Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные институты. Социальные институты: понятие и признаки





Социальные институты: понятие и признаки.

Семья: структура, функции и ролевое поведение её членов. Основные фазы развития семьи. Современные тенденции изменения семьи.

Государство, его характеристики и функции. Концепция правового государства.

Институт собственности как регулятор взаимодействия предпринимателей, менеджеров, рабочих и потребителей.

Институт образования: структура и функции.

Разновидности социального института религии. Процессы сакрализации и секурялизации.

Взаимодействие социальных институтов.

 

 

9. Социальная организация

Организация: понятие, основные черты. Типология организаций.

Бюрократия. Идеальная модель бюрократической организации М.Вебера. Дисфункции бюрократии.

Управление в организации. Функции руководителей высшего, среднего и низового звеньев. Управляемость организации. Стиль руководства. Самоорганизация в управлении.

 

10. Проблемы модернизации общества

Теория модернизации. Органическая и неорганическая модернизации. Особенности модернизации российского общества: экономика, здравоохранение, демографическая обстановка, экологическая ситуация, девиантные явления, легитимность власти.

Глобализация сообществ. Теория мировой системы и теория зависимости. Линия противостояния (Север-Юг) и линия взаимодействия (Восток-Запад). Россия как»сердце мира».

Перспективы социальных изменений. Характеристика основных тенденций общественной жизни в России: социальные тенденции, национальная экономика, политика, образование и технология.

 

 

11. Технология и методы социологического анализа

Разработка программы исследования. Постановка проблемы. Определение целей и задач исследования. Описание объекта и предмета анализа. Выдвижение гипотез. Операционализация и интерпретация понятий.

План действий социолога. Обоснование выборки. Проблема репрезентативности исследования. Методы сбора информации: устный и письменный опрос, наблюдение, эксперимент, анализ документов, тестирование.

Обработка и анализ данных. Процедуры редактирования и кодирования. Методы ранжирования и шкалирования. Математико-статические методы обработки информации. Обобщение результатов исследования.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Семинарское занятие 1.

Место и роль социологии в науке и обществе

Вопросы для обсуждения

1. Репутация социологии в современном российском обществе. Особенности научного знания о социальной жизни людей. Социальное.

2. Социология в системе обществознания, её взаимоотношение с философией, идеологией. Отличие этой дисциплины от других социальных наук – истории, экономики, политологии и т.д.

3. Гражданское общество – объект социологии. Характеристика предмета социологического исследования. Определение социологии – теоретической и эмпирической науки о закономерностях социальной жизни современного общества как целостной системы проявляющейся во взаимодействии, сознании, поведении людей и их общностей. Основные понятия социологии.

4. Структура социологического знания. Макро- и микросоциология. Теоретическая и эмпирическая социология. Фундаментальная и прикладная социология. Концепция теорий «среднего ранга» Р. Мертона. Отраслевые (специальные) социологические теории.

5. Специфика социального познания. Альтернативность социального знания. Особенности взаимодействия субъекта и объекта социального познания. Фактуальная основа социологического знания. Типологизация тенденций общественной жизни.

6. Социология на службе государственного и муниципального управления. Социологическое исследование как инструмент познания реальности и обоснования управленческих решений. Функции социологии.

Семинарское занятие 2.

Становление и развитие социологии

Вопросы для обсуждения

1. Ранняя социология:

а) Огюст Конт;

б) Вильгельм Дильтей;

в) Карл Маркс.

 

2. Классическая социология:

а) Эмиль Дюркгейм;

б) Макс Вебер;

в) Вильфредо Парето.

 

3. Современная социология:

а) Чикагская школа (А. Смол, Э. Мэйо);

б) функциональная школа (Т. Парсонс, Р. Мертон);

в) символический интеракционизм (Д. Мид);

г) феноменология (А. Щюц);

д) этнометодология (Г. Гарфинкель).

 

4. Русская социология:

а) субъективная школа (П.А. Лавров, Н.К. Михайловский);

б) объективная школа (М.М. Ковалевский, Е.В. де Роберти);

в) психологическое направление (Л.И. Петражицкий, Н.И. Кареев);

г) марксистское направление (Г.В. Плеханов, В.И, Ленин);

д) интегральная социология П.А. Сорокина.

 

Семинарское занятие 3.

Личность как носитель социальной жизни

Вопросы для обсуждения

1. Проблема человека в социологии:

а) основные подходы к пониманию «природы» человека;

2. Статусно-ролевая теория личности.

а) статус и статусный набор

б) личность как объект и субъект общественных отношений.

в) роль и статусно-ролевые конфликты.

3. Социализация:

а) проблема «Я» (десоциализация и ресоциализация);

б) диспозиционная теория саморегуляции поведения личности.

4. Формирование конкурентоспособного типа личности:

а) социальная типология личности;

б) рыночная ориентация характера человека

 

Доклад: «Личность и карьера»

 

Семинарское занятие 4.







Date: 2015-09-24; view: 316; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию