Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тип 1: Данные типа «государственная статистика»





Этот тип данных происходит из различных видов докумен­тальных источников {10, Книга 2, с. 39—68]. Общей характерис­тикой рассматриваемого типа является то, что это — совокуп­ность данных объективного характера, описывающая некий социум (государство, регион, область, предприятие, социальную общность и т. д.) впространстве и во времени. В свою очередь данный тип состоит из нескольких специфических частей, обус­ловленных различиями в источниках информации и в объектах анализа. Рассмотрим их:

I. Информация, которая собирается регулярно (ежегодно) о различных сторонах жизнедеятельности общества и хранится в ар­хивах различного профиля. Например, в знакомой вам работе (10, Книга 1, с. 44-47] приводится список из 11 архивов, существу­ющих только в нашей стране. Этот список возглавляет Госкомстат Российской Федерации. Эта организация является основной по сбору и систематизации статистических данных. Обратите внимание, в каком контексте используется термин «статистика». В рамках ООН издаются статистические ежегодники по демографии, культуре, эко­номике, труду, здравоохранению, торговле, питанию и т. д. В них содержатся значения социальных показателей по всем странам мира. Эти данные содержат в себе социальные показатели в явном и в неявном виде. В явном виде — когда показатель рассчитан как не­кий индекс на основе эмпирических индикаторов. Например, уро­вень скрытой безработицы. В неявном виде — когда есть основа для формирования социального показателя. В частности, в междуна­родной системе статистических показателей разработана и суще­ствует система социальных показателей качества жизни. Эта систе­ма состоит из 186 показателей по 11 социально значимым областям [6, с. 127], таким, как численность и структура населения (17); се­мья и домашнее хозяйство (14); социальная стратификация и мо­бильность (8); распределение дохода, потребления и накопления (12); жилище (16); распределение времени и досуга (7); социальное обеспечение (7); образование (14); работа по найму (35); здоровье (30); общественный порядок и безопасность (26). Цифры означают число показателей по каждой области.

Из этого примера можно сделать следующий вывод: чем боль­ше социальных показателей в рамках государственной статистики, тем лучше социологу. Объектами анализа для социолога являются страны, области жизнедеятельности, социальные общности, соци­альные показатели.

2. Данные переписи населения. В нашей стране, как и в боль­шинстве стран, переписи проводятся один раз в десять лет. После­дняя сплошная перепись была в 1989 году. Вместе с тем Госкомстат регулярно проводит 5-процентные переписи населения, которые яв­ляются источником статистических данных. Опросные листы, ис­пользуемые в переписях, носят характер социологических анкет, но в отличие от последних по ним не получают мнений, суждений респондентов, а только объективные данные (о возрасте, об образо­вании, о жилищных условиях и т. д.). Такого рода данные социоло­ги сокращенно называют обьективкой.

Источником информации в данном случае является индивид, а объектами анализа — социальные общности, регионы, социальные показатели.

3. Данные специальных исследований об условиях жизни. Гос­комстат регулярно (ежегодно) проводит исследования использова­ния бюджета семьи, т. е. изучает на разных типах семьи потреби­тельскую корзину. В данном случае источником информации является семья, а объектами анализа — семья, статьи бюджета.

4. Результаты выборов, референдумов. Это особый вид статис­тики. Источник информации — территориальное образование (ре­гион, область, район, округ, участок). Объекты анализа — кандида­ты, территориальные образования, электоральное поведение.

5. Специфические документальные источники в виде архивов предприятий и т. д. [10, Книга 1, с. 39—68].

Таким образом, рассматриваемый нами тип социологической информации содержит характеристики социальных процессов на разном уровне их исследования: на социетальном, институциональ­ном, групповом и личностном, индивидуальном. Это во-первых. Во-вторых, в них (в типе данных) отражена динамика социальных процессов. В третьих, это объективные характеристики жизнедея­тельности людей, не зависящие от их субъективных оценок.

Социолог обращается к такого рода данным и работает с ними в нескольких ситуациях, важных с позиции методологии анализа.

1. Тогда, когда социолог изучает непосредственно те социальные показатели, которые содержатся в этом типе информации. В соци­ологии можно выделить как минимум три области социологичес­ких исследований, опирающихся на данные государственной ста­тистики. Это такие области, как анализ социальных систем (общество рассматривается как система), социальная демография (изучает смертность, рождаемость, миграцию и т. д.) и экономи­ческая социология. Из сказанного не следует, что в этих областях не используются другие типы данных. Специфичным в этой ситу­ации является появление новых социальных показателей и усо­вершенствование методики расчета старых.

2. Вторая ситуация, когда социолог обращается к государствен­ной статистике заключается в следующем. Этот тип информации может не содержать необходимых для социолога социальных пока­зателей, но в этой информации есть характеристики, играющих роль эмпирических индикаторов для формирования социальных показа­телей. Последние можно обозначить как индексы, производные показатели, обобщенные показатели. Отсюда возникает постоян­ная необходимость в изучении способов формирования индексов. Формирование индексов можно другими словами назвать измерени­ем социальных показателей с помощью индексов.

3. Третья ситуация возникает при обращении к государствен­ной статистике с целью формирования выборочных совокупностей [1, с. 145—189, 15, с. 200—235, 25, с. 69—75]. В этом случае, как минимум, возникает необходимость в выделении совокупности по­хожих, схожих, близких, однотипных групп объектов (районов, об­ластей). Это необходимо для того, чтобы из каждой группы ото­брать один или несколько объектов для обследования.

Задача формирования выборки, выборочной совокупности объектов — очень сложная задача в социологии. Мы рассматриваем упрощенную ситуацию.

Понятие близости между объектами является важным понятием методологии анализа социологической информации. Чисто техни­чески выделение однотипных объектов сводится к необходимости сжатия информации. А это есть одна из основных задач анализа — задача группировки, классификации, разбиения. Соответственно, требуется освоение приемов такой процедуры. Кстати, вы обратили, наверное, внимание на то, что книга Нейла Смелзера «Со­циология» (1994) начинается как раз с рассмотрения задач груп­пировки.

В содержательном аспекте эта задача решается в рамках одно­го из языков анализа, а именно типологического анализа в социо­логии. В последних разделах книги эта разновидность анализа будет рассмотрена отдельно.

Для нас важным является то, что социолог, обращаясь с разной целью к данным первого типа, должен освоить приемы, способы работы с такими формами существования этой информации, как динамические ряды, вариационные ряды, матрицы типа (объект — признак). Рассмотрим эти формы.

Динамическим рядом называется совокупность значений соци­ального показателя /х/ за t лет, т. е. изменение показателя во вре­мени. Динамический ряд имеет следующий вид:

(1)

Вариационным рядом называется совокупность k возможных значений социального показателя х и частота встречаемости этих значений в заданной группе объектов, т. е. изменение показателя в пространстве. Вариационный ряд имеет вид:

К примеру, х 2 —второе из возможных значений показателя, п 2 -частота встречаемости этого значения.

Матрицей типа (объект — признак) называется совокупность данных следующего вида:

В матрице (3) строки соответствуют n -объектам, а столбцы— k -показателям. К примеру, х22 - значение 2-го показателя для 2-го объекта.

Эти формы существования информации возникают во многих отраслях науки, которые опираются на эмпирию. Поэтому вне со­циологии существуют научные направления (анализ временных ря­дов, методы дескриптивной статистики, многомерный статистичес­кий анализ и т. д.), где разработаны методы, приемы, способы работы с данными формами информации. Разумеется, их необхо­димо освоить, но только в контексте содержательных задач, кото­рые социолог решает с помощью этих методов. Мы рассмотрим позже некоторые из этих приемов, освоив которые вы сможете обратиться к более сложным методам статистического анализа и методам мате­матического моделирования в социологии.

Рассмотренный выше тип информации, с точки зрения социо­лога-пользователя, обладает двумя недостатками: возможными не­полнотой и недостоверностью. Первое заключается в том, что она может не содержать информации, интересующей социолога. Вто­рое означает следующее. Например, известен факт, что в процессе переписи населения женщины занижали свой возраст. Это приво­дит к невозможности правильного прогноза доли населения пенси­онного возраста в определенные годы. Известно также занижение показателей детской смертности в годы, когда эта статистика была закрытой.

Тип 2: Данные, полученные с помощью анкет «простой» структуры.

Представляется целесообразным разделить информацию, полу­чаемую (собираемую) социологом посредством жесткоформализованных методов опроса, на две части. В точки зрения задач анализа эти части имеет смысл рассматривать как два различных типа соци­ологической информации. Первый из этих типов, к анализу кото­рого мы переходим, получается в результате изучения обществен­ного мнения (маркетинговые исследования, мониторинги разного вида). Эти исследования, как правило, носят описательный харак­тер, и в них используются прямые, простые, однозначно интерпре­тируемые вопросы и ответы на них. В них не ставятся глубокие аналитические задачи, не ищутся ответы на вопрос «Почему это?..». Главная проблема в этих исследованиях — проблема репрезентатив­ности выборки. Инструмент социологического исследования — жес­тко структурированная анкета, достаточно короткая и содержащая несложные вопросы. Это обусловлено тем, что анкета рассчитана на неоднородную (по образованию, возрасту и т. д.) совокупность респондентов.

Основная задача анализа — изучение, условно говоря, поведе­ния отдельных эмпирических индикаторов (ЭB) как по всей сово­купности респондентов, так и по отдельным группам. Форма суще­ствования информации для этой задачи —вариационный ряд вида (2). Он состоит из возможных вариантов ответа на вопрос (как-то закодированных, зашифрованных) и частот (числа респондентов, выбравших тот или иной вариант ответа). Социолог оперирует рас­пределением респондентов по отдельным вариантам ответа, т. е. ря­дов вида:

n1, n2,..., nk-1 nk,

где n 2 — число респондентов, выбравших 2-й вариант ответа на вопрос, a k — число заданных вариантов ответа.

Среди ЭИ будут и так называемые вопросы с совместными аль­тернативами, имеющие несколько вариантов ответа. Анализ пове­дения таких ЭИ также сводится к анализу распределений.

Другая задача анализа, которая возникает в рамках рассматри­ваемого нами типа информации, — изучение совместного поведения двух ЭИ (X и Y). Такое поведение отражается в так называемой таблице сопряженности. Например, таблица 1.3.1 — таблица сопряженности X х Y, где X имеет три варианта ответа, a Y — четыре.

Таблица 1.3.1

Таблица сопряженности двух эмпирических индикаторов

Y X        
  n11 n12 n13 n14
  n21 n22 n23 n24
  n31 n32 n33 n34

 

В ячейке (клетке) таблицы стоит число респондентов, удовлет­воряющих условию строки и столбца. К примеру, п32 равно числу респондентов, у которых Х=3 и Y=2.

В общем виде второй тип информации существует в виде мат­рицы типа «объект — признак», где объектами являются респонден­ты, а признаками — ЭИ (вопросы анкеты). Из этой матрицы получа­ются распределения: одномерные (социологи их называют простыми распределениями или линейками) для отдельно взятых ЭИ и дву­мерные для двух ЭИ. Таблицы сопряженности, полученные для различных групп респондентов, выводят нас на многомерные распре­деления, на многомерный анализ данных.

.В случае рассмотрения анкет простой структуры правомерно ставить вопросы кодирования, возможных вариантов ответа на воп­росы анкеты. Кодирование информации уже означает, что мы не­которое свойство как бы и измерили. Ведь вполне правомерны воп­росы: «Как измерить пол респондента?», «Как измерить возраст респондента?», «Как измерить политические пристрастия респон­дента?» и т. д. К примеру, ответ на первый вопрос очень прост. Для этого необходимо провести опрос по вопроснику, в котором при­сутствует в закодированном виде соответствующий вопрос:

Date: 2015-09-24; view: 377; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию