Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 2. Общественно-политические идеи в истории человечества
В истории становления и развития политической мысли за рубежом выделяют пять основных этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями и чертами. Первый этап: политические учения Древнего Востока (Египет, Иран, Индия, Китай, Вавилон, Ассирия). Политическая мысль тогда не выделялась в самостоятельную область знания, она выражалась в мифологической форме. Господствовало понимание божественного происхождения власти. Наиболее выдающимися мыслителями были Хаммурапи, Заратустра, Конфуций, Мо-цзы, Шан Ян, Шень Бу-хай. Второй этап: политические учения Древней Греции и Древнего Рима, представленные такими именами, как Гомер, Пифагор, Гераклит, Демокрит, Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, Лукреций, Цицерон. На этом этапе происходит постепенное разделение политических взглядов и мифов и обособление их как относительно самостоятельной части политической философии. Происходит анализ устройства государства, классификация его форм, намечаются наилучшие, идеальные формы государственного правления. Особенно значительный вклад в развитие политической мысли внесли в то время древнегреческие мыслители Платон (427—347 гг. до н.э.) и Аристотель (384—322 гг. до н.э.). Например, Платону принадлежит одна из первых попыток осуществить классификацию государственных устройств, выделив два их типа: совершенный, или идеальный, и несовершенный. Основанием для такой классификации он считал внутренние пружины поведения людей: если главным двигателем поведения людей являются материальные заботы, то можно говорить о несовершенном государстве, если таким двигателем являются идейные соображения и поступки, то можно говорить о совершенном государстве. Он считал, что идеальные типы государства существовали лишь в древности, когда людьми управляли боги. Из шести несовершенных форм государственного устройства (тимократии — власти честолюбцев, жаждущих почестей и высокого положения вне заслуг; олигархии - власти немногих, богатейших; аристократии— власти лучших, знатнейших; монархии — власти одного; демократии — власти большинства, но не всех; тирании — крайней степени единоличной власти) симпатии Платона были на стороне государств, близких к аристократии и монархии, где правители обладали не только богатствами, но и были наделены от природы способностями хорошо управлять или получили серьезное образование. В науке управления делами общества и государства Аристотель пошел еще дальше своего великого учителя. Он впервые ввел в оборот само понятие "политика", назвав ее главной из всех наук и искусств, поскольку считал целью политики достижение блага для всех — в отличие от экономики, имеющей целью достижение выгоды для каждого. Аристотель глубоко и наиболее полно раскрыл сущность государства, причины его образования, выдвинул идею разделения политической власти на три ветви, показал, что от реализации этого принципа, как и наличия в обществе среднего элемента (т.е. класса) зависит состояние и стабильность государственного строя. Изучив конституционно-правовые нормы существовавших в древнем мире государств (более 150), Аристотель выделил три правильные, с его точки зрения (монархия, аристократия и полития) и три неправильные формы государственного устройства (тирания, олигархия, демократия), считая основанием для классификации правильных форм способность правящих групп или личностей служить делу общественной пользы, будь это монархия или аристократия. Как и Платон, Аристотель отрицательно отзывался о демократии как одной из своекорыстных форм господства большинства над меньшинством, а наилучшей формой государственного устройства называл политию, в условиях которой большинство управляет в интересах общей пользы, т.е. подлинной демократии. А это возможно, по его мнению, только тогда, когда политическая власть в обществе находится в руках среднего элемента. На третьем этапе — в условиях средневековья — политическая мысль развивается в основном усилиями религиозных деятелей и мыслителей. В раннем средневековье был широко известен Августин Блаженный (354—430 гг.). Будучи епископом в Северной Африке (с 396 г.), он в течение десятилетий руководил идейной борьбой истинных христиан с еретиками христианского учения. Основные положения своего учения он изложил в обширном труде под названием "О Граде Божием". Его главными чертами и особенностями является божественная предопределенность всего сущего, происходящего на Земле, — фатализм. Августин выдвинул и обосновал идеи всемирного господства христианства, подчинения ему государства, светских начал, в том числе науки. Учение Августина Блаженного имело огромное значение в обосновании первенствующей власти Церкви на протяжении целого ряда столетий. Трудно переоценить вклад в обоснование теологической теории политической власти, который внес Фома Аквинский (1225—1274 гг.). Его по праву считают основоположником одного из ведущих религиозных течений в христианстве — католицизма. Разделение христианской церкви на католическую и православную произошло в период 1054—1204 гг. В XVI в. от католицизма откололся протестантизм. Особенности католицизма, прежде всего, относительно православия, состоят в наличии в нем догматов о непорочном зачатии Девы Марии и ее телесном вознесении, о непогрешимости Папы Римского как главы католицизма, резкого разграничения между клиром и мирянами; целибата, т.е. обязательного безбрачия католического духовенства, и др. С 1879 г. учение Фомы Аквинского, согласно специальной папской энциклике (папы Льва XIII), было объявлено "единственно истинной философией католицизма", а сам он — "нормальным богословом" католической церкви. Огромную роль в обоснование разного рода теократических теорий происхождения государства и политической власти внесли и вносят также православие, буддизм, ислам, иудаизм, униатство и многие другие религиозные конфессии. Четвертый этап в истории политической мысли связан с эпохой Возрождения и Просвещения. Тогда был сделан мощный рывок в развитии гуманистических принципов в политической теории, в освобождении ее от теологии. Начался активный анализ проблем прав и свобод человека, государственных законов, демократического устройства общественной жизни, возникновения и функционирования политических институтов. Первым наиболее сокрушительный удар по теологии нанес выдающийся итальянский мыслитель Никколо Макиавелли (1469—1527 гг.). В своих работах ("Государь" и др.) он резко выступил против религиозных представлений о политике, решительно отбросил их, заменив идеей объективной исторической необходимости, которую назвал "фортуной" (судьбой). По его мнению, судьба предопределяет первую половину жизни и действий человека, а второй половиной управляет сам человек. То есть судьба и личная энергия человека, его способности и знания являются движущими силами политики. С другой стороны, в основе политического поведения человека, согласно Макиавелли, лежит не религиозная мораль, а выгода (интерес) и сила. Именно в этой связи он сформулировал свой знаменитый тезис "Цель оправдывает средства", хотя в жизни относился отрицательно к тем политикам, которые добивались своих целей с помощью насилия. В произведениях Т. Гоббса (1588—1679 гг.) "Философское начало учения о гражданине", "Левиафан"; Дж. Локка (1632—1704 гг.) "Два трактата о государственном правлении"; трудах Ш. Л. Монтескье (1689-1755 гг.) "О духе законов"; Ж.-Ж. Руссо (1712-1778 гг.) "Об общественном договоре" и других авторов, творивших на этом этапе развития политической мысли и в условиях Нового времени, возникла либеральная политическая доктрина, была обоснована необходимость разделения политической власти на три ветви, защиты прав и свобод человека, теоретических основ правового государства и гражданского общества. Политические идеи Ш. Монтескье и Ж-Ж. Руссо оказали решающее влияние на формирование мировоззрения и практическую деятельность Т. Джефферсона (1743— 1826 гг.) — выдающегося теоретика и практика американской демократии, одного из главных разработчиков Декларации независимости США (1776 г.), третьего Президента США. Эти идеи получили конкретное отражение в Конституции США (1787 г.), а затем в "Декларации прав человека и гражданина", принятой в августе 1789 г. Национальным (Учредительным) собранием Франции в результате победы Великой французской революции. Все 17 статей данного документа проникнуты идеей естественных прав человека, т.е. не даруемых обществом, а вытекающих из его неизменной природы и разума. Декларация получила силу закона и в сентябре 1791 г. полностью вошла в текст Конституции Франции, принятой Учредительным собранием. Затем началось шествие ее коренных положений по всему миру, с включением их во Всеобщую декларацию прав человека ООН (декабрь 1948 г.), Конвенцию о политических правах женщин (1952 г.), Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 г.), Конвенцию о правах ребенка (1989 г.). В общей сложности эти идеи вошли более чем в 60 документов ООН за время ее истории с 1945 г. Важное значение для развития политической науки имели такие крупные труды немецких мыслителей, как "Метафизические начала учения о праве" И. Канта (1724—1804 гг.) и "Философия права" Г. В. Ф. Гегеля (1770—1831 гг.). К заслугам И. Канта нужно отнести, прежде всего то, что он впервые дал идейно-теоретическое обоснование положений Д. Локка о правовом государстве, считая, что именно в таком государстве все граждане должны иметь одинаковые права в исполнении законов, в том числе путем принуждения и властвующих относительно управляемых, и управляемых относительно властвующих. Гегель, в свою очередь, установил органическую связь социально-экономической и политической сфер государства и гражданского общества. Последнее, по его мнению, возникает только в конкретно-исторической ситуации, в условиях формирования буржуазных отношений, резкого обострения имущественного неравенства между людьми. В этой же связи Гегель выступал за абсолютизацию политической власти и абсолютизацию государства как политического института общества. Завершая краткий анализ основных этапов развития политической мысли за рубежом, следует выделить такой большой период, как весь XIX в. и начало XX в. в самостоятельный пятый этап, который характеризуется целым рядом особенностей. Наряду с формированием либерализма как политической доктрины, эта доктрина получает практическое воплощение сначала в Либеральной партии Великобритании (1832 г.) — первой и самой массовой политической партии буржуазии, а затем путем создания аналогичных партий в других странах. Параллельно с этим происходил рост организованности в рабочем движении, где на основе марксистского учения возникали свои политические партии — Союз коммунистов (1847—1852 гг.), СДПГ (с 1869 г.) и другие национальные секции I Интернационала (1864—1889 гг.), II Интернационала (1889— 1914 гг.). Весьма показательными для того времени было и появление теории насилия и расистских воззрений Л. Гумпловича (1838— 1904 гг.), идей сверхчеловека Ф. Ницше (1844—1900 гг.), анархистских и анархо-синдикалистских идей политического переустройства общества. Одновременно это был период зарождения оригинальных концепций, не потерявших своей актуальности в наши дни. Выдающийся немецкий мыслитель М. Вебер (1864—1920 гг.) в работе "Политика как призвание и профессия" впервые выдвинул и обосновал и ныне применяемые в политологии три типа политического господства и лидерства (традиционный, рациональный и харизматический) и оригинальную концепцию так называемой "плебисцитарной демократии", согласно которой народ должен выбирать себе в лидеры человека с харизматическими чертами характера (чтобы избежать тирании и бюрократии), а задача лидера состоит в том, чтобы осуществлять постоянный контроль за деятельностью управленческого аппарата, не допуская его бюрократизации. По мнению М. Вебера, именно харизматический лидер в состоянии решить проблему взаимоотношения личности, общества и государства. История политических учений былабы не полной без рассмотрения российской политической мысли. Формирование государственности у славян осуществлялось на протяжении длительного времени. Одним из ранних источников, в котором уделяется значительное место политико-правовым проблемам, является "Слово о законе и благодати" митрополита Илариона. Дальнейшее развитие эти идеи получили в летописях "Повесть временных лет" (1113 г.), "Новгородская летопись" (1136 г.), "Русской Правде" и в "Слове о полку Игореве" (XI—XIII вв.). В XIV—XVI вв. в России складывается политическая идеология централизованного государства, в которой большое внимание уделяется роли России в мировой политике, ее взаимодействию с другими странами мира. Политические интересы боярства, дворянства отражены в работах князя Курбского (1528—1583 гг.), И. Пересветова (середина XVI в.). Характерной чертой развития Русского государствав XVII в. было преобразование сословно-представительской монархии в абсолютную монархию. Этот процесс завершился при Петре I. Крупнейшим политическим трактатом этого периода был труд Ю. Крижанича "Политика". Наиболее видными политическими мыслителями первой половины XVIII в. были Ф. Прокопович (1682—1736 гг.), В. Н. Татищев (1686-1750 гг.), И. Посошков (1652-1726 гг.). Если идеи Прокоповича и Татищева базировались в основном на теории "просвещенной монархии", то И. Посошков в своей "Книге о скудости и богатстве" выдвинул целый ряд предложений о преобразовании общественной и государственной жизни, за которые и поплатился жизнью. В период разложения феодализма и формирования капиталистических отношений в России развивается идеология просветительства, политические идеи которого наиболее полно отражены в работах С. Десницкого, Н. Новикова, Д. Фонвизина. Программа "просвещенного абсолютизма" проповедовалась самой Екатериной II. Но реальных шагов в демократизации общества, кроме того, что разрешалось обо всем говорить и все критиковать, эта программа не дала. Свидетельством может служить судьба А. Н. Радищева, который был сослан в Сибирь после выхода книги "Путешествие из Петербурга в Москву", где он резко критиковал монархическое устройство России и ратовал за создание конституции. Воззрения Радищева оказали большое влияние на политические взгляды декабристов. В начале XIX в. в России создается ряд проектов либеральных реформ в области общественных отношений, государственного управления. Наиболее подробный проект реформирования государственного управления был разработан М. М. Сперанским по поручению Александра I в 1809 г. В этом проекте М. Сперанский проводил идею разделения властей, ограничения монархии, отмены крепостничества. Но началась война 1812 г. и эти идеи так и не были реализованы. В развитии политической мысли в России на этом этапе возникли два течения: западники (Сперанский М. М., Чаадаев П. Я., Анненков П. В.) и славянофилы (Чичерин Б. Н., Карамзин Н. М., Победоносцев К. П., Данилевский Н. Я., Соловьев B. C.). Кроме названных течений, во второй половине XIX в. получила широкое распространение политическая мысль революционных демократов (Н. Чернышевского, А. Герцена, М. Бакунина, П. Лаврова, П. Ткачева, Н. Михайловского). Значительный вклад в развитие отечественной политической мысли внесли В. И. Ленин, Г. В. Плеханов, Н. Бердяев, И. Ильин, П. Сорокин. Контрольные вопросы 1. Каково, по Аристотелю, содержание понятия "полития"? 2. Что вы понимаете под "макиавеллизмом"? 3. Какой смысл вы вкладываете в понятия"утопия", "разделение властей", "общественный договор"? 4. Сформулируйте содержательное определениемарксизма кактечения политической мысли. 5. В чем сущность позитивистской идеологии Огюста Конта?
Date: 2015-09-24; view: 506; Нарушение авторских прав |