

Специальная физическая подготовка в альпинизме имеет особое значение в силу специфики альпинизма как вида спорта. Альпинист находится в горах 1 месяц в году. Для того чтобы подготовиться к этому периоду наилучшим образом, достичь максимума спортивной формы, необходима планомерная специальная подготовка в течение всего года. В план подготовки необходимо включить специальные упражнения с целью развития необходимых альпинистам физических качеств: выносливости, ловкости, быстроты реакции, силы, координации движений, прыгучести, способности быстро ориентироваться. Необходимо поощрять активное участие секции во всех спортивных мероприятиях и, особенно, в массовых соревнованиях коллективов физкультуры.

 

Тема 1.1.12. Зачеты и выполнение контрольных нормативов по общей физической подготовке – 1 час теоретических занятий и 10 часов практики.

Итоговые зачеты и проверка общей физической подготовки занимающихся проводится незадолго до выезда в горы. Зачеты следует проводить, объединив темы по группам. Зачеты по ОФП проводятся в форме проведения соревнований (нормативы для сдачи зачетов по ОФП см. в Приложении № 2). К зачетам оп ОФП относятся конкурсные соревнования по альпинистскому двоеборью, скалолазанию, лыжным гонкам, кроссам, а также – сдача норм каких? Проверка специальной подготовленности осуществляется либо в процессе проведения занятий, либо при сдаче зачета. Проверка умений и навыков походной жизни осуществляется в туристических походах.

Содержание занятий в горах.

 

Тема 1.1.13. Особенности альпинизма как вида спорта – 1 час теоретических занятий.

Место альпинизма в российской системе физического воспитания и его особенности. Специфика проведения соревнований в альпинизме. Характеристика обстановки и условий, в которой протекает деятельность альпиниста. Альпинизм как коллективный вид спорта. Физиологические, морально-этические, воспитательные и социальные аспекты альпинизма. Характер физических и психологических нагрузок. Прикладное значение альпинизма: хозяйственное, научное, военное. Обеспечение безопасности в альпинизме. Скалолазание и ледолазание – эффективные способы подготовки альпиниста.

Табельное снаряжение и экипировка альпиниста – 1 час теоретических занятий и 1 час практики.

Классификация снаряжения: личное и групповое, табельное и специальное. Основные требования, предъявляемые к снаряжению и экипировке, применяемым в альпинизме. Перечень табельного снаряжения для начинающих альпинистов, выдаваемого им на время пребывания в горах, его характеристики.


Назначение группового табельного снаряжения и его характеристика. Личная экипировка альпиниста. Правила использования, повседневного ухода, сбережения и транспортировки снаряжения. Подготовка его к проведению занятий.

 

Тема 1.1.14. Формы горного рельефа. Опасности в горах и меры предосторожности, применяемые в альпинизме – 2 часа теоретических занятий.

Образование горного рельефа. Формы гор: складчатые и сбросовые. Зависимость формы гор от их возраста. Породы, слагающие горы. Макро – и микрорельеф. Разрушение горных пород. Камнепадоопасность. Действия движущихся ледников. Отложение и накопление осадочных пород. Крупные формы горного рельефа и их элементы. Ледники и их виды. Области питания и таяния. «Закрытые» и «открытые» ледники. Причины образования трещин и распознавание их на закрытом леднике. Снежные мосты на леднике. Снежно-фирновый рельеф. Лавины и их последствия. Горные реки и сели. Климатогеографические и орографические особенности высокогорья как источник опасных ситуаций. Недостаточная всесторонняя подготовка и неправильное поведение альпиниста – основной источник опасности. Меры безопасности. Профилактические меры.

Сдача физнормативов – 1 час практических занятий.

Проверка общефизической подготовленности проводится на 2-й день пребывания начинающих альпинистов в горах.

Для приема физических нормативов по ОФП распоряжением по альпинистскому мероприятию назначается комиссия. Нормативы по ОФП см. в Приложении № 6.

Способы и приемы страховки – 1 час теоретических занятий и 2 часа практики.

Повторение и практическая отработка темы 1.1.7. Средства страховки, самостраховки, страховки партнера. Физические основы компенсации динамического рывка. Объекты трения. Способы и формы страховки. Организация страховочной точки (станции). Принцип движения связок. Понятие динамической и статической страховки.

 

Тема 1.1.15. Организация и назначение спасательной службы в горах – 1 час теоретических занятий и 1 час практики.

Назначение и задачи контрольно-спасательной службы в горах. Организация работы МЧС района и спасательного отряда альпинистского мероприятия заключается в профилактике и контроле за безопасностью проведения альпинистских мероприятий; в организации и проведении спасательных и поисковых работ; в расследовании несчастных случаев в альпинистских мероприятиях; в подготовке кадров спасательной службы; в контроле за охраной окружающей среды.

Порядок выпуска альпинистов в высокогорную зону. Определение контрольных сроков. Порядок выхода спасательного отряда в высокогорную зону.

Сигналы бедствия в горах. Правила подачи сигналов бедствия и ответов на них. Общепринятые сигналы и время связи в районе. Обязанности альпиниста, принявшего сигнал бедствия.

Первая доврачебная помощь пострадавшему и транспортировка – 2 часа теоретических занятий и 1 час практики.

Передвижение по скалам и страховка – 5 часов практики.

Отработка приемов лазания в разных направлениях по скалам различного рельефа с верхней страховкой. Приемы страховки и самостраховки через выступы, крючья, петли и т.д. Организация массовой страховки – «перил» – при передвижении по скалам средней сложности. Приемы и средства страховки и самостраховки при передвижении по закрепленной веревке. Приемы передвижения по «перилам»: подъемы, траверсы, спуски. Самостраховка в местах перехода с одних перил на другие. Демонстрация работы связки из двух человек на скальном рельефе (выполняют инструкторы или стажеры). Приемы лазания, взаимная страховка, работа с крючьями, петлями, смена направляющего в связке, организация и проведение спуска по закрепленной веревке (дюльферу), спортивный спуск, продергивание веревки после окончания спуска. Работа с веревкой во время движения связки. Выбор места для самостраховки и страховки. Команды. Темп. Взаимопомощь во время движения. Передвижение связок по простым скалам, отдельным камням. Одновременное и попеременное движение. Взаимодействие связок. Организация работы связок на спуске, движение последнего, страховка для него.

 

Тема 1.1.16. Подготовка и проведение учебно-тренировочных походов и восхождений на значок «Альпинист России» – 2 часа теоретических занятий.

Знакомство с маршрутом похода и восхождения, тактический план выхода. Подбор и подготовка снаряжения и питания. Распределение груза. Порядок оформления выхода в высокогорную зону. Медицинский осмотр. Распределение обязанностей. Режим движения колонны. Поведение и дисциплина в походе и на стоянках. Правила безопасности при передвижении в высокогорной зоне.

Передвижение по тропам, травянистым склонам, осыпям – 3 часа практики.

Организация и режим движения на подходах. Меры безопасности на тропах, травянистых склонах и осыпях. Самостраховка и самозадержание. Техника движения. Тема отрабатывается при подходах к местам занятий.

Переправа через горные реки – 3 часа практики.

Особенности и опасности горных рек. Главные критерии выбора места, способа и времени переправы. Обеспечение безопасности при массовой и индивидуальной переправах. Переправа на подручных средствах. Переправа вброд в одиночку, вдвоем, шеренгой, по перилам, вдвоем. Переправа над водой, по камням, перебрасывание бревна и переправа по бревну. Воздушная переправа.

Организация бивуака – 2 часа практики.

Выбор места бивуака и подготовка площадки для установки палатки в лесу, на поляне, на травянистом склоне, на моренах, на осыпях. Хранение на бивуаке продуктов питания и снаряжения. Приготовление пищи. Гигиенические требования к бивуакам. Работа отделения на бивуаке.

 

Тема 1.1.17. Географический обзор данного высокогорного района – 1 час теоретических занятий.

Административное и географическое положение данного района. Главнейшие хребты, горные узлы, долины, ущелья, реки и ледники района. Направление основного хребта и его боковые отроги. Основные вершины и перевалы района (названия, высоты и подходы к ним, классификационная сложность отдельных маршрутов).

Граница снеговой линии в районе. Климатические особенности района. Основной вид растительности, животный мир. Структура скальных пород, характерная для района. Маршруты перевальных походов и зачетных вершин района.

Основные данные альпинистской истории района.

Передвижение по льду и страховка – 5 часов практики.

Передвижение по льду в ботинках типа «вибрам». Надевание кошек. Применение ледоруба при движение по льду. Передвижение в кошках. Приемы самозадержания на ледовом склоне в случае срыва. Рубка ступеней. Применение ледорубных крючьев. Подъем, траверсы, спуски по веревке, работа на «перилах».

.Демонстрация передвижения по ледовому склону с организацией крючьевой страховки инструкторской связки – двойкой на кошках. Передвижение обучающихся группой в кошках по ледовому склону, отработка приемов правильной постановки ноги при подъеме, траверсе, спуске. Работа на передних зубьях кошек. Использование ледоруба как дополнительной точки опоры и средства самостраховки. Отработка приемов работы с веревкой при движении в связках. Разнообразное передвижение по открытому леднику в связках по маршрутам, близким к реальным, во время массовых походов и восхождений.

Передвижение по снегу и страховка – 3 часа практики.

Приемы передвижения по снегу (твердому, плотному, рыхлому, раскисшему). Приемы выбивания ступеней при подъеме: прямо вверх; наискось при траверсе; при спуске – прямо вниз, наискось. Приемы вытаптывания ступеней. Формирование ступеней в различном по структуре снегу.

Использование ледоруба как дополнительной точки опоры при движении по снегу.

Передвижение в три такта. Спуски «глиссированием».

Организация и приемы страховки на различном по состоянию снегу. Страховка веревкой через ледоруб. Выбирание и выдача веревки при страховке партнера. Совмещение страховки и самостраховки на ледорубе. Приемы самозадержания на снежном склоне.

Передвижение по снежному склону в связках. Попеременное движение связки прямо вверх; прямо вниз и наискось со сменой направляющего. Одновременное движение связки. Приемы страховки при движении связки (взаимная страховка).

 

Тема 1.1.18. Охрана окружающей среды – 1 час теоретических занятий.

Необходимо преподать основные сведения о флоре и фауне района и о необходимости их сохранения; о необходимости и способах сохранения в чистоте мест стоянок, источников, троп, ледников, скальных маршрутов.

Передвижение по скалам и страховка – 3 часа практики.

Способы и приемы страховки – 2 часа практики.

 

Тема 1.1.19. Собеседование по программе подготовки – 1 час теоретических занятий.

Собеседование по программе подготовки начинающих альпинистов в подготовительный период проводится командиром будущего отряда или лицом, назначенным учебной частью мероприятия. Участники должны продемонстрировать знания и умения, приобретенные ими в период предлагерной подготовки.

Цель собеседования и сдачи нормативов по ОФП – определить степень подготовленности начинающих альпинистов для распределения их по учебным отделениям и для определения программы будущих занятий.

Передвижение по льду и страховка – 4 часа практики.

Передвижение по снегу и страховка – 3 часа практики.

 

Тема 1.1.20.Соаершение перевального похода 1А и 1Б категории сложности.-10 часов-практика. Разбор результатов учебно-тренировочных занятий и выходов в высокогорную зону – 4 часа теоретических занятий.

Во время перевального похода проверяются навыки и знания, приобретённые на занятиях. Умение взаимодействовать в группе и безопасно вести себя в горах. Организованно двигаться по несложному горному рельефу. Организовывать бивуак и жизнь на бивуаке.-

Обязательному разбору подлежат ведущие темы учебного плана, а также – темы отдельных уроков-занятий или темы, выбранные по усмотрению учебной части альпинистского мероприятия. На разборе оцениваются качество и эффективность проведенного занятия или цикла занятий, условия проведения, активность и дисциплина участников. Разбираются успехи и недостатки обучения, ошибки в выполнении технических приемов, указываются методы исправления допущенных ошибок. Объявляются оценки, выставленные участникам за освоение тем и т.д. Анализируется деятельность участников в походе или на восхождении, выносятся на обсуждение коллектива случаи нарушения установленных правил, дисциплины в отделении, в отряде. На разборах должны не только вскрываться недостатки, но и выявляться положительные элементы деятельности участников.

Подготовка к выходу в высокогорную зону – 4 часа практики.

 

Тема 1.1.21. Восхождение на вершину 1Б категории сложности – 8 часов практики.

Восхождение на вершину по маршруту 1Б категории сложности является итоговой проверкой альпинистской подготовки участников. Оно включает: подготовку и оформление восхождения, меры по обеспечению безопасности, отработку взаимодействия связок, знакомство с районом, освоение правил охраны окружающей среды, организацию бивуаков, освоение технических и тактических правил и приемов.

Передвижение по скалам и страховка (в процессе восхождения) – 4 часа практических занятий.

 

Тема 1.1.22. Сдача снаряжения. Вручение значка «Альпинист РФ». Отъезд участников.

 

 

1.2. Программа начальной подготовки альпинистов к выполнению норм 3-го спортивного разряда (2-й год обучения).

Второй этап начальной подготовки предъявляет следующие требования к альпинистам, желающим заниматься по этой программе:

1. Иметь значок «Альпинист России» и удостоверение-рекомендацию для дальнейших занятий альпинизмом.

2. Пройти общефизическую и специальную альпинистскую подготовку до выезда в горы и сдать контрольные нормативы по общефизической подготовке.

3. Иметь рекомендацию тренера (инструктора, преподавателя) по альпинизму, проводившего учебно-тренировочные занятия в подготовительный период, врачебно-физкультурную карту установленного образца, заверенную в медицинском учреждении.

4. Подтвердить в горах на контрольных испытаниях физическую подготовленность, сдать зачет по вопросам техники альпинизма и пройти подготовку по соответствующему циклу учебно-тренировочных занятий, в соответствии с «Единой системой обучения в альпинизме».

5. Совершить учебно-тренировочное восхождение 1б категории сложности, два восхождения 2а категории сложности, контрольное восхождение 2б категории сложности.

 

Учебный план для начальной подготовки при выполнении нормативов 3-го спортивного разряда по альпинизму.

 

Содержание занятий в подготовительный и основной периоды.

 

№ п/п Содержание занятий (наименование темы) до выезда в горы Количество часов
теория прак-тика всего
         
1.2.1. Альпинизм в России и за рубежом   -  
1.2.2. История альпинизма и альпинистская география   -  
1.2.3. Гигиена, закаливание, режим, питание спортсмена   -  
1.2.4. Моральный и волевой облик российского спортсмена, психологическая подготовка альпиниста   -  
1.2.5. Природа высокогорья, ее особенности и опасности   -  
1.2.6. Элементы топографии и ориентирования на местности      
1.2.7. Оказание первой медицинской помощи при травмах и заболеваниях      
1.2.8. Простейшие способы транспортировки пострадавшего -    
1.2.9. Виды и способы страховки      
1.2.10. Приемы передвижения лазанием на скальном рельефе -    
1.2.11. Приемы передвижения по снегу и льду -    
1.2.12. Общая физическая подготовка -    
1.2.13 Специальная физическая подготовка -    
1.2.14 Сдача зачетов и выполнение контрольных нормативов      






Date: 2015-09-25; view: 291; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.026 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию