Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вторая проблема
Существование «статистического» и «гуманитарного» подходов (традиций, парадигм) при исследовании социальной реальности. В процессе дальнейшего изложения мы перестанем употреблять словосочетание «эмпирическая социология», заменяя его на «социология». В книге речь идет только об эмпирической социологии. Такая оговорка существенна. Область, обозначенная как «методология анализа данных», предметом которой является исследование взаимодействия между теоретическим и эмпирическим уровнями получения знания, — сложная и пока недостаточно сформировавшаяся часть социологии. Итак, вы должны были обратить внимание, прослушав, как минимум, курсы «Введение в социологию» и «История социологии», на следующую ситуацию. Существует два принципиально различных подхода к изучению социального в ситуации, когда источником информации является индивид. При этом он выступает в роли респондента или эксперта. В упрощенной форме эти подходы опираются на следующие суждения. Первый подход. Массовые явления имеют статистический характер, т. е. если изучить достаточно большое количество проявлении изучаемого социального явления, то само явление будет познано. В рамках этого подхода, который мы условно называем статистическим подходом, статистической традицией, индивид — представитель некоторой общности, Носитель информации о социальном феномене. Индивиды взаимозаменяемы, и их индивидуальные особенности как таковые не представляют для социолога особого интереса. Отсюда понятие об изучаемой генеральной совокупности и выборке. Генеральная совокупность — та общность, которую мы изучаем (молодежь России, студенческие семьи, «новые русские», курильщики, наркоманы, пенсионеры и т. д.). Выборка — та часть генеральной совокупности, которую мы непосредственно наблюдаем. Посредством изучения эмпирических закономерностей по выборочным данным делаются выводы относительно всей генеральной совокупности. Выборка, естественно, должна быть репрезентативной, т. е. все эмпирические закономерности, полученные по ней, можно распространить и на всю генеральную совокупность. При этом считается, что отклонения эмпирических закономерностей от реальных носят случайный характер. Без использования таких понятий как «доверительный интервал», «ошибка выборки», невозможно распространение того, что получено для выборки на всю генеральную совокупность. Первое понятие означает, что существует интервал вокруг значения (для выборки) характеристики, в котором находится истинное (для генеральной совокупности) значение этой характеристики. Второе понятие используется для оценки отклонения выборки от генеральной совокупности. Эти понятия взаимосвязаны между собой. Проблематика формирования выборочных совокупностей составляет так же, как и методология анализа данных, отдельный раздел методологии социологических исследований. Прочтите по выборке интересный материал в книге Г.С. Батыгина «Лекции по методологии социологических исследований» [1,с. 145—189]. В рамках статистической традиции основной метод сбора информации — метод опроса посредством формализованного (жестко структурированного) вопросника. Для формирования выборочных совокупностей используются в основном данные государственной статистики. Опираясь на эту традицию, социолог решает такие проблемы, как доказательное описание социальной реальности, проверка описательных и объяснительных гипотез, поиск и объяснение эмпирических закономерностей модального (распространенного) характера. Применение математического анализа в социологии обычно и не всегда оправданно связывают только с этим первым подходом. Второй подход. Сторонники этого подхода считают, что с помощью жестко формализованных методов опроса нельзя заглянуть в глубину социального. Индивид неповторим, и он не проявление социального, а как бы само социальное явление. Отсюда так называемые качественные подходы (качественные методы, качественная методология). Социолог ищет ответы на вопросы: Что это? Зачем это? Откуда это! В каких формах существует это? Каковы причины этого? Функции понимания и объяснения выходят на первый план, но относятся к индивидуальному уровню, а не к эмпирическим закономерностям на общностях. Самым трудным в рамках этого подхода является переход от глубины индивидуального, от исследования случая (кейс-стади) как типики к общим закономерностям. В этом случае методами сбора информации являются различные виды неформализованного интервью, наблюдение. Вы уже знакомы с терминами нарративное (повествовательное) интервью, лейтмотивное и фокусированное (на заданную тему) интервью [10, 24]. Процесс получения знания — искусство социолога. Если в рамках первого подхода социологи увлекаются описанием эмпирических закономерностей модального характера, то в рамках второго — описанием эмпирических закономерностей антимодального (мало распространенного) характера. Всю совокупность социологических исследований, опирающихся на первый из обозначенных выше подходов, можно назвать исследованиями в рамках статистической парадигмы. Соответственно, исследования, которые опираются на второй подход, — исследованиями в рамках гуманитарной парадигмы. Сама по себе тема «многопарадигмалъности», «полипарадигмальности» в социологии не является предметом нашего рассмотрения. Как известно, парадигма — это признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решения [8]. Очевидно, что оснований для выделения подходов, традиций, парадигм к изучению социального может быть несколько. К примеру, следует упомянуть известную вам работу Н. Смелзера [16, с. 18], где выделяется пять подходов при изучении социальных фактов: демографический, психологический, коллективистический, культурологический и подход, основанный на выявлении взаимоотношений. Вы знаете, что парадигмами являются и различные теоретические течения в социологии. С точки зрения приемов, способов работы с социологической информацией рассматриваемое нами основание носит принципиальный характер, в отличие от всех других оснований. При этом пара терминов «статистический подход — гуманитарный подход» более приемлема, чем другие пары, существующие для обозначения тех же подходов. Связано это со следующей ситуацией. Для обозначения этих двух подходов обычно социологи пользуются парой понятий «количество и качество». Эта пара носит неприемлемый оттенок противостояния. Прочтите хотя бы некоторые работы [2, 24, 26]. В рамках эмпирической социологии разведение количественного и качественного подходов — исторически сложившийся факт, который наносит огромный вред, и особенно студенту. Это своего рода «анахронизм на теле эмпиричессоциологии». С точки зрения методологии анализа данных существует вечный закон перехода от качества к количеству, а затем от этого количества переход к «новому» качеству (для аналогии вспомним философский закон перехода количества в качество). Рассмотрим элементарный пример. Предположим, вы изучаете такую социальную проблему, как проституция в России. При этом не в наши дни, а в 70-е годы. Очевидно, что никакое анкетирование не помогло бы вам в изучении этого феномена. Почему? В те годы эта тема была закрыта для социолога. Это во-первых. Во-вторых, речь идет о социально неодобряемом поведении и предполагаемый респондент вряд ли захотел бы отвечать на вопросы предложенной социологом анкеты. В третьих, вы проводили бы свое исследование в ситуации отсутствия элементарного социального портрета изучаемой общности, в отсутствие априорных знаний об изучаемой совокупности. Отсюда и вывод, что явление проституции в той социальной реальности можно было изучать только посредством мягкого, нежесткого, исключительно качественного подхода. Исследовательская задача потребовала бы именно такого подхода вне зависимости от желаний и предпочтений социолога. Это неоспоримый факт. Если взять этот феномен сегодня, в 90-е годы, то ситуация резко меняется. Сегодня это деятельность, мягко говоря, одобряемая и тема абсолютно открытая. Более того, можно говорить и об определенной степени изученности и структурированности этого социального явления. Известны формы его существования, примерные жизненные пути женщин «легкого» поведения, факторы, повлиявшие на выбор «профессии» и т. д. Соответственно, применение жестких, формализованных подходов к изучению проституции не только возможно, но и нужно. Как видим, изменение исследовательской ситуации привело к изменению исследовательских задач. Можно сказать и по-другому. Изменилась проблемная ситуация, и изменились цели исследователя. И в этой изменившейся ситуации социолог хочет и может получить количественные характеристики, например, о степени распространенности отдельных типов проституции в различных регионах России. Можно рассмотреть и другие примеры. Изучение таких социальных феноменов наших дней, как «новые русские», «средний класс», требует мягких, гибких, сугубо качественных подходов. Безотносительно к специфике конкретно взятого фрагмента социальной реальности такие феномены, как «жизненная стратегия человека», «пути поколений» [19] и т. д., изучаются посредством сочетания качественных и количественных подходов. В любом социологическом исследовании, где ставятся задачи глубокого изучения социальных феноменов и поиск ответа на вопрос: «Почему э то?», используются одновременно оба из обозначенных подходов в разной последовательности или параллельно. К примеру, при изучении социального через биографии людей возможно применение и формализованных процедур анализа данных. Правда, только в том случае, когда число собранных биографий достаточно велико и, соответственно, возникает задача систематизации и обобщения эмпирического материала. Что же касается применения конкретных математических методов анализа, то в этом случае могут потребоваться методы, непривычные социологу (теория графов, математическое моделирование). Зачастую социолог под математическими методами подразумевает так называемые методы статистического анализа. Соответственно, складывается ситуация неприятия любой математики, если методы статистического анализа не дают желаемого результата. Для обозначения статистической и гуманитарной парадигм в социологии пользуются такими парами понятий, как «дедукция — индукция», «восходящая — нисходящая» исследовательская стратегия. В отечественной социологии эти пары практически не используются. У нас пока используется пара «количество — качество» с оттенком противопоставления и противостояния. В случае статистической парадигмы можно говорить о дедуктивно-индуктивном (от общего к частному) характере рассуждений при разработке концептуальной схемы социологического исследования. В случае гуманитарной парадигмы имеем пример индуктивно-дедуктивного (от частного к общему) характера построения «тела» исследования. На наш взгляд, студенту пока нет никакой необходимости разбираться в этих аналогиях. Самый важный вывод, вытекающий из рассмотрения двух подходов (двух традиций, двух парадигм): выбор подхода или логика сочетания подходов обусловлены ц елью исследования, исследователь скими задачами, исследовательской ситуацией. В рамках методологии анализа данных важны не столько сами подходы, сколько то, что проблема подходов естественным образом переходит в плоскость существования различных типов информации (в том числе и текстовой), различных приемов работы с этими типами и выбора логики анализа в социологическом исследовании. В этой плоскости нет места противостоянию качества количеству. В контексте работы с различными типами информации представляется целесообразным использование такой пары понятий: восходящая стратегия анализа данных (от частного к общему) — нисходящая стратегия анализа данных (от общего к частному), когда речь идет о построении в исследовании логической схемы анализа. А известные пары терминов «мягкие» (гибкие) — «жесткие», «слабо формализованные» — «сильно формализованные», «слабо структурированные» — «сильно структурированные» представляется целесообразным соотнести с методами сбора информации, откуда они исторически произошли. Date: 2015-09-24; view: 294; Нарушение авторских прав |