Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эдикты магистратов





Римские судебные магистраты обладали правом издавать постановления для римских граждан и других жителей Римского государства.

Термин «эдикт» происходит от dico («говорю») и в соответствии с этим первоначально обозначал устное объявление магистрата.

В 367 г. до н.э. учреждаются должности двух магистратов: претора (городского) и курульного эдила. Первый имел полномочия по судебным делам, субъектами которых были римские граждане. Он был высшим должностным лицом (после консула, однако не подчинялся ему, т.к. магистраты не вмешивались в дела друг друга), он обладал правом imperium, созывал народные собрания, представлял законопроекты, издавал эдикты и интердикты, имевшие обязательную силу. Второй магистрат осуществлял надзор за рынками. Оба магистрата сыграли выдающуюся роль в развитии римского права. Особенно велики заслуги преторов, поэтому созданная этими двумя магистратами система права, противостоящая цивильному праву, называется преторским правом.

Эдикт издавался претором при вступлении в должность в качестве программы его деятельности и действовал до окончания им полномочий (1 год). Такой эдикт называется постоянным, в отличие от эдикта для конкретного случая. Поскольку вновь вступивший в должность претор сохранял нормы прежнего эдикта, оказавшиеся удачным выражением интересов господствующего класса и соответствующие жизненным условиям, со временем сложился определенный массив норм, переходящий из эдикта в эдикт (переходная часть).

Примерно с 3 в. до н.э. в Риме получила довольно заметное развитие торговля с другими италийскими общинами; затем стали развиваться торговые связи и с внеиталийскими странами. В то же время шел процесс сосредоточения земельной собственности в руках крупных землевладельцев, интересы которых оказывались иногда в противоречии с интересами рабовладельцев – коммерсантов. Общественные отношения, таким образом, значительно усложнились, вследствие чего старые неподвижные и весьма ограниченные нормы цивильного права перестали удовлетворять запросам жизни.

Осуществляя руководство гражданским процессом, претор стал отказывать в иске при таких обстоятельствах, когда по букве цивильного права должна была бы быть предоставлена защита, и наоборот, давать иск в случаях, не предусмотренных в цивильном праве. Таким путем преодолевались трудности, возникавшие вследствие несоответствия старых норм цивильного права новому укладу общественных отношений. Праву придавался прогрессивный характер, хотя формально не отменялись исконные нормы, к которым консервативные римляне относились с особым почтением. Разумеется, претор, да и никто другой, не был наделен правом изменять или отменять источники цивильного права: законы и сенатусконсульты, кроме самих органов, их издававших. Но в соответствии со своим должностным положением он мог разрешить конкретную правовую ситуацию вопреки норме цивильного права, существование которой как бы не замечалось. Затем эта рассмотренная претором ситуация включалась в эдикт, сначала в постоянный, а затем – и в переходящую часть. В результате норма цивильного права становилась «мертвой» или не работала.

Преторский эдикт, утверждая средства защиты жизненных интересов вопреки цивильному праву, создавал новые нормы права, новые термины и понятия. Юрист Марциан называет преторское право «живым голосом цивильного права» именно в том смысле, что преторский эдикт быстро откликался на новые запросы жизни и их удовлетворял.

Но наряду с этим нужно было решать и проблему, вызревшую из другой особенности цивильного права: его узко национального действия, охватывавшего только отношения между римскими гражданами. Рим, став центром мировой торговли, значительно расширил деловое пространство. В торговый оборот оказались втянутыми многие народы, на которых цивильное право не распространялось. Выход был найден в учреждении в 242 г. до н.э. новой магистратуры – претора перегринов (иностранцев), получившего такие же полномочия, какие имел городской претор, с той разницей, что юрисдикция претора перегринов распространялась на отношения между перегринами, а также между перегринами и римлянами. Претор перегринов сыграл большую роль в создании новой правовой системы – права народов (ius gentium), имевшей решающее значение в развитии римского права. Массив этой системы римского права сложился из общих норм и принципов международного торгового оборота, в котором участвовали представители различных наций, высококультурных народов древности: греков, финикян, египтян, евреев. Но право народов не было иностранным правом – оно было римским. Нормы источников различного национального и территориального происхождения перерабатывались на римской социальной почве римским претором перегринов в тесном взаимодействии с римским городским претором.Благодаря указанному взаимодействию преторов, многие положения права народов были восприняты цивильным правом, а отдельные положения последнего воспроизводились в эдикте. «Что относится к праву народов, то должно быть признаваемо и цивильным», – писал Цицерон.

Городской претор, проводя в жизнь принципы и институты права народов, способствовал слиянию цивильного права и права народов и поглощению первым последнего. Под влиянием права народов сформировались «новые типы договоров, которые в отличие от цивильного права строились на основе простого соглашения сторон, независимо от каких-либо торжественных обрядов и вообще формальностей. Описанное влияние права народов на цивильное право было взаимным, т.к. институты права народов быстро поглощались цивильным правом, и одновременно шел процесс включения и усовершенствования старых цивильных норм в право народов». (В.А. Краснокутский).

В отмеченном процессе важнейшее место принадлежит утвержденному сенатом «постоянному эдикту» юриста Юлиана (129 г.), которым преторское право было кодифицировано. Тем самым, преторский эдикт, хотя и обнародовался как и прежде ежегодно, стал неизменным. Дополнения к нему мог делать только император. С этого времени (период правления Адриана) наблюдается значительное влияние на развитие права императорского законодательства, занявшего место оригинального правотворчества претора, самостоятельность и независимость которого не соответствовала новым политическим тенденциям. Развитие преторского права, проложившего путь праву народов, фактически прекратилось, но основная работа преторов к этому времени была уже сделана.

Поскольку цивильное право является национальным, то некоторые специфические его черты и формальное различие между ним и правом народов сохранились. Это различие все более утрачивало свое значение, а после издания эдикта Каракаллы в 212 г., предоставившего римское гражданство всему свободному населению империи, отпала необходимость в самой правовой системе право народов. Восприятие цивильным правом основного содержания права народов имело своим следствием возникновение универсальной правовой системы – римского классического права, вобравшего в себя все нормы, наиболее соответствовавшие функционированию общества развитого товаропроизводства и товарооборота.

Date: 2015-09-24; view: 552; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию