Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коммуникативное поведение и культура





Коммуникативное поведение является компонентом нацио­нальной культуры. По мнению К. Касьяновой, в структуре нацио­нальной культуры вычленяется ядро - ценности, принципы, кото­рые реализуются в Некоторых нормах и правилах [Касьянова, 1992, с. 15-23].

Ценности - это социальные, социально-психологические идеи и взгляды, разделяемые народом и наследуемые каждым но-

вым поколением. Это то, что оценивается этническим коллекти­вом как нечто «хорошее» и «правильное» и является образцом для подражания. Ценности вызывают определенные эмоции, они по­буждают людей к определенным действиям. Например, к основным ценностям русского этноса относятся соборность, доброта, все­прощение, скромность, бескорыстие, гостеприимство и др.

Нормы и правила - это конкретные поведенческие рекомен­дации, предписания по поведению, указания по проведению опре­деленных ритуалов. К. Касьянова отмечает: «В развитой культуре очень много норм - правил. Ими охвачены все сферы жизни: и тру­довые процессы, и семейные отношения, и досуг, и воспитание де­тей, похороны - все приведено в систему, соотнесено друг с дру­гом... и представляет настоящий космос» [Касьянова, 1992, с. 19]. Нормы и правила существуют в согласовании с принципами, ими отражаемыми. Нормы должны соответствовать принципам.

Ритуалы - материализованное воплощение норм и правил в реальной действительности. Это форма материального существо­вания культуры и единственная наблюдаемая форма культуры [Прохоров, Стернин, 2006, с. 37].

Согласно В.А. Масловой, ритуалы - система действий, со­вершаемых по строго установленному порядку, традиционным способом и в определенное время [Маслова, 2001, с. 40]. Это фор­ма «превращенного сознания» (термин В. Зомбарта), ритуал явля­ется главным механизмом коллективной памяти, который во мно­гом определяет жизнь человека и теперь.

К. Лоренц считает, что человеческие ритуалы возникли ес­тественным путем. У ритуала К. Лоренц выделяет три функции: 1) снятие агрессии, 2) обозначение круга «своих», 3) отторжение «чужих» [Лоренц, 1994].

По В. Тэрнеру, ритуал - важное средство поддержания об­щих норм и ценностей народа, поскольку сложная система ритуа­ла связана с символами, подражанием и восприятием, т. е. опира­ется на доминантные стороны человеческой психики. Действие становится ритуалом, когда оно теряет целесообразность и стано­вится семиотическим знаком (цит. по: [Маслова, 2001, с. 40]).

Любой ритуал передается из поколения в поколение, он вы­ступает как материальный носитель культуры, как форма физиче-

10--128

ского, материального воплощения культуры как таковой (напри­мер, ритуалы свадьбы, похорон, Пасхи, венчания и др.). В наибо­лее цивилизованных странах обычно много ритуалов, и эти ритуа­лы тщательно исполняются.

Отражением культурных ценностей являются этикетные нормы. Н.Л. Грейдина включает в пространство этикетных отно­шений тип коммуникации, размер коммуникативной дистанции, алгоритм поведения, требуемые и запрещаемые формы поведения, степень допустимых отклонений от приемлемых форм поведения [Грейдина, 1999, с. 7-8]. Важную роль в общении играет речевой этикет. Согласно В.А. Масловой, речевой этикет - это социально заданные и культурно-специфические правила речевого поведения в ситуациях общения в соответствии с их социальными и психоло­гическими ролями, ролевыми и личностными отношениями в офи­циальной и неофициальной обстановках общения [Маслова, 2001, с. 47]. Речевой этикет - зона «социальных поглаживаний», по Э. Берну, это национально-культурный компонент общения (цит. по: [Маслова, 2001, с. 47]). Этикетные отношения - это универса­лия, но проявление их национально-специфично.







Date: 2015-09-25; view: 831; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию