Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Право интеллектуальной собственности на торговую марку





Характеристика права на торговую марку предполагает рассмотрение вопросов о понятии торговой марки как объекта этого права, возникновении данного субъективного права, его содержании и субъектах. Внесение определенности в правильное понимание этих вопросов способствует повышению эффективности реализации права на защиту.

Сущность торговой марки и условия правовой охраны определяются комплексом выполняемых ею функций[151]: 1) отличие (индивидуализация) товаров (услуг), производимых (оказываемых) субъектом хозяйствования; 2) указание на уровень качества товаров (услуг); 3) рекламирование товаров (услуг); 4) формирование деловой репутации ее обладателя.

Законодательное определение понятия «торговая марка» содержится в ст. 492 ГК Украины: торговая маркалюбое обозначение или любая комбинация обозначений, пригодные для выделения товаров (услуг), которые производятся (оказываются) одним лицом, от товаров (услуг), которые производятся (оказываются) другими лицами.

Наряду с понятием «торговая марка», которое введено в правовой оборот Гражданским и Хозяйственным кодексами Украины с 1.01.2004 г., в специальном законе с 1993 г. и по настоящее время продолжается использоваться термин «знак для товаров и услуг». При этом его определение по смыслу совпадает с приведенным определением торговой марки: знак для товаров и услуг - обозначение, по которому товары и услуги одних лиц отличаются от однородных товаров и услуг других лиц (ст. 1 Закона Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг»).

Таким образом, в настоящее время в национальном законодательстве используется два термина (торговая марка и знак для товаров и услуг) для обозначения одного и того же понятия – обозначения, предназначенного для отличия товаров (услуг). На практике широко используются термины «товарный знак» (закрепленный в российском законодательстве), бренд и т.д. Такая несогласованность в понятийном аппарате приводит к неоправданному поиску различий в ходе употребления и понимания этих терминов на практике. Поэтому с целью унификации терминологии в этой сфере целесообразно закрепить единый термин.

Перечень объектов торговых марок неисчерпывающим образом определен в ст. 492 ГК Украины и ст. 5 Закона Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг». В соответствии с указанными нормами, в качестве торговых марок охраняются слова, в том числе собственные имена, буквы, цифры, изобразительные элементы, комбинации цветов. Более детальная характеристика каждого из названных обозначений раскрывается в п. 1.4. Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу свидетельства Украины на знак для товаров и услуг, утв. приказом Государственного патентного ведомства Украины от 28 июля 1995 г. № 116 с изм. от 20 августа 1997 г. № 72. Так, словесные знаки выступают в виде слов или сочетаний букв, изобразительные – в виде графических комбинаций каких-либо форм на плоскости, объемные – в виде фигур или их комбинаций в трех измерениях. Звуковые, световые, цветовые знаки регистрируются при наличии технической возможности внесения их в реестр знаков для товаров и услуг и обнародования информации относительно их регистрации.

Торговые марки подразделяются на виды в зависимости от тех или иных критериев:

1) по объекту[152] (форме выражения) торговой марки: словесные, изобразительные, объемные, цифровые обозначения, а также так называемые нетрадиционные обозначения (звуковые, обонятельные знаки). Из перечисленных видов торговых марок около 80% всех используемых в мировой практике товарных знаков составляют словесные[153]. Их примерами являются обозначения «АВК», «Світоч», «Nivea» и т.д. Вместе с тем со временем появляются и нетрадиционные обозначения, выступающие, в частности, в форме музыкальных звуков (например, звуков, издаваемых при запуске компьютерных программ, звуков позывных радиостанций).

2) по субъектам прав на торговую марку: индивидуальные и коллективные[154].

3) по степени известности: обычные и общеизвестные[155].

Чтобы обозначение выполняло функцию торговой марки, оно должно быть точным, лаконичным, эмоциональным, благозвучным, вызывать позитивную эмоциональную реакцию, порождать образ и т.д[156]. От этих качеств во многом зависит узнаваемость и запоминаемость обозначения, а значит и успешность деятельности предприятия. Однако эти требования не являются правовыми. В законодательстве закреплен перечень условий, которым должно соответствовать обозначение для признания его торговой маркой и, соответственно, объектом правовой охраны (ст. ст. 5, 6 Закона Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг»):


· не противоречие публичным интересам, принципам гуманности и морали,

· отсутствие оснований для отказа в предоставлении правовой охраны.

Основания, при наличии которых в предоставлении правовой охраны может быть отказано, перечислены в ст. 6 указанного Закона и детализированы в Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу свидетельства Украины на знак для товаров и услуг.

1. Обозначения изображают или имитируют государственные гербы, флаги, и другие государственные символы, официальные названия государств, эмблемы, сокращенные или полные наименования международных межправительственных организаций, официальные контрольные, гарантийные и пробные клейма, печати, награды и другие знаки отличия.

Такие обозначения могут быть включены в знак как неохраняемые элементы при наличии согласия соответствующего компетентного органа или их собственников. Компетентным органом относительно названия государства является коллегиальный орган, созданный Учреждением[157].

2. Обозначения:

- обычно не имеют различительной способности и не приобрели таковой вследствие их использования;

состоят лишь из обозначений, являющихся общеупотребительными в качестве обозначения товаров и услуг определенного вида[158];

состоят лишь из обозначений либо данных, являющихся описательными при использовании относительно указанных в заявке товаров и услуг или в связи с ними, в частности, указывают на вид, качество, состав, количество, свойства, назначение, ценность товаров и услуг, место и время изготовления либо сбыта товаров или оказания услуг;

являются ложными или такими, что могут ввести в заблуждение относительно товара, услуги либо лица, производящего товар либо оказывающего услугу;

состоят лишь из обозначений, являющихся общеупотребительными символами и терминами;

отображают лишь форму, обусловленную естественным состоянием товара либо необходимостью получения технического результата, или которая придает товару существенную ценность.

3. Обозначения являются тождественными или сходными до степени смешения с:

знаками, ранее зарегистрированными или заявленными на регистрацию в Украине на имя другого лица для таких же или родственных с ними товаров и услуг;

знаками других лиц, если эти знаки охраняются без регистрации на основании международных договоров, участником которых является Украина, в частности знаками, признанными хорошо известными в соответствии со ст. 6 bis Парижской конвенции об охране промышленной собственности;

фирменными наименованиями, известными[159] в Украине и принадлежащими другим лицам, получившим право на них до даты подачи заявки в Учреждение в отношении таких же или родственных с ними товаров и услуг;

квалифицированными указаниями происхождения товаров (в том числе спиртов и алкогольных напитков), которые охраняются в соответствии с Законом Украины «Об охране прав на указание происхождения товаров»;

знаками соответствия (сертификационными знаками), зарегистрированными в установленном порядке.

4. Обозначения воспроизводит:

промышленные образцы, права на которые принадлежат в Украине другим лицам;


названия известных в Украине произведений науки, литературы и искусства или цитаты и персонажи, произведения искусства и их фрагменты без согласия обладателей авторского права или их правопреемников;

фамилии, имена, псевдонимы и производные от них, портреты и факсимиле известных в Украине лиц без их согласия[160].

Характеристика каждого из приведенных оснований для отказа в регистрации знаков для товаров и услуг раскрывается в Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу свидетельства Украины на знак для товаров и услуг, утв. приказом Государственного патентного ведомства Украины от 28 июля 1995 г. № 116 с изм. от 20 августа 1997 г. № 72Право интеллектуальной собственности на торговую марку (знак для товаров и услуг) удостоверяется охранным документом – свидетельством [161].

Процедурные вопросы, связанные с порядком получения свидетельства, регламентируется разделом III Закона Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг», Правилами составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу свидетельства Украины на знак для товаров и услуг, утв. приказом Государственного патентного ведомства Украины от 28 июля 1995 г. № 116 с изм. от 20 августа 1997 г. № 72. Регистрация торговой марки в иностранных государствах осуществляется в соответствии с правилами Мадридского соглашения о международной регистрации знаков и Протокола к Мадридскому соглашению.

Объем правовой охраны определяется приведенным в свидетельстве изображением торговой марки и перечнем товаров и услуг, для которых она зарегистрирована (ч. 4 ст. 5 Закона Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг»). При составлении такого перечня используется Международная классификация товаров и услуг, которая включает 34 класса товаров и 8 классов услуг.

При отсутствии свидетельства обладатель незарегистрированного знака может защитить свои интересы, связанные с использованием его деловой репутации, сформированной благодаря применению такого обозначения, на основании ст. ст. 1, 4 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции». Нормы этих статей запрещают действия в конкуренции, противоречащие правилам, торговым и иным честным обычаям в предпринимательской деятельности, что может привести к смешиванию с деятельностью лица, имеющего приоритет на его использование.

Субъектами права на торговую марку являются физические и юридические лица (ст. 493 ГК Украины).

В отношении юридических лиц, субъектами права на торговую марку выступают в большинстве случае коммерческие организации, занимающиеся производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг с целью получения прибыли. ГК Украины разрешает осуществление предпринимательской деятельности и непредпринимательским организациям (потребительским кооперативам, объединениям граждан), поэтому они также вправе становиться владельцами свидетельства на торговую марку.


Относительно физических лиц вопрос о целесообразности признания лица, не являющегося предпринимателем, владельцем свидетельства на торговую марку является дискуссионным в научной литературе. В России, например, обладателем исключительного права на товарный знак наряду с юридическим лицом признается исключительно предприниматель, а не любое физическое лицо (ст. 1478 ГК РФ). Такого подхода придерживаются некоторые отечественные ученые, например, Е. Мельник, О. Кашинцева. Так, Е. Мельник отмечает, что субъектом права на подачу заявки не может быть любое лицо, поскольку это противоречит самому назначению товарного знака – отличать товары и услуги одного производителя от однородных товаров и услуг, поэтому правом на получение свидетельства может быть наделено только лицо, производящее товары или предоставляющее услуги[162]. О. Кашинцева обосновывает свою позицию, в частности, тем, что заключение лицензионного договора имеет целью систематическое получение прибыли, что является предпринимательской деятельностью, а поэтому лицензиар в любом случае должен иметь статус предпринимателя[163].

Более аргументированной и основанной на нормах международного законодательства представляется позиция ученых, поддерживающих существующий законодательный подход. В. Крижна обосновано отстаивает нецелесообразность сужения круга субъектов на торговую марку в законодательстве Украины[164]. Такая позиция основана, во-первых, на положениях Договора о законах о товарных знаках, подписанного Украиной 27.10.1994 г. и ратифицированного 13.10.1995 г., которые не устанавливают необходимости осуществления заявителем производственной или торговой деятельности как обязательного условия для регистрации товарного знака. Во-вторых, на нормах специального закона, которые предусматривают правовые гарантии реального использования знака в хозяйственной деятельности, закрепляя возможность досрочного прекращения действия свидетельства в случае неиспользования знака в течение трех лет от даты публикации сведений о выдаче свидетельства на знак или от даты, когда использование знака было прекращено (ч. 4 ст. 18 Закона Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг»).

Право на торговую марку может принадлежать одновременно нескольким физическим и (или) юридическим лицам (ст. 493 ГК Украины, ч. 3 ст. 16 Закона Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг»). При этом следует отличать понятия «торговая марка, право на которую принадлежит нескольким лицам» и «коллективная торговая марка». Эти категории торговых марок имеют различный правовой режим. Право на коллективную торговую марку принадлежит одному субъекту – объединению предприятий, а предприятия, входящие в такое объединение, наделены лишь правами на использование коллективной марки под контролем объединения. Такая торговая марка предназначена для обозначения товаров, производимых участниками объединения и обладающих одинаковыми качественными и иными общими характеристиками. Право на ее использование не может быть передано предприятию, не входящему в состав данного хозяйственного объединения. Что касается торговой марки, принадлежащей нескольким лицам (о которой идет речь в названии статьи), то права на нее имеют все сособственники свидетельства со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями.

Получение свидетельства на торговую марку является правом, а не обязанностью субъекта хозяйствования. Однако следует учитывать, что только свидетельство предоставляет лицу совокупность имущественных прав интеллектуальной собственности:

· право на использование торговой марки,

· исключительное право разрешать ее использование другим лицам,

· исключительное право препятствовать ее неправомерному использованию,

· другие права, установленные законом.

Согласно ст. 496 ГК Украины, имущественные права интеллектуальной собственности на торговую марку действительны в течение 10 лет с даты, следующей за датой подачи заявки на торговую марку в установленном законом порядке, если иное не установлено законом. Указанный срок может быть продлен каждый раз на десять лет в порядке, установленном законом.

Остановимся подробнее на характеристике указанных прав на торговую марку, поскольку содержание каждого права предопределяет выбор способа защиты в случае его нарушения.

1. Право на использование торговой марки.

Понятие «использование торговой марки» раскрывается законодателем через перечень действий – способов использования торговой марки (ч. 2 ст. 157 ХК Украины и ст. 16 Закона Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг»). К ним относятся следующие действия:

· применение торговой марки на любом товаре, для которого она зарегистрирована, на упаковке, в которой содержится такой товар, на вывеске, связанной с ним, этикетке, нашивке, бирке и другой прикрепленный к товару предмет,

· хранение такого товара с указанным нанесением знака с целью предложения для продажи, предложение его для продажи, продажа, импорт (ввоз), экспорт (вывоз);

· применение его во время предложения и оказания любой услуги, для которой торговая марка зарегистрирована;

· применение его в деловой документации или рекламе, а также в сети Интернет.

Торговая марка признается использованной, если она:

· применяется в отношении товаров (услуг), для которых зарегистрирована,

· применяется владельцем свидетельства либо другими лицами с его разрешения (например, на основании лицензионного договора).

Закон не определяет юридически значимый объем использования торговой марки. В литературе под объемом использования торговой марки предлагается понимать интенсивность ее применения на товарах, по классу которых она зарегистрирована (применение на единичном изделии, либо на части товаров, для индивидуализации которых она была зарегистрирована)[165]. Этот показатель имеет важное значение в решении вопроса о досрочном прекращении свидетельства на основании неиспользования торговой марки. Так, согласно ч. 4 ст. 18 Закона Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг», если знак не используется в Украине полностью или относительно части указанных в свидетельстве товаров и услуг без уважительных причин в течение 3 лет с даты публикации сведений о выдаче свидетельства, любое лицо вправе обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении действия свидетельства полностью или частично. При этом уважительными причинами неиспользования торговой марки закон считает, в частности, обстоятельства, препятствующие использованию знака независимо от воли владельца (ограничение импорта, другие требования к товарам и услугам, установленные законодательством), возможность введения в заблуждение в отношении лица, производящего товары или оказывающего услуги, при использовании знака лицом, обратившимся в суд, либо другим лицом относительно товаров и услуг, по которым выдвинуто требование о прекращении действия свидетельства.

Правообладатель обязан предоставить доказательства использования обозначения в качестве знака по каждой рубрике перечня товаров и услуг, в отношении которых он зарегистрирован. Вид и форма доказательств определяются владельцем товарного знака, однако для достижения цели доказывания, приводимые им материалы должны объективно показывать, что знак использовался в гражданском обороте[166]. Исходя из этого при рассмотрении одного из дел о досрочном прекращении действия свидетельства на знак, хозяйственный суд отметил, что не является подтверждением факта производства товаров или предоставления услуг с применением соответствующего обозначения размещение этого обозначения в домене и на страницах веб-сайтов без производства товаров и услуг, для которых зарегистрирован спорный знак, так как эти действия не могут вызывать у потребителей ассоциации этого обозначения с товарами и услугами владельца свидетельства[167].

Доказательствами использования торговой марки могут выступать: образцы или фотографии товара, договоры заказа, договоры купли-продажи, оказания услуг, документы, подтверждающие их исполнение, накладные, таможенные декорации, проспекты, каталоги выставок, сертификаты и т.д.[168]

На практике возникают ситуации, когда 3-х годичный срок неиспользования торговой марки истек, однако на момент возникновения спора и подачи иска в суд по этому поводу, владелец свидетельства на знак возобновляет его использование. Эти вопросы в национальном законодательстве не урегулированы. В проекте изменений в закон закреплены соответствующие положения, заимствованные из законодательства ЕС, а именно: в случае начала использования знака до подачи иска в суд, основания для прекращения действия свидетельства отпадают [169].

Обладатель торговой марки вправе проставлять предупредительную маркировку, свидетельствующую о том, что обозначение является торговой маркой. Правила использования такой маркировки законом не определены. Исходя из сложившейся практики, под предупредительной маркировкой понимается обозначение, проставляемое рядом с торговой маркой, которое может быть выражено в виде большой буквы R в окружности (это означает, что торговая марка зарегистрирована), нескольких букв – TM, либо содержать слова «зарегистрированная торговая марка», «торговая марка», название страны, где зарегистрирована торговая марка, номер свидетельства. Маркировка не является обязательной, а используется исключительно по желанию товаропроизводителя. Ее целью является оповещение (информирование) других лиц о факте и стране регистрации торговой марки, а также предупреждение возможных нарушений прав владельца свидетельства на торговую марку. Согласно законодательству РФ, правообладатель для оповещения о своем исключительном праве на товарный знак вправе использовать знак охраны, который помещается рядом с товарным знаком, состоит из латинской буквы "R" или латинской буквы "R" в окружности либо словесного обозначения "товарный знак" или "зарегистрированный товарный знак" и указывает на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, охраняемым на территории Российской Федерации (ст. 1485 ГК РФ).

2. Исключительное право разрешать использование торговой марки другими лицами. Правовыми формами выдачи разрешения на использование торговой марки другими лицами являются следующие виды договоров:

лицензионный договор – соглашение, по которому одна сторона (лицензиар) предоставляет другой стороне (лицензиату) разрешение на использование объекта права интеллектуальной собственности (лицензию) на условиях, определенных по взаимному согласию сторон с учетом требований ГК Украины и другого закона (ст. 1109 ГК Украины, ст. 16 Закона Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг»);

договор коммерческой концессии – соглашение, по которому одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за плату право пользования в соответствии с ее требованиями комплексом принадлежащих этой стороне прав в целях изготовления и (или) продажи определенного вида товара и (или) оказания услуг (ст. 1116 ГК Украины, глава 36 ХК Украины).







Date: 2015-09-24; view: 610; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию