Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 3. Современные политические теории и доктрины
Политическая теория (от греч. theoria — наблюдение, исследование) — система знаний, идей о политике, отражающая и характеризующая процессы и явления политической жизни общества, международных отношений и определенным образом объясняющая сущность, структуру, механизмы функционирования политических институтов, их цели и ценностные ориентации. Политическая доктрина (от лат. doctrina — учение) — руководящий теоретический или политический принцип, выражающий в концентрированной форме экономические, политические, военные ориентиры и цели, а также формы их практического осуществления. Понятия "теория", "доктрина" присущи политическим партиям, движениям, идейно-политическим направлениям современной политической мысли. В результате решения многих политических проблем современности различными государствами, партиями, движениями представляется возможным выделить ряд идейно-политических направлений, по которым за последнее время произошла активизация общественно-политической мысли. Важнейшими из них являются: неолиберализм, неоконсерватизм, социал-демократия, а также этнополитические, религиозно-политические, современные экстремистские и другие течения. Что собой представляет неолиберализм как идейно-политическое течение? Либерализм зародился как идеология молодого класса буржуазии в XVII в. и окончательно оформился как идейно-политическое течение к середине XIX в. Его основной концепцией была идея индивидуальной свободы, разработанная в трудах таких философов, как Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Л. Монтескье и других представителей европейского Просвещения. Однако в центре внимания либерального мировоззрения было с самого начала не свободное развитие личности, а "рыночная" интерпретация свободы — как свободы частного предпринимательства. Со второй половиныXIX в. в связи с обострением противоречий капитализма начало обозначаться расхождение между либеральными и консервативными течениями буржуазной общественной мысли по вопросу о путях стабилизации общества. Как и другие идейно-политические течения, либерализм менял свои политические акценты и концептуальные положения. Он эволюционировал, переходя от классического либерализма А. Смита к буржуазно-либеральному реформизму Джона Стюарта Милля, а затем к идеям кейнсианства и современной своей форме — неолиберализму. Стержнем этой внутренней эволюции было отношение сторонников течения к вопросу о социальной и экономической роли государства. Начало формированию буржуазно-либерального реформизма в США было положено "Новым курсом" Т. Рузвельта, который сопровождался значительным усилением роли государства. Неолиберализм почти безраздельно господствовал в американской политической жизни в 60-70-е годы, т.е. в период правления демократов. Он сдал свои позиции только в начале 80-х годов, с приходом в США неоконсервативного руководства во главе с Р. Рейганом. Программные установки либерализма служат идейной основой политики демократической партии США. К лагерю неолибералов принадлежат многие известные американские ученые, а также сенаторы и члены правительства. До 2001 г. демократы США стояли у руля государственной власти (президент Б. Клинтон и вице-президент А. Гор), с 2001 г. — республиканцы во главе с Дж. Бушем. Каковы основные элементы теоретической и политической программы либерализма? Центральным положением этой программы (как в теории, так и на практике) является следующее: активная роль государства в решении экономических и социальных проблем общества, требование социальной ответственности бизнеса, отказ от крайностей индивидуализма, перераспределение материальных благ (через систему налогов и государственных социальных программ) в пользу низших слоев общества, расширение фондов общественного потребления, распределяемых бесплатно (больницы, школы, экологические программы, поддержка регионов, затронутых экономической депрессией, и т.д.). Иначе говоря, неолибералы ставят в центр своих политических и экономических программ два типа взаимоотношений: между свободным рынком и экономической политикой государства, с одной стороны, и между отдельной личностью и обществом (в лице государства) — с другой. Конкретно это означает обязанность правительства ограждать личность от злоупотреблений и других негативных последствий функционирования рыночной системы. Эту программу, взятую в целом, неолибералы назвали "государством всеобщего благоденствия". Таким образом, оформляясь как политическое мышление и политическая практика, либерализм (а вслед за ним и неолиберализм) воспринял сложившуюся в античной политической культуре идею народовластия. Современная политическая наука ставит в заслугу либералам их традиционное понимание государства как силы, независимой ни от индивида, ни от общества и потому способной защитить их друг от друга. Либерализм является не только одним из ведущих идейно-политических течений; его представители, в том числе и современные, внесли существенный вклад в развитие мировой общественно-политической мысли. Широкую известность и множество последователей приобрели такие социально-политические идеи либерализма, как концепция "информационного общества", "конвергенция", "социального глобализма" и др. Остановимся кратко на теории конвергенции и ее модификациях. В современном мире уже не существует общественных систем, которые традиционно назывались бы "капитализмом" и "социализмом". Но это не означает, что идея конвергенции изжила себя (точнее, она изжила себя в ее традиционном смысле), став теоретической абстракцией. Сегодня некоторые ученые считают, что идея конвергенции в ее современном понимании близка к признанию принципа универсальности эволюции различных сообществ. При этом они не исключают многообразия путей общественного прогресса, специфику подхода к новой цивилизации различных регионов и стран. Действительно, в современном мире сложилось уже несколько международных сообществ, в том числе: Европейский Союз, Сообщество Северо-Американских государств (США, Канада, Мексика), Сообщество Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), членами которого являются "новые индустриальные страны". Также можно говорить об СНГ как специфической форме развития международных интеграционных процессов и т.д. Более того, на территории России сегодня имеет место своеобразное развитие конвергентных процессов. В ходе исторического развития общественная, в том числе и социально-политическая, мысль в развитых странах Запада разделилась на два магистральных направления: консерватизм и либерализм. В своих современных формах консервативное направление (неоконсерватизм) представляет собой в области идеологии и политики сложный сплав взглядов, идей и концепций, в которых сочетаются общие черты с национально-специфическими особенностями. Консерватизм (от лат. conservare — сохранять, охранять) — социально-политическая система идей, взглядов, ориентирующаяся на сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм политической и общественной жизни, в первую очередь ее правовых и нравственных оснований. Возникновение самого понятия "консерватизм" связывают с именем замечательного английского мыслителя Т. Гоббса, современника английской буржуазной революции. Дальнейшее развитие идеи консерватизма получили в США. Американский тип консервативной идеологии на протяжении всей его истории существовал в нескольких формах, первая из которых — европейский классический консерватизм XVIII — середины XIX в. (так называемый традиционализм). Традиционализм стал главным источником идей американского консерватизма. Среди его идей основное место заняли положения классического консерватизма: защита частной собственности и частного предпринимательства от вмешательства и регулирования со стороны государства, сохранение традиционных ценностей, связанных с семьей, религией и принципами индивидуализма. Вторая форма — либерализм. В ней идеи классического консерватизма переплетаются и взаимодействуют с идеями "классического либерализма", прежде всего с идеями "свободного рынка". Иначе говоря, либерализм является ничем иным, как "рыночным" консерватизмом. Особое распространение он получил на рубеже XIX-XX вв. Наконец, третья, самая современная форма американского консерватизма — неоконсерватизм (70-е годы XX в. знаменуют рождение этого направления). В отличие от первых двух форм неоконсерватизм в принципе признает необходимость вмешательства государства в экономику и выполнение им ряда социальных функций, но требует значительного сокращения и ограничения этих функций. Идейное кредо неоконсерваторов в вопросе о роли государства в обществе формируется в виде лозунга: "Лучшее правительство то, которое правит меньше". Возникновение этой третьей формы консерватизма и ее утверждение в качестве ведущей способствовало падению популярности идей либерализма в США, полной девальвации либеральных технократических утопий (в том числе концепции "государства всеобщего благоденствия") в условиях жесточайшего мирового экономического кризиса середины 70-х годов. Подлинное возрождение консерватизма произошло на Западе в 80-х годах. Именно в это время в ведущих западных странах на высшие государственные посты были избраны такие консервативные деятели, как Рональд Рейган в США и Маргарет Тэтчер в Великобритании. Позднее в ФРГ канцлером стал Гельмут Коль. В начале 90-х годов преемниками глав правительств и США и Англии стали также консервативные лидеры Дж. Буш и Джон Мейджор. Вместе с тем было бы ошибочным считать, что уход с политической сцены того или иного лидера неоконсерватизма (например, Дж. Буша в США) означает полный отход от неоконсервативного курса внутренней и внешней политики государства. Сегодня неоконсерватизм на Западе сохраняет свое положение в качестве доминирующей интеллектуальной тенденции и господствующей политической силы. На протяжении ряда десятилетий сторонники этого течения в политической науке и философии задают тон в университетах и исследовательских институтах, в средствах массовой информации и в общественном сознании в целом. Основные принципы внутренней и внешней политики многих стран Запада разрабатываются крупнейшими учеными неоконсервативной ориентации в "мозговых центрах" этих стран. Рассмотрим теперь основные черты идеологии неоконсерватизма. Прежде всего, следует подчеркнуть, что социальную базу этой идеологии составляет так называемый "новый средний класс", в том числе мелкие и средние собственники и представители нового типа трудящихся — высококвалифицированные работники производства. Именно они в конце 70-х — начале 80-х годов были обеспокоены растущей инфляцией, неэффективностью государственного вмешательства в экономическую жизнь и ростом бюрократизации, низким качеством образования, замедлением научно-технического прогресса, большими правами профсоюзов и т.п. В идеологии неоконсерватизма соединяются старые ценности доиндустриальной эпохи: семья, религия, мораль — с ценностями постиндустриальной эры: творческий труд, уникальность каждой личности, ускоренное развитие нерыночной сферы (культура, образование как главные каналы вложения в так называемый "человеческий капитал"). Неоконсерваторы придают большое значение привлечению персонала к активному участию в управлении предприятиями как средству преодоления отчуждения труда. Проблеме трудовой мотивации на производстве в 80-е годы в США, например, было посвящено немало книг и статей. Такова прогрессивная черта неоконсервативной идеологии. Неоконсерватизм как идейно-политическое течение представлен наглядно в виде двух научных школ: политической футурологии и "монетаризма ". Несколько слов о концепциях, которые представляют эти школы. Широко известная школа "монетаризма" выступает под вывеской "чикагской школы". В центре ее исследований и пропаганды — идеи свободного рынка и оппозиция учению Дж. М. Кейнса. Представители школы "монетаризма" —лауреаты Нобелевской премии М. Фридман и Ф. Хайек — сторонники "количественной теории денег". В соответствии с этой теорией денежное обращение и его законы являются центральным элементом хозяйственной системы любого общества, состояния экономической конъюнктуры. Общеизвестно, что все современные идейно-политические течения, так или иначе, определяют свою позицию по отношению к такому глобальному явлению, как научно-техническая революция. Каково же отношение неоконсерватизма к этому социальному феномену?Оно проявляется в концепциях неоконсервативной футурологии, конкретно — в концепциях постиндустриализма. Именно в этих концепциях наиболее ярко проявляется такая характерная черта неоконсерватизма, как ассимиляция идей и концепций, выдвинутых в рамках других идейно-политических течений. В случае с концепцией постиндустриализма речь идет о концепциях, разработанных представителями неолиберализма. Крупнейшими представителями идеологии постиндустриализма среди неоконсерваторов являются американские футурологи Даниэл Белл и Джон Нейсбит. В книге "Культурные противоречия капитализма" Д. Белл делит развитие общества на три стадии: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное. В целом в концепциях "постиндустриализма" преобладает мажорная тональность. И это неслучайно, так как они представляют себе США в роли мирового лидера, в том числе и в области научно-технического прогресса. Несколько слов о других проявлениях неоконсерватизма как одного из ведущих течений современной западной общественной мысли: американский неоконсерватизм в сфере политики неразрывно связан с деятельностью республиканской партии. Это наглядно проявляется также и во внешней политике. 80-е годы — годы правления в США республиканской партии — ознаменовались резкими поворотами в этой области, прежде всего в развитии процесса американо-советских отношений. Суть этих поворотов в отказе от политики "силового глобализма", вытекающей из имиджа Советского Союза как "империи зла", в отходе от политики "холодной войны" и стремлении к добрососедским отношениям с нашей страной. Однако это не означает, что американское руководство после ухода неоконсерваторов оставило мечту о превращении США в единственного ведущего лидера современного мира. События 90-х годов XX в. и первые годы XXI века это наглядно подтвердили. Диапазон взаимодействия неоконсерватизма с другими идейно-политическими течениями очень широк: от неолиберализма и неосоциализма к крайнему экстремизму и неофашизму. Социализм как идейно-политическое течение и одно из направлений общественно-политической мысли и сегодня остается достаточно популярным. Однако это течение отнюдь не является однородным. Единое социалистическое движение перестало существовать с августа 1914 г., т.е. с начала первой мировой войны. Сегодня в нем просматриваются три направления: умеренное (центристское), олицетворением которого является социал-демократизм; лево-радикальное — представленное, в частности, неотроцкизмом и одним из вариантов "христианского социализма" — "теологией освобождения". Третья ветвь социалистической мысли Запада — "неомарксизм". Современные социал-демократы как представители социалистической мысли и политической практики конца XX в. взяли за основу своей программы действий концепцию "демократического социализма". К концу XX века в мире насчитывалось более 80 социал-демократических партий, из которых 30 являлись правящими. 70 самых крупных и влиятельных социал-демократических партий объединены в международной организации — Социалистическом Интернационале (Социнтерне). Суть концепции "демократического социализма" состоит в приоритетности государственного регулирования экономической жизни в сочетании со смешанной экономикой. Социал-демократы выступают за участие трудящихся в принятии решений на уровне предприятий, участие профсоюзов в разработке национальной экономической политики, самоуправление коллективов рабочих и фермеров, национализацию ряда крупных промышленных предприятий, контроль государства за деятельностью транснациональных компаний, обеспечение минимального уровня равенства граждан в сфере образования, здравоохранения, культуры и информации, разработку согласованного международного законодательства по защите окружающей среды и обеспечению политической стабильности в мире. Социализм в понимании социал-демократов — это не общественный строй, а процесс внедрения социальной справедливости в общественную жизнь, причем процесс непрерывный и не имеющий конца. В современных условиях они совершенствуют теорию социализма, особый акцент при этом делается на поиск баланса между индивидуальным и коллективным началами в жизни общества. В России в марте 1998 г. либеральные партии отметили 100-летний юбилей отечественной социал-демократии, но влияние этих партий, в том числе и социал-демократических, на внутриполитическую жизнь общества весьма незначительно. Еще одним направлением современной политической мысли является этнополитическое направление. Сравнительный анализ этнополитических идей и концепций позволяет выявить их наиболее общие черты. К ним относятся: осуществление права на самоопределение и независимое развитие каждой нации, народности, племени, любой социальной формы этноса, неограниченное суверенное владение каждым этносом имеющейся у него территорией и ее ресурсами; приоритет этнополитических интересов нации, народности или племени в решении всех общественных проблем. Получается, что самым надежным способом обеспечения интересов даже малых этносов является государственная самостоятельность даже вопреки мощным интеграционным процессам, существующим в мире. Именно эти идеи и тенденции привели к возникновению острейших конфликтов между Арменией и Азербайджаном, Грузией и Абхазией, Молдовой и Приднестровьем. До сих пор эти проблемы не разрешены в Таджикистане. Возникающие противоречия на этнической основе широко используются различными лидерами, партиями часто самой различной идейно-политической ориентации. Современные этнополитические идеи, теории повсеместно оказывают большое влияние на поиск решения политических проблем, включая самые крупные, так как без прекращения межэтнических конфликтов и достижения баланса интересов всех наций и народностей невозможно преодолеть кризис цивилизации и обеспечить дальнейшее развитие человечества. Можно предположить и с определенной степенью уверенности утверждать, что обострение этнических проблем, крушение многих традиционных светских представлений об окружающем мире, а также разрушение прежних устоявшихся материальных и моральных устоев существенно увеличило количество людей, которые обращаются к религии. Это только одна сторона вопроса. С другой стороны, существенно активизировались религиозные учреждения и священнослужители, особенно католических и исламских конфессий. В мире насчитывается свыше 1 млрд. христиан, в том числе около 600 млн. католиков, более 1 млрд. мусульман, подавляющее большинство которых составляют сунниты, к миллиарду приближается количество последователей, исповедующих индуизм и буддизм. Более 100 млн. человек придерживаются разнообразных местных верований. Далеко не все верующие вовлечены в политику, но значительная их часть ориентирована на определенные религиозно-политические концепции. Политическое содержание и общественная роль религиозно-политических течений (доктрин) определяется далеко не их базовыми конфессиями, а политическими устремлениями групп, формирующих эти течения, и интересами их последователей. Общим признаком почти всех религиозно-политических течений является религиозно-этническое обоснование политических целей и поиск религиозно-этнических путей решения общественных проблем. Наиболее активными и влиятельными являются поборники создания "исламских государств" в Иране, Пакистане, Афганистане, Алжире. Усиливается влияние фундаменталистов ислама в странах Средней Азии — бывших республиках СССР, а также в России. Влияние религиозных идейно-политических концепций оказывает заметное влияние на поиск новых решений политических проблем Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. В 60—70-е годы XX в. появилось еще одно направление общественно-политической мысли — эколого-политическое. Оно возникло как следствие глобального конфликта общества с природой, вызвавшего загрязнение и отравление воздуха, земли, воды, колоссальный ущерб растительному и животному миру, создавшего угрозу для выживания человека как биологического вида. При всем разнообразии возникших эколого-политических течений им присущи общие черты. Наиболее важной из них является признание опасности надвигающейся экологической катастрофы и необходимости ее предотвращения усилиями всех государств. Другая важная черта, которая определилась в результате первых лет функционирования движений и организаций экологического характера, — приоритет политических средств и методов решения этой глобальной проблемы, признание необходимости политических решений переустройства общества, способного обеспечить гармонизацию его отношений с природой. Развитие всех современных идейно-политических направлений осложняется наличием в общественно-политической мысли весьма активных экстремистских течений. Экстремистскими называют разные идейно-политические течения: неофашистские и троцкистские, радикальный исламский фундаментализм и камбоджийский маоизм. Экстремистские концепции апеллируют к не самым лучшим чувствам людей — к зависти, злобе, шовинизму и находят поддерживающих эти идеи людей в маргинальных, выбитых из привычной колеи жизни слоях населения. Экстремистские идеи враждебны идеям демократизма и либерализма. Наиболее активными в 80—90-х годах оказались троцкистские и неофашистские концепции. В основном они сводятся к идее продолжения мировой социалистической революции силами пролетариата, в состав которого идеологи этой концепции зачисляют всех трудящихся. Есть даже случаи призыва к вооруженному насилию. Неофашистские концепции, распространенные в Германии, Италии, Америке, заметно отличаются от идей и теорий Гитлера и Муссолини. Но у этих концепций и их основателей есть объединяющий показатель: они направлены против демократии и прав человека, обосновывают необходимость диктатуры, тоталитаризма, насилия. Все они стремятся опереться на национализм. Контрольные вопросы 1. Изложите основные положения программы неолиберализма. 2. В чем заключается идейное кредо неоконсерваторов? 3. В чем состоит суть концепции демократического социализма? 4. Назовите существующие в современном мире экстремистские политические течения.
Date: 2015-09-24; view: 2343; Нарушение авторских прав |