Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Общественно-политические идеи в истории человечества





В истории становления и развития политической мысли за рубе­жом выделяют пять основных этапов, каждый из которых характе­ризуется своими особенностями и чертами.

Первый этап: политические учения Древнего Востока (Египет, Иран, Индия, Китай, Вавилон, Ассирия). Политическая мысль тогда не выделялась в самостоятельную область знания, она выражалась в мифологической форме. Господствовало понимание божествен­ного происхождения власти. Наиболее выдающимися мыслителями были Хаммурапи, Заратустра, Конфуций, Мо-цзы, Шан Ян, Шень Бу-хай.

Второй этап: политические учения Древней Греции и Древнего Рима, представленные такими именами, как Гомер, Пифагор, Ге­раклит, Демокрит, Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, Лук­реций, Цицерон. На этом этапе происходит постепенное разделе­ние политических взглядов и мифов и обособление их как относи­тельно самостоятельной части политической философии. Происходит анализ устройства государства, классификация его форм, намеча­ются наилучшие, идеальные формы государственного правления. Особенно значительный вклад в развитие политической мысли вне­сли в то время древнегреческие мыслители Платон (427—347 гг. до н.э.) и Аристотель (384—322 гг. до н.э.). Например, Платону при­надлежит одна из первых попыток осуществить классификацию го­сударственных устройств, выделив два их типа: совершенный, или идеальный, и несовершенный. Основанием для такой классифика­ции он считал внутренние пружины поведения людей: если глав­ным двигателем поведения людей являются материальные заботы, то можно говорить о несовершенном государстве, если таким двигателем являются идейные соображения и поступки, то можно говорить о совершенном государстве. Он считал, что идеальные типы государства существовали лишь в древности, когда людьми управляли боги. Из шести несовершенных форм го­сударственного устройства (тимократии власти честолюбцев, жаждущих почестей и высокого положения вне заслуг; олигархии - власти немногих, богатейших; аристократии— власти лучших, знат­нейших; монархии власти одного; демократии власти боль­шинства, но не всех; тирании крайней степени единоличной власти) симпатии Платона были на стороне государств, близких к аристократии и монархии, где правители обладали не только бо­гатствами, но и были наделены от природы способностями хорошо управлять или получили серьезное образование.

В науке управления делами общества и государства Аристотель пошел еще дальше своего великого учителя. Он впервые ввел в оборот само понятие "политика", назвав ее главной из всех наук и искусств, поскольку считал целью политики достижение блага для всех — в отличие от экономики, имеющей целью достижение выгоды для каждого. Аристотель глубоко и наиболее полно раскрыл сущ­ность государства, причины его образования, выдвинул идею разде­ления политической власти на три ветви, показал, что от реализа­ции этого принципа, как и наличия в обществе среднего элемента (т.е. класса) зависит состояние и стабильность государственного строя.

Изучив конституционно-правовые нормы существовавших в древ­нем мире государств (более 150), Аристотель выделил три пра­вильные, с его точки зрения (монархия, аристократия и полития) и три неправильные формы государственного устройства (тирания, олигархия, демократия), считая основанием для классификации правильных форм способность правящих групп или личностей слу­жить делу общественной пользы, будь это монархия или аристок­ратия. Как и Платон, Аристотель отрицательно отзывался о демок­ратии как одной из своекорыстных форм господства большинства над меньшинством, а наилучшей формой государственного уст­ройства называл политию, в условиях которой большинство управ­ляет в интересах общей пользы, т.е. подлинной демократии. А это возможно, по его мнению, только тогда, когда политическая власть в обществе находится в руках среднего элемента.

На третьем этапе в условиях средневековья — политическая мысль развивается в основном усилиями религиозных деятелей и мыслителей. В раннем средневековье был широко известен Авгус­тин Блаженный (354—430 гг.). Будучи епископом в Северной Аф­рике (с 396 г.), он в течение десятилетий руководил идейной борь­бой истинных христиан с еретиками христианского учения. Основ­ные положения своего учения он изложил в обширном труде под названием "О Граде Божием". Его главными чертами и особеннос­тями является божественная предопределенность всего сущего, про­исходящего на Земле, — фатализм. Августин выдвинул и обосно­вал идеи всемирного господства христианства, подчинения ему го­сударства, светских начал, в том числе науки. Учение Августина Блаженного имело огромное значение в обосновании первенствую­щей власти Церкви на протяжении целого ряда столетий.


Трудно переоценить вклад в обоснование теологической теории политической власти, который внес Фома Аквинский (1225—1274 гг.). Его по праву считают основоположником одного из ведущих рели­гиозных течений в христианстве — католицизма. Разделение хрис­тианской церкви на католическую и православную произошло в период 1054—1204 гг. В XVI в. от католицизма откололся протестан­тизм. Особенности католицизма, прежде всего, относительно пра­вославия, состоят в наличии в нем догматов о непорочном зачатии Девы Марии и ее телесном вознесении, о непогрешимости Папы Римского как главы католицизма, резкого разграничения между клиром и мирянами; целибата, т.е. обязательного безбрачия като­лического духовенства, и др. С 1879 г. учение Фомы Аквинского, согласно специальной папской энциклике (папы Льва XIII), было объявлено "единственно истинной философией католицизма", а сам он — "нормальным богословом" католической церкви. Огром­ную роль в обоснование разного рода теократических теорий про­исхождения государства и политической власти внесли и вносят также православие, буддизм, ислам, иудаизм, униатство и многие другие религиозные конфессии.

Четвертый этап в истории политической мысли связан с эпохой Возрождения и Просвещения. Тогда был сделан мощный рывок в развитии гуманистических принципов в политической теории, в ос­вобождении ее от теологии. Начался активный анализ проблем прав и свобод человека, государственных законов, демократического ус­тройства общественной жизни, возникновения и функционирова­ния политических институтов. Первым наиболее сокрушительный удар по теологии нанес выдающийся итальянский мыслитель Никколо Макиавелли (1469—1527 гг.). В своих работах ("Государь" и др.) он резко выступил против религиозных представлений о политике, решительно отбросил их, заменив идеей объективной историчес­кой необходимости, которую назвал "фортуной" (судьбой). По его мнению, судьба предопределяет первую половину жизни и дей­ствий человека, а второй половиной управляет сам человек. То есть судьба и личная энергия человека, его способности и знания явля­ются движущими силами политики. С другой стороны, в основе по­литического поведения человека, согласно Макиавелли, лежит не религиозная мораль, а выгода (интерес) и сила. Именно в этой связи он сформулировал свой знаменитый тезис "Цель оправдыва­ет средства", хотя в жизни относился отрицательно к тем полити­кам, которые добивались своих целей с помощью насилия.

В произведениях Т. Гоббса (1588—1679 гг.) "Философское начало учения о гражданине", "Левиафан"; Дж. Локка (1632—1704 гг.) "Два трактата о государственном правлении"; трудах Ш. Л. Монтескье (1689-1755 гг.) "О духе законов"; Ж.-Ж. Руссо (1712-1778 гг.) "Об общественном договоре" и других авторов, творивших на этом эта­пе развития политической мысли и в условиях Нового времени, возникла либеральная политическая доктрина, была обоснована необходимость разделения политической власти на три ветви, за­щиты прав и свобод человека, теоретических основ правового го­сударства и гражданского общества. Политические идеи Ш. Мон­тескье и Ж-Ж. Руссо оказали решающее влияние на формирование мировоззрения и практическую деятельность Т. Джефферсона (1743— 1826 гг.) — выдающегося теоретика и практика американской де­мократии, одного из главных разработчиков Декларации независи­мости США (1776 г.), третьего Президента США. Эти идеи получили конкретное отражение в Конституции США (1787 г.), а затем в "Декларации прав человека и гражданина", принятой в августе 1789 г. Национальным (Учредительным) собранием Фран­ции в результате победы Великой французской революции. Все 17 статей данного документа проникнуты идеей естественных прав человека, т.е. не даруемых обществом, а вытекающих из его неиз­менной природы и разума. Декларация получила силу закона и в сентябре 1791 г. полностью вошла в текст Конституции Франции, принятой Учредительным собранием. Затем началось шествие ее коренных положений по всему миру, с включением их во Всеоб­щую декларацию прав человека ООН (декабрь 1948 г.), Конвенцию о политических правах женщин (1952 г.), Международную конвен­цию о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 г.), Кон­венцию о правах ребенка (1989 г.). В общей сложности эти идеи вошли более чем в 60 документов ООН за время ее истории с 1945 г.


Важное значение для развития политической науки имели такие крупные труды немецких мыслителей, как "Метафизические нача­ла учения о праве" И. Канта (1724—1804 гг.) и "Философия права" Г. В. Ф. Гегеля (1770—1831 гг.). К заслугам И. Канта нужно отнести, прежде всего то, что он впервые дал идейно-теоретическое обо­снование положений Д. Локка о правовом государстве, считая, что именно в таком государстве все граждане должны иметь одинако­вые права в исполнении законов, в том числе путем принуждения и властвующих относительно управляемых, и управляемых относи­тельно властвующих. Гегель, в свою очередь, установил органичес­кую связь социально-экономической и политической сфер госу­дарства и гражданского общества. Последнее, по его мнению, воз­никает только в конкретно-исторической ситуации, в условиях формирования буржуазных отношений, резкого обострения иму­щественного неравенства между людьми. В этой же связи Гегель выступал за абсолютизацию политической власти и абсолютиза­цию государства как политического института общества.

Завершая краткий анализ основных этапов развития политичес­кой мысли за рубежом, следует выделить такой большой период, как весь XIX в. и начало XX в. в самостоятельный пятый этап, который характеризуется целым рядом особенностей. Наряду с фор­мированием либерализма как политической доктрины, эта доктри­на получает практическое воплощение сначала в Либеральной партии Великобритании (1832 г.) — первой и самой массовой по­литической партии буржуазии, а затем путем создания аналогич­ных партий в других странах. Параллельно с этим происходил рост организованности в рабочем движении, где на основе марксистс­кого учения возникали свои политические партии — Союз комму­нистов (1847—1852 гг.), СДПГ (с 1869 г.) и другие национальные секции I Интернационала (1864—1889 гг.), II Интернационала (1889— 1914 гг.). Весьма показательными для того времени было и появле­ние теории насилия и расистских воззрений Л. Гумпловича (1838— 1904 гг.), идей сверхчеловека Ф. Ницше (1844—1900 гг.), анархист­ских и анархо-синдикалистских идей политического переустройства общества. Одновременно это был период зарождения оригиналь­ных концепций, не потерявших своей актуальности в наши дни. Выдающийся немецкий мыслитель М. Вебер (1864—1920 гг.) в ра­боте "Политика как призвание и профессия" впервые выдвинул и обосновал и ныне применяемые в политологии три типа полити­ческого господства и лидерства (традиционный, рациональный и харизматический) и оригинальную концепцию так называемой "плебисцитарной демократии", согласно которой народ должен вы­бирать себе в лидеры человека с харизматическими чертами харак­тера (чтобы избежать тирании и бюрократии), а задача лидера со­стоит в том, чтобы осуществлять постоянный контроль за деятель­ностью управленческого аппарата, не допуская его бюрократизации. По мнению М. Вебера, именно харизматический лидер в состоянии решить проблему взаимоотношения личности, общества и государ­ства.


История политических учений былабы не полной без рассмот­рения российской политической мысли.

Формирование государственности у славян осуществлялось на протяжении длительного времени. Одним из ранних источников, в котором уделяется значительное место политико-правовым пробле­мам, является "Слово о законе и благодати" митрополита Илариона. Дальнейшее развитие эти идеи получили в летописях "Повесть временных лет" (1113 г.), "Новгородская летопись" (1136 г.), "Рус­ской Правде" и в "Слове о полку Игореве" (XI—XIII вв.).

В XIV—XVI вв. в России складывается политическая идеология централизованного государства, в которой большое внимание уде­ляется роли России в мировой политике, ее взаимодействию с дру­гими странами мира. Политические интересы боярства, дворянства отражены в работах князя Курбского (1528—1583 гг.), И. Пересветова (середина XVI в.). Характерной чертой развития Русского государствав XVII в. было преобразование сословно-представительской монархии в абсолют­ную монархию. Этот процесс завершился при Петре I. Крупнейшим политичес­ким трактатом этого периода был труд Ю. Крижанича "Политика".

Наиболее видными политическими мыслителями первой поло­вины XVIII в. были Ф. Прокопович (1682—1736 гг.), В. Н. Татищев (1686-1750 гг.), И. Посошков (1652-1726 гг.).

Если идеи Прокоповича и Татищева базировались в основном на теории "просвещенной монархии", то И. Посошков в своей "Кни­ге о скудости и богатстве" выдвинул целый ряд предложений о преобразовании общественной и государственной жизни, за кото­рые и поплатился жизнью.

В период разложения феодализма и формирования капиталисти­ческих отношений в России развивается идеология просветитель­ства, политические идеи которого наиболее полно отражены в ра­ботах С. Десницкого, Н. Новикова, Д. Фонвизина. Программа "про­свещенного абсолютизма" проповедовалась самой Екатериной II. Но реальных шагов в демократизации общества, кроме того, что разрешалось обо всем говорить и все критиковать, эта программа не дала. Свидетельством может служить судьба А. Н. Радищева, ко­торый был сослан в Сибирь после выхода книги "Путешествие из Петербурга в Моск­ву", где он резко критиковал монархическое устройство России и ратовал за создание конституции. Воззрения Радищева оказали большое влияние на политические взгляды де­кабристов. В начале XIX в. в России создается ряд проектов либе­ральных реформ в области общественных отношений, государствен­ного управления. Наиболее подробный проект реформирования го­сударственного управления был разработан М. М. Сперанским по поручению Александра I в 1809 г. В этом проекте М. Сперанский проводил идею разделения властей, ограничения монархии, отме­ны крепостничества. Но началась война 1812 г. и эти идеи так и не были реализованы.

В развитии политической мысли в России на этом этапе возник­ли два течения: западники (Сперанский М. М., Чаадаев П. Я., Ан­ненков П. В.) и славянофилы (Чичерин Б. Н., Карамзин Н. М., Побе­доносцев К. П., Данилевский Н. Я., Соловьев B. C.). Кроме названных течений, во второй половине XIX в. получила широкое распростра­нение политическая мысль революционных демократов (Н. Черны­шевского, А. Герцена, М. Бакунина, П. Лаврова, П. Ткачева, Н. Ми­хайловского). Значительный вклад в развитие отечественной поли­тической мысли внесли В. И. Ленин, Г. В. Плеханов, Н. Бердяев, И. Ильин, П. Сорокин.

Контрольные вопросы

1. Каково, по Аристотелю, содержание понятия "полития"?

2. Что вы понимаете под "макиавеллизмом"?

3. Какой смысл вы вкладываете в понятия"утопия", "разделе­ние властей", "общественный договор"?

4. Сформулируйте содержательное определениемарксизма кактечения политической мысли.

5. В чем сущность позитивистской идеологии Огюста Конта?

 

 







Date: 2015-09-24; view: 506; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию