Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тип 5: Текстовые данные
Можно выделить несколько ситуаций, когда социологу приходится работать с текстовыми данными. Эти ситуации следует рассматривать как три источника данного типа социологической информации. Во-первых, социолог сталкивается с такого рода информацией при работе с открытыми вопросами анкеты. Во-вторых, при работе с текстами различного рода неформализованных интервью, г. е. при работе с мягкими/гибкими методами сбора информации. Это результаты нарративного интервью, в основном использующиеся в биографическом к подходе изучению социальной реальности. Это результаты лейтмотивного интервью: индивидуального и группового (фокус — группа ). В-третьих, при работе с материалами средств массовой информации. В четвертых, при сборе эмпирической информации посредством так называемых проективных методов. Например, для изучения социальных норм используется метод неоконченных предложений, а для изучения идентичности методика двадцати самоопределений. Дальше мы будем рассматривать их как приемы измерения. Существуют принципиально разные подходы к анализу текстов. Первый из них заключается в преобразовании текстовой информации в «анкетные» данные. Для этого выбирается единица анализа, или единица исследования, или единица изучения, например, профессиональная карьера людей в случае, когда исходными текстовыми данными являются биографии людей. Составляется вопросник. На каждый эмпирический объект — профессиональную карьеру отдельно взятого человека — самим исследователем заполняется анкета. Вопросник содержит совокупность вопросов, интересующих социолога и характеризующих профессиональную карьеру респондента. Второй подход связан с так называемым контент-анализом [10, Книга 2, с. 39—102, 20]. Вы знаете, что контент-анализом называется формализованный подход к анализу текстов, который заключается в основном в подсчете числа повторяемости различных слов, однокоренных слов, словосочетаний. Известен классический пример, анализа социальных изменений в обществе на основе измерения площадей, отводимых газетой в разное время под разные тематические рубрики. Интересным является опыт отечественных социологов по контент-анализу брачных объявлений [4]. Третий подход обусловлен спецификой и целями исследования. Известен так называемый трансакционный анализ текстов. Он заключается в изучении образов, на которые ориентируется, например, газета. Такими образами являются условно «ребенок», «родитель», «взрослый». При анализе биографий, к примеру, одна из задач: организация информации по хронологическому и/или тематическому принципу. Это тоже можно отнести к третьему подходу анализа текстов. Единицей анализа при работе с текстами может быть все что угодно, потому что тексты — то, на чем исследователи зачастую решают задачи вторичного анализа. Образно говоря, это использование «старого» эмпирического материала для решения «новых» задач. Текстовая информация дает уникальную возможность многократного обращения к ней с разными целями, для по этапного «вытаскивания» необходимой социологу информации (для решения различных задач, проверки разных исследовательских гипотез). Обратите внимание! Мы использовали словосочетания с термином «анализ» как некие понятия. При этом они не являются только понятиями социологии. Это всё категории методологии науки (есть и такая отрасль науки). Когда социолог работает с текстовой информацией оказывается несколько бессмысленным разделение понятий: метод сбора информации, метод измерения, метод анализа. Целесообразнее использование понятий «логика анализа», «стратегия анализа». Вместе с тем в таком разделении всегда есть определенный смысл, ибо это как-то обогащает социолога, помогая мыслить альтернативно. Например, почему не может возникнуть вопрос: что-нибудь мы измеряем в рамках работы с текстовой информацией? По-видимому, да. Можно предложить такие контексты. Измерение как кодирование информации. Измерение как выделение типов чего-либо и кого-либо. Измерение как формирование структуры чего-либо. Что касается форм существования этого типа информации, можно отметить следующее. Из текстовой информации возможно получение и динамических рядов, и матриц данных вида «объект — признак». Динамический ряд получается, если проследить изменение за определенный период времени, например, площади газеты, отведенной под определенную рубрику. Задание на семинар или для самостоятельного выполнения По каждому типу информации (тип 1, тип 2, тип 3, тип 4, тип 5) ответьте на следующие вопросы: Участвует или не участвует социолог в сборе информации? Откуда она берется? Кто или что является источником информации? Какие методы сбора этого типа информации существуют? Что анализирует социолог посредством этой информации? Какие формы существования имеет тип информации? Возникает ли и как проблема измерения? Какие достоинства и недостатки имеет каждый тип с точки зрения пользователя? Date: 2015-09-24; view: 430; Нарушение авторских прав |