Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. Современные политические теории и доктрины





Политическая теория (от греч. theoria — наблюдение, исследова­ние) — система знаний, идей о политике, отражающая и характе­ризующая процессы и явления политической жизни общества, меж­дународных отношений и определенным образом объясняющая сущ­ность, структуру, механизмы функционирования политических институтов, их цели и ценностные ориентации.

Политическая доктрина (от лат. doctrina — учение) — руководя­щий теоретический или политический принцип, выражающий в концентрированной форме экономические, политические, воен­ные ориентиры и цели, а также формы их практического осуще­ствления.

Понятия "теория", "доктрина" присущи политическим парти­ям, движениям, идейно-политическим направлениям современной политической мысли. В результате решения многих политических проблем современности различными государствами, партиями, дви­жениями представляется возможным выделить ряд идейно-полити­ческих направлений, по которым за последнее время произошла активизация общественно-политической мысли. Важнейшими из них являются: неолиберализм, неоконсерватизм, социал-демократия, а также этнополитические, религиозно-политические, современные экстремистские и другие течения.

Что собой представляет неолиберализм как идейно-поли­тическое течение? Либерализм зародился как идеология молодого класса буржуазии в XVII в. и окончательно оформился как идейно-политическое течение к середине XIX в. Его основной концепцией была идея индивидуальной свободы, разработанная в трудах таких философов, как Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Л. Монтескье и других пред­ставителей европейского Просвещения. Однако в центре внимания либерального мировоззрения было с самого начала не свободное развитие личности, а "рыночная" интерпретация свободы — как свободы частного предпринимательства. Со второй половиныXIX в. в связи с обострением противоречий капитализма начало обозна­чаться расхождение между либеральными и консервативными течениями буржуазной общественной мысли по вопросу о путях стабилизации общества.

Как и другие идейно-политические течения, либерализм менял свои политические акценты и концептуальные положения. Он эво­люционировал, переходя от классического либерализма А. Смита к буржуазно-либеральному реформизму Джона Стюарта Милля, а затем к идеям кейнсианства и современной своей форме — неоли­берализму. Стержнем этой внутренней эволюции было отношение сторонников течения к вопросу о социальной и экономической роли государства.

Начало формированию буржуазно-либерального реформизма в США было положено "Новым курсом" Т. Рузвельта, который со­провождался значительным усилением роли государства. Неолибе­рализм почти безраздельно господствовал в американской полити­ческой жизни в 60-70-е годы, т.е. в период правления демократов. Он сдал свои позиции только в начале 80-х годов, с приходом в США неоконсервативного руководства во главе с Р. Рейганом.

Программные установки либерализма служат идейной основой политики демократической партии США. К лагерю неолибералов принадлежат многие известные американские ученые, а также сенаторы и члены правительства. До 2001 г. демократы США стояли у руля государственной власти (президент Б. Клинтон и вице-президент А. Гор), с 2001 г. — республиканцы во главе с Дж. Бушем.

Каковы основные элементы теоретической и политической про­граммы либерализма? Центральным положением этой программы (как в теории, так и на практике) является следующее: активная роль государства в решении экономических и социальных проблем общества, требование социальной ответственности бизнеса, отказ от крайностей индивидуализма, перераспределение материальных благ (через систему налогов и государственных социальных про­грамм) в пользу низших слоев общества, расширение фондов об­щественного потребления, распределяемых бесплатно (больницы, школы, экологические программы, поддержка регионов, затрону­тых экономической депрессией, и т.д.). Иначе говоря, неолибера­лы ставят в центр своих политических и экономических программ два типа взаимоотношений: между свободным рынком и экономи­ческой политикой государства, с одной стороны, и между отдель­ной личностью и обществом (в лице государства) — с другой. Кон­кретно это означает обязанность правительства ограждать личность от злоупотреблений и других негативных последствий функциони­рования рыночной системы. Эту программу, взятую в целом, нео­либералы назвали "государством всеобщего благоденствия". Таким образом, оформляясь как политическое мышление и по­литическая практика, либерализм (а вслед за ним и неолибера­лизм) воспринял сложившуюся в античной политической культу­ре идею народовластия. Современная политическая наука ставит в заслугу либералам их традиционное понимание государства как силы, независимой ни от индивида, ни от общества и потому спо­собной защитить их друг от друга.

Либерализм является не только одним из ведущих идейно-поли­тических течений; его представители, в том числе и современные, внесли существенный вклад в развитие мировой общественно-по­литической мысли. Широкую известность и множество последова­телей приобрели такие социально-политические идеи либерализ­ма, как концепция "информационного общества", "конвергенция", "социального глобализма" и др.

Остановимся кратко на теории кон­вергенции и ее модификациях. В современном мире уже не суще­ствует общественных систем, которые традиционно назывались бы "капитализмом" и "социализмом". Но это не означает, что идея конвергенции изжила себя (точнее, она изжила себя в ее традици­онном смысле), став теоретической абстракцией. Сегодня некото­рые ученые считают, что идея конвергенции в ее современном по­нимании близка к признанию принципа универсальности эволюции различных сообществ. При этом они не исключают многообразия путей общественного прогресса, специфику подхода к новой ци­вилизации различных регионов и стран. Действительно, в совре­менном мире сложилось уже несколько международных сообществ, в том числе: Европейский Союз, Сообщество Северо-Американских государств (США, Канада, Мексика), Сообщество Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), членами которого являются "но­вые индустриальные страны". Также можно говорить об СНГ как специфической форме развития международных интеграционных процессов и т.д. Более того, на территории России сегодня имеет место своеобразное развитие конвергентных процессов.

В ходе исторического развития общественная, в том числе и со­циально-политическая, мысль в развитых странах Запада раздели­лась на два магистральных направления: консерватизм и либера­лизм. В своих современных формах консервативное направление (нео­консерватизм) представляет собой в области идеологии и политики сложный сплав взглядов, идей и концепций, в которых сочетаются общие черты с национально-специфическими особенностями.

Консерватизм (от лат. conservare — сохранять, охранять) — со­циально-политическая система идей, взглядов, ориентирующаяся на сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм политической и общественной жизни, в первую очередь ее право­вых и нравственных оснований. Возникновение самого понятия "консерватизм" связывают с именем замечательного английского мыс­лителя Т. Гоббса, современника английской буржуазной револю­ции. Дальнейшее развитие идеи консерватизма получили в США.

Американский тип консервативной идеологии на протяжении всей его истории существовал в нескольких формах, первая из ко­торых — европейский классический консерватизм XVIII — середи­ны XIX в. (так называемый традиционализм). Традиционализм стал главным источником идей американского консерватизма. Среди его идей основное место заняли положения классического консерва­тизма: защита частной собственности и частного предприниматель­ства от вмешательства и регулирования со стороны государства, сохранение традиционных ценностей, связанных с семьей, рели­гией и принципами индивидуализма.

Вторая форма — либерализм. В ней идеи классического консер­ватизма переплетаются и взаимодействуют с идеями "классическо­го либерализма", прежде всего с идеями "свободного рынка". Ина­че говоря, либерализм является ничем иным, как "рыночным" кон­серватизмом. Особое распространение он получил на рубеже XIX-XX вв.

Наконец, третья, самая современная форма американского кон­серватизма — неоконсерватизм (70-е годы XX в. знаменуют рожде­ние этого направления). В отличие от первых двух форм неоконсер­ватизм в принципе признает необходимость вмешательства госу­дарства в экономику и выполнение им ряда социальных функций, но требует значительного сокращения и ограничения этих фун­кций. Идейное кредо неоконсерваторов в вопросе о роли государства в обществе формируется в виде лозунга: "Лучшее правительство то, которое правит меньше". Возникновение этой третьей формы кон­серватизма и ее утверждение в качестве ведущей способствовало падению популярности идей либерализма в США, полной деваль­вации либеральных технократических утопий (в том числе концеп­ции "государства всеобщего благоденствия") в условиях жесточай­шего мирового экономического кризиса середины 70-х годов.

Подлинное возрождение консерватизма произошло на Западе в 80-х годах. Именно в это время в ведущих западных странах на выс­шие государственные посты были избраны такие консервативные деятели, как Рональд Рейган в США и Маргарет Тэтчер в Вели­кобритании. Позднее в ФРГ канцлером стал Гельмут Коль. В начале 90-х годов преемниками глав правительств и США и Англии стали также консервативные лидеры Дж. Буш и Джон Мейджор.

Вместе с тем было бы ошибочным считать, что уход с полити­ческой сцены того или иного лидера неоконсерватизма (например, Дж. Буша в США) означает полный отход от неоконсервативного курса внутренней и внешней политики государства. Сегодня неоконсерватизм на Западе сохраняет свое положение в качестве до­минирующей интеллектуальной тенденции и господствующей по­литической силы. На протяжении ряда десятилетий сторонники этого течения в политической науке и философии задают тон в универ­ситетах и исследовательских институтах, в средствах массовой ин­формации и в общественном сознании в целом. Основные принци­пы внутренней и внешней политики многих стран Запада разраба­тываются крупнейшими учеными неоконсервативной ориентации в "мозговых центрах" этих стран.

Рассмотрим теперь основные черты идеологии неоконсерватиз­ма. Прежде всего, следует подчеркнуть, что социальную базу этой идеологии составляет так называемый "новый средний класс", в том числе мелкие и средние собственники и представители нового типа трудящихся — высококвалифицированные работники произ­водства. Именно они в конце 70-х — начале 80-х годов были обеспо­коены растущей инфляцией, неэффективностью государственного вмешательства в экономическую жизнь и ростом бюрократизации, низким качеством образования, замедлением научно-технического прогресса, большими правами профсоюзов и т.п. В идеологии неоконсерватизма соединяются старые ценности доиндустриальной эпохи: семья, религия, мораль — с ценностями постиндустри­альной эры: творческий труд, уникальность каждой личности, ускоренное развитие нерыночной сферы (культура, образование как главные каналы вложения в так называемый "человеческий капи­тал"). Неоконсерваторы придают большое значение привлечению персонала к активному участию в управлении предприятиями как средству преодоления отчуждения труда. Проблеме трудовой моти­вации на производстве в 80-е годы в США, например, было посвя­щено немало книг и статей. Такова прогрессивная черта неоконсер­вативной идеологии.

Неоконсерватизм как идейно-политическое течение представ­лен наглядно в виде двух научных школ: политической футуроло­гии и "монетаризма ". Несколько слов о концепциях, которые пред­ставляют эти школы. Широко известная школа "монетаризма" вы­ступает под вывеской "чикагской школы". В центре ее исследований и пропаганды — идеи свободного рынка и оппозиция учению Дж. М. Кейнса. Представители школы "монетаризма" —лауреаты Но­белевской премии М. Фридман и Ф. Хайек — сторонники "количе­ственной теории денег". В соответствии с этой теорией денежное обращение и его законы являются центральным элементом хозяй­ственной системы любого общества, состояния экономической конъюнктуры. Общеизвестно, что все современные идейно-поли­тические течения, так или иначе, определяют свою позицию по от­ношению к такому глобальному явлению, как научно-техническая революция. Каково же отношение неоконсерватизма к этому социальному феномену?Оно проявляется в концепциях неоконсервативной футурологии, конк­ретно — в концепциях постиндустриализма. Именно в этих концеп­циях наиболее ярко проявляется такая характерная черта неокон­серватизма, как ассимиляция идей и концепций, выдвинутых в рамках других идейно-политических течений. В случае с концепци­ей постиндустриализма речь идет о концепциях, разработанных представителями неолиберализма.

Крупнейшими представителями идеологии постиндустриализма среди неоконсерваторов являются американские футурологи Даниэл Белл и Джон Нейсбит. В книге "Культурные противоречия капитализ­ма" Д. Белл делит развитие общества на три стадии: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное. В целом в концепциях "постиндустриализма" преобладает мажорная тональность. И это неслучайно, так как они представля­ют себе США в роли мирового лидера, в том числе и в области научно-технического прогресса.

Несколько слов о других проявлениях неоконсерватизма как одного из ведущих течений современной западной общественной мысли: американский неоконсерватизм в сфере политики нераз­рывно связан с деятельностью республиканской партии. Это на­глядно проявляется также и во внешней политике. 80-е годы — годы правления в США республиканской партии — ознаменовались рез­кими поворотами в этой области, прежде всего в развитии процес­са американо-советских отношений. Суть этих поворотов в отказе от политики "силового глобализма", вытекающей из имиджа Со­ветского Союза как "империи зла", в отходе от политики "холод­ной войны" и стремлении к добрососедским отношениям с нашей страной. Однако это не означает, что американское руководство после ухода неоконсерваторов оставило мечту о превращении США в единственного ведущего лидера современного мира. События 90-х годов XX в. и первые годы XXI века это наглядно подтвердили.

Диапазон взаимодействия неоконсерватизма с другими идейно-политическими течениями очень широк: от неолиберализма и нео­социализма к крайнему экстремизму и неофашизму.

Социализм как идейно-политическое течение и одно из направ­лений общественно-политической мысли и сегодня остается дос­таточно популярным. Однако это течение отнюдь не является одно­родным. Единое социалистическое движение перестало существо­вать с августа 1914 г., т.е. с начала первой мировой войны. Сегодня в нем просматриваются три направления: умеренное (центристс­кое), олицетворением которого является социал-демократизм; лево-радикальное — представленное, в частности, неотроцкизмом и од­ним из вариантов "христианского социализма" — "теологией освобождения". Третья ветвь социалистической мысли Запада — "нео­марксизм".

Современные социал-демократы как представители социалис­тической мысли и политической практики конца XX в. взяли за основу своей программы действий концепцию "демократического социализма". К концу XX века в мире насчитывалось более 80 социал-демократических партий, из которых 30 являлись правя­щими. 70 самых крупных и влиятельных социал-демократических партий объединены в международной организации — Социалистическом Интернационале (Социнтерне).

Суть концепции "демократического социализма" состоит в приоритетности государственного регулирования экономической жиз­ни в сочетании со смешанной экономикой. Социал-демократы выс­тупают за участие трудящихся в принятии решений на уровне пред­приятий, участие профсоюзов в разработке национальной экономи­ческой политики, самоуправление коллективов рабочих и фермеров, национализацию ряда крупных промышленных предприятий, кон­троль государства за деятельностью транснациональных компаний, обеспечение минимального уровня равенства граждан в сфере об­разования, здравоохранения, культуры и информации, разработку согласованного международного законодательства по защите окру­жающей среды и обеспечению политической стабильности в мире.

Социализм в понимании социал-демократов — это не обществен­ный строй, а процесс внедрения социальной справедливости в об­щественную жизнь, причем процесс непрерывный и не имеющий конца. В современных условиях они совершенствуют теорию социа­лизма, особый акцент при этом делается на поиск баланса между индивидуальным и коллективным началами в жизни общества.

В России в марте 1998 г. либеральные партии отметили 100-лет­ний юбилей отечественной социал-демократии, но влияние этих партий, в том числе и социал-демократических, на внутриполити­ческую жизнь общества весьма незначительно.

Еще одним направлением современной политической мысли является этнополитическое направление. Сравнительный анализ этнополитических идей и концепций позволяет выявить их наибо­лее общие черты. К ним относятся: осуществление права на само­определение и независимое развитие каждой нации, народности, племени, любой социальной формы этноса, неограниченное суве­ренное владение каждым этносом имеющейся у него территорией и ее ресурсами; приоритет этнополитических интересов нации, народности или племени в решении всех общественных проблем.

Получается, что самым надежным способом обеспечения инте­ресов даже малых этносов является государственная самостоятель­ность даже вопреки мощным интеграционным процессам, суще­ствующим в мире. Именно эти идеи и тенденции привели к возникновению острейших конфликтов между Арменией и Азербайджа­ном, Грузией и Абхазией, Молдовой и Приднестровьем.

До сих пор эти проблемы не разрешены в Таджикистане. Возни­кающие противоречия на этнической основе широко используют­ся различными лидерами, партиями часто самой различной идей­но-политической ориентации.

Современные этнополитические идеи, теории повсеместно ока­зывают большое влияние на поиск решения политических проблем, включая самые крупные, так как без прекращения межэтнических конфликтов и достижения баланса интересов всех наций и народ­ностей невозможно преодолеть кризис цивилизации и обеспечить дальнейшее развитие человечества.

Можно предположить и с определенной степенью уверенности утверждать, что обострение этнических проблем, крушение многих традиционных светских представлений об окружающем мире, а так­же разрушение прежних устоявшихся материальных и моральных устоев существенно увеличило количество людей, которые обраща­ются к религии. Это только одна сторона вопроса. С другой стороны, существенно активизировались религиозные учреждения и священ­нослужители, особенно католических и исламских конфессий.

В мире насчитывается свыше 1 млрд. христиан, в том числе око­ло 600 млн. католиков, более 1 млрд. мусульман, подавляющее боль­шинство которых составляют сунниты, к миллиарду приближается количество последователей, исповедующих индуизм и буддизм. Бо­лее 100 млн. человек придерживаются разнообразных местных веро­ваний. Далеко не все верующие вовлечены в политику, но значи­тельная их часть ориентирована на определенные религиозно-по­литические концепции. Политическое содержание и общественная роль религиозно-политических течений (доктрин) определяется далеко не их базовыми конфессиями, а политическими устремле­ниями групп, формирующих эти течения, и интересами их после­дователей. Общим признаком почти всех религиозно-политических течений является религиозно-этническое обоснование политичес­ких целей и поиск религиозно-этнических путей решения обще­ственных проблем.

Наиболее активными и влиятельными являются поборники со­здания "исламских государств" в Иране, Пакистане, Афганистане, Алжире. Усиливается влияние фундаменталистов ислама в странах Средней Азии — бывших республиках СССР, а также в России.

Влияние религиозных идейно-политических концепций оказы­вает заметное влияние на поиск новых решений политических про­блем Европы, Азии, Африки и Латинской Америки.

В 60—70-е годы XX в. появилось еще одно направление обще­ственно-политической мысли — эколого-политическое. Оно возникло как следствие глобального конфликта общества с природой, вызвавшего загрязнение и отравление воздуха, земли, воды, ко­лоссальный ущерб растительному и животному миру, создавшего угрозу для выживания человека как биологического вида. При всем разнообразии возникших эколого-политических течений им прису­щи общие черты. Наиболее важной из них является признание опас­ности надвигающейся экологической катастрофы и необходи­мости ее предотвращения усилиями всех государств. Другая важная черта, которая определилась в результате первых лет функциониро­вания движений и организаций экологического характера, — при­оритет политических средств и методов решения этой глобальной проблемы, признание необходимости политических решений переустройства общества, способного обеспечить гармониза­цию его отношений с природой.

Развитие всех современных идейно-политических направлений осложняется наличием в общественно-политической мысли весьма активных экстремистских течений. Экстремистскими называют раз­ные идейно-политические течения: неофашистские и троцкистс­кие, радикальный исламский фундаментализм и камбоджийский маоизм. Экстремистские концепции апеллируют к не самым луч­шим чувствам людей — к зависти, злобе, шовинизму и находят поддерживающих эти идеи людей в маргинальных, выбитых из при­вычной колеи жизни слоях населения. Экстремистские идеи враж­дебны идеям демократизма и либерализма.

Наиболее активными в 80—90-х годах оказались троцкистские и неофашистские концепции.

В основном они сводятся к идее продолжения мировой социали­стической революции силами пролетариата, в состав которого иде­ологи этой концепции зачисляют всех трудящихся. Есть даже слу­чаи призыва к вооруженному насилию.

Неофашистские концепции, распространенные в Германии, Италии, Америке, заметно отличаются от идей и теорий Гитлера и Муссолини. Но у этих концепций и их основателей есть объединя­ющий показатель: они направлены против демократии и прав че­ловека, обосновывают необходимость диктатуры, тоталитаризма, насилия. Все они стремятся опереться на национализм.

Контрольные вопросы

1. Изложите основные положения программы неолиберализма.

2. В чем заключается идейное кредо неоконсерваторов?

3. В чем состоит суть концепции демократического социализма?

4. Назовите существующие в современном мире экстремистс­кие политические течения.

 

 

Date: 2015-09-24; view: 2280; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию