Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первая проблема





Многозначный характер использования понятий в социологии. Возьмем самые общие понятия, такие, как анализ, формализация, операционализация и метод. Известно, что в формальной логике (раздел философии) анализ — это расчленение, разложение целого на элементы, а синтез — объединение элементов в целое. В эмпи­рической социологии «анализ» включает в себя как процедуру раз­ложения, так и объединения.

Когда социолог строит модель изучения социальной реальности (он ее умозрительно строит всегда), он как бы расчленяет эту ре­альность на составные части, элементы. Речь идет о сугубо качественных моделях, о понимании изучаемого фрагмента реальности. Ведь каждый социолог имеет свое собственное мировоззрение, свой собственный язык восприятия этой реальности, т. е. он всегда при­верженец какой-то парадигмы, сторонник какой-то теории средне­го уровня. А это все и можно обозначить как модель, которую со­циолог умозрительно строит.

У студентов-гуманитариев термин «модель» вызывает негатив­ное отношение и связывается с каким-то формализмом, с матема­тикой, которую они априори не жалуют. Такая позиция неверна по своей сути, и не следует бояться этого термина. «Модель» — это элемент языка анализа. И только в частности разновидностями мо­делей являются математические модели.

Когда же социолог интерпретирует эмпирические закономер­ности, он проводит процедуру объединения для перехода от част­ного к общему. Что означает понятие эмпирическая закономерность?Это очень важное понятие методологии анализа. В самом простом случае эмпирическими закономерностями являются эмпирически установленные факты, такие, как, например:

1. Господин Икс получил на выборах 20% голосов избирателей.

2. 95% студентов, успевающих на 4 и 5, полностью или час­тично удовлетворены тем, чему их учат на социологическом фа­культете:

3. О том, что такое социальная реклама, знают 20% пенсионе­ров и 40% молодежи.

В более сложном случае эмпирическая закономерность — это описание, например, существующих типов людей по образу жизни, по структуре ценностей, по жизненным стратегиям, по политичес­кой активности и т. д. Разумеется, речь идет не о реально существу­ющих типах, а о видах поведения, полученных с помощью анализа эмпирии.

Во-вторых, понятие «анализ», которое мы рассматриваем, на различных этапах социологического исследования трактуется по-разному. Представим себе упрощенную схему социологического ис­следования, опирающегося на эмпирические данные. Она состоит из трех элементов:

 Концептуальная схема исследования. В нее входят опреде­ления предмета, объекта, цели, задач, гипотез исследования, а так­же понятийный аппарат исследования.

 Методика сбора эмпирических данных, т. е. эмпирическая интерпретация понятий и инструментарий исследования.

 Методика обработки данных, т. е. формы представления информации, методы первичного анализа данных, логика примене­ния математических методов.

На всех этих трех уровнях понятие «анализ» имеет различную трактовку. Например, на последнем из трех уровней анализ может интерпретироваться как статистическая обработка информации, применение какого-нибудь математического метода, вычисление некоторого логического индекса (обобщенного показателя, полу­ченного на основе некоторых эмпирических индикаторов посред­ством использования логических операций, например, конъюнк­ция и дизъюнкция) и т. д. Что касается второго уровня, можно говорить об анализе познавательных возможностей вопросов анке­ты или другого рода эмпирических индикаторов. Если же взять пер­вый из этих трех уровней, то под анализом могут пониматься раз­личные логические схемы проверки гипотез исследования (если таковые в исследовании имеются), логика решения задач разного класса, логика интерпретации эмпирических закономерностей. Ра­зумеется, исходя из парадигмы и теорий среднего уровня.

В целом же любое социологическое исследование есть анализ фрагмента социальной реальности. Дефиниция (определение) тер­мина «анализ» в социологии возможна только тогда, когда термин используется в определенных словосочетаниях. Например, таких, как:

Логика анализа, стратегия анализа, первичный анализ данных, статистический анализ, вторичный анализ, анализ данных, математичес­кий анализ, типологический анализ, факторный анализ, причинный анализ, сравнительный анализ и т. д.

Пока мы вынуждены отказаться от введения их дефиниций. Отметим лишь, что в работе [17, с. 663] употреблено 18 словосоче­таний с термином «анализ», в Энциклопедическом социологичес­ком словаре [23, с. 925] — более 20.


Рассмотрим другие примеры многозначности использования понятий. К примеру, понятие «формализация». Оно трактуется по-разному методологами и математиками. Если методологи под ним понимают логические схемы, качественные модели, то для матема­тиков формализация — это использование каких-то математичес­ких методов (формул, графиков, графов и других математических моделей и конструктов).

Сравним, как понимают операционализацию методологи и ме­тодисты. Для первых это понятие означает введение операциональ­ного определения. Операциональным определением абстрактного понятия называется одна из его дефиниций. Для вторых это поня­тие обозначает переход от теоретических понятий исследования к эмпирически интерпретируемым понятиям и далее к эмпиричес­ким индикаторам.

Мы уже несколько раз упомянули понятие «эмпирический инди­катор», известное вам из курса «Методы сбора...». Вы знаете, что речь идет о том, значение чего можно получить, наблюдать. Это то, посредством чего можно получить эмпирические данные. Эмпири­ческий индикатор — наблюдаемый признак. Например, для социолога эмпирическими индикаторами являются вопросы анкеты (о возрасте, социальном положении, политических пристрастиях, ме­сте работы и т. д.); доли голосов на выборах за различных кандида­тов; социальные показатели в государственной статистике (о рождаемости, смертности, безработице и т. д.); число встречаемости некоторых терминов в тексте; реакции респондента на некие сти­мулы, зафиксированные в какой-либо форме. Что касается послед­него, то вы знаете о существовании различных психологических тестов, построенных на принципе «стимул — реакция».

Из рассмотрения понятий «формализация» и «операционализация», выделяем два основных понятия языка анализа: логическая формализация и математическая формализация. Первое означает структурирование, построение логических схем изучения чего-либо, анализа чего-либо, а второе — применение любых математических конструктов (формул, методов, моделей и т. д.) в социологии. И что самое важное, второе не может существовать без первого, а первое может существовать без второго.

В замечательной книге В. И. Паниотто и B.C. Максименко «За­чем социологу нужна математика?» [9] авторы легко и убедительно отвечают на вопрос: «Зачем же социологу математика?» Материал в ней излагается в форме беседы трех участников, обозначенных со­кращенно как

У — учитель, ученый,

Г — Григорий, ученик с гуманитарным складом мышления,

М — Михаил, ученик с математическим складом мышления.

Первый из учеников (Г) естественно сопротивляется всякой математической формализации. Соответственно, второй ученик (М) все на свете хочет формализовать. Разумеется, роль учителя (У) сво­дится к тому, чтобы разобраться в ошибочных суждениях как одно­го, так и другого ученика, и предложить адекватный исследователь­ской ситуации способ рассуждений.

Обратимся к понятию «метод». Пожалуй, это одно из самых важных понятий методологии социологических исследований. Ме­тодом принято называть:

 подходы к изучению социального (метод опроса, каче­ственный метод, количественный метод, биографический метод, анализ социальных систем, моделирование социальных процессов),


 методы получения информации (анкетирование, интер­вью, наблюдение, анализ документов),

 отдельные техники, приемы сбора информации для изме­рения чего-либо...

 математические методы, применяемые в социологии,

 логические схемы анализа в исследовании.

Такая многозначность создает большие сложности для студен­та. Под методом сбора информации мы будем понимать методы как получения, так и техники сбора. Пока под методами анализа дан­ных (информации) будем понимать совокупность приемов, спосо­бов, участвующих в систематизации, обобщении, «переваривании» эмпирии.

Причин многозначности употребления одних и тех же терми­нов много, и они очевидны. К таковым относятся следующие:

 В социологии существует внутреннее разделение труда (ме­тодологи, методисты, социологи разного профиля, математики, про­граммисты).

 Социология как наука находится на стыке наук (философия, математика, психология и т. д.).

 Для социологии характерно структурное деление (отрасле­вое знание, системное знание, теоретическое знание, эмпиричес­кое знание и т. д.).

Рассмотрение такого рода терминов, неоднозначно используе­мых в социологии, можно было бы продолжить. Но важно лишь то, что вам, как будущим профессионально образованным социологам, необходимо освоить большое количество литературы разного про­филя, где упомянутые понятия будут носить разное толкование.







Date: 2015-09-24; view: 308; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию