Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся






Цель самостоятельной работы обучающихся заключается в глубоком, полном усвоении учебного материала и в развитии навыков самообразования.

Сочетание самостоятельной работы с иными видами учебной деятельности (лекции, семинары, подготовка рефератов и др.) способствует формированию профессионального правового сознания, общему развитию личности. Самостоятельная работа обучающихся складывается из:

работы с нормативными правовыми актами, материалами судебной практики, учебниками, материалами лекций, дополнительной литературой;

подготовки докладов, рефератов;

участия в студенческих научных конференций;

подготовки к семинарам, практическим занятиям, тренингам, тестированию, лекциям;

подготовки к зачету.

Для того чтобы обучающиеся могли ориентироваться в учебной литературе, в данном учебно-методическом комплексе приведен список рекомендуемых учебников.

В учебниках объясняются основные понятия, указываются основные точки зрения по дискуссионным вопросам, что позволяет изучить проблему и сформировать собственное мнение. Работа с учебником должна происходить в течение всего семестра, а его материал - распределяться равномерно по неделям, в соответствии с темами лекций и семинарских занятий.

При ознакомлении с каким-либо разделом рекомендуется прочитать его целиком, стараясь понять основную мысль автора. При повторном чтении лучше акцентировать внимание на основных, ключевых вопросах темы. Рекомендуется составить краткий конспект, что позволит быстро воспроизвести в памяти изученный материал перед экзаменом.

Один из лучших способов закрепления материала - попытаться объяснить тему, например, вашему однокурснику.

При подготовке к семинару или практическому занятию обучающемуся необходимо:

внимательно прочитать конспект лекции по теме занятия;

ознакомиться с соответствующим разделом учебника;

внимательно изучить дополнительную литературу;

решить задачи, предложенные в данном комплексе.

При подготовке к участию в научных конференциях, для выступления с докладом, обучающемуся следует обратиться к научной литературе по интересующему его вопросу, подготовить план выступления, список используемой литературы. Затем рекомендуется обратиться к научному руководителю (преподавателю дисциплины) за консультацией.

При подготовке к зачету обучающемуся следует руководствоваться конспектами лекций, учебниками, нормативными правовыми актами, Интернет-ресурсами. В процессе подготовки рекомендуется подготовить краткий конспект ответа на каждый вопрос в соответствии с перечнем экзаменационных вопросов, затем пересказать ответ.


Методические материалы для проведения учебных занятий в активной и интерактивной формах (планы и методические разработки для проведения учений, деловых и ролевых игр, решений по практическим ситуациям и т.д.)


Тема 1.2 «Источники римского права»

Семинарское занятие – 2 часа.

Форма проведения – круглый стол.

Проведение круглого стола по теме: Кодификация Юстиниана. Рецепция римского права и ее значение для развития романо-германской и англосаксонской правовых систем.

Семинар проводится в форме обсуждения результатов работы студенческих исследовательских групп. Целью проведения семинара в указанной форме является приобретение студентами исследовательских навыков, в частности, исследования влияния римского права на правовое развитие европейских государств. Предварительно за одну-две недели до проведения семинара группа подразделяется на пять команд, каждой из которых предлагается исследование одного из следующих вопросов:

1. Кодификация Юстиниана: цели, содержание и значение для формирования права европейских государств.

2. Рецепция римского права в Западной Европе XI-XII вв.

3. Формирование и развитие романо-германского права на базе пандектного римского права.

4. Сходство в отдельных правовых аспектах и процедурной практике римского права древнего периода и англосаксонского права.

5. Особенности рецепции римского права в России дореволюционного периода и на современном этапе.

Все члены команды принимают участие в подборе материала и помогают выбранному из их числа докладчику в составлении доклада. Преподаватель консультирует каждую команду и рекомендует литературу. На семинаре заслушиваются и обсуждаются доклады.

 

 

Тема 2.1 Защита нарушенных прав

 

Практическое занятие – 4 часа.

 

Форма проведения – деловая игра; разбор конкретных ситуаций (кейс – метод).


 

Цель: Закрепление теоретических знаний по основам римского гражданского права и формирование профессиональных навыков участия в решении спора о нарушение вещных прав.

 

1. Деловая игра

Участники: Истец, домовладелиц Юлий, домовладелец Эбутий, претор, судья, юрист, дающий консультации по правовым вопросам, свидетели (см. "Инструкции для участников игры").

Подготовительный этап

1) Изучите источники римского гражданского права: Инструкции Гая; Дигесты, Юстиниана.

2) Изучите и проанализируйте конкретную ситуацию

3) Определите, какое право нарушено (право на собственность, право на чужую вещь и т.п.) и каким иском или преторским эдиктом оно может быть защищено.

4) Изучите порядок разбирательств дела в формулярном процессе, состоящем из 2-х стадий: in iure (решение по праву претором), in indicio (решение по существу судей).

5) Изучив возможные притязания сторон, составьте преторскую формулу.

6) Продумайте линию поведения при рассмотрении иска перед магистратом и судьей (в зависимости от выполняемой роли).

Порядок проведения

Группа разбивается на 6 подгрупп, соответствующих игровым ролям. Назначаются студенты, выполняющие обязанности юристов.

Рассмотрение дела in iure. На первой стадии стороны (истец и ответчик) в свободной форме излагают свои претензии перед претором. На основании этих претензий претор составляет формулу, определяющую юридическую сущность дела, и назначает судью для рассмотрения дела по существу. Составленная формула объявляется присутствующим.

Рассмотрение дела in iudicio. Назначенный судья разбирает дело по существу. Рассмотрение дела начинается с устного изложения истцом и ответчиком своих объяснений по делу, затем выслушиваются показания свидетелей, изучаются другие доказательства по делу. Судья выслушивает всех участников процесса, подготавливает мотивированное заключение, на основании которого принимает решение по делу. Судья оглашает принятое судебное решение.

Преподаватель подводит итоги.

Ситуация для обсуждения

Агерий Нумидий завещал свое имущество сыну Юлию с возложением на него обязанностей предоставить половину жилого дома в пожизненное пользование жене Нумидия Алксинии, предоставлять ей средства содержания, осуществлять за ней пожизненный уход, обеспечивать питанием наравне с членами его семьи.

Спустя год после вступления в наследство Юлий продал принадлежащий ему на праве собственности дом своему другу Эбутию, который, став собственником дома, выселил из него Алксинию, чему стали свидетелями два гражданина Рима.

Алксиния обратилась за советом к юристу относительно предъявления иска. Получив ответ, она решила начать дело по восстановлению своих прав.

Ккому (Юлию или Эбутию) должна предъявить свои претензии Аоксиния?

Как должен быть решен данный спор?

Инструкция для участников игры

1. Инструкция для претора. Претор предоставляет истцу и ответчику слово для высказывания своих претензий по делу.

В обязанности претора не входит опрос свидетелей и проверка доказательств. Его задачей является решение вопроса о том, заслуживает ли данное дело «решения по праву» или нет.

Если претор признает дело заслуживающим судебного рассмотрения, он составляет преторскую формулу и направляет дело назначенному им судье для рассмотрения по существу.


Преторская формула составляет цель производства in iure и основание для производства in iudicio. Она имеет определенную структуру. Начинается она с указания имени судьи. Затем следуют: изложение сущности спора и поручение судье оправдать или обвинить ответчика, смотря по тому, какое предложение окажется правильным в результате рассмотрения обстоятельств дела судьей. В формуле могут быть и дополнительные части. В частности, в нее могут быть включены возражения ответчика.

2. Инструкция для судьи. Судья руководит организацией и порядком рассмотрения спора. Его руководство заключается в управлении всем ходом судебного разбирательства: заслушиванием претензий сторон, опросом свидетелей, исследованием других доказательств, устранением из него всего того, что не имеет отношения к рассматриваемому делу.

По окончании судебного разбирательства суд выносит решение по делу. Требования к судебному решению:

в нем должны быть указаны мотивы, его обосновывающие;

оно должно быть подкреплено ссылками на статьи источников римского права.

Судебное решение вырабатывается в процессе судебного разбирательства.

3. Инструкция для истца.

Истец имеет право:

- требовать защиты;

- представлять свои доводы и соображения по всем вопросам, возникающим в процессе судебного разбирательства;

Обязанности истца: представить суду доказательства, подтверждающие его притязания.

4. Инструкция для ответчика.

Ответчик имеет право:

- защищаться против требований истца путем включения в преторскую формулу возражения (exceptio) против требований истца;

Обязанности ответчика: представить суду доказательства, подтверждающие факты, которые лежат в основе его возражений.

5. Инструкция для свидетеля.

Свидетель обязан:

сообщать о фактах, которые он сам видел или слышал;

отвечать на вопросы лиц, участвующих в деле.

6. Инструкция для юриста. Юрист имеет право давать официальные консультации по правовым вопросам обратившимся к нему лицам.

 

Тема №2.3 «Институт брака и семьи в римском праве»

Практическое занятие – 2 часа.

Форма проведения – игра по системе «Брейн – ринг».

Игра по системе «Брейн-ринг» с разделением команд.

Выбирается несколько групп студентов каждая около шести человек,

которые составляют команды. Преподаватель разрабатывает ряд вопросов как на знание материала, так и на умение анализировать правовые ситуации и толковать нормы римского права.

Примеры вопросов:

1. Перечислите основания заключения римского законного римского брака

2. Укажите правовое положение жены в браке cum manu и sine manu.

3. Раскройте понятие агнатского и когнатского родства

4. Назовите, чем отличаются формы усыновления – адопция и адрогация

5. У Адриана, состоящего с Туллией в законном браке менее года, имеется полуторагодовалый сын от конкубины. Какая необходима процедура для


утверждения этого сына Адриана в качестве его наследника?

6. Корнелия достоверно знает, что ее муж попал в плен во время военных

действий Рима и удерживается там уже более 5 лет. Может ли быть расторгнут этот брак по инициативе Корнелии?

7. Вителий, чей отец находится еще под отцовской властью своего отца,

решает вступить в брак. Требуется ли согласие на брак Вителия его деда?

8. Римлянин Капитон, будучи наместником провинции в Галлии, женился

там на местной жительнице Эрне. Действителен ли их брак?

9. Марцелл решил жениться на своей овдовевшей мачехе Юлии. Будет ли

действителен их брак?

10. Павел, являясь эманципированным сыном Марка, женился без согласия

отца. Требуется ли согласие Марка на брак Павла?

Задача преподавателя – учитывать активность каждого из игроков, в

первую очередь, – по предложению правильной версии ответа. Игра идет на счет.

В случае проигрыша команды у каждого игрока вычитается определенное число из общей суммы баллов. В случае победы каждый игрок получает определенное фиксированное число баллов, а наиболее отличившиеся – дополнительные баллы.

Количество баллов определяется преподавателем с учетом мнения студентов.

После каждого раунда проводится краткое обсуждение вопроса и активности игроков со студентами, выступающими в качестве зрителей. Подсказки аудитории, использование информативных источников не допускается. В случае нарушения правил игроками преподаватель выносит предупреждение. В случае нарушения правил присутствующими у нарушителя вычитается определенное количество баллов из общей суммы. При повторном нарушении как со стороны игроков, так и со стороны аудитории игра прекращается. При этом при нарушении правил игроками команде засчитывается поражение со всеми вытекающими последствиями.

 

Тема 3.1 Вещные права. Право собственности

 

Практичсекое занятие – 2 часа.

 

Форма проведения – разбор конкретных ситуаций (кейс – метод)

 

Цель: Закрепление знаний о понятии и классификации вещных прав, о владении, держании и способах их защиты, о правах на вещи третьих лиц.

 

Разбор конкретных ситуаций.

Данная разновидность интерактивного занятия предполагает обсуждение предлагаемой ситуации (ситуаций), ответы на вопросы, которые ставит преподаватель, а также студенты друг другу. В целом рекомендуется минимально ограничивать активность студентов, то есть дать им возможность быстро и без ограничений высказывать свои суждения.

Павел отказал своему племяннику Марию по завещанию квадригу (упряжку из четырех коней). Однако после смерти наследодателя, но до принятия наследства наследником, один из коней, входящих в квадригу, убежал. Обязан ли наследник передать Марию право собственности на оставшихся трех коней?

Авл Агерий продал Нумерию Негидию дом и сад. Выезжая из поместья, Авл вывез и продал на рынке все плоды, собранные в саду, забрал все вино из погреба вместе с сосудами, врытыми в землю, забрал весь садовый инвентарь, снял со стены картины, а также забрал двери из красного дерева и замки. Раздосадованный Нумерий Негидий подал иск в суд. Что из перечисленного он может получить по суду?

Публий купил статую Венеры, однако, когда он пришел забрать ее у продавца, последний предложил ему статую без пьедестала, на том основании, что при заключении договора купли-продажи этот факт не был оговорен. Имеет ли покупатель право выдачи статуи вместе с пьедесталом?

 

Авл купил у Нумерия корову и увел ее к себе. Спустя некоторое время Тит предъявил виндикационный иск к Авлу и требовал возврата коровы и полученных от нее доходов (в том числе приплода), доказывая, что он, Тит, является собственником коровы, которую у него Нумерий украл. Авл утверждал, что покупая корову, считал Нумерия ее собственником. Кроме того, он израсходовал на корм коровы и ее лечение значительную сумму. Во время рассмотрения спора корова пала. Как должен быть решен этот спор?

 

Попугай улетел от своего хозяина и залетел в сад Публия. Друг Публия -Мевий поймал попугая, но уже в саду Саллюстина на дереве, ствол которого находился в саду Публия, только ветви дерева свешиваются в сад Салюстина. Кто и от кого имеет право потребовать попугая?

 

Покидая Рим, Мулий передал своему другу Марку ценный подарок для того, чтобы тот вручил его от его имени их общему другу Титу. Однако поручение осталось неисполненным ввиду скоропостижной смерти Тита. Сделается ли он собственником вещи по истечении срока приобретательской давности? Как следует поступить Марку?

Петроний заказал скульптору портрет своей жены и предоставил для этой цели мрамор. Скульптор Тиберий получил по истечении некоторого времени более выгодный заказ - изваять скульптурный портрет императора. Не имея под рукой материала, Тиберий использовал мрамор Петрония. Последний, увидев результат, согласился принять и оплатить скульптуру императора. Скульптор возражал, ссылаясь на то, что является собственником «вдохнувшего в безжизненный камень душу». Заказчик Петроний настаивал на том, что собственность должна принадлежать ему, предоставившему материал, ибо в основе всякой духовной деятельности лежит «грубая материя». Как решали этот спор римские юристы? Существенно ли для решения спора то, что материалом, переданным скульптору, мог быть не мрамор, а медь, золото, серебро? Решите данный спор по праву Юстиниана.

Метеорит упал на земельный участок Мумия, однако последний этого не видел. Сосед же его, наблюдавший падение метеорита, выкопал тайком от Мумия этот метеорит и продал его. Мумий узнал о продаже метеорита и стал требовать передачи его ему, а не покупателю. Кто является собственником упавшего метеорита?

 

2. Решение тестовых заданий

1. Под термином “res” римские юристы понимали:

1) вещи только материальные;

2) вещи материальные и нематериальные;

3) только вещи материальные, живые и неживые.

 

 

4. К какой категории вещей – 1) манципируемых, 2) неманципируемых

– относились следующие вещи:

а) италийская земля, д) строение, возведенное на италийской

б) земля провинциальная, земле,

в) рабы, е) сельский водный сервитут,

г) рабочий скот, ж) мраморная скульптура мадонны.

 

 

5. К какой категории вещей – 1) телесных, 2) бестелесных – относились

следующие вещи:

а) раб Стих, б) золотое ожерелье, в) право Аврелия на принятие наследства после смерти своего отца, г) земельный участок, д) требование Тиберия к продавцу о передаче купленной им серебряной вазы.

 

 

4. К какой категории вещей – 1) res in commercio или 2) res extra commercio - относились следующие вещи:

а) пруд в саду у Помпея, б) здание тюрьмы, в) воды Тибра, г) могила, д) вода, текущая из источника, е) воздух, ж) государственный раб, з) городские бани.

 

 

5. К какой категории вещей – 1) res mobiles или 2) res immobiles – относились следующие вещи:

а) буйвол, б) виноградник, в) пшеница на току, г) раб, д) право проезда через участок соседа, е) бронзовый барельеф на здании виллы Альбаи.

 

 

6. Вещи, определяемые родовыми признаками,– это:

1) вещи, принадлежащие роду (семье),

2) вещи, определяемые мерой,

3) вещи, определяемые весом, числом или мерой,

4) вещи, аналогичные тем, что у вас уже есть.

 

 

7. К какой категории вещей – 1) индивидуально определенных или 2) родовых – относились следующие вещи:

а) виноград, б) виноград, купленный Гортензией, в) скульптура римского магистрата Аквилия Галла, г) сумма денег в 10 систерциев, д) амфора с вином, взятая взаймы у соседа.

 

 

8. К какой категории вещей – 1) потребляемых или 2) непотребляемых –

относились следующие вещи:

а) одежда, б) рабы, в) деньги, г) украшения, д) зерно.

 

 

9. К какой категории вещей – 1) делимых или 2) неделимых – относятся

следующие вещи:

а) корова, полученная по наследству Тиберием и Марком,

б) корова, купленная Тиберием и Марком на мясо,

в) раб Стих,

г) земельный участок.

 

 

10. К какой категории вещей – 1) простых или 2) сложных – относились:

а) раб, б) дом, в) труппа актеров, г) стадо овец.

 

 

11. К какой категории вещей – 1) fructus naturales или 2) fructus civiles –

относились следующие вещи:

а) приплод от рабочего скота, б) проценты по кредиту, в) урожай винограда, г) плата за аренду земельного участка виде денег и части урожая.

 

 

12. Соотнесите перечисленные вещи в соответствии с приведенной классификацией:

6) участок италийской земли, а) манципируемые вещи,

7) зерно, б) неманципируемые,

8) арендная плата, в) телесные,

9) право на принятие наследства, г) бестелесные,

10) тюрьма. д) вещи, находящиеся в оборот

е) вещи, изъятые из оборота,

ж) движимые,

з) недвижимые,

и) индивидуально определенные,

к) родовые вещи,

л) потребляемые,

м) непотребляемые,

н) плоды цивильные.

 

13. Какие из названных признаков характерны для вещных прав:

4) связанность с вещью, 4) отсутствие права следования,

1) связанность с лицом, 5) защищается с помощью actio in personam,

2) наличие права следования, 6) защищается с помощью actio in rem.

 

 

14. К вещным правам относятся:

5) право собственности,

6) право прохода через участок соседа,

7) владение хранителя,

8) право застройщика на строение, возведенное на чужой (арендованной)

земле,

5) право арендатора на арендованное имущество (хозяйственный инвентарь),

6) ручной заклад,

7) право лица на денежные средства, полученные в заем,

8) право проживания лица в чужом доме в силу завещания.

 

 

15. Какие из перечисленных случаев обладания вещью являются держанием:

1) обладание секвестора (хранителя) до рассмотрения спора о праве

2) собственности на вещь судом,

3) обладание залогодержателя,

4) пользование земельным участком в силу эмфитевзиса,

5) пользование вещью ссудополучателем,

6) обладание нанимателя.

16. Собственность в римском частном праве имела наименования:

1) detentio, 2) dominium, 3) possessio, 4) proprietas, 5) usus.

 

 

17. Исторически в Риме существовали следующие виды собственности:

2) квиритская, 2) преторская, 3) бонитарная, 4) преторская (бонитарная),

5) провинциальная, 6) провинциальная (перегринов), 7) собственность перегринов.

 

 







Date: 2015-09-24; view: 878; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.05 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию