Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Задачи и упражнения. 1. Охарактеризуйте основные концепции гештальтпсихологии. Ученый Предмет и задачи исследования Основные результаты М
1. Охарактеризуйте основные концепции гештальтпсихологии.
2. В чем, по Вашему мнению, заключается особенность основных корней гуманистической психологии?
3. Проанализируйте отрывок из работы М.Ханта. Как зарождались идеи гештальтпсихологии? Как появился фи-феномен? Сидя у окна поезда, пересекавшего в конце лета 1910 года центральную Германию, молодой психолог Макс Вертгеймер смотрел на ландшафт, заинтересованный иллюзией, которую миллионы пассажиров принимали как нечто само собой разумеющееся, но которая, на его взгляд, нуждалась в объяснении. Далекие телеграфные столбы, дома и холмы, хоть и неподвижные, казалось, бежали вместе с поездом. Почему? Это загадка заставила Вертгеймера подумать о другом кажущемся движении – иллюзии, создаваемой стробоскопом, игрушкой, использующей тот же принцип, что и кино, как раз входившее в моду. В обоих случаях быстрый показ серии фотографий, сделанных с промежутком в доли секунды, или рисунков, содержащих еле заметные изменения, создавал впечатление непрерывного движения. Этот феномен, известный уже не одно десятилетие, так никогда и не находил удовлетворительного объяснения. Томас Эдисон и другие, создавшие кино в 1890 годах, довольствовались получением эффекта без понимания его причины. Однако в тот день в поезде Вертгеймера посетила внезапная догадка. Он получил степень доктора в Вюрцбурге, где, отказавшись от вундтовских принципов, группа психологов использовала интроспекцию для изучения сознания. Теперь Вертгеймер предположил, что иллюзия движения возникает не в сетчатке, как думали многие психологи, а в мозгу, где высшие психологические процессы питают переход от одной последовательной картинки к другой, тем самым порождая восприятия движения. Вертгеймер быстро потерял интерес к проблеме движущегося ландшафта и больше к ней не возвращался. В это время Вертгеймер, занимавшийся в Венском университете изучением неспособности читать, ехал в отпуск на Рейн, однако посетившая его идея так его взволновала, что он сошел с поезда во Франкфурте, чтобы посоветоваться с профессором Фридрихом Шуманом, экспертом в области восприятия, у которого он учился в Берлинском университете до того, как переехал в Вюрцбург; профессор Шуман недавно перевелся в университет Франкфурта. В городе Вертгеймер купил в магазине игрушек стробоскоп и провел весь вечер, занимаясь с ним в номере отеля. (Стробоскоп – научный инструмент для наблюдения за движущимися частями механизма как за неподвижными, но в XIX и в начале XX века так называли популярную игрушку, создающую впечатление движения). К стробоскопу прилагались изображения лошади и мальчика; если приводить его в действие с нужной скоростью, лошадь казалась бегущей, а мальчик – идущим. Вертгеймер заменил картинки листками бумаги, на которых провел две параллельные прямые. Он обнаружил, что при одной скорости видит сначала одну линию, потом другую, расположенные порознь; при другой скорости – обе линии рядом с друг другом; при третьей – одну линию, перемещающуюся из одного положения в другое. Вертгеймер провел исторический эксперимент и заложил основу новой психологической теории. На следующий день Вертгеймер посетил в университете Шумана и сообщил ему своих наблюдениях, о том, каково, по его предположению, было их объяснение, и спросил его мнение. Шуман не мог пролить свет на обнаружение явления, но предложил Вертгеймеру воспользоваться его лабораторией и оборудованием, включая новый тахистоскоп собственной конструкции. С его помощью исследователь мог, регулируя скорость вращения диска с прорезями в нем, предъявлять испытуемому визуальные стимулы на очень короткое время, а используя диски с по-разному расположенными прорезями – предъявлять меняющиеся изображения. Тахистоскоп точно и контролируемо делал то, что стробоскоп делал грубо. Поскольку Вертгеймер нуждался в испытуемых для своих опытов, Шуман познакомил его с одним из своих ассистентов – Вольфгангом Кёлером, который вскоре привел и другого – Курта Коффку. Они были несколько моложе Вертгеймера (ему было – тридцать, Кёлеру – двадцать два, Коффке – двадцать четыре), но все трое интересовались высшими психическими процессами, которые физиологи и сторонники Новой Психологии Вундта игнорировали; молодые люди сразу нашли общий язык, и им предстояло до конца жизни оставаться друзьями и коллегами. Вертгеймер, холостой и обладавший независимым доходом – его отец был директором процветающей коммерческой школы в Праге – мог поступать, как ему вздумается; а вздумалось ему отказаться от отпускных планов и почти на полгода остаться проводить эксперименты во Франкфурте, где Кёлер, Коффка и жена Коффки выступали в роли испытуемых. Основной эксперимент, явившийся развитием попытки в номере отеля, заключался в поочередном проецировании трехсантиметровой горизонтальной линии и другой, расположенной на два сантиметра ниже. При медленном темпе предъявления все добровольцы (они только много позже узнали, что делал Вертгеймер) видели сначала одну линию, потом другую; при быстром темпе – обе одновременно; при умеренном – единственную линию, плавно перемещающуюся из верхнего в нижнее положение и обратно. Как вариант Вертгеймер использовал вертикальную и горизонтальную линии; при правильной скорости испытуемые видели одну линию, поворачивающуюся под углом 90 градусов. В другом варианте Вертгеймер использовал огоньки: при правильной скорости испытуемые видели один перемещающийся огонек. В разных опытах Вертгеймер применял многочисленные линии, разные цвета, различные формы; в каждом случае ему удавалось вызвать иллюзию движения. Даже когда он сообщил своим трем испытуемым, что происходит, они не могли себя заставить не видеть движение. При помощи особых опытов Вертгеймер исключил всякую возможность того, что феномен вызывался движениями глаз или ретинальными (возникающими на сетчатке) последовательными образами. Иллюзия, заключил Вертгеймер, была «делом психического состояния», которое он называл фи-феноменом. Буква «фи», говорил он, «обозначает нечто существующее за пределами восприятия «а» и «в», являясь следствием «психологического короткого замыкания» в мозгу. Фи-феномен, как предположил Вертгеймер, является результатом психологического короткого замыкания в мозгу между двумя областями, стимулируемыми нервными импульсами от участков сетчатки, которые стимулируются «а» и «в».» (Хант М. История психологии. – М., 2009. – С. 371-374) 4. Выберите правильный вариант ответа. · Бихевиоризм … а) Опирался на схему «S-R»; б) Превратил психологию в «психологию без психики»; в) Ввел понятие научения; г) Заложил идеи программированного обучения; д) Ввел идеи установки; е) Все ответы верны; ж) Все ответы не верны. · Классический психоанализ … а) Опирался на практику лечения истерических неврозов; б) Сделал предметом бессознательные влечения человека; в) Определил либидо, как энергию, соответствующую потребности в самореализации личности; г) Ввел в психологию метод «свободных ассоциаций»; д) Все ответы верны; е) Все ответы неверны. · Гештальтпсихологи … а) Сделали предметом психологии образы восприятия; б) Определил гештальт как форму, структуру, целостную конфигурацию; в) Трактовали интеллект как оведение; г) Ввели в психологию идею инсайта; д) Определили гештальты как элементы сознания; е) Все ответы верны; ж) Все ответы неверны. · Гуманистическая школа психологии … а) Ориентирована на рассвет всех потенциальных возможностей человека; б) Сделала целью воспитания личностный рост; в) Отводит главную роль индивидуальному опыту; г) Является ветвью экзистенциализма; д) Все ответы верны; е) Все ответы неверны.
5. «Я увидел, как много мне дает принятие другого человека. Я увидел, что принимать другого человека и его чувства действительно легко, не труднее, чем понимать его». (Роджерс К. Несколько важных открытий // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1990. №2. С 58-65. Какие еще открытия были осуществлены К. Роджерсом? Как он их использовал в психотерапевтической практике?
Date: 2015-09-24; view: 964; Нарушение авторских прав |