Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основы теории макроэкономики 431
ограничивает глубину спада. Рис. 12.2 отражает зависимость величин циклических дефицитов и излишков от степени «крутизны» графиков налоговой и бюджетных функций. Угол наклона налоговой функции Т определяется величиной предельной налоговой ставки t, а угол наклона функции государственные расходов G — величиной у, которая характеризует соотношение изменений суммы получаемого трансферта и величины дохода: чем выше уровень дохода, тем выше вносимый налог и ниже трансферт, получаемый от государства. Даже если упрощенно представить, что все получаемые государственные расходы G — величина неизменная, не зависящая от динамики текущего дохода, степень встроенной стабильности экономики оказывается тем выше, чем выше уровень налоговых ставок t и чем, соответственно, круче линия Т. Величины циклических бюджетных дефицитов и излишков больше в положении Т, чем в положении Т, поэтому встроенные стабилизаторы сильнее влияют на рост или снижение совокупного спроса. В то же время увеличение степени встроенной стабильности экономики противоречит другой, более долгосрочной цели фискальной политики — укреплению стимулов к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Стимулы к инвестированию, предпринимательскому риску и труду оказываются относительно сильнее при сравнительно более пологой кривой налоговой функции, что может быть достигнуто путем снижения предельных ставок налогообложения. Однако это снижение сопровождается сокращением величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, а следовательно, и снижением степени встроенной стабильности экономики. Выбор между кратко- и долгосрочными эффектами фискальной политики — сложная макроэкономическая проблема как для промышленно развитых, так и для переходных экономик. Встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают размах этих колебаний. Данные о циклических бюджетных дефицитах (излишках) не позволяют достоверно оценивать эффективность мер фискальной политики. Наличие циклически несбалансированного бюджета не означает приближение экономики к состоянию полной занятости ресурсов. Последнее может иметь место при любом уровне выпуска. Поэтому встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости. 432 Раздел III Дискреционная фискальная политика — целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо госбюджета в результате решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства и темпов инфляции. В результате возникает структурный дефицит госбюджета — разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения. Следует отметить, что циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом. Сложность определения уровня полной занятости ресурсов, естественного уровня безработицы и потенциального объема выпуска затрудняет расчеты структурных дефицитов госбюджета, хотя именно на основе динамики этих макроэкономических индикаторов оценивается эффективность мер фискальной политики в долгосрочной перспективе. Оценки структурного дефицита используются в основном в промышленно развитых странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства. По характеру различают общий и первичный бюджетный дефицит. Общий дефицит равен фактическому, а первичный — это фактический дефицит за минусом выплат по государственному долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени. Операционный дефицит — это общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга. Обслуживание задолженности (т.е. выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга — его амортизация) является важной статьей государственных расходов. Квазифискальный {квазибюджетный) дефицит, существующий наряду с официальным, — это скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства. Квазифискальные операции включают, например, следующее: • финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата им заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности; • накопление в коммерческих банках большого портфеля недействующих ссуд — просроченных долговых обязательств государственных предприятий, льготных кредитов домашним Date: 2015-09-24; view: 294; Нарушение авторских прав |