Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Отцовская власть
Отцовская власть - PATRIA POTESTAS – устанавливалась, по общему правилу, в силу рождения. Но она могла устанавливаться также в силу усыновления и узаконения. Суть усыновления состояла в том, что в центуриатных комициях один отец семейства передавал другому отцу семейства в усыновление своего подвластного. Если усыновлялось лицо своего права, то такое усыновление именовалось „аррогацио“ – усыновление лица, не находящегося под отцовской властью. Если усыновлялось лицо чужого права, то такое усыновление именовалось „адопцио“ – в этом случае прекращалась родительская власть прежнего домовладыки и устанавливалась власть усыновителя. В подавляющем большинстве случаев усыновлял мужчина. Не могло усыновлять лицо подвластное. Усыновитель должен быть старше усыновляемого не менее чем на восемнадцать лет. При Юстиниане для совершения „аррогацио“, требовался императорский рескрипт, а для „адопцио“ – занесение в судебный протокол и согласие прежнего домовладыки усыновляемого с усыновителем. При этом должен присутствовать усыновляемый. Не могли усыновлять женщины. От усыновления следует отличать узаконение – признание законным ребёнка, рожденного в браке с конкубиной, уравнение их в правах с рожденными в законном браке; при этом устанавливается, естественно, и отцовская власть. Законными считались дети, зачатые в браке, и родившиеся не ранее 182 дней после свадьбы и не позже 300 дней после смерти мужа. Требовалось согласие узаконяемого. Если усыновлять можно было только посторонних, то есть чужих детей, то узаконять можно было только своих детей. Со временем сложилось три способа узаконения: 1. представлением внебрачного сына в местные декурионы с наделением его имущественным цензом; 2. последующим браком родителей; 3. изданием императорского рескрипта. В отношении сыновей и дочерей отцовская власть прекращалась: - за смертью домовладыки (лица состоящие под властью, например, внуки при живом отце, со смертью домовладыки поступают под власть того, кто стоял между домовладыкой и подвластным, т.е под власть отца); - смертью подвластного (достижение совершеннолетия не прекращало отцовской власти); - если отец или подвластный лишались свободы, римского гражданства; - лишением домовладыки прав отцовской власти, в силу акта освобождения – сложного юридического акта в отношении проданного в рабство сына, а затем возвратившегося. Только после третьей продажи в рабство сын навсегда освобождался из – под власти отца; - приобретением подвластным некоторых почетных званий. - отцовская власть прекращалась также эманципацией подвластного, т.е. освобождением из – под власти по воле домовладыки и с согласия самого подвластного. Эмансипация совершалась: а) получением императорского рескрипта, заносившимся в судебный протокол; б) заявлением домовладыки, также заносившимся в протокол; в) фактическим предоставлением в течение продолжительного времени самотоятельного положения подвластному. Эмансипация могла быть отменена ввиду неблагодарности эманципированного в отношении прежнего домовладыки, например, нанесения тяжких обид. Продажа в рабство допускалась лишь за пределы Рима, а в пределах Рима допускалась только кабала. Однако глава семейства мог быть лишён отцовской власти, если он принуждал дочь к проституции или продавал новорождённого. Но в последнем случае он не нес такой ответственности, если продажа была вызвана крайней нуждой всего семейства. Отмечая напряжённый характер отцовской власти, следует сделать одну оговорку. Некоторые современные романисты полагают, что возможный произвол домовладыки всё же мало – помалу ограничивался обычаями и общественным мнением. Поэтому пожизненная власть главы семьи над взрослыми сыновьями не распространялась на их общественную жизнь. Отцовская власть ограничивалась и с другой стороны. Как гласит традиция, Ромул запретил лишать жизни новорождённых. Позднее отцы были лишены своего права продавать детей в рабство, а убийство детей квалифицировалось как преступление. Наоборот, в браке без мужней власти мать в древнейшем праве юридически не связана с детьми. Она не член семьи отца своих детей, она – член своей старой семьи, в которой она наследует и члены которой наследуют после неё и осуществляют над ней опеку. Однако, с течением времени была значительно смягчена юридическая отчужденность мужа и жены в браке без мужней власти она была почти устранена в отношениях между матерью и детьми, рожденными в этом браке.
ТЕМА №3: «ВЕЩНЫЕ ПРАВА. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ» Date: 2015-09-24; view: 439; Нарушение авторских прав |