Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предмет и метод бухгалтерского учета
Любая наука имеет свой предмет, отвечающий на вопросы: что изучает наука? какова область ее приложения? Главная сущность предмета бухгалтерского учета является экономика хозяйствующего субъекта в ее динамике и состоянии. Поэтому главным приоритетом бухгалтерского учета является системная, достоверная и своевременная учетно-экономическая информация, позволяющая администрации предприятия осознанно регулировать хозяйственную деятельность, постоянно удерживая предприятие «на плаву». Предметом бухгалтерского учета является стоимостный кругооборот (движение) хозяйственных средств в процессе расширенного воспроизводства и их состояние на определенную дату. Методология (концепция) бухгалтерского учета представляет собой систему способов и приемов, их научного обобщения в целях выработки инструментальных средств познания объектов хозяйственной деятельности. Метод бухгалтерского учета представляет собой совокупность способов и приемов, с помощью которых непрерывно изучается и обобщается хозяйственная деятельность предприятия. Метод бухгалтерского учета включает себя следующие элементы (рис. 2)1 Первичное наблюдение объектов бухгалтерского учета – это документирование и инвентаризация. Методы первичного наблюдения, включающие документацию и инвентаризацию как элементы метода бухгалтерского учета, выступают также важными средствами контроля за хозяйственными явлениями и процессами, происходящими в организации. Документирование — совокупность процедур первичного отражения (регистрации) хозяйственных фактов в специальных документах учета, являющихся основанием для бухгалтерских записей. Результатом процедур документирования является совокупность первичных и сводных документов — бухгалтерская документация. Документирование осуществляется в соответствии с юридическими нормами, чтобы документы были доказательными в правовом отношении. Бухгалтерия обязана своевременно проверять первичные документы и контролировать содержащуюся в них информацию. Первичный документ (для бухгалтерского учета) — это письменное свидетельство о совершении определенного хозяйственного факта (операции), имеющего юридическую силу и не требующего дальнейших пояснений и детализации. Согласно информации, содержащейся в документе, устанавливается ответственность отдельных исполнителей за последствия выполненных ими хозяйственных операций. Каждый первичный документ отражает один совершенный факт хозяйственной деятельности. Отсюда назначение документации — непрерывный сплошной учет всех хозяйственных фактов (операций). В документе указывается характер и сущность операции, ее содержание и количественное выражение. Документ не только регистрирует и оформляет совершенные операции, но и часто служит распоряжением или основанием для ее осуществления. От качества первичных документов в значительной степени зависит качество бухгалтерского учета. Посредством документации контролируется правильность совершенных операций, ведется текущий анализ работы предприятия, устанавливаются причины тех или иных хозяйственных нарушений.
Первичные документы, используемые в хозяйственной практике для бухгалтерского учета, составляются, как правило, на типовых бланках соответствующих утвержденных (унифицированных) форм, которые содержат необходимые реквизиты. Требования, предъявляемые к первичным документам: • должны иметь: наименование; адреса и другие отличительные признаки сторон, участвующих в хозяйственной операции; дату составления документа; • должны отражать содержание оформленной им хозяйственной операции, т.е. должен быть раскрыт объект документирования с указанием учетных измерителей этой операции; • должны быть подписаны ответственными лицами; перечень должностных лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. Первичные документы должны составляться в момент совершения операции, а если это по объективным причинам невозможно, то непосредственно по ее окончании. Первичные учетные документы, поступающие в бухгалтерию, подлежат обязательной проверке и обработке. Оформление и регистрация хозяйственных операций с помощью бухгалтерской документации характеризует первый этап учетного цикла. На основании первичных документов формируются записи в бухгалтерском учете. Организация обязана хранить первичные и сводные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет. Ответственность за организацию хранения первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации. Документация хозяйственных операций в системе бухгалтерского учета основывается на требовании непрерывного и сплошного отражения его объектов. Каждый момент движения имущества и обязательств организации в процессе кругооборота капитала должен быть зафиксирован в бухгалтерском учете, что осуществляется посредством применения учетной документации. Порядок документального оформления хозяйственных операций, определяемый их характером (кассовые операции, операции по отгрузке готовой продукции и др.), устанавливается Минфином России. Форма и содержание документов, порядок их оформления и использования определяются Росстатом (ранее - Госкомстатом), другими отраслевыми органами. Инвентаризация необходима для проведения контроля бухгалтерских записей. Она является способом наблюдения за хозяйственной деятельностью организации, контроля за состоянием и наличием активов и обязательств, обеспечения полноты, точности и достоверности бухгалтерских данных. Суть инвентаризации состоит в периодическом установлении фактического наличия и состояния имущества в натуральной форме, состояния обязательств организации и соответствия показателей бухгалтерского учета и фактических данных. Инвентаризация проводится в связи с тем, что отдельные операции, совершаемые в организациях, не могут быть документально оформлены в момент их совершения и отражены в системе бухгалтерского учета. Ими являются обнаруженные излишки или недостачи активов, возникшие в процессе хозяйственной деятельности организации (в результате хищений, стихийных бедствий, естественной убыли и др.), ошибки в первичных учетных документах и последующих учетных записях и др. Результаты инвентаризации отражаются в актах. В случае выявления излишков или недостач ценностей составляются сличительные ведомости, являющиеся основанием для учетных записей в целях приведения в соответствие данных бухгалтерского учета и фактических данных. Инвентаризация относится к наиболее эффективным способам контроля за соответствием данных бухгалтерского учета действительному положению дел. Она заключается в периодической проверке наличия имущества и фактического состояния расчетов предприятия, т.е. уровня и достоверности учета. Инвентаризации подлежат: основные средства, материально-производственные запасы, денежные средства, расчеты, продукция в незавершенном производстве, незавершенное строительство, товары в торговых организациях и другие объекты хозяйственной деятельности, т.е. все имущество предприятия независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. Порядок проведения инвентаризации (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых в ходе каждой из них, и т.п.) определяется руководителем предприятия. Исключение составляют случаи, когда проведение инвентаризации обязательно, например при смене материально-ответственных лиц, перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, при выявлении фактов хищения имущества и т.п. Проверки проводятся инвентаризационной комиссией, состав которой утверждается приказом руководителя организации. Наличие ценностей определяется путем обязательного пересчета, взвешивания, обмера. Обязательно присутствие материально-ответственного лица, которое приняло эти ценности на ответственное хранение. Результаты инвентаризации оформляются типовыми инвентаризационными описями или актами, в которых отражаются сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств. В оформляемых сличительных ведомостях указываются выявленные расхождения и порядок их регулирования. Например, излишки товарно-материальных ценностей оцениваются по рыночной стоимости и относятся на прибыль, а недостачи по вине должностных лиц, оцениваемые по рыночным ценам, подлежат возмещению за их счет в пределах сумм, которые установит суд.1 Оценка представляет способ стоимостного измерения объектов бухгалтерского учета в целях группировки и обобщения учетной информации, необходимой для отображения в бухгалтерском учете кругооборота капитала. В учетном процессе сначала происходит процесс наблюдения и измерения объектов бухгалтерского учета в натуральных, условно-натуральных и трудовых единицах, а затем происходит перевод их в денежную форму. В основе оценки имущества предприятия лежат реальные затраты, выраженные в денежном измерении. Так, оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку; полученного безвозмездно — по рыночной стоимости на дату оприходования, произведенного в самой организации (продукция) — по стоимости его изготовления. Существуют также такие виды оценки хозяйственных средств, как первоначальная (инвентарная) стоимость, остаточная стоимость, балансовая стоимость, рыночная стоимость, восстановительная стоимость, ликвидационная стоимость, фактическая себестоимость, средняя себестоимость, ФИФО и др. Первоначальная стоимость определяется на дату принятия объекта к учету (постановки на баланс). Инвентарная стоимость — совокупность затрат, связанных с возведением (новым строительством) и приобретением основных средств и нематериальных активов, созданием отдельных объектов нематериальных активов, реконструкцией и модернизацией объектов основных средств, доведением до состояния, пригодного к эксплуатации безвозмездно полученных долгосрочных активов. Восстановительная стоимость образуется при переоценке объектов основных средств (доведении стоимости объектов до рыночных цен), в этом случае она становится первоначальной. Восстановительная стоимость равна сумме денежных средств, которую необходимо выплатить в настоящее время за аналогичные объекты. Право на переоценку имеют коммерческие организации, но она может проводиться не чаще одного раза в год (как правило, на начало отчетного года). Оценка имущества, стоимость которого погашается путем начисления амортизации в течение срока его полезного использования, определяется вычитанием из первоначальной (или восстановительной) стоимости суммы накопленной амортизации, т.е. по остаточной стоимости. Полная балансовая стоимость — стоимость материалов, незавершенного производства и других активов, отраженная в балансе предприятия по фактической себестоимости заготовления или производства. Ликвидационная стоимость — возможная стоимость реализации объектов основных средств или их остатков по истечении срока эксплуатации. При отпуске материально-производственных запасов в производство и ином выбытии применяются следующие методы оценки: • метод ФИФО — способ оценки материально-производственных запасов по себестоимости первых по времени закупок. При списании в производство (ином выбытии) стоимость материальных ценностей определяется по цене первых партий (ранее закупленных), затем последующей и далее в порядке очередности; • средняя себестоимость — способ оценки запасов, при которой материальные ресурсы на предприятии в течение месяца списываются по учетным ценам, а в конце месяца учитываются отклонения фактической себестоимости от учетной. Оценка имущества предприятия оказывает непосредственное влияние на качество всей системы бухгалтерского учета. В хозяйственной практике оценка объектов бухгалтерского учета должна быть единой, что достигается соблюдением установленных положений и правил оценки. Главный вид оценки имущества — по фактической себестоимости заготовления и приобретения материальных запасов, строительства и приобретения долгосрочных и других активов, производства продуктов труда. Например, себестоимость готовой продукции представляет собой совокупность затрат на используемые в процессе производства основные средства, нематериальные активы, материалы, топливо, энергию, трудовые ресурсы, другие хозяйственные ресурсы. Стоимостное измерение как элемент метода бухгалтерского учета позволяет представить информационную совокупность учитываемых объектов в денежной форме. Стоимостное измерение необходимо для отражения в учете и обобщения разнородных хозяйственных операций. Бухгалтерский учет охватывает только те элементы процесса кругооборота капитала, которые можно подвергнуть денежной оценке, поэтому стоимостному измерению в бухгалтерском учете принадлежит особая роль. С одной стороны, стоимостное измерение служит обязательной предпосылкой ведения бухгалтерского учета, поскольку каждый хозяйственный процесс в организации, каждое хозяйственное явление, любая хозяйственная операция, прежде чем быть представленными в учете, должны получить денежную оценку. С другой стороны, в ряде случаев оценка может быть произведена только по данным учета: после документального подтверждения хозяйственной операции, группировки и обобщения затрат. Такими случаями являются заготовление материально-производственных ресурсов, изготовление продукции, работ, услуг и др. Такое отражение и обобщение затрат представляет калькуляцию. Таким образом, методами стоимостного измерения в бухгалтерском учете являются оценка и калькуляция учитываемых объектов (рис. 3). Частным случаем оценки как метода стоимостного измерения объектов бухгалтерского учета, имеющего особое значение, выступает калькуляция. Калькуляция - это способ исчисления себестоимости заготовленных предметов труда, выпущенных из производства готовых изделий, оказанных услуг, выполненных работ. Расчет себестоимости производится путем суммирования учтенных фактических затрат организации на приобретение материальных ресурсов, производство и продажу продукции, работ, услуг.
Рассмотрение калькуляции как отдельного метода стоимостного измерения объектов бухгалтерского учета вызвано ее важным практическим значением. Посредством расчетов фактических затрат по заготовлению ресурсов и изготовлению продукции, работ, услуг появляется возможность провести исчисление финансовых результатов работы (прибыли или убытка), что имеет принципиальное значение для коммерческих организаций в рыночных условиях. Правильно составление калькуляция дает возможность реально оценить все возможные затраты на различные виды продукции. Группировка затрат по статьям калькуляции позволяет выделить затраты, непосредственно связанные с производством продукции, выполнении работ, оказании услуг и затраты, относящиеся к обслуживанию производства и управлению. Калькуляция содержит свод затрат на производство и реализацию продукта труда в денежной оценке. Система бухгалтерских счетов и двойная запись необходимы для получения систематизированной, сгруппированной и обобщенной информации о движении каждого объекта бухгалтерского учета в процессе кругооборота капитала в стоимостной форме. Группировка и обобщение данных о движении объектов бухгалтерского учета в определенном порядке производится на счетах бухгалтерского учета. Хозяйственные операции, возникшие в организации, отражаются на счетах поэтапно: сначала они регистрируются, а затем группируются и обобщаются по определенным признакам. Регистрация хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета производится по данным учетных документов, где эти операции описаны установленным способом. Периодически (по окончании каждого месяца) данные бухгалтерских счетов группируются и обобщаются по определенным признакам. Так, данные бухгалтерского счета "Основные средства" группируются по следующим признакам: - в целом по всей совокупности основных средств; - по местам эксплуатации и материально ответственным лицам; - по группам основных средств в зависимости от натурально-вещественного состава (здания, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства и др.); - по принадлежности (собственные, арендованные основные средства); - по степени использования основных средств (действующие, бездействующие, в запасе, сданные в аренду) и др. Счета бухгалтерского учета ведутся по каждому объекту бухгалтерского учета (виду имущества и обязательств). Совокупность счетов бухгалтерского учета, объединенная (систематизированная) по определенным признакам и позволяющая решать совокупность задач, поставленных перед бухгалтерским учетом, образует систему. Система счетов охватывает весь предмет бухгалтерского учета каждой организации. Для регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета используется способ двойной записи. Суть двойной записи состоит в отражении на счетах бухгалтерского учета изменений в объектах бухгалтерского учета, вызываемых хозяйственными операциями, в процессе кругооборота капитала одновременно на двух счетах. После каждой операции, зарегистрированной на взаимосвязанных счетах, можно установить состояние (наличие в стоимостной форме) соответствующего объекта бухгалтерского учета на данный момент времени. Назначение бухгалтерского баланса — итоговое обобщение информации бухгалтерского учета. Составлением баланса заканчивается процесс сбора информации об определенном периоде производственно-финансовой деятельности организации. Бухгалтерский баланс является способом группировки, обобщения и платежеспособность, состояние дебиторской и кредиторской задолженности, правильность использования собственных и привлеченных средств. Балансы являются важнейшей формой отчетности. Вопросы для самоконтроля 1. Дайте определение бухгалтерского учета и перечислите основные цели и задачи бухгалтерского учета 2. Назовите измерители, применяемые в хозяйственном учете, единицы измерения и единицы учета. 3. Охарактеризуйте функции бухгалтерского учета 4. Раскройте систему нормативного регулирования бухгалтерского учета 5. Раскройте классификацию хозяйственных средств видам и источникам образования 6. Дайте определение предмета бухгалтерского учета 7. Назовите основополагающие принципы бухгалтерского учета 8. Перечислите элементы метода бухгалтерского учета 9. Раскройте значение стоимостного измерения в бухгалтерском учете 10. Объясните значение терминов «калькулировние» и «калькуляция». Date: 2015-09-24; view: 803; Нарушение авторских прав |