Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тип 5: Текстовые данные





Можно выделить несколько ситуаций, когда социологу прихо­дится работать с текстовыми данными. Эти ситуации следует рас­сматривать как три источника данного типа социологической информации. Во-первых, социолог сталкивается с такого рода ин­формацией при работе с открытыми вопросами анкеты. Во-вто­рых, при работе с текстами различного рода неформализованных интервью, г. е. при работе с мягкими/гибкими методами сбора ин­формации. Это результаты нарративного интервью, в основном использующиеся в биографическом к подходе изучению социальной реальности. Это результаты лейтмотивного интервью: индивиду­ального и группового (фокус группа ). В-третьих, при работе с материалами средств массовой информации. В четвертых, при сборе эмпирической информации посредством так называемых проек­тивных методов. Например, для изучения социальных норм ис­пользуется метод неоконченных предложений, а для изучения иден­тичности методика двадцати самоопределений. Дальше мы будем рассматривать их как приемы измерения.

Существуют принципиально разные подходы к анализу текстов. Первый из них заключается в преобразовании текстовой информа­ции в «анкетные» данные. Для этого выбирается единица анализа, или единица исследования, или единица изучения, например, про­фессиональная карьера людей в случае, когда исходными текстовы­ми данными являются биографии людей. Составляется вопросник. На каждый эмпирический объект — профессиональную карьеру отдельно взятого человека — самим исследователем заполняется анкета. Вопросник содержит совокупность вопросов, интересующих социо­лога и характеризующих профессиональную карьеру респондента.

Второй подход связан с так называемым контент-анализом [10, Книга 2, с. 39—102, 20]. Вы знаете, что контент-анализом называ­ется формализованный подход к анализу текстов, который заклю­чается в основном в подсчете числа повторяемости различных слов, однокоренных слов, словосочетаний. Известен классический при­мер, анализа социальных изменений в обществе на основе измере­ния площадей, отводимых газетой в разное время под разные тематические рубрики. Интересным является опыт отечественных социологов по контент-анализу брачных объявлений [4].

Третий подход обусловлен спецификой и целями исследова­ния. Известен так называемый трансакционный анализ текстов. Он заключается в изучении образов, на которые ориентируется, на­пример, газета. Такими образами являются условно «ребенок», «ро­дитель», «взрослый». При анализе биографий, к примеру, одна из задач: организация информации по хронологическому и/или тема­тическому принципу. Это тоже можно отнести к третьему подходу анализа текстов.

Единицей анализа при работе с текстами может быть все что угодно, потому что тексты — то, на чем исследователи зачастую ре­шают задачи вторичного анализа. Образно говоря, это использова­ние «старого» эмпирического материала для решения «новых» задач. Текстовая информация дает уникальную возможность много­кратного обращения к ней с разными целями, для по этапного «вытаскивания» необходимой социологу информации (для реше­ния различных задач, проверки разных исследовательских гипо­тез). Обратите внимание! Мы использовали словосочетания с тер­мином «анализ» как некие понятия. При этом они не являются только понятиями социологии. Это всё категории методологии на­уки (есть и такая отрасль науки).

Когда социолог работает с текстовой информацией оказывает­ся несколько бессмысленным разделение понятий: метод сбора ин­формации, метод измерения, метод анализа. Целесообразнее ис­пользование понятий «логика анализа», «стратегия анализа». Вместе с тем в таком разделении всегда есть определенный смысл, ибо это как-то обогащает социолога, помогая мыслить альтернативно. Например, почему не может возникнуть вопрос: что-нибудь мы изме­ряем в рамках работы с текстовой информацией? По-видимому, да. Можно предложить такие контексты. Измерение как кодирование информации. Измерение как выделение типов чего-либо и кого-либо. Измерение как формирование структуры чего-либо.

Что касается форм существования этого типа информации, мож­но отметить следующее. Из текстовой информации возможно по­лучение и динамических рядов, и матриц данных вида «объект — признак». Динамический ряд получается, если проследить измене­ние за определенный период времени, например, площади газеты, отведенной под определенную рубрику.

Задание на семинар или для самостоятельного выполнения

По каждому типу информации (тип 1, тип 2, тип 3, тип 4, тип 5) ответьте на следующие вопросы:

 Участвует или не участвует социолог в сборе информации?

 Откуда она берется?

 Кто или что является источником информации?

 Какие методы сбора этого типа информации существуют?

 Что анализирует социолог посредством этой информации?

 Какие формы существования имеет тип информации?

 Возникает ли и как проблема измерения?

 Какие достоинства и недостатки имеет каждый тип с точки зрения пользователя?







Date: 2015-09-24; view: 430; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию