Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 4. Защита права интеллектуальной собственности на торговую марку и коммерческое наименование
10. Общие положения о торговой марке и коммерческом (фирменном) наименовании. 11. Право интеллектуальной собственности на торговую марку. 12. Право интеллектуальной собственности на коммерческое (фирменное) наименование. 13. Основания для защиты права на торговую марку и коммерческое (фирменное) наименование. 14. Способы защиты права на торговую марку и коммерческое (фирменное) наименование. 15. Защита права на торговую марку и коммерческое (фирменное) наименование антимонопольными органами. 16. Уголовная ответственность за нарушения права на торговую марку и коммерческое (фирменное) наименование.
Общие положения о торговой марке и коммерческом (фирменном) наименовании. Развитие хозяйственных отношений, увеличение количества и разнообразия организационно – правовых форм коммерческих организаций, расширение международных экономических связей делают необходимой индивидуализацию деятельности и продукции профессиональных участников рынка. Индивидуализация предполагает наделение лица идентификационными признаками, которые отличают его от других лиц, с которыми оно участвует в правоотношениях[142]. Наиболее значимыми средствами индивидуализации субъектов хозяйствования и производимой ими продукции в рыночных отношениях являются такие объекты интеллектуальной собственности, как коммерческое (фирменное) наименование и торговая марка. Они являются объектами отдельного института права интеллектуальной собственности – института правовой охраны средств индивидуализации. Коммерческому наименованию и торговой марке присущи черты, характерные для всех объектов интеллектуальной собственности (нематериальный характер, выражение в объективной форме). В полной мере здесь применимо и общее правило о независимости права собственности на материальный носитель, в котором воплощен объект интеллектуальной собственности (например, для торговой марки материальным носителем будет упаковка, этикетка, вывеска и т.д.), от права интеллектуальной собственности на объект (торговую марку). Это означает, что, покупая товар, на упаковке которого содержится торговая марка, лицо становится собственником материального носителя – товара, но не приобретает права интеллектуальной собственности на торговую марку. Это право остается у владельца свидетельства на торговую марку. Вместе с тем, коммерческие наименования и торговые марки имеют определенные особенности, отличающие их от других объектов интеллектуальной собственности. Главная особенность этих обозначений заключается в их функциональном назначении – они предназначены для отличия (индивидуализации) субъектов хозяйствования и их продукции, тогда как объекты авторского права имеют цель повысить духовный, моральный уровень общества, а объекты патентного права (изобретение, промышленный образец), будучи по своей сути техническими, конструкторскими решениями, призваны улучшать технологию производства, способствовать развитию научно-технического прогресса. Именно такая функциональная особенность определяет ценность средств индивидуализации в хозяйственном обороте. В меньшей мере здесь имеет значение творческая работа художника-дизайнера, который создает рисунок (логотип), составляющий изображение торговой марки или слово, определяющее отличительный элемент коммерческого наименования. В литературе признается тот факт, что творческие усилия создателя обозначения, служащего средством индивидуализации, являются юридически безразличным актом[143]. Более того, наличие творческих усилий не является необходимым условием правовой охраны средств индивидуализации. Торговые марки и коммерческие наименования приобретают свою значимость для их обладателя в зависимости от того, в какой мере обозначаемые ими товары и услуги (деятельность) производителя пользуются спросом на рынке – благодаря качеству товаров и услуг, рекламе и другим составляющим деловой репутации субъекта хозяйствования. Главное требование для охраны данных объектов – их способность различать товары (услуги) и производителей. Исходя из этого, коммерческое наименование и торговую марку российский законодатель не относит к результатам интеллектуальной деятельности, называя их «приравненными к результатам интеллектуальной деятельности». Данным образом они обозначены в ст.1225 ГК РФ «Результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются … фирменные наименования, товарные знаки …». Использование средств индивидуализации имеет важное значение для их обладателей. Наряду с отличием товаров и услуг, находящихся в хозяйственном обороте, коммерческие наименования и торговые марки призваны информировать потребителей о качестве и источнике происхождения товара, услуги, а также рекламировать товары и услуги с помощью указания на торговую марку или коммерческое наименование. Торговые марки и коммерческие наименования являются важными составляющими деловой репутации субъекта хозяйствования, поскольку мнение потребителей, конкурентов, других лиц о субъекте хозяйствования ассоциируется в основном с этими отличительными обозначениями. Коммерческое (фирменное) наименование является наиболее значимым воплощением деловой репутации субъекта хозяйствования. Еще доктрина российского торгового права связывала понятие репутации предприятия именно с фирмой. Вс. Удинцев писал о фирме как о торговом имени, «которое является репутацией лица как владельца торгово-промышленного заведения, основанием для доверия публики и для торгового кредита»[144]. По словам Г.Ф. Шершеневича, «экономическое значение фирмы заключается в той ценности, какую имеет хорошо поставленное предприятие благодаря своей известности среди публики»[145]. Необходимость использования коммерческого наименования вызвана потребностью индивидуализировать участников коммерческого оборота и тем самым выявлять различия, особенности, присущие производителям на рынке и главное - предупреждать возможность смешивания результатов их деятельности. Именно поэтому важно, чтобы коммерческое наименование не использовалось другими субъектами хозяйствования, особенно с плохой деловой репутацией. Надлежащая правовая охрана фирменных наименований обеспечивает интересы не только их обладателей, но и общества в целом. Торговая марка, в отличие от коммерческого наименования, призвана индивидуализировать производимые субъектами хозяйствования товары (услуги). В условиях рыночной экономики такая индивидуализация крайне необходима. Она позволяет отличать продукцию одного производителя от продукции других. Более того, торговая марка служит ориентиром, указывая потребителю на определенное качество товаров (услуг). Высокая общественная оценка продукции с определенной торговой маркой имеет большое значение на рынке, поскольку при наличии нескольких аналогичных товаров по равнозначной цене определяющую роль играет именно репутация торговой марки. Экономисты, подчеркивая ценность товарного знака в данном случае, отмечают, что «если фирма смогла выработать позитивный бренд, то в течение определенного периода времени он в состоянии выступать в роли «даровой силы природы», обеспечивающей своему владельцу конкурентные преимущества»[146]. Таким образом, марка, вызывающая определенную связь (ассоциацию) товара или услуг с их производителем, концентрирует весь труд, все затраты и результаты, заключенные в высококачественной продукции или обслуживании. Покупатель будет платить повышенную цену за товар с уже известным высоким уровнем качества в течение определенного времени даже в том случае, если качество товара снизится по сравнению с первоначальным уровнем. Стоимость прав на торговые марки, имеющие высокую репутацию, составляет значительные суммы. Например, «Кока-кола» – около 70 млрд долларов, «Майкрософт» - 60 млрд долларов, «Ай Би Эм» - 53,7 млрд долларов, среди российских товарных знаков: «Балтика» - 191 млн. долларов, поисковая система «Рамблер» - 50-60 млн. долларов[147]. Право использования зарегистрированного в США факсимиле модельера Зайцева оценено в 1 млн[148]. Большая значимость торговых марок и коммерческих наименований неизбежно приводит к стремлению недобросовестных субъектов неправомерно использовать отличительные обозначения своего конкурента с высокой деловой репутацией. Поэтому вопросы, связанные с осуществлением защиты прав на эти объекты интеллектуальной, приобретают важное практическое значение. Законодательство о правах на коммерческие наименования и торговые марки представляет собой совокупность правовых норм, содержащихся в нормативно-правовых актах различной отраслевой принадлежности. К ним относится ГК Украины, содержащий книгу 4 «Право интеллектуальной собственности», в которой имеются нормы, посвященные как общим вопросам защиты прав интеллектуальной собственности (ст. ст. 431, 432), так и правам на коммерческие наименования и торговые марки: -глава 43 «Право интеллектуальной собственности на коммерческое наименование», -глава 44 «Право интеллектуальной собственности на торговую марку». ХК Украины содержит нормы об использовании этих объектов: -ст. 157 «Правомочия по использованию торговой марки», -ст. 158 «Правомочия по использованию торговой марки, право на которую принадлежит нескольким лицам», -ст. 159 «Правомочия субъектов хозяйствования относительно коммерческого наименования». Специальное законодательство в этой сфере представлено Законом Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг», нормы которого регламентируют основные аспекты использования и охраны прав на торговые марки. Этот Закон относится к комплексным нормативно-правовым актам, поскольку регулирует отношения различной отраслевой принадлежности (гражданско-правовые, хозяйственные, административные). Относительно охраны прав на коммерческие наименования специального закона не принято[149], хотя в Верховной Раде Украины долгое время находятся несколько законопроектов по этому вопросу. Закон Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» регулирует отношения, связанные с защитой прав на торговые марки и коммерческие наименования в случае совершения недобросовестной конкуренции. Ст. 4 этого Закона закрепляет правонарушения в виде неправомерного использования фирменных наименований, знаков для товаров и услуг как актов недобросовестной конкуренции и устанавливает ответственность за эти действия. Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей» регулирует процедуру регистрации юридических лиц и проверки их наименований на предмет тождественности с уже зарегистрированными юридическими лицами, а также на предмет использования наименования органа государственной власти или местного самоуправления, или производных от этих наименований, или исторического государственного наименования; также этот Закон предусмотрел возможность резервирования наименований. Уголовный кодекс Украины предусматривает уголовную ответственность за преступления, посягающие на коммерческие наименования и торговые марки (ст. 229 «Незаконное использование фирменных наименований, знаков для товаров и услуг»). К международным актам, регулирующим отношения в этой сфере, относятся Парижская конвенция по охране промышленной собственности (Украина является членом Конвенции с 25 декабря 1991 г.), Ниццкое соглашение о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (дата присоединения Украины – 1 июня 2000 г.), Мадридское соглашение о международной регистрации знаков (дата вступления в силу – 25 декабря 1991 г.), Протокол к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков (дата присоединения Украины – 1 июня 2000 г.) и др. В указанных международных документах содержатся обязательные минимальные стандарты охраны прав на торговую марку, которые должны быть обеспечены во всех странах, их подписавших. Международные договоры, ратифицированные Украины, являются частью национального законодательства (ст. 9 Конституции Украины). Если в таком международном договоре содержаться другие правила, чем установленные актом национального законодательства, применяются правила соответствующего международного договора (ч. 2 ст. 19 ГК Украины). Общий анализ законодательства о коммерческих наименованиях и торговых марках свидетельствует о том, что важные аспекты правовой охраны коммерческих наименований разобщены в различных нормативно-правовых актах, не упорядочены в единую систему. Это, безусловно, не позволяет обеспечить полное и комплексное регулирований отношений в этой сфере, приводит к нерешенности многих вопросов и создает проблемы на практике. Так, в законодательстве не дано определение понятия «коммерческое (фирменное) наименование», не закреплено его содержание (структура), порядок возникновения прав и т.д. Одним из путей совершенствования законодательства, регулирующего данную область отношений интеллектуальной собственности, является принятие комплексного Закона о коммерческих наименованиях, необходимость в котором признана как учеными, так и практиками. Опыт применения подобного законодательного имеется в зарубежных стран. Например, в Армении принят Закон республики Армения о фирменных наименованиях (вступил в силу с 1 сентября 1997 года), в Кыргызской Республике – Закон о фирменных наименованиях от 23 декабря 1999 г Подобные законы, посвященные отдельно фирменным (коммерческим) наименованиям, действуют также в Швеции, Финляндии, других странах. В нормативно-правовом акте об охране прав на коммерческие наименования должно быть закреплено определение коммерческого наименования, условия его правовой охраны, способы использования коммерческого наименования, основания прекращения права на него, способы защиты и другие положения. Особое место следует отвести нормам, предотвращающим возникновение конфликтов между правами на коммерческие наименования и торговые марки. Закрепление на законодательном уровне вышеуказанных положений повысит уровень правовой охраны, в том числе защиты прав на коммерческие наименования. Коммерческое наименование и торговая марка являются хотя и близкими по назначению объектами права интеллектуальной собственности, однако, имеющими разный правовой режим[150], основные элементы которого рассмотрены в последующих вопросах данной темы. Date: 2015-09-24; view: 445; Нарушение авторских прав |