Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная защита населения пожилого и старческого возра­ста состоит из профилактики, поддержки и представительства





Профилактика имеет своей целью сохранить благосостояние старого человека, уменьшив или устранив факторы риска, и тем самым предотвратить его помещение в стационарные уч­реждения социального обслуживания.

Поддержка представляет собой помощь, необходимую ста­рым людям для сохранения максимально возможного уровня самостоятельности.

Представительство - защита интересов старых людей, при­знанных недееспособными, от их имени, для оказания необхо­димой помощи.

Социальная помощь пожилым и старым людям осуществляется в денежной или натуральной форме, в виде услуг или льгот; она имеет также характер периодических и еди­новременных доплат к пенсиям и пособиям.

Адресная социальная помощь (АСП) оказывается наиболее нуждающимся, как правило, оди­ноким пожилым и старым людям.

Особое место в работе с пожилыми людьми отводится учреждениямсоциального обслуживания. Пожилые люди могут получить различные консультативно - информационные, социально - реабилитационные, посреднические и иные социальные услуги, социальное обслуживание на дому, материальную помощь в денежной и натуральной форме, временное место пребывания в социальном приюте, возможность дневного или постоянного пребывания в учреждениях социального обслуживания.

Деятельность ТЦСОН позволяет одиноким и одиноко проживающим нетрудоспособным гражданам, нуждающимся в уходе, максимально долго оставаться в привычной обстановке, и только после того, как все возможности нестационарных форм социального обслуживания будут исчерпаны – поселяться в дома-интернаты.

Социальное обслуживание пожилых и старых людей осуществляется через ста­ционарные, полустационарные и нестационарные формы.

К нестационарным формам относится социальное обслуживание на дому. Его главная цель - мак­симально продлить пребывание старых людей в привычной для них среде обитания, поддержать их личностный и социальный статус, защитить права и законные интересы.

Перечень возможных услуг, предоставляемых отделениями социальной помощи на дому включает:

Ø доставка продуктов питания, лекарств, промышленных товаров первой необходимости;

Ø содействие в уборке жилых помещений, оплата жилья и коммунальных услуг, помощь в написании писем и оформлении документов, сопровождение в поликлинику;

Ø морально-психологическая поддержка.

Социально-медицинское обслуживание старых людей на дому осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах лиц, страдающих психическими расстрой­ствами в стадии ремиссии, туберкулезом, за исключением ак­тивной формы, тяжелыми соматическими заболеваниями, в том числе онкологическими.

К нестационарным формам социального обслуживания от­носятся также срочное социаль­ное обслуживание, социально-консультативная помощь, соци­ально-психологическая помощь.

Социально-консультативное обслуживание (помощь) гражда­нам пожилого и старческого возраста направлено на их адапта­цию в обществе, ослабление социальной напряженности, созда­ние благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.

Срочная социальная помощь представляет собой оказание помощи разового характера остро нуждающимся пожилым и старым людям. Она включает:

ª разовое обеспечение бесплатным горячим питани­ем или продуктовыми наборами;

ª обеспечение одеждой, обувью, предметами первой необходимости;

ª разовое оказание материаль­ной помощи;

ª содействие в получении временного жилья;

ª оказа­ние экстренной психологической помощи и юридической помощи в пределах своей компетенции.

К стационарным формам социального обслуживания отно­сятся:

¯ пансионаты для ветеранов труда и инвалидов, ветеранов ВОВ, отдельных профессиональных категорий престарелых (артистов и др.);

¯ специальные дома-интернаты для престарелых и инвалидов;

¯ дома-интернаты для престарелых и инвалидов общего типа.

Стационарное социальное обслуживание направлено на ока­зание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого и старческого возраста, частично или полностью ут­ратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. Это обслуживание включает меры по созданию наиболее адекват­ных возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельнос­ти, реабилитационные мероприятия медицинского, социально­го и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию отдыха и досуга пожилых и старых людей.

Специальные дома-интернаты для престарелых предназначены для постоянного проживания граждан, из чис­ла освобождаемых из мест лишения свободы особо опасных рецидивистов и других лиц, за которыми установлен административный надзор. Сюда же направляются престарелые, ранее судимые или неоднократно привлекавшиеся к административной ответ­ственности, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, направляемые из учреждений органов внутренних дел.

Полустационарные формы социального обслуживания включают отделения дневного и ночного пребывания, реаби­литационные центры, медико-социальные отделения. Полустационарное социальное обслуживание включает в себя социально-бытовое, медицинское и культурное обслужи­вание пожилых и старых людей, организацию их питания, от­дыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятель­ности и поддержание активного образа жизни. На полустационарное социальное обслуживание принимают­ся граждане пожилого и старческого возра­ста, инвалиды сохранившие способность к самообслуживанию и активно­му передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний к зачислению.

Отделение дневного пребывания предназначается для под­держания активного образа жизни старых людей. В эти отде­ления зачисляются старые люди, сохраняющие способность к самообслуживанию и активному передвижению, на основании личного заявления и справки из медицинского учреждения об отсутствии проти­вопоказаний к принятию на социальное обслуживание. Срок пребывания в отделении обычно составляет месяц.

 

 

13. Модели инвалидности. Проблемы инвалидов.

В соответствии с Законом РБ «О социальной защите инвалидов», принятом Верховным Советом Республике Беларусь 11.11.1991 г. инвалидом является лицо, которое имеет нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствием травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Инвалидностьсвязана с ограничением в возможностях, которое обусловлено физическими, психическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными, пространственно- средовыми и иными барьерами, и которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи, общества на таких основаниях, как другие члены общества.

Модели инвалидности:

Медицинская модель. Согласной этой модели, человек с нарушениями психофизического и интеллектуального развития признается больным. Он рассматривается с точки зрения перспектив медицинской помощи и определения способов возможного лечения. Основной акцент делается на медицинскую диагностику, лечебные мероприятия. В медицинской модели инвалидность понимается как личная проблема, а ограниченные возможности рассматриваются в контексте взаимосвязи между отдельным человеком и его недугом.

Модель «дискриманиции». В общественном сознании формировалось мнение, что люди с ограниченными возможностями предоставляют угрозу обществу. Все это порождает мнение, люди с недостатками умственного развития своим неадекватным поведением могут причинить ущерб здоровью и собственности окружающих.

Модель «сегрегации». Люди с ограниченными возможностями рассматриваются как существа низшего порядка. Поэтому условия их жизни сводятся к сегрегационным формам, что проявляется в: ограничении пространства; ограничении выбора; в ограничении возможности выразить свою индивидуальность.

Модель «защищенности». Эта модель является не столь антигуманной по отношению к лицам с ограниченными возможностями, но оказывает не менее негативное влияние на рост и развитие человека. Данная модель рассматривает людей с нарушениями развития, как маленьких детей, остающихся таковыми на протяжении всей жизни. Акцент в данной модели делается на защиту человека с психофизическими особенностями от трудностей и проблем окружающего мира, организацию полноценного ухода и щадящей атмосферы в среде их обитания.

Модель «экономической необходимости». Характерна для стран, находящихся в тяжелых экономических условиях. Социальная поддержка людей с особыми потребностями вследствие недостаточного финансирования бюджета рассматривается как обременительная необходимость. Эта модель чревата формированием негативного общественного мнения о социальной помощи людям с ограниченными возможностями.

Дизабилизм, предполагает дискриминацию людей с ограниченными возможностями и отношение к ним как к неполноценным. Ценность человека в этих подходах рассматривается с точки зрения его «полезности» для общества.

Модель «интеграции». Суть инвалидности в этой модели заключается в неравенстве возможностей при провозглашенном равенстве прав.

Исходя из этой модели человек с ограниченными возможностями рассматривается, независимо от своей дееспособности и полезности для общества, как объект социальной помощи и заботы, ориентированных на создание ему условий для максимально возможной его самореализации.

Модель «интеграции» принята в качестве основополагающей при формировании современной социальной политики, так как набирает силу идея социальной полезности для общества не только здорового человека, но и инвалида. Следовательно, сегодня актуален вопрос создания условий для реализации каждой личностью, в том числе и с ограниченными возможностями своих интересов и потребностей.

Проблемы инвалидов: материальные; трудоустройства; получения образования; организации досуга; обеспечения техническими средствами; дефицит общения; несформированность среды; бытовое, торговое, медицинское обслуживание.

 

12. Инвалидность как соц. проблема: виды, причины.

Одним из приоритетных направлений государственной социальной политики Беларуси является социальная защита инвалидов. В Беларуси численность инвалидов, состоящих на учете в органах по труду и соцзащите, возрастает из года в год.

Сегодня нельзя рассматривать проблему инвалидности как только проблему «неполноценных людей», так как она затрагивает общество в совокупности. Сущность ее заключается в правовых, экономических, произ­водственных, коммуникативных, психологических особенностях взаимодействия инвалидов с окружающим миром.

Существуют несколько подходов к группированию людей с ограниченными возможностями:

по возрасту их объединяют в следующие группы: дети-инвалиды, взрослые инвалиды (молодые инвалиды, пожилые инвалиды);

по происхождению: инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания;

по степени трудоспособности: первая группа – нетрудоспособные, нуждающиеся в постоянном уходе, вторая группа - трудовая деятельность невозможна или отдельные ее виды могут быть доступны только в специально созданных условиях, третья группа трудоспособные в щадящих условиях;

по характеру подвижности: мобильные (подвижные, передвигающиеся с помощью колясок и т.д.); маломобильные неподвижные.

Основными причинами провоцирующими ухудшения здоровья населения, а, следовательно и роста числа людей с ограниченными возможностями являются:

ü неблагополучная экологическая ситуация, особенно в районах, пострадавших от аварии на ЧАЭС;

ü семейный алкоголизм, наркомания;

ü производственный и детский травматизм;

ü наследственные патологии и врожденные аномалии;

ü перенесенные заболевания беременными женщинами (в частности краснуха);

ü перенесенные заболевания, приводящие к инвалидности, еще до начала трудовой деятельности;

ü профессиональные заболевания.

Увеличение численности инвалидов также связано с ростом продолжительности жизни, что увеличивает подверженность сопутствующим заболеваниям, в первую очередь сердечно-сосудистым. Темпы роста числа инвалидов ныне превышают темпы роста трудовых ресурсов.

Группы и причины инвалидности, степень утраты трудоспособности устанавливаются медико-реабилитационными экспертными комиссиями (МРЭК) в соответствии с законодательством РБ.

 

15. Соц. защита и соц. обслуживание инвалидов в РБ.

Одним из приоритетных направлений государственной социальной политики является социальная защита инвалидов. Эффективным механизмом ее реализации стало совершенствование законодательства, направленного на социальную защиту и поддержку лиц, с ослабленным функционирование, а также разработка целевых государственных программ, объединяющих усилия различных ведомств.

Реализация государственных программ должна создать условия для независимого проживания физически ослабленных людей, улучшения качества жизни и интеграции их в общество, т.е. такие условия, при которых инвалид, как и любой гражданин, имел бы воз­можность на равных с другими членами общества получать образование, трудиться, материально обеспечивать себя и иметь доступ ко всем объектам социальной, производственной и хозяйственной инфраструктуры.

Развитию социальной работы с инвалидами в целях их интегра­ции должно способствовать создание сети реабилитационных цен­тров для лиц с ограниченными возможностями, где осуществля­лись бы профориентация, профобучение, консультирование по психологическим, правовым и организационным проблемам; пред­лагалась бы конкретная помощь по обеспечению в трудоустрой­стве.

В белорусском законодательстве права инвалидов зафиксированы в таких важнейших документах, как Конституция РБ, принятой 24 ноября 1996 г; Закон РБ «О социальной защите инвалидов в РБ» от 11 ноября 1991 г.; Закон РБ «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов» от 17 октября 1994 г.; Закон РБ «О социальном обслуживании» от 22 мая 2000 г. и др.

Государственную социальную политику в отношении инвалидов реализуют различные государственные структуры и институты, но главенствующая роль принадлежит Министерству труда и социальной защиты.

Оказание социальной помощи и обеспечение социальной реабилитации инвалидов и пожилых людей осуществляется органами социальной защиты, ТЦСОН, общественными и благотворительными фондами и организациями.

Реабилитаци я система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Цель реабилитации – восстановление социального статуса инвалида, достижение им экономической независимости и его социальная адаптация. Основными принципами реабилитации выступают: этапность, комплексность, последовательность, дифференцированный подход, доступность, бесплатность, обязательность и добровольность.

С целью решения проблемы реабилитации лиц с ослабленными функциональными возможностями в Беларуси функционирует сеть реабилитационных учреждений, осуществляющих мероприятия в рамках медицинской, профессиональной и социальной реабилитации. Нуждающиеся инвалиды обеспечиваются протезно-ортопедическими изделиями, изделиями лечебного протезирования, техническими средствами реабилитации бесплатно или на льготных условиях.

Важным компонентом государственной социальной политики в отношении инвалидов является их социальное обслуживание.

Социальное обслуживание представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей инва­лидов в социальных услугах. Оно включает в себя совокупность соци­альных услуг: уход; организация питания; содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натураль­ных видов помощи, в профессиональной подготовке, трудоустрой­стве, организации досуга.

Социальное обслуживание инвалидов осуществляется через следующие формы:

· нестационарное социальное обслуживание: социальное обслуживание на дому, включая социально-медицинское обслуживание; срочное социальное обслуживание (организация питания, помощь одеждой); социально-консультативная помощь;

· полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного пребывания граждан в учреждениях социального обслуживания (ТЦСОН, реабилитационных центрах и др.);

· стационарное социальное обслуживание в домах интернатах, пансионатах, психоневрологических интернатах.

Дома-интернаты для престарелых и инвалидов общего типа. Дома-интернаты являются медико-социальным учреждением, предна­значенным для постоянного и временного проживания на полном госу­дарственном обеспечении либо за плату, одиноких престарелых и инва­лидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании.

В зависимости от контингента проживающих, дома - интернаты подразделяются на: дома-интернаты для престарелых и инвалидов общего типа; дома-интернаты для инвалидов в возрасте от 18 до 40 лет; специальные дома-интернаты; Республиканский интернат ветеранов войны и труда. Эффективность социальной защиты инвалидов зависит не только от государственных структур и учреждений, оказывающих помощь и поддержку, но и от уровня и качества сотрудничества их с общественными объединениями инвалидов, которые располагают своими производственными предприятиями, культурно-просветительскими учреждениями.

 

 

1. Социальная работа с бездомными.

Явление бездомности присуще человечеству на протяжении всего времени его существования. Обострение бездомности приходится на периоды социальных потрясений, войн, экологических и других катастроф.

Бездомность трактуется как отсутствие укрытия, проживание в убежище без права владения им и под угрозой немедленного выселения; как проживание в общежитиях; ночлежках; проживание на площади других людей; проживание в домах, которые подлежат сносу; проживание на чердаках.

К категории бездомных чаще всего относятся следующие лица:

· бомжи, т.е. лица без определенного места жительства;

· проживающие в общежитиях, приютах, на площадях других людей;

· мигранты и беженцы;

· дети, убегающие из дома;

· лица, которые в силу различных обстоятельств лишились жилья;

· бывшие заключенные, алкоголики, наркоманы.

Можно выделить некоторые причины, которые способствуют распространению явления бездомности: кризисная ситуация в экономической и социальной сфере, как следствие этого нехватка жилья, особенно дешевого; социальные и демографические изменения в обществе; низкая зарплата и безработица; усложнение криминогенной обстановки; кризис института семьи; потеря жилья вследствие махинаций, семейных конфликтов, разводов; экологические, техногенные и природные катастрофы; межнациональные конфликты, военные действия; алкоголизм, наркомания и т.п.

Решение проблемы бездомности возможно посредством разработки и осуществления комплексных превентивных программ на государственном уровне, а также индивидуальных программ поддержки в период реабилитации, интеграции через трудоустройство и предоставление жилья.

Формы работы с бездомными могут быть разнообразными: открытие домов ночного пребывания; создание Центров реабилитации и адаптации; открытие социальных столовых, душевых и прачечных; организация телефона доверия для бродяг и бездомных.

Главной задачей в работе с данной категорией людей является оказание помощи в получении документов; трудоустройстве; получении приюта.

Работа с такой категорией людей должна строиться на принципах: уважения человеческого достоинства; не унижения; участия; недискриминации.

В апреле 1997 года Общественная организация "Белорусская ассоциация социальных работников» инициировала проект"Центр помощи бездомным ".

В декабрь 1997 в г. Минске был открыт Пункта регистрации лиц без определенного места жительства. Спустя 3 года в январе 2001 г. на его базе открыто Государственное учреждение "Дом ночного пребывания для лиц без определенного места жительства" Управления социальной защиты Мингорисполкома.

2. Социальная работа с мигрантами, беженцами.

Мигранты — лица, меняющие место жительства на срок не менее 6 месяцев, ког­да меняются материальные условия существования человека, и из-за потери средств к существованию нарушаются его права, а также нарушается социальная интеграция человека, так как из одних условий он попадает в другие.

Различают миграцию:

по типу: внешняя (из одной страны в другую), внутренняя (в пределах одной страны), межрегиональная, сельско -городская;

по причинам: добровольная (кочевые народы), вынужден­ная

(перемещенные лица, вынужденные переселенцы) из зон эко­логических бедствий, по экономическим причинам — для осуще­ствления проектов индустриального развития и т.д.;

по виду: возвратная и безвозвратная.

Беженцы - лица, которые в силу обоснованных опасений могут стать жертвой преследований по признаку расы, религии, гражданства, принадлежности к опре­деленной социальной группе или политических убеждений, на­ходятся вне страны своей гражданской принадлежности и не мо­гут пользоваться защитой вследствие таких опасений или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего места жительства в результате подобных событий, не могут и не желают вернуться в нее вследствие таких опасений.

 

3. Молодежь как объект социальной работы.

Молодежь, особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определяется социально-экономическим состоянием общества; это демографическая группа, которая характеризуется специфической ролью в экономической, политической и социокультурной жизни общества.

Молодежь, эта группа населения, которая в будущем будет влиять и определять социальный прогресс общества, перемены в нем. Как наиболее подвижная и динамичная социальная группа населения, молодежь способна активно реагировать на происходящие в обществе перемены, выступать определенным индикатором его социальной напряженности или социального комфорта.

Для современной молодежи актуальными являются вопросы занятости, трудоустройства, временной занятости учащейся и студенческой молодежи. Молодежь на рынке труда менее конкурентоспособна из-за недостатка у нее профессиональных знаний и умений, профессионального опыта. Талант и знания зачастую оказываются невостребованными, что и порождает разочарование, неуверенность.

Помочь молодежи разрешить те или иные проблемы может государственная система социальной, правовой, психологической защиты и адаптации подростков и молодежи, создание условий, гарантирующих развитие и реализацию их жизненного потенциала.

Цель государственной социальной защиты молодежи заключается в том, чтобы помочь обрести молодым людям чувство собственного достоинства, веру в свои силы, желание собственным трудом добиться успеха в жизни; максимально обеспечить благоприятное для всех молодых людей прохождения через каждый этап своего развития и социализации.

Социальная помощь молодежи, молодым семьям оказывается в ТЦСОН, Центрах социально-педагогической помощи семье и детям, центрах информации для молодежи.

Главный акцент в социальной работе с молодежью должен делаться не только и столько на предоставлении необходимой помощи, сколько на сти­мулировании раскрытия способностей молодых людей, творческих начал посредством развития сети социальных центров. Специфика социальной работы с молодежью заключается в том, что молодежь рассматривается не как объект воспитания, а как субъект социаль­ного действия, социального обновления.

 

4. Молодежная политика в РБ.: цели, задачи, направления.

Государственная молодежная политика определяется как система социально-экономических, политических, организационных и правовых мер, направленных на поддержку молодых граждан РБ в возрасте до 31 года, осуществляемых для социального становления, развития молодежи и наиболее полной реализации ее потенциала в интересах всего общества.

Основными целями государственной молодежной политики являются:

· содействие культурному, социальному, духовному и физическому развитию молодежи;

· недопущение дискриминации молодых граждан в силу возрастных причин;

· создание условий для активного участия молодежи в социально-экономической, политической, культурной жизни общества;

· расширение возможностей молодежи в выборе жизненного пути, достижении личного успеха;

· реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и развития самой молодежи.

Для достижения поставленных целей предполагается поэтапное и

активное воздействие социальной работы в следующих важнейших направлениях:

t обеспечение социальных прав и социальных гарантий молодежи;

t обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи, решение вопросов временной занятости;

t совершенствование системы социальной защиты молодежи и молодой семьи;

t поддержка одаренной и талантливой молодежи;

t гарантированное предоставление социальных услуг социальных льгот;

t молодежное жилищное строительство.

Социальная работа с молодежью нашла свое отражение в закон е РБ «Об общих началах государственной молодежной политики в РБ» (1992), Указы Президента РБ «О мерах по улучшению жилищных условий молодежи» (1996); «О поддержке талантливой молодежи» (1995), Республиканскую программу «Молодежь Беларуси» на 2006- 2010 годы и др.

 

26. Девиация как социальная проблема. Типы девиаций.

Девиация - не соблюдение норм и правил поведения, установленных в обществе. Социологи определяют девиацию как поведение, считающееся отклонением от нормы группы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, исправление или наказание нарушителя.

Девиация может проявляться в виде девиантного, делинквентного, криминального, аддиктивного поведение.

Девиантное поведение всегда связано с каким – либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности, распространенным в обществе или группах нормам, правилам поведения, идеям, стереотипам, ожиданиям, установкам, ценностям.

Девинтное (отклоняющееся) поведение определяют, как устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

Существенными признаками девиантного поведения выступают:

ü несоответствие общепринятым или официально установленным социальным нормам;

ü поведение и личность его проявляющая имеют негативную оценку со стороны людей;

ü наносит ущерб личности или окружающим;

ü характеризуется в основном как стойко повторяющееся;

ü рассматривается в пределах медицинской нормы;

ü имеет выраженное возрастно-половое и индивидуальное своеобразие.

Делинквентное поведение цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминала. В отличие от девиантного, делинквентное поведение характеризуется повторяющимися асоциальными проступками, которые складываются в определенные устойчивые стереотипы действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности.

Ряд исследователей не разделяют делинквентное и криминальное поведение. В частности Е.В.Змановская определяет делинквентное поведение как действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающее благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях.

Криминальное поведение - противоправный поступок, который служит основание для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определенным статьям уголовного кодекса. Этот вид отклонения от поведения изучает в основном юриспруденция. Криминальному поведению, как правило, предшествуют различные формы девиантного или делинквентного поведения.

Аддиктивное поведение (форма отклоняющегося поведения) - предполагает использование каких-либо веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций; зависимое поведение. Объекты зависимости: психоактивные вещества, алкоголь, пища, игры, религия, секс. Зависимое поведение может проявляться в форме вредных или пагубных привычек. Формы зависимости выделяют следующие: химическая; нарушение пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от пищи); гэмблинг – игровая зависимость; сексуальные аддикции – зоофилия, некрофелия, фетишизм, садомазахизм и др.; религиозное деструктивное поведение; интернет-аддикция.

По целевой направленности отклонения в поведении можно классифицировать следующим образом: отклонения агрессивной направленности; отклонения корыстной направленности; отклонения социально-пассивного типа.

27. Причины девиантного поведения. Теории и концепции.

Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными причинами и факторами.

Социально-экономические причины: снижения уровня жизни определенной части населения, особенно восприимчивой к этой причине молодежи; расслоение общества на бедных и богатых; наличие в обществе безработных, лиц без определенного места жительства и др.; низкий уровень заработной платы и т.д.

Морально-этические причины: низкий морально-нравственный уровень современного общества; бездуховность общества; утрата моральных ценностей; падение нравов; алкоголизация и наркотизация населения.

Социально-педагогические причины: дефекты семейного и школьного воспитания; неуспехи ребенка в школе; падение престижа образования; педагогическая запущенность и т.д.; негативное влияние СМИ; учителя в школе больше внимания уделяют успевающим детям, а не тем, кто имеет проблемы в обучении; отсутствие систематической профилактической работы.

Можно выделить также и группу биологических факторов, которые в той или иной мере могут выступать причинами девиаций. К ним относят:

а) генетические факторы. По наследству передаются некоторые болезни, дефекты, в частности такие как шизофрения, дефекты зрения, слуха, повреждения нервной системы; нервно-психические нарушения, обусловленные семейным алкоголизмом, наркоманией.

б) психофизиологические факторы. В последние время увеличивается влияние на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных и стрессовых ситуаций, экологического фактора. Все это приводит к различным соматическим, аллергическим и токсическим заболеваниям.

в) физиологические причины. Нарушение речи, слуха, внешняя непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада, которые зачастую вызывают негативное отношение окружающих, что приводит к нарушению межличностных отношений ребенка (да и взрослых) в группе сверстников, в коллективе.

Трактовка причин девиантного поведения тесно связана с пониманием самой природы этого социально-психологического явления. Известно, что в человеческом поведении сочетаются компоненты различного уровня – биологического, психологического и социального. В зависимости от того, какому из них в той или иной теории придается главное значение, определяются и основные причины этого поведения. В научной литературе выделяют три основных подхода для объяснения девиантного поведения:

1. Биологические концепции, уделяющие главное или исключительное внимание биологическим причинам. Согласно данной концепции - отклоняющееся поведение от принятых в обществе социальных норм связано с биологическим складом индивида.

В целом биологические концепции мало популярны в современном мире.

2. Социологические концепции. Исследования социологов конца ХIХ- начала ХХ веков выявили связь отклоняющегося поведения с социальными условиями существования людей. Было доказано, что число аномалий в поведении людей неизбежно возрастает в периоды войн, экономических потрясений, социальных потрясений.

Лишенные идеала, смысла жизни люди оказываются подвержены стрессу, тревожности, что и приводит к разного рода отклонениям в поведении.

В рамках отечественных исследований проблемы девиантного поведения объясняются в основном двумя причинами: несовпадением требований нормы с требованиями жизни с одной стороны; несоответствием требований жизни интересам данной личности - с другой стороны.

3. Психологические и психиатрические концепции. Согласно им девиация обуславливается личностными факторами: в частности возможностями овладеть наиболее значимыми для человека ролями и возможностями их выполнять; отношением самой личности к совершаемым ею нарушениям; уровнем самосознания личности и ее нравственной воспитанностью; социальным статусом личности; чувствами и эмоциями негативного характера.

Помимо названных объективных причин появление девиаций можно выделить и субъективные. Личность формируется в первую очередь под воздействием конкретных жизненных ситуаций, которые и могут приводить к дефектам в поведении.

 

28. Алкоголизм его причины и последствия.

В настоящее время наблюдается тенденция роста пьянства и алкоголизма среди населения, прежде всего подросткового и женского.

Алкоголизм – заболевание с прогрессирующим течением, которое возникает на основе неумеренного употребления спиртного и проявляется характерными психическими и невралгическими расстройствами, поражением внутренних органов, а также сопровождается нарушениями различных социальных функций больного. Понятие «алкоголизм» включает в себя 2 критерия: медицинский – патологические изменения в организме, которые непосредственно связаны с хроническим алкогольным отравлением или наступают в результате его; социальный - это духовный, материальный и биологический вред, который приносит неумеренное употребление алкоголя.

При постоянном употреблении алкоголя, постепенно формируется синдром алкогольной зависимости, который приводит не только к различным видам заболеваний (диабеты, гепатиты, циррозы и др.), но и к различным формам насилия как в семье, так и обществе; к деградации личности.

 

29. Наркомания причины и последствия.

Наркомания - тяжелейшее заболевание, возникающее в результате злоупотребления специфическими средствами, получившими условное название «наркотики». Болезнь характеризуется неудержимым влечением к постоянному их употреблению во все возрастающих дозах.

Наркотики - это химические вещества растительного или синтетического происхождения, способные вызвать изменения психических систем, а их применение приводит к зависимости: психической, а затем физической зависимости от наркотиков.

Признаки наркомании можно разделить на прямые и косвенные:

к прямым признакам, указывающим на факт приема наркотиков, относится состояние наркотического опьянения и состояние абстиненции, возникающее только во второй стадии болезни. Для раннего обнаружения наркоманий в детском возрасте рекомендуется проводить обязательный осмотр школьников врачом- психотерапевтом и тестирование их на наркотические вещества.

Косвенными признаками, свидетельствующими о причастности к наркомании, могут быть предметы для приема наркотиков или сырье для их получения, неизвестные таблетки, ампулы, шприцы, иглы к шприцам, следы инъекций на кожных покровах и, особенно по ходу сосуда.

Наркомания имеет многоаспектные последствия: физические последствия, т.е. причинение вреда здоровья; психические последствия; социальные последствия.

 

 


5. Семья как объект соц. работы. Проблемы семьи.

Семья – это одна из систем социального функционирования человека, важнейший социальный институт общества, который меняется под влияние социально-экономических и внутренних процессов.

Семья – это малая социальная группа, связанная брачными или родственными отношениям, общностью быта, эмоциональной близостью, взаимными правами и обязанностями друг по отношению к другу.

Выделяют четыре признака семьи: брачные или кровнородственные отношения и связи между её членами; совместное проживание в одном помещении; общий семейный бюджет; эмоциональная привязанность супругов, родителей, детей друг к другу.

Как социальное образование семья в каждом конкретно-историческом типе общества имеет свою специфику, свои традиции, имеет определенные функции.

Семья, основанная на браке имеет в Республике Беларусь, да и в других государствах, правовой статус, который определяется законом, поэтому государство контролирует деятельность института семьи, защищает ее собственность и наказывает за нарушение законов в семье. Нормы семейно –брачных отношений регулируются Кодексом о семье и браке РБ (принят 9 июля 1999г., с изм. и доп.).

Деление семей на следующие категории необходимо учитывать при организации социальной работы с семьей.

1. По количеству поколений, входящих в состав семьи, они делятся на нуклеарные (два поколения – родители и дети); расширенные (многопоколенные) – состоят из трех и более поколений.

2. По количеству детей семьи делятся на: бездетные (инфертильные); малодетные (до 2-х детей); многодетные (3 и более детей).

3. По составу семьи делятся на: неполная; нуклеарная; сложная; семья повторного брака; материнская семья; альтернативная семья.

4. По структуре выделяют семьи: с одной брачной парой с детьми или без детей; с двумя или более брачными парами (с детьми или без них); с матерью, (отцом) с детьми; с одним из родителей супругов и другими родственниками.

5. По брачному состоянию выделяют следующие семьи: добрачная; брачная (новобрачный, повторный брак, незарегистрированный брак); послебрачная (разведенные, одинокие, не вступившие в брак, вдовствующие).

6. По стратегии семейного воспитания выделяют семьи в которых присутствует: жесткий контроль, наказание, давление на ребенка; равнодушие; обоюдной опеки, концентрации внимания на ребенке; противоречивых требований; дружеский стиль.

В социальной работе принято также выделять семьи по степени благополучия.

Благополучные семьи делятся на: педагогически грамотные и позитивно ориентированные на воспитание.

Неблагополучные подразделяются на:

а) конфликтные семьи с конфронтирующим типом отношений. Для таких семей характерны скандалы, угрозы, оскорбления, грубости во взаимоотношениях. Данный тип семьи разрушается как бы изнутри.

б) педагогически несостоятельные семьи. Низкая педагогическая культура родителей, нежелание что-либо исправлять и изменять. Родители часто настраивают детей против школы, провоцируют неуважительное отношение детей к общественным требованиям.

в) аморальные семьи. Моральные установки вступают в противоречие с нормами и правилами нравственного поведения в целом.

 

6. Структура семьи.

Под структурой семьи понимают систему отношений родства, совокупность духовных, нравственных, психологических отношений; внутрисемейные установки и отношения власти и авторитета. Типы властных структур семьи: патриархат, матриархат, эгалитарные.

Структура семьи — это состав семьи и число ее членов в совокупности их взаимоотношений. В структуре учитываются количество членов семьи; их родственные связи; наличие подсистем (родители, дети, братья и сестры); характер взаимоотношений в подсистемах. Характер структуры семьи определяется характером социально-исторических условий: неравноправие женщины в обществе приводит к ее неравноправию в семье. Иерархичность отношений в обществе приводит к иерархичности отношений в семье.

Семейная власть может строиться либо на экономическом авторитете, либо на моральном авторитете: от прямого насилия до морального воздействия.

В традиционном представлении структуры семьи выделяют такие типы семейных отношений как авторитарный (лидерство) - руководство и организация всех семейных функций находятся в руках одного члена семьи; демократический (партнерство).

Важным в изучении семьи являются такие понятия как местожительство семьи, ее родословная по мужской и женской линии.

Как система семья может быть открытой или закрытой.

Наиболее распространенная струк­тура семьи в нашем обществе — это семья, включающая взрослых ее чле­нов (мужа и жену, а также нередко кого-то из их родителей) и детей. Для семьи у нас наиболее типична ориен­тация на одного или двух детей. Семья чаще ориентирована на рав­ноправное распределение обязанностей, а также равное участие в реше­нии всех семейных проблем.

7. Функции семьи и их характеристика.

Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, под которыми понимают сферу жизне­деятельности семьи, непосредствен­но связанную с удовлетворением оп­ределенных потребностей ее членов.

Функции семьи имеют исторический характер, однако содержание их претерпевает определенные изменения. Наиболее значимыми функциями семьи являются: репродуктивная (генеративная), функция первичной социализации, воспитательная, экономическая и хозяйственно-бытовая, гедонистическая, эмоциональная, фелицитологическая, коммуникативная и регулятивная, персоналитарная.

Репродуктивная (генеративная) функция. Обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода. Является не только биологической потребностью, но имеет огромное экономическое значение для сохранения популяции. Общество заинтересовано в том, чтобы каждое следующее поколение было не малочисленнее предыдущего.

Функция первичной социализации – постепенное введение ребенка семьей в общество, ознакомление его со всеми присущими этому обществу законами.

Социализирующая функция семьи проявляется в том, что семья:

ª обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека;

ª играет определяющую роль в формировании психологического пола ребенка в первые три года его жизни;

ª играет ведущую роль в умственном развитии ребенка;

ª имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами;

ª в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека в сферах семейных и межэтнических отношений;

ª семье присуща функция социально-психологической поддержки человека, от чего зависит его самооценка, уровень его самоуважения, мера самопринятия, аспекты и эффективность самореализации.

Первичная социализация служит соединительным звеном между «малым миром» ребенка и большим, окружающим его, миром взрослых.

Семейная дезорганизация – т.е. такое состояние когда семья не выполняет свои функции, когда нарушена ее структура; разрыв семейного единства, нарушение структуры социальных ролей, когда один или более членов семьи не могут точно выполнять свои ролевые обязанности. Выделяют следующие формы семейной дезорганизации: неполная семья, незаконнорожденность; распад семьи из-за намеренного ухода одного из супругов; семейный кризис, когда длительно ненамеренно отсутствует один из супругов.

Воспитательная функция. От нее зависят нравственные устои, поддержание культурной непрерывности общества. Воспитательная функция семьи состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. По отношению к обществу в ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготов­ку новых членов общества.

Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в этой сфере, кроме того удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга.

Персоналитарная функция. Означает формирование такого типа семьи, где высшей ценностью станут индивидуальность личности, ее права и свободы, где будут созданы условия для творческого развития и самовыражения каждого члена семьи, включая родителей и детей.

Экономическая и хозяйственно-бытоваяфункция заключается в обеспечении биологического существования семьи (пища, одежда и т.д.). Семья – это и основная хозяйственная ячейка общества.

Гедонистическая (сексуальная) функция. Связана с наличием у человека общебиологической половой потребности, удовлетворение которой также естественно как потребность в еде, жилище и т.д.

Фелицитологическая функция. Характеризуется созданием условий счастья, гармонии, взаимопонимания в семье.

Эмоциональная функция предполагает получение эмоциональной поддержки, психологической защиты, а также стабилизация индивидов и их психологическая терапия. Семья – это сфера абсолютной защищенности, абсолютного приятия человека, вне зависимости от его талантов, жизненных успехов, финансового положения.

Медицинская функция или поддержание физического здоровья членов семьи носит прежде всего профилактический характер. По медико-социальным факторам риска различают семьи: дисфункциональные (неполные, многодетные, малоимущие, с детьми-инвалидами и др.); «социопатические» (семьи алкоголиков, наркоманов, родители или дети – правонарушители, с отклонениями от норм социального поведения).

Таким образом, существование человека в настоящее время организовано в форме семейного образа жизни. Каждая из функций в каких-то частных случаях может быть с большим или меньшим успехом осуществлена вне семьи, но совокупность их может выполняться только в семье.

В современных условиях социальная и социально-педагогическая работа с семьей является приоритетным направлением социальной защиты населения. В целях укрепления развития социального института- семьи, сохранения и развития ее социальных функций в Республики Беларусь разрабатывается и реализуется активная государственная семейная политика, которая призвана решать следующие задачи:

§ содействовать стабилизации положения семьи, создавать реальные предпосылки положительной динамики процессов ее жизнедеятельности;

§ сформировать в республике эффективную систему социальной защиты социальной уязвимых семей: неполных, малообеспеченных, многодетных, молодых, семей, воспитывающих детей с особенностями развития.

Для возможности реализации этих задач разрабатывается и совершенствуется нормативно-законодательная база. В Беларуси разработаны и приняты различные законы, программы общенационального масштаба, направленные на поддержку института семьи:

~ Кодекс РБ о браке и семье (1999 г., с изм. и доп.);

~ Закон РБ «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (1992 г.);

~ Президентская программа «Дети - Беларуси на 2006- 2010 годы», содержащая подпрограмму «Социальная защита семьи и детей»;

~ Указ Президента от 14 февраля 2006 г. № 98 «Об усилении материальной поддержки семей, воспитывающих детей в возрасте до 3-х лет» и др.

Эти документы определяют основные ориентиры в политике и социальной работе по улучшению положения семьи. И все-таки основополагающим нормативным документом является Указ Президента РБ от 21 января 1998 г. «Об утверждении основных направлений государственной семейной политики РБ». Так, основными целями государственной семейной политики провозглашены: обеспечение улучшения социально-экономических условий жизнедеятельности семьи и выполнения ею репродуктивной, экономической и воспитательной функций; укрепление нравственных основ семьи и повышение ее престижа в обществе.

Определены и реализуются конкретные меры по укреплению семьи и улучшению положения детей. Реализация Национального плана действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004-2010 годы и Президентской программы “Дети Беларуси” на 2006-2010 годы позволяет добиваться значительных позитивных изменений.

В республике ведется целенаправленная конкретная работа по организа­ции системы учреждений социального обслуживания семей и де­тей, создаются Центры социального обслуживания семьи и детей, Центры социально-педагогической помощи семье и детям, социальные приюты, открываются отделения дневного пребывания для детей-инвалидов в ТЦСОН.

 

Международными документами, определяющими основные направления политики по борьбе с насилием является Конвенция ООН О правах ребенка (1989 г.), Декларация ООН «Об искоренении насилия в отношении женщин » (Резолюция 48/104 20 декабря 1993 г.). В декларации раскрывается термин «насилие в отношении женщин», выделяются виды насилия: половое, физическое, психологическое.

Международное сообщество осознает всю остроту и важность проблемы насилия в семье и пытается выработать единую систему предотвращения такого насилия и защиты его жертв.

В нашей республике вопросы защиты детей от насилия, семейного насилия нашли отражение в ряде нормативных и законодательных документах. Прежде всего следует отметить Закон РБ«О правах ребенка» (принят в 1993 г., изменения и дополнения внесены в 2000 г.».

В семейном праве РБ, в частности в Кодексе РБ «о браке и семье» так же нашли отражение вопросы жестокого обращения и насилия в отношении детей. Семейный кодекс определяет права и обязанности родителей по отношению к несовершеннолетним или недееспособным детям, устанавливает, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей, и при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию.

Понятие «жестокого обращения с ребенком» в уголовном праве РБ охватывает любые посягательства, причиняющие ребенку любой морально-психологический вред, включая сексуальное посягательства, либо, ставящие его в опасность причинения подобного вреда.Жестоким обращением в уголовных нормах признаются все виды физического, сексуального, психического насилия.

Решение проблемы семейного насилия включает ряд этапов:

1) профилактика насилия;

2) выявление фактов семейного насилия;

3) реабилитация семей;

4) социальный патронаж семей.

Службы семьи, материнства и детства в своей работе рассматривают три уровня профилактики семейного насилия над детьми: первичный, вторичный и третичный.

Первичный уровень профилактики семейного насилия заключается в оказании универсальной помощи, рассчитанной на все группы населения. Службы социального обслуживания семьи разрабатывают и реализуют программы «сознательного родительства», направленные на повышение ценности социально стабильной семьи.

Вторичный уровень профилактики жестокого обращения с детьми в семье включает оказание плановых услуг, нацеленных на группы социального риска и предложение им помощи до появления проблемы насилия. На данном уровне все заинтересованные ведомства решают задачу выявления семей «групп риска».

На третичном уровне профилактики семейного насилия оказывается специальная помощь по факту уже свершившегося насилия. В этой работе принимают участие социальные службы, реадаптационный (кризисный) стационар, учреждения здравоохранения, прокуратура, суд, управления внутренних дел.

Главное в борьбе с насилием в отношении женщин и детей – решение коренных социально-экономических задач, повышение уровня жизни и духовной культуры людей, обеспечение социальной, в том числе и правовой защищенности человека без дискриминации по признаку пола и возраста.

 


18. Социальная работа в системе образования.

Известно, что главная цель социальной работы — способство­вать нормальной жизнедеятельности человека, удовлетворению и гармонизации его социальных потребностей, гармонизации потреб­ностей человека и общества. Что же касается цели современного образования в Республике Беларусь, то она сводится к созданию системы образования, удовлетворяющей потребности населения в разнообразных образовательных услугах, с учетом склонностей и способностей, на основе широкого использования местных ресур­сов, культурных и исторических традиций; направленной на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров.

Сегодня назначение образования заключается не только и не столько в вооружении подрастающего поколения знаниями, умениями и навыками для последующей взрослой жизни, сколько в формировании у детей, подростков и молодежи социальной компетентности, помощи им в успешной социализации и интеграции в общество.

Выделяют следующие социально - педагогические аспекты социальной работы в системе образования:

* дошкольное воспитание. Предметом заботы специалиста по социальной работе в учреждениях дошкольного образования являются потребности дошкольников и возможности их родителей, особенно в тех случаях когда ребенок по каким-либо причинам терпит социальные и материальные лишения. Задача специалиста в таких случаях – разработка профилактических мер и устранение симптомов семейного неблагополучия. Специалист по социальной работе выполняет посредническую миссию между учреждением и семьей, ребенком и воспитателями;

* работа с молодежью (воспитание, сопровождение, организация досуга, консультирование по различным вопросам, помощь в выборе профессии и т.д.);

* воспитание в детских домах, интернатных учреждениях, детских домах семейного типа, социальных приютах (воспитание, сопровождение, создание условий близких к семейным, социальная реабилитация, социальная коррекция и терапия);

* социально-педагогическая помощь семье;

* социальная работа в техникумах, колледжах, вузах. Работая в учреждениях обеспечивающих получениеначального, среднего или высшего профессионального образованияспециалист посоциальной работе дол­жен учитывать возрастные особенности своих клиентов; понимать и принимать их интересы и ценности; поддерживать стремление к самостоятельности, поиску и нахождению себя в учебе и сфере труда, чтобы они знали свои права и обязанности и умели пользо­ваться теми социальными привилегиями, которые соответствуют их положению;

* социальная работа в школе. Назначение социальной работы в школе - это содействие переходу от методов борьбы с неблагополучием к методам социально-профилактическим, т.е. к предупреждению неблагополучия в разных сферах жизнедеятельности ребенка.

Актуальной для системы образования, а следовательно и для социальной работы в системе образования, является проблема полноценного и качественного образования детей.

Позитивную роль специалист по социальной работе может сыграть в повышении эффективности взаимодействия школы и семьи; школы и других социальных институтов, заинтересованных в улучшении качества учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования разного типа.

Социальная работа в системе образования может осуществляться в разнообразных формах и с помощью различных методов:

v групповая работа со школьниками вне занятий (ролевые игры, тренинги, дискуссии и т.д.);

v работа с родителями, представление их интересов;

v консультирование;

v супервизорство;

v социально-педагогическое сопровождение;

v организация досуговой деятельности детей;

v индивидуальная работа.

 

 

19. Сиротство как социальная проблема: причины и последствия.

Согласно Закона РБ «О гарантиях по социальной защите детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» (Принят Палатой представителей 1 декабря 2005 г .) гарантии по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей распространяются на:

· детей-сирот – лиц возрасте до 18 лет, у которых оба или единственный родитель умерли;

· детей, оставшихся без попечения родителей (социальных сирот) – лица в возрасте до 18 лет;

· лиц, из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей – лица в возрасте от 18 до 23 лет, имевших к моменту достижения ими возраста 18 лет статуса детей-сирот, или детей, оставшихся без попечения родителей либо основания для его приобретения и обучающиеся в ПТУ, техникумах, колледжах, вузах или других учебных заведениях.

Основанием для социальной защиты детей-сирот является приобретение статуса ребенок-сирота, который приобретается на основании документов о смерти обоих или единственного родителя.

Основанием для социальной защиты, детей, оставшихся без родительского попечения является приобретение статуса дети, оставшиеся без родительского попечения. Такой статус приобретается на основании:

Ø решения суда о лишении родительских прав;

Ø об отобрании ребенка без лишения родительских прав;

Ø решения суда о признании родителей (родителя) недееспособными;

Ø о признании родителей (родителя) ограниченно дееспособными;

Ø решения суда о признании родителей (родителя) безвестно отсутствующими;

Ø об объявлении родителей (родителя) умершими;

Ø совместного акта организации здравоохранения и органов внутренних дел об оставлении ребенка в учреждении здравоохранения;

Ø письменного заявления родителей (родителя) о согласии на усыновление (удочерение) ребенка при отказе от него и их (его) раздельном проживании с ребенком;

Ø акта органа внутренних дел об обнаружении брошенного ребенка.

Отсутствие родителей должно быть подтверждено соответствующими документами: копиями свидетельства о смерти; копиями решения суда о лишении родительских прав, отобрании ребенка, признании родителей безвестно отсутствующими, объявлении умершими; медицинскими документами о продолжительной болезни родителей и др.

Исследование проблемы социального сиротства, свидетельствует, что это явление, обуславливается рядом причин и факторов. Среди которых ведущее место занимает кризис семьи и нестабильностью семейно-брачных отношений.

Способствовал развитию социального сиротства и экономический кризис 90-х гг. ХХ в., который затронул, прежде всего, наиболее слабые слои общества, привел к распространению алкоголизма, наркомании, росту насилия, преступности, жестокости и в конечном итоге к распаду семей. Все это создавало благоприятную почву на которой произрастало детское неблагополучие, безнадзорность.

Социальное сиротство как явление сопряжено с рядом негативных последствий на развитие и функционирование ребенка, имеющего статус сироты. К таким последствиям следует отнести: глубокие и часто необратимые воздействия на здоровье, психоэмоциональную сферу ребенка, приобретенные еще до официальной констатации потери семьи; психосоматические расстройства; проблемы речевого развития; отрицательный социальный опыт, приобретенный в семье; социальная депривация; задержки интеллектуального развития, деформация психики; сложности в построении самостоятельной семейной жизни.

В 2005 г. принят Закон РБ «О гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», направленный на социальную защиту детей сирот, создание условий для их успешной социализации. Главой государства подписан Декрет от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», который направлен прежде всего на преодоление социального сиротства и ужесточение ответственности родителей, лишенных родительских прав за компенсацию содержания детей в интернатных учреждениях и замещающих семьям.

Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Попечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей может осуществляться через определение ребенка в семью, либо через государственное попечение. Основная работа по воспитанию и содержанию детей, лишенных родительской опеки осуществляется в специальных учреждениях, находящихся в ведении Министерства образования РБ. К таким учреждениям относятся:

ª дома ребенка;

ª детские дома;

ª общеобразовательные школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

ª общеобразовательные школы-интернаты для детей с отклонениями в поведении, а также для детей, в семьях которых отмечаются неблагоприятные условия проживания;

ª детские дома смешанного типа, детские деревни.

 

 

21. Характеристика форм устройства детей – сирот.

Во всех современных правовых государствах одним из важнейших прав ребенка принято считать право на жизнь в семье, с родителями и близкими родственниками, т.е. на семейное воспитание. В последние годы государственная политика нашей страны направлена на реализацию этого права детей.

Оптимальной формой воспитания детей-сирот является усыновление (удочерение), которое открывает перспективы для надежного и устойчивого воспитания детей, не имеющих возможности оставаться с собственными родителями.

У

Date: 2015-09-24; view: 1432; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию