Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Долга в Республике Беларусь





Бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаи­мосвязаны. Даже бездефицитный госбюджет не является при­знаком здоровья экономики, если у государства имеется боль­шой долг. Ежегодный дефицит может покрываться либо путем эмиссии денег, либо за счет роста государственного долга.

Если в стране существует бюджетный дефицит, правитель­ство вынуждено искать способы, чтобы покрыть превышение уровня своих расходов над величиной бюджетных поступле­ний. В большинстве случаев оно занимает средства у населения и фирм, продавая государственные облигации. Облигация, как известно, — это обязательство выплатить ее владельцу в опре­деленный момент в будущем оговоренную сумму денег. Посто-


Основы теории макроэкономики _______________________ 435

янно прибегая к подобным займам, правительство увеличивает свой долг перед населением и фирмами.

Государственный долг — это накопленная сумма задол­женности правительства владельцам государственных ценных бумаг.

Внутренний государственный долг — задолженность го­сударства населению и фирмам данной страны, являющимся держателями государственных ценных бумаг.

Внешний долг — задолженность государства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям.

Структура внутреннего и внешнего долга Республики Бела­русь представлены на рис. 12.3.

 

Всего за период 1992—2003 гг., поданным Минфина, Беларусью фактически было привлечено иностранных кредитов под гарантии Правительства Республики Беларусь на сумму 2624,7 млн дол. США.

Заемные средства использовались на закупку технологического оборудо­вания в рамках экспортоориентированных или импортозамещающих проек­тов, а также (частично) для пополнения оборотных средств предприятий. За счет средств внешних займов финансировались поставки оборудования для предприятий нефтеперерабатывающего комплекса, машиностроения, сель­ского хозяйства, связи и информатики, энергетики, легкой и местной отраслей промышленности. Развивалось сотрудничество и в сфере предоставления ин­жиниринговых и строительных услуг. Ряд реализованных проектов имели соци­альное значение.

В числе основных кредиторов Беларуси можно назвать Россию (804,71), Германию (599,49), Международный валютный фонд (259,94), Европейский


436_________________________________________ Раздел III

банк реконструкции и развития (174,63), Международный банк реконструкции и развития (160,75), Чехию (146,58)*.

Фактически в 2003 г. были профинансированы поставки товаров и услуг на сумму 48,83 млн дол. США, что значительно ниже уровня поступлений в тече­ние предыдущих трех лет (в 2000 г. — 152,9, в 2001 г. — 118,2, в 2002 г. — 142,54 млн дол. США). В I квартале 2004 г. фактически привлеченные средства внешних займов составили 6,363 млн дол. США.

Продолжалась реализация следующих проектов: строительство корпуса БГУ, центра коммерческих связей ЗАО «БелИнтерЭСТ», закупка сельхозтехни­ки РО «Белагросервис» (кредитная линия Германии); реконструкция завода полиэфирных текстильных нитей РУП «Светлогорское ПО "Химволокно"» (кре­дит Кувейта); модернизация инфраструктуры в социальной сфере (кредит МБРР); проект финансирования малого и среднего бизнеса (привлечение средств ЕБРР).

Снижение поступлений кредитных средств в республику в 2003 г. обуслов­лено как завершением ряда проектов (строительства ГП «Гостиничный ком­плекс "Минск"», реконструкции Мозырского НПЗ, закупки сельхозтехники и ма­шинокомплектов и др.), так и отсутствием новых валютоокупаемых инвести­ционных проектов (предложений). Количество задействованных источников внешнего заимствования сократилось до четырех (Германия, Чехия, Кувейт и МБРР) по сравнению с 2002 г., когда кредитные ресурсы поступали в рамках межправительственных и межбанковских соглашений с Россией, Германией, Австрией, Чехией, Польшей, Турцией, Кувейтом, ЕБРР и МБРР.

В то же время потенциал действующих кредитных линий значительно пре­вышает сумму привлеченных внешних государственных займов под гарантии Правительства. На сегодняшний день подтверждены возможности предостав­ления Беларуси кредитных линий Эксимбанками Турции и Ирана, консорциу­мом банков АКА под гарантии страхового общества «Гермес».

Кроме того, банковскими институтами и фондами России, Австрии, Швей­царии, Бельгии, Чехии, Польши, Венгрии, Сербии, Кувейта, а также междуна­родными организациями — Европейским банком реконструкции и развития и Международным банком реконструкции и развития осуществляется финан­сирование отдельных особо значимых инвестиционных проектов. Лимиты страхования и финансирования торговых операций указанными странами с Беларусью не установлены, что открывает новые возможности для реализа­ции взаимовыгодных инвестиционных проектов.


Подписанное 18 сентября 2003 г. в Лондоне соглашение между ЕБРР и «Приорбанк» ОАО предусматривает получение синдицированого кредита в размере 36 млн дол. Объем кредита Европейского банка, выступившего орга­низатором кредита, составит 12 млн дол. США, которые будут поступать в те­чение трех лет. Другая часть в размере 24 млн дол. США за два года должна быть предоставлена синдикатом из шести банков (Российской Федерации, Португалии, Германии и Австрии). Полученные средства предназначены на финансирование проектов предприятий малого и среднего бизнеса негосудар­ственной формы собственности, в том числе на инвестиции в основной и обо­ротный капитал, импорт товаров и услуг.

Источники: Закон Республики Беларусь от 18 ноября 2004 г. № 339-3

«О бюджете Республики Беларусь на 2005 год»;

данные Министерства финансов Республики Беларусь

* Данные приведены с нарастающим итогом по состоянию на 1 января 2004 г. в млн дол. США.


Основы теории макроэкономики _______________________ 437

Абсолютные размеры бюджетного дефицита и государствен­ного долга не могут служить надежными макроэкономическими показателями, тем более что задолженность обычно увеличива­ется при росте ВНП. Целесообразно использовать относительные показатели задолженности, к которым относятся следующие:

• показатели, характеризующие долговое бремя в долго­срочном периоде, т.е. степень зависимости национальной эко­номики от прошлого притока иностранного капитала: а) отноше­ние долга к ВНП, б) отношение долга к экспорту товаров и услуг;

• показатели потока, в прямой зависимости от величины которых находится потребность в краткосрочной корректиров­ке внешнеторговой и валютной политики, что обусловлено уравновешиванием платежного баланса (особенно если велика доля внешнего долга): а) отношение суммы обслуживания дол­га к ВНП, б) отношение суммы обслуживания долга к экспорту товаров и услуг.

Кроме того, в макроэкономическом анализе используется сравнительная динамика таких показателей, как отношение ВНП к численности населения страны и отношение долга к чи­сленности населения.

По показателям, используемым международными финансо­выми организациями для оценки внешнего долга, Республика Беларусь относится к группе стран с наименьшим уровнем за-кредитованности.

В 2004 г. отношение внешнего долга Беларуси к ВВП не пре­высило 4,3 % (максимально допустимый показатель по методике МВФ — 50 %); отношение платежей по обслуживанию и погаше­нию внешних займов к объему экспорта товаров и услуг составило 1,7 % (норматив — до 30 %); отношение внешнего долга к объему экспорта товаров и услуг — 6,4 % (норматив — не более 27,5 %).

Государственный долг увеличивается всякий раз, когда воз­никает дефицит госбюджета, и правительство вынуждено брать кредиты, чтобы оплатить свои расходы, не возмещаемые за счет налоговых поступлений. При избытке бюджета, напротив, превышение доходов над расходами помогает правительству расплатиться с населением, т.е. погасить свой долг.

У бюджетного дефицита и государственного долга имеются серьезные социально-экономические последствия.

Рост государственного долга способен сократить запас ка-питала в экономике. Тот, кто владеет государственными бума­гами, вместо них мог бы вложить средства в покупку акций предприятий или предоставление кредитов, финансируя тем самым инвестиции в физический капитал. Если по мере роста бюджетного дефицита сбережения не увеличиваются, то нали-








Date: 2015-09-24; view: 483; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию