Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Совершенствование словесно-логического мышления ребенка





С первых дней пребывания ребенка в логопедической группе воспитатель должен помогать ему осмысливать события и явления, искать их причины и следствия, взаимосвязь и отличительные особенности. Например, с помощью таких вопросов:

- почему осенью люди теплее одеваются?

- почему летом нельзя кататься на лыжах?

- почему зайца трудно увидеть на снегу?

- можно ли 2 шарика поставить друг на друга? Что тогда произойдет?

Эти и подобные вопросы воспитатель может задавать детям во время игры, прогулки, умывания. Важно приучать ребят задумываться над тем, что они видят вокруг, что узнают из рассказов взрослых, кино, радио- и теле передач. Воспитателю не следует торопиться все тут же объяснять детям. Сначала отвечающему нужно задать наводящий вопрос, дать толчок его мысли, затем опросить других детей, выяснить всем вместе кто же прав и только после этого самому приступать к объяснениям.

Важной операцией мышления является сравнение. Наиболее полезно искать различие в сходном и сходное в различном. Например, можно спросить:

- чем различаются кукла и девочка (птица и самолет, чайник и кофейник, диван и кровать, шкаф и полка, грузовик и легковая машина, лиса и волк)?

- что общего у дерева и цветка (шапка и цыпленка, дома и муравейника, стола и кубика, голубя и вертолета, лодки и утки, лошади и автомобиля)?

Неиссякаемую пищу для словесно-логических упражнений представляют воспитателю хорошо знакомые детям и любимые ими сказки. С радостью и интересом дети отвечают на такие вопросы:

- почему волк быстрее прибежал к дому бабушки чем Красная Шапочка?

- почему семеро козлят открыли дверь волку?

- кто из трех поросят не боялся волка в своем доме? Почему?

- можно сказать, что мышка вытянула репку? А кто вытянул репку?

- почему Колобок от всех зверей убежал, а лисе сам на нос прыгнул?

Полезным упражнением для развития детского мышления является отгадывание загадок. Причем хорошо знакомые детям загадки не несут ни какой умственной нагрузки. А вот такие, например, заставят задуматься не только ребенка, но и взрослого:

Два соболя хвостами друг к другу лежат (брови)

Кругла гора, что ни шаг, то нора (наперсток)

Не на полу, не на потолке, а смотрит и в дом и на улицу (окно)

Свернется – с кошку, растянется – с дорожку (веревка)

Естественно, что такие загадки для детей с ОНР трудны. Но предложить ребенку подумать, натолкнуть его на мысль обобщающим понятием, начальным звуком в слове-отгатке, показом нескольких предметов, один из которых и есть отгадка, - значит, дать полезную работу мышлению.

Еще более сложной работой для детей с ОНР является понимание пословиц и объяснение их переносного смысла. Поэтому для занятий их следует использовать лишь на 2-м году обучения. Для начала воспитатель может предложить детям 2-3 варианта объяснения пословицы, из которых дети должны выбрать подходящий. Кроме того, можно пересказать 2-3 ситуации, а дети должны определить, какие из них больше соответствуют пословице.

Чтобы дети научились понимать и объяснять смысл пословиц, полезно при каждом удобном случае их использовать.

При такой систематической работе пословицы и поговорки легче воспринимаются, быстрее усваиваются, а воспитатель избавляется от лишних назидательных речей, которые к тому же не всегда достигают цели.







Date: 2015-09-24; view: 360; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию