Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система муниципального права России





В теоретических, практических и учебных целях любая отрасль права делится на разделы. Такое деление называется систематизацией. Четкая система любой отрасли права позволяет сохранить стабильность правового регулирования при различного рода преобразованиях (реформах) права. Систематизация предполагает расположение норм права внутри отрасли в их логической последовательности. Тем самым достигается единство и непротиворечивость правовых предписаний, удобство в их применении, более четкое их понимание.

Первичную ячейку в любой системе отрасли права занимают правовые нормы. Нормы группируются, т.е. располагаются в однородные по своему содержанию комплексы, именуемые правовыми институтами. В свою очередь институты могут группироваться в подотрасли или части, совокупность которых и представляет ту или иную отрасль права.

В учебной литературе система муниципального права определяется как объединение муниципально-правовых норм в муниципально-правовые институты, расположенные в определенной последовательности в зависимости от их значения и роли в регулировании муниципальных отношений.

По вопросу о системе муниципального права сложилось несколько точек зрения. Одни авторы выделяют в системе муниципального права лишь нормы и отдельные институты[15]. Другие считают, что в системе муниципального права можно выделить общую и особенную части[16], третьи добавляют к ним специальную часть[17]. В литературе также можно встретить такой подход, когда систему муниципального права связывают со структурой Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации». Следует, однако, отметить, что система отрасли права и система отрасли законодательства (а, тем более, одного юридического документа, пусть даже и базового для этой отрасли) не совпадают, точнее совпадают частично. В вышеуказанных целях тем более нельзя ставить в зависимость систему отрасли муниципального права от системы законодательства в силу быстрой изменчивости, нестабильности последнего.

В структуре муниципального права можно выделить несколько муниципально-правовых институтов.

1. Правовые основы местного самоуправления.

2. Территориальные основы местного самоуправления.

3. Формы осуществления местного самоуправления.

4. Финансово-экономические основы местного самоуправления.

5. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, государственный контроль в отношении их деятельности.

Первичным структурным элементом любой отрасли выступает правовая норма. Муниципально-правовыми нормами называются правовые нормы, закрепляющие и регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления.

Классификация норм муниципального права России может проводиться по следующим основаниям:

1. По содержанию (по кругу регулируемых общественных отношений):

1) нормы, регулирующие правовые основы местного самоуправления,

2) нормы, регулирующие территориальные основы местного самоуправления,

3) нормы, регулирующие формы осуществления местного самоуправления,

4) нормы, регулирующие финансово-экономические основы местного самоуправления,

5) нормы, регулирующие ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, государственный контроль в отношении их деятельности.

2. По характеру имеющихся в нормах предписаний (по способу воздействия на субъекты права):

1) управомочивающие нормы;

2) обязывающие нормы;

3) запрещающие нормы.

3. По территории действия:

1) действующие на территории всей Российской Федерации;

2) действующие на территории конкретных субъектов РФ;

3) действующие в пределах муниципального образования.

4. По юридической силе:

1) нормы, закрепленные в Конституции РФ;

2) нормы, закрепленные в актах Конституционного Суда РФ;

3) нормы, закрепленные в международных правовых документах;

4) нормы, закрепленные в федеральных конституционных законах и федеральных законах;

5) нормы, закрепленные в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, актах федеральных органов исполнительной власти;

6) нормы, закрепленные в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации, законах субъектов РФ и др.;

7) нормы, закрепленные в отдельных актах органов местного самоуправления.

5. По степени определенности содержащихся в них предписаний (по методу регулирования):

1) императивные, т.е. такие, которые не допускают никаких отступлений от сформулированного в них правила;

2) диспозитивные, т.е. такие, которые допускают возможность выбора соответствующего варианта поведения в зависимости от конкретных условий. Например, ст. 33 Конституции РФ: «Граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления» и др.







Date: 2015-09-24; view: 288; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию