Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рекомендации к практическим занятиям по дисциплине для студентов





Семинар 1.

Тема: Теоретико-методологические проблемы клинической психологии.

1. Соотношение понятий клиническая и медицинская психология и их использование в современной практике помощи человеку.

2. Составные части клинической психологии. Междисциплинарный характер дисциплины.

3. Принципы развития, структурности и личностного подхода как основные методологические принципы клинической психологии.

4. Этика в клинической психологии.

5. Модель Гиппократа

6. Модель Парацельса

7. Деонтологическая модель

8. Биоэтика.

 

Задание – подготовить сообщение по указанным проблемам и ответить на контрольные вопросы на стр. 316 учебника Клиническая психология под.ред. Б. Д. Карвасарского.

Написать эссе на тему «Каким клиническим психологом я могу стать»

Литература.

1. Клиническая психология / под. ред. Б. Д. Карвасарского.- СПб.:Питер,2006-с.297-316.

 

Семинар 2.

Тема: Личность врача и пациента как основа их продуктивного взаимодействия.

Темы выступлений:

1.Самосознание личности. «Я-концепция»

2. Личность врача как фактор доверия к нему пациента.

3.Влияние личности пациента на возникновение, течение болезни и возможности влияния болезни на его психику.

4. Врач и пациент как партнеры в управлении деятельностью, направленной на здоровье пациента.

 

Вопросы для обсуждения:

1.Какие из приведенных ниже черт человека характеризуют его как индивида? Как личность? Как индивидуальность? Обоснуйте свой ответ.

Аккуратность, медлительность, общительность, хорошая моторная координация, сила воли, сообразительность, мечтательность, яркость проявления черт, лень, самолюбие, решительность, адаптационные возможности, математические способности, темперамент, упрямство, реактивность, возбудимость, выразительная мимика, литературная одаренность, близорукость, сила нервной системы.

2.Могут ли черты индивида становится чертами личности? Индивидуальности? Если да, то, при каких условиях?

3. Как вы думаете, о каком личностном образовании идет речь в стихотворении В.Берестова

Любили тебя без особых причин,

За то, что ты – внук.

За то, что ты – сын.

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

 

4. Как вы понимаете высказывание Гиппократа «Нас только трое: вы, я и болезнь. На чью сторону вы станете, то и победит»? Назовите, какие личностные черты помогают человеку справиться с болезнью?

 

Практическое задание: составить библиографический список по главе 6 «Личность в психологии» из учебника Реан, А. Психология и педагогика: учеб.пособие для вузов/ А. Реан, Н. Бордовская, С.Розум. - СПб.: Питер, 2001.

 

Литература:

1.Реан, А. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов/ А. Реан, Н. Бордовская, С.Розум. - СПб.: Питер, 2001.

2.Клиническая психология: учебник / под ред. Б. Карвасарского. – СПб.: Питер, 2006.

3.Менделеевич, В. Клиническая и медицинская психология: Уч. Пособие/ В. Д. Менделевич. – М.:МЕДпресс-информ, 2005

4. Николаева, В.. Влияние хронической болезни на психику./В. В. Николаева. - М.: Изд-во Моск. гос.ун-та, 1987.

5.Бернс, Р Развитие Я –концепции и воспитание/ Р. Бернс. – М.: Прогресс, 1986.

 

Семинар 3.

Тема Здоровье как научная проблема.

Темы для выступлений:

Характеристика основных подходов к пониманию феномена здоровья: нормоцентрический, феноменологический, холистический, кросс – культурный, дискурсивный, аксиологический, интегративный.

Концепции устойчивых социокультурных эталонов здоровья. Античный эталон: здоровье как внутренняя согласованность. Адаптационный эталон: здоровье как приспособленность индивида к окружающей среде. Антропоцентрический эталон: здоровье как всесторонняя самореализация, или раскрытие творческого и духовного потенциала личности.

Практическое задание:

Составить сравнительную характеристику устойчивых социокультурных эталонов здоровья по параметрам: определение понятия здоровья, характеристики здоровой личности, основные условия и принципы оздоровления, пути оздоровления.

Почему ни один из эталонов не может быть признан исчерпывающим и охватывающим феноменологию здоровья во всей полноте?

Литература:

1. Васильева О. С., Филатов Ф. Р. Психология здоровья человека. – М. 2001.

2. Вернан Ж. П. Происхождение древнегреческой мысли. – М., 1988.

3. Вутулкас Д. Новая модель здоровья и болезни. – М., 1997.

4. Психология здоровья (под ред. Г. С. Никифорова). – СПб., 2000.

 

Семинар 4.

Тема Валеология – наука об индивидуальном здоровье человека.

Темы для выступлений:

Объект, предмет, цель, методы и современные достижения валеологии. Основные проблемы валеологии. Образ жизни и здоровье. Здоровье в иерархии потребностей. Мотивация здоровья и здорового образа жизни. Концепции и основные составляющие здорового образа жизни.

Проблемы экологической валеологии. Двигательная активность и здоровье. Питание и здоровье. Кодекс здоровья. Методологические основы оценки резервов адаптации и состояния здоровья.

Вопросы для обсуждения:

1. Какое место занимает валеология в современных представлениях о здоровье человека?

2. Каково значение педагогики в формировании знаний и навыков, связанных со здоровым образом жизни?

3. Назовите критерии здоровья, позволяющие количественно и качественно оценивать здоровье человека.

Литература:

1. Ананьев В. А., Давиденко Д. Н., Петленко В. П., Хомутов Г. А. Этюды валеологии. – СПб., 2001.

2. Ананьев В. А. Введение в психологию здоровья. – СПб., 1999.

3. Билич Г. Л., Назарова Л. В.Основы валеологии. – СПб., 1998.

4. Брехман И. И. Валеология - наука о здоровье. – М., 1990.

 

Практическое занятие 5-6.

 

Тренинг коммуникативной компетентности.

Цель: повышение эффективности взаимодействия в профессиональной деятельности клинического психолога

Задачи:

ÿ Освоение концепции коммуникативной компетентности в партнерском взаимодействии.

ÿ Отработка навыков вступления в контакт с использованием располагающих к контакту сигналов: вербальных, невербальных, паралингвистических.

ÿ Отработка навыков активного слушания: формулирование правильных вопросов, «малого разговора», уточнения и побуждения к развертыванию ответа, перефразирования, интерпретации.

ÿ Отработка техник снижения эмоционального напряжения: подчеркивание общности, подчеркивание значимости, вербализации эмоционального состояния.

Задание:

Каждому из участников дается брошюра для чтения, которая содержит рекомендации и упражнения для тренировки умений.

Тренинг рассчитан на 4 часа.

Литература:

1. Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности. – СПб.,2002.

2. Кривцова С. В., Мухаматулина Е. А. Сценарии тренинга педагогической эффективности. – М.,1992.

3. Аллан Пиз Язык жестов. Воронеж.,1992.

4. Атватер И. Я вас слушаю. – М.,1988.

6.Галактионова Т. С. От самопознания к самореализации. – СПб.,1999.

Семинар 7

Тема. Понятие болезни и типов отношения к заболеванию в клинической психологии. Роль клинического психолога в формировании правильного отношения к заболеванию у пациентов.

 

Темы для сообщений.

 

1. Понятие болезни и структура болезни.

2. Медико-биологическая модель психических расстройств.

3. Биопсихосоциальная модель болезни.

4. Основные типы психических расстройств. Краткая характеристика основных видов психической патологии в соответствии с МКБ-10.

5. Внутренняя картина болезни (ВКБ).

6. Психологические (поведенческие) реакции больных на заболевание по А. Е. Личко.

7. Поведение и деятельность клинического психолога в работе с больными пациентами, направленная на формирование правильного отношения к болезни.

Задание – дать определение следующим понятиям – диссимуляция, аггравация, анозогнозия, симуляция, ипохондрия

подготовить сообщение по указанным темам и ответить на контрольные вопросы 26-35 на стр. 750-751 учебника Клиническая психология под.ред. Б. Д. Карвасарского.

Литература.

1. Клиническая психология / под. ред. Б. Д. Карвасарского.- СПб.: Питер,2006-с.729-738.

2. МКБ -10

 


Date: 2015-09-24; view: 647; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию