Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел III





чие государственного долга уменьшает акционерный капитал относительно его потенциальной величины. С сокращением за­пасов акционерного капитала уменьшаются и возможности вы­пуска продукции по сравнению с потенциальными. А это озна­чает, что наличие бюджетного дефицита приводит к сниже­нию уровня жизни в будущем. В промышленно развитых стра­нах, имеющих приемлемые темпы инфляции, главная опас­ность дефицита заключается в эффекте вытеснения. Рост дефи­цита полной занятости вытесняет частные инвестиции в резу­льтате увеличения реальной процентной ставки. Чем больше дефицит, тем выше объем сбережений, используемых для госу­дарственных расходов, и тем меньше величина средств, доступ­ных для финансирования инвестиций. Рост реальной процент­ной ставки и соответствующее ему сокращение нормы инвести­ций рано или поздно приводят к снижению уровня жизни. В этом состоит бремя государственного долга.

♦ Процентные платежи по государственному долгу могут стать непомерно высокими. Правительство, регулярно выпла­чивая проценты по долгу, ищет способы облегчения этого бре­мени. Одним из вариантов решения данной проблемы является увеличение налогов. Однако рост налогообложения отрицате­льно влияет на эффективность распределения ресурсов в эко­номике. Так же, как подоходные налоги снижают само желание работать, налоги, увеличенные с целью выплаты процентов по долгу, отзываются сокращением выпуска продукции. Кроме того, правительство может столкнуться с политическими ос­ложнениями. Возникает порочный круг: если долг велик, то и процентные выплаты по нему велики, однако именно из-за вы­соких процентных платежей правительству приходится прибе­гать к новым займам, чтобы выплачивать старые, а это означа­ет дальнейшее нарастание долга.

♦ Использование такого источника финансирования дефи­цита госбюджета, как эмиссия денег, в конечном счете может привести к инфляции — еще одной причине беспокойства по поводу существования дефицита. Однако между государствен­ным долгом, бюджетным дефицитом и эмиссией дополнитель­ного количества денег не существует автоматической связи. Правительство, имея дефицит госбюджета, еще достаточно дол­го не ощущает тяжести проблем, а небольшой дефицит спосо­бен сохраняться практически постоянно. В этом случае величи­на государственного долга относительно объема ВНП может да­же уменьшаться, несмотря на факт наличия дефицита госбюд­жета. Секрет в том, что в экономике с устойчивым ростом дохо­дов долг может расти, не выходя за пределы допустимых гра-


Основы теории макроэкономики _______________________ 439

ниц. И только тогда, когда дефицит становится настолько ве­лик, что рост долга ведет к значительному опережению роста доходов, экономика сталкивается с реальными трудностями. Действительно серьезной проблемой является именно продол­жительный и значительный дефицит госбюджета, поскольку для его финансирования, как правило, приходится прибегать к инфляционной денежной эмиссии.

Для Республики Беларусь проблема дефицита госбюдже­та — одна из наиболее важных иострых. Как следствие нега­тивных явлений в экономике дефицит создает серьезную угрозу для развития общества, поскольку расшатывает денежное обра­щение, усугубляет инфляционные процессы, ограничивает воз­можности финансирования материальной, непроизводственной сферы, социальной защиты населения.

Дефицит республиканского бюджета на 2005 г. сформировался в размере 910 млрд руб., или 1,5 % ВВП, что соответствует параметрам. Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001—2005 гг.

В 2005 г., как и годом раньше, не предполагалось привлекать к финансиро-манию дефицита бюджета кредиты Национального банка.

Внутренние источники финансирования дефицита бюджета составляли 386,3 млрд руб. Положительное сальдо внутреннего финансирования образо-малось в основном за счет размещения государственных ценных бумаг (278,0 млрд руб.) и поступлений от реализации принадлежащего государству имущества (100 млрд руб.).

По внешним источникам финансирования дефицита бюджета погашение кредитов международных финансовых организаций превышало привлечение на 13,7 млн дол. США, или в эквиваленте 30,7 млрд руб. Погашение кредитов правительств иностранных государств (при отсутствии их привлечения) соста-нило 70,3 млн дол. США, что эквивалентно 157,5 млрд руб. и включает в основ­ном погашение ранее предоставленных кредитов Российской Федерации, США и ФРГ. С учетом предполагаемого привлечения прочих источников внеш­него финансирования в размере около 318 млн дол. США (711,9 млрд руб.) и целом внешнее финансирование дефицита бюджета составляло в эквива-ленте 523,7 млрд руб.


Источник:. Закон Республики Беларусь от 18 ноября 2004 г. № 339-3 «О бюджете Республики Беларусь на 2005 год»

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управ-ления государственным долгом является основным инструмен­том экономической политики государства.

Через государственный бюджет правительство реализует эксономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю поли­гику. От размера государственного бюджета, состава и соотно­шения его доходов зависят реализация программ экономичес­кого и социального развития, устойчивость финансового поло-


440_________________________________________ Раздел III

жения страны. Бюджет может активно влиять на экономичес­кую активность, инвестиционную политику, структуру эконо­мики, развитие приоритетных отраслей и социальной сферы. Все элементы бюджетного устройства функционируют в един­стве и взаимосвязи и обеспечивают проведение единой бюджет­ной политики государства.

Для эффективного проведения бюджетной политики в облас­ти выработки и реализации подходов к формированию доходных источников необходимы: а) совершенствование налоговой поли­тики; б) сокращение налоговой нагрузки; в) максимальное ис­пользование резервов для пополнения доходной части бюджета. Таким образом, необходимо добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет и (по возможности) снизить налоговое давление на экономику, ограничив его негативное воздействие на темпы роста производства, инвестиций и экспорта.







Date: 2015-09-24; view: 351; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию