Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы теории макроэкономики 431





ограничивает глубину спада. Рис. 12.2 отражает зависимость величин циклических дефицитов и излишков от степени «кру­тизны» графиков налоговой и бюджетных функций. Угол на­клона налоговой функции Т определяется величиной предель­ной налоговой ставки t, а угол наклона функции государствен­ные расходов G — величиной у, которая характеризует соотно­шение изменений суммы получаемого трансферта и величины дохода: чем выше уровень дохода, тем выше вносимый налог и ниже трансферт, получаемый от государства.

Даже если упрощенно представить, что все получаемые го­сударственные расходы G — величина неизменная, не завися­щая от динамики текущего дохода, степень встроенной ста­бильности экономики оказывается тем выше, чем выше уро­вень налоговых ставок t и чем, соответственно, круче линия Т. Величины циклических бюджетных дефицитов и излишков больше в положении Т, чем в положении Т, поэтому встроен­ные стабилизаторы сильнее влияют на рост или снижение сово­купного спроса.

В то же время увеличение степени встроенной стабильности экономики противоречит другой, более долгосрочной цели фис­кальной политики — укреплению стимулов к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Стимулы к инвестированию, предприниматель­скому риску и труду оказываются относительно сильнее при сравнительно более пологой кривой налоговой функции, что может быть достигнуто путем снижения предельных ставок на­логообложения. Однако это снижение сопровождается сокра­щением величин циклических бюджетных дефицитов и излиш­ков, а следовательно, и снижением степени встроенной ста­бильности экономики. Выбор между кратко- и долгосрочными эффектами фискальной политики — сложная макроэкономи­ческая проблема как для промышленно развитых, так и для пе­реходных экономик.

Встроенные стабилизаторы не устраняют причин цикличес­ких колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают размах этих колебаний. Данные о циклических бюджетных дефицитах (излишках) не позволяют достоверно оценивать эффективность мер фискальной полити­ки. Наличие циклически несбалансированного бюджета не озна­чает приближение экономики к состоянию полной занятости ре­сурсов. Последнее может иметь место при любом уровне выпус­ка. Поэтому встроенные стабилизаторы экономики, как прави­ло, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости.


432 Раздел III

Дискреционная фискальная политика — целенаправ­ленное изменение величин государственных расходов, нало­гов и сальдо госбюджета в результате решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема про­изводства и темпов инфляции.

В результате возникает структурный дефицит госбюд­жета — разность между расходами и доходами бюджета в ус­ловиях полной занятости при существующей системе налого­обложения. Следует отметить, что циклический дефицит не­редко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом.

Сложность определения уровня полной занятости ресурсов, естественного уровня безработицы и потенциального объема выпуска затрудняет расчеты структурных дефицитов госбюд­жета, хотя именно на основе динамики этих макроэкономиче­ских индикаторов оценивается эффективность мер фискальной политики в долгосрочной перспективе.

Оценки структурного дефицита используются в основном в промышленно развитых странах, где размеры бюджетных де­фицитов определяются в большей степени циклическими коле­баниями, а не дискреционными мерами правительства.

По характеру различают общий и первичный бюджетный дефицит. Общий дефицит равен фактическому, а первичный — это фактический дефицит за минусом выплат по государствен­ному долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.

Операционный дефицит — это общий дефицит государствен­ного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга. Обслужи­вание задолженности (т.е. выплата процентов по ней и посте­пенное погашение основной суммы долга — его амортизация) является важной статьей государственных расходов.

Квазифискальный {квазибюджетный) дефицит, существу­ющий наряду с официальным, — это скрытый дефицит госу­дарственного бюджета, обусловленный квазифискальной (ква­зибюджетной) деятельностью государства.

Квазифискальные операции включают, например, следующее:

• финансирование государственными предприятиями избы­точной занятости в государственном секторе и выплата им зара­ботной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;

• накопление в коммерческих банках большого портфеля недействующих ссуд — просроченных долговых обязательств государственных предприятий, льготных кредитов домашним








Date: 2015-09-24; view: 294; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию