Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вокальные характеристики речи
Голос - это индивидуальная характеристика человека, такая же уникальная, как и отпечатки пальцев. Всякая речь обычно представляется как последовательность слов, составленных вместе. Из букв алфавита можно составить бесконечное количество словосочетаний, фраз и предложений. Однако назвать речь просто беспристрастной передачей информации будет явным искажением этого явления. Заметьте, например, что одни и те же слова, произнесенные в разном порядке, с разными паузами и в разных стилях, в итоге могут дать совершенно иной и даже противоположный смысл. Речь — нечто большее, чем передача сведений. Важнее всего то, что помимо говорящего субъекта у речи есть субъект воспринимающий. И для нас слушающий человек будет на первом месте. Именно о нем мы будем заботиться, когда начнем говорить. К вокальным характеристикам речи относятся: · темп; · громкость; · высота; · тембр · интонация. Эти характеристики в совокупности и образуют ту неповторимую «мелодию», которую слышит ваш партнер по телефонным разговорам. Рассмотрим их по порядку.
ТЕМП РЕЧИ Темп речи определяется: · комбинацией нескольких факторов: · скоростью произнесения слов; · временными интервалами между отдельными словами; · паузами между предложениями.
РИТМ РЕЧИ ЗАВИСИТ ОТ ЕЕ ТЕМПА Если слово произносится очень быстро, а между словами большие интервалы и паузы, то речь производит впечатление отрывистой. Скорость произношения и паузы задаются «автоматическими» навыками, сформированными в детстве, из чего, однако, не следует, что их невозможно сознательно регулировать. Для этого важно уметь слышать свой голос, а также знать некоторые образцовые эталоны — то, к чему надо стремиться. Если слова произносятся быстро, а интервалы между словами и паузы между предложениями практически отсутствуют, то отсутствует и ритм речи.
МЕТАФОРА-ТЕМПА Предлагаю вам метафору темпа. Это текст, написанный особым образом. Попытайтесь понять его содержание. ПеремещениечастейлицанадолимиллиметраиногданесетбольшеинформациичемпотоксловКлючевымиявляютсяобластиглазгуббровейтоестьвзглядивыражениелицаИсследованияпоказываютчточемчащевашиглазавстречаютсясглазамислушателейтембольшеонивамдоверяютВзглядглазавглазаэтотношениеОтношениеэтовзаимноевлияниеиначалообщения».
Мы убрали из него пунктуацию и пробелы между словами. Это метафора того, что получается, когда человек говорит быстро, без пауз и интонаций. Слабая различимость текста служит метафорой недостаточной громкости звучания голоса, а ошибки — метафорой плохой артикуляции. Понять подобный текст непросто, но при желании возможно, хотя очень скоро надоест.
А вот тот же самый отрывок, написанный по всем правилам: Перемещение частей лица на доли миллиметра иногда несет больше информации, чем поток слов. Ключевыми являются области глаз, губ, бровей, то есть взгляд и выражение лица. Исследования показывают, что чем чаще ваши глаза встречаются с глазами слушателей, тем больше они вам доверяют. Взгляд глаза в глаза — это отношение! Отношение — это взаимное влияние и начало общения». Этот отрывок содержит более 60 пробелов и знаков препинания и порядка 50 слов. Его прочтение вслух займет не более 20 сек., и за это время вам надо паузами, ритмикой и интонациями своего голоса воспроизвести все эти пробелы и знаки препинания. Говорить по телефону медленно, короткими и несложными предложениями — вот универсальная рекомендация всем, кто хочет, чтобы его поняли.
ДИАПАЗОН СКОРОСТИ РЕЧИ Количество произносимых в минуту слов — довольно грубый показатель. Он не учитывает соотношения скорости произнесения и длительности слов, интервалов и пауз. Тем не менее, он в целом надежен, и мы им воспользуемся для оценки скорости речи. Медленный темп речи соответствует 80—100 словам в минуту, средний — 120—140, быстрый темп — 160—180 слов в минуту. Обращайте внимание на скорость своей речи. БЫСТРАЯ РЕЧЬ Слишком быстрая речь (до 200 слов в минуту), особенно с нечеткой артикуляцией, часто ассоциируется у слушателей с неуверенностью и низким социальным статусом говорящего, который боится, что его, как обычно, не дослушают. Также у вашего собеседника может появиться ощущение, что его хотят уговорить. Такая речь не дает время слушателю понять смысл высказывания, и одновременно она же не дает поймать говорящего на непоследовательности. Быстрая речь в сочетании с четкостью и уверенной позой может быть проявлением энергичности, заинтересованности и желания поскорее поделиться хорошей идеей, но это смогут оценить только те, кто уже высоко оценил вас как специалиста. Медленная речь в том же сочетании произведет больший эффект, поскольку она более понятна и легче запоминается.
МЕДЛЕННАЯ РЕЧЬ Вы сможете себе представить скорость речи 60 слов в минуту и меньше, припомнив речи Л.И. Брежнева в последние его годы. Если вы будете говорить по телефону в таком темпе, может сложиться ощущение, что вы что-то пытаетесь скрыть. В норме скорость вашей речи в момент представления и вступления должна быть в диапазоне 100—130 слов в минуту. Как вам это определить? Потренироваться заранее с магнитофоном. Он вообще весьма полезный партнер для подготовки к телефонным переговорам. Темп речи должен осознаваться выступающим. Наиболее важные места, которые слушателям следует запомнить, лучше произносить чуть медленнее.
РОЛЬ ПАУЗЫ Пауза — противоположность говорению и выражается в прерывании речи на секунду и более. Обычно те, кто боится говорить, боятся и пауз.В зависимости от места расположения паузы может изменяться смысл высказывания. Здесь можно привести известную фразу «Казнить нельзя помиловать», которая меняет свой смысл на противоположный в зависимости от того, где делается пауза.
Пауза выполняет множество разных функций: а) подчеркивает важность сказанного; б) побуждает те или иные реакции слушателей; в) дает возможность как говорящему, так и его собеседнику осмыслить сказанное; г) выполняет функцию пунктуации, имеющейся в письменной речи. Заметьте: практически во всех приведенных выше и ниже паттернах используется пауза. Эффективно используйте паузы в своей речи. Опытные коммуникаторы делают паузы не только между фразами, но и перед ключевыми словами, подготавливая собеседника к тому, что будет далее. Пауза внутри предложения закрепляет смысл и значение отдельных слов. Пауза после предложения закрепляет сказанное. Пауза после риторического вопроса закрепляет в сознании ваш ответ на него. Пауза подобна закрепителю в фотографии: если ее нет, отпечаток растает. Если вы не делаете пауз, велика вероятность, что последующие слова и фразы будут стирать следы ранее сказанного. Объясняется это тем, что перенос информации из кратковременной памяти в долговременную происходит тем лучше, чем больше эта информация обдумывалась или обрабатывалась, находясь в кратковременной памяти. Самое малое, что можно сделать для улучшения этого переноса, — сделать паузу перед следующей порцией информации. Для совершенствования навыков владения темпом речи при чтении вслух необходимо овладеть техникой интонационной разметки текста. Интонационная разметка текста — это своего рода интонационная транскрипция, то есть запись того, как нужно использовать основные компоненты интонации при чтении текста. Процедура интонационной разметки текста состоит в следующем: 1. Разметьте в тексте место пауз и их долготу. Пауза отмечается вертикальной чертой, короткая пауза — одной чертой, длинная — двумя. Обычно длинные паузы соответствуют знакам препинания в тексте, а короткие делаются внутри распространенных предложений между группами подлежащего и сказуемого, при однородных членах предложения, при перечислении и т.д. 2. Подчеркните те слова, на которые должно падать логическое ударение. В тех словах, которые имеют варианты произношения, отметьте словесное ударение. 3. Отметьте движение тона (то есть мелодику) в тех словах, которые предшествуют паузе. Мелодика завершенности отмечается стрелкой вниз, незавершенности и вопроса — стрелкой вверх. 4. Подчеркните двумя чертами более важные отрезки текста, которые должны быть прочитаны медленно и отчетливо. Менее важные отрезки, которые следует читать быстро и «на одном дыхании», можно заключить в скобки. 5. Прочитайте текст в соответствии со сделанной разметкой и проверьте, удобна ли она для чтения.
Date: 2015-09-24; view: 414; Нарушение авторских прав |