Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Требования к структуре выпускной квалификационной работы и содержанию ее основных элементов





Выпускная квалификационная работа по специальности и по профилю «Безопасность жизнедеятельности» может иметь теоретический или опытно-экспериментальный характер.

Выпускная квалификационная работа, носящая теоретический характер, имеет следующую структуру:

1. Титульный лист

2. Оглавление

3. Введение, в котором раскрывается актуальность темы, формулируется объект, предмет, цель и задачи исследования

4. Теоретическая часть, где посредством глубокого сравнительного анализа литературы и других источников раскрываются теоретические основы проблемы, ее сущность и содержание, содержание основных понятий и терминов, уровень разработанности проблемы в теории и практике, показывается процесс ее исторического развития, правового регулирования.

5. Аналитическая часть, которая содержит:

- анализ фактического состояния изучаемого объекта, явления, процесса на основе применения современных методов обработки информации с установлением причинно-следственных связей, выявлением позитивных и негативных факторов внешней среды и уровня их воздействия, существующих проблем и противоречий, тенденций развития;

- разработку программы, плана мероприятий, рекомендаций (с учетом многоаспектности объекта, явления, процесса) по устранению выявленных противоречий и определению путей дальнейшего совершенствования и развития рассматриваемого объекта, явления, процесса.

6. Заключение

7. Список литературы

8. Приложения

 

Выпускная квалификационная работа, носящая опытно-экспериментальный характер, имеет следующую структуру:

1. Титульный лист

2. Оглавление

3. Введение, в котором обосновывается актуальность темы, формулируется объект, предмет, цель, гипотеза и задачи исследования

4. Теоретическая часть, в которой даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике, обоснование проблемы

5. Практическая часть, которая содержит описание хода и результатов опытно-экспериментальной работы, а также рекомендации, имеющие практическое значение

6. Заключение

7. Список литературы

8. Приложения

Титульный лист

В верхней части титульного листа указываются сведения об учреждении, в котором выполнена работа. В середине пишется тема ВКР, затем указываются: исполнитель (фамилия, имя, отчество студента, группа, форма обучения), руководитель (фамилия, имя, отчество, научная степень, должность). Внизу указывается место и год выполнения работы.

Образец титульного листа представлен в Приложении 1.

 

Оглавление

В оглавлении последовательно излагаются: введение, название глав, пунктов, подпунктов ВКР, заключение, список литературы, список приложений. При этом названия всех глав, пунктов и подпунктов должны точно соответствовать логике содержания работы, быть краткими и четкими.

Главы, пункты и подпункты следует нумеровать арабскими цифрами. Главы должны иметь порядковую нумерацию и обозначаться арабскими цифрами с точкой, например: Глава 1., Глава 2. и т.д. Пункты должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждой главы. Номер пункта включает номер главы и порядковый номер пункта, разделенные точкой, например: 1.1.; 1.2.; 1.3. Номер подпункта включает порядковый номер главы, пункта и собственно подпункта, например: 1.1.1.; 1.1.2.; 1.1.3. и т.д. Образец оформления «Оглавления» дан в Приложении 2.

Слова «ОГЛАВЛЕНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ГЛАВА», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «ПРИЛОЖЕНИЯ» следует печатать прописными (заглавными) буквами. Заголовки глав, пунктов и подпунктов печатаются строчными буквами (первая буква прописная). Обязательно указываются страницы, с которых начинаются все пункты содержания.

Введение

Введение - это вступительная часть научно-исследовательской работы. Введение подготавливает читателя к восприятию текста. Научный аппарат темы, прописанный во введении, позволяет понять, о чём в работе пойдёт речь.

Научный аппарат включает следующие структурные единицы исследования: актуальность темы, объект и предмет исследования, цель, гипотезу, задачи, методы исследования. Здесь же может быть отражена новизна и практическая значимость работы, указана база исследования. Эти структурные единицы называются методологическими единицами исследования.

Обоснование актуальности темы исследования делается на основе анализа теоретических источников, тенденций общественного развития, реалий профессиональной практической деятельности. Доказательством того, что данное исследование является актуальным, своевременным, может быть глубокое внимание отечественных и зарубежных специалистов к изучаемой проблеме, а также наличие недостаточно освещенных и требующих уточнений вопросов. Об актуальности исследования говорит и то значение, которое окажет решение поставленной проблемы на совершенствование деятельности в профессиональной сфере, в работе конкретных учреждений.


При обосновании актуальности темы ВКР можно следовать следующей схеме:

1. Обоснование актуальности направления: показать значимость выделенной проблемы и необходимость ее разрешения (в обществе, государстве, образовании).

2. Обоснование практической актуальности темы: показать недостатки (например, в обученности и воспитанности учащихся), которые следует устранить и показать причины этих недостатков.

3. Обоснование научной актуальности темы: показать степень разработанности выделенной проблемы в теории, указать на недостаточно изученные аспекты.

Затем необходимо определить объект и предмет исследования. Определяя объект исследования, следует дать ответ на вопрос: что рассматривается? А предмет обозначает аспект рассмотрения, дает представление о том, как рассматривается объект именно в данном исследовании, этим исследователем. Объект и предмет исследования должны быть обозначены четко и конкретно, соответствовать заявленной теме и проблеме работы.

Объект исследования в педагогике и методике обучения - это некий процесс, на который обращено внимание исследователя (например, процесс обучения БЖ, учебный процесс на уроках БЖ, процесс формирования знаний, умений и навыков и т.п.). Предмет исследования – это определенный аспект изучения объекта (свойства, отношения, особенности, условия, методы, средства, способы, методика и т.д.).

Цель исследования – это прогнозируемые результаты работы, это то, что необходимо достигнуть в итоге научной работы.

Цель непосредственно связана с проблемой исследования и направлена на решение этой проблемы. Цель должна быть реальной (достижимой за время исследования), конкретной (не содержать неопределенных, неясных, слишком общих утверждений), диагностичной (проверяемой, контролируемой).

Задачиисследования конкретизируют цель и отражают последовательность ее выполнения. Рекомендуется постановка 3 – 5 задач. Формулировка задач начинается с глагола, который показывает, что нужно сделать: рассмотреть, изучить, выявить, разработать, проверить, провести анализ, определить, показать, проанализировать, описать, раскрыть, обобщить, охарактеризовать, обосновать, уточнить, осуществить, систематизировать и т.д.

Гипотеза – это обоснованное предположение о том, как, каким путем, за счет чего можно получить искомый результат. Гипотеза – это положения, выносимые на защиту, положения, которые необходимо доказать, то, что проверяется в ходе исследования. Соответственно в качестве гипотезы не могут быть выдвинуты общеизвестные и не требующие подтверждения факты.

Гипотезу желательно формулировать по схеме: «Если А, то В, так как» или «В существует при условии, что существует А», где А – условия (утверждение), а В – ожидаемый результат (предположение).

Наличие гипотезы обязательно в работах опытно-экспериментального характера и не обязательно в теоретических работах.

При определении новизны исследования нужно дать конкретный ответ на вопрос: что сделано из того, что другими не было сделано, какие результаты получены впервые?


Практическая значимость дипломной работы указывает на то, как и для каких практических целей могут быть применены результаты данного исследования (разработан новый подход, метод, методика, система работы, программа и т.п.), какую конкретную помощь могут оказать практику. Например: «разработанная нами программа, дидактические материалы, методические рекомендации могут быть использованы учителями школ».

Объем введения не должен превышать 6-8 машинописных страниц.

Основная часть дипломной работы

Основная часть выпускной квалификационной работы разбивается на 2 – 3 главы, а главы делятся на параграфы (2 – 3 в каждой главе). Названия глав и параграфов должны быть четкими, лаконичными, логически связанными между собой и соответствовать решению основной проблемы работы. Недопусти­мо, чтобы название каких-либо глав или параграфов повторяло название работы. Объем каждого параграфа должен быть не менее 7 страниц.

Содержанием основной части дипломной работы является теоретическое осмысление проблемы исследования и изложение эмпирического материала.

Теоретическая часть исследования должна быть представлена в первой главе (при необходимости, в двух главах), в которой дается обзор литературных источников отечественных и зарубежных авторов. Здесь может быть представлено историко-теоретическое изложение проблемы, анализ ныне существующего положения, практики его применения в образовательной деятельности в области безопасности жизнедеятельности (как научной проблемы и учебной дисциплины). В главе могут быть раскрыты основные понятия и сущность изучаемого явления или процесса, уточнены формулировки, рассмотрены различные подходы к разработке изучаемой проблемы, дана их оценка, обоснована и сформулирована собственная позиция. В первой главе раскрывается содержание того, что является предметом исследования.

Теоретическая часть не может быть компилятивной. Для усиления ее аналитической направленности рекомендуется систематизировать, обобщать и классифицировать материал по различным основаниям.

При написании первой главы рекомендуется использовать следующие выражения: «По мнению (ФИО)», «Как считает (ФИО)», «На наш взгляд, исследование (ФИО) представляет особый интерес», «Отметим, что в работах (ФИО)», «(ФИО) отмечает, выделяет, раскрывает», «По данным исследований (перечисление специалистов)» и т.д.

Заканчивается первая глава кратким выводом, содержащим теоретическое обоснование гипотезы.

Вторая глава является практической. Практическая часть работы содержит обоснование и описание процедуры и методов исследования, результатов исследования, выводы. Если исследование было проведено с применением методов эмпирического исследования, то работа носит эмпирический характер, если исследование проведено с применением методов теоретического исследования, то работа носит теоретический характер.


В работах теоретического аналитического характера вторая глава содержит многоаспектный (многофакторный) анализ состояния исследуемого объекта, явления, процесса на основе применения современных методов обработки информации с установлением причинно-следственных связей, выявлением позитивных и негативных факторов внешней среды и уровня их воздействия, существующих проблем и противоречий, тенденций развития.

Затем на основе результатов проведенного анализа студентом разрабатываются программа, план мероприятий, рекомендации по устранению выявленных противоречий и определению путей дальнейшего совершенствования и развития рассматриваемого объекта, явления, процесса. Представленные разработки могут быть рецензированы специалистами в данной области исследования.

В работах опытно-экспериментального характера вторая глава содержит результаты опытно-экспериментальной работы и делится, как правило, на 3 параграфа.

В первом параграфе следует указать цель, этапы опытно-экспериментальной работы, дать характеристику экспериментальной и контрольной групп, описать методы (наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ работ и т.д.) и методики сбора информации (тест, анкета), доказать их соответствие цели, задачам и гипотезе исследования. Содержание теста, анкеты рекомендуется вынести в приложение. В этом же параграфе необходимо представить результаты первичного исследования (констатирующего эксперимента) в форме таблиц, графиков, диаграмм, их анализ. Для удобства обработки результатов необходимо выделить критерии, показатели, уровни.

Второй параграф может быть посвящен описанию формирующего эксперимента, в ходе которого организуется проверка выдвинутой гипотезы, вводятся новые условия, изучается их влияние на повышение эффективности обучения, развития, воспитания. Здесь описывается проведение уроков, занятий, упражнений, воспитательной работы и т.д., раскрываются применяемые методы, приемы, средства, формы организации учебно-познавательной деятельности, созданные условия. Конспекты 4-5 уроков, занятий рекомендуется представить в приложении.

В третьем параграфе описываются результаты повторной диагностики, дается их сравнительный анализ с результатами первичного исследования, делаются выводы. Здесь же могут быть представлены методические рекомендации и предложения, имеющие практическое значение.

Заканчивается вторая глава выводами, в краткой форме обобщающими итоги проделанной работы. Выводы должны показать, какие положения нашли подтверждение в данном исследовании, какие новые особенности изучаемого явления удалось выявить. В то же время необходимо отметить, каким образом результаты и выводы этого исследования могут быть использованы в решении конкретных задач.

Заключение

В заключении выпускной квалификационной работы подводятся обобщенные итоги теоретического и прикладного исследования проблемы. В нем делаются выводы, основанные на промежуточных итогах разделов исследования, даются рекомендации по ис­пользованию результатов исследования в практической дея­тельности, намечаются пути дальнейшей работы над темой. Это могут быть предложения по применению и использованию результатов исследования в педагогической практике, характеристика дальнейших перспектив научной работы над проблемой.

В заключении не допускается повторение содержания введения, а также перечисление выводов, сделанных по главам.

Список литературы

Это перечень книг, статей, диссертаций, нормативных документов, использованных при разработке ВКР. Источники, включенные в список, располагаются в алфавитном порядке по фамилиям авторов, в сборниках - по первой букве названия. Нормативные документы могут быть выделены в отдельный перечень.

Приложения

Приложения не являются обязательным компонентом выпускной работы, но, как правило, в них возникает необходимость, во-первых, потому что количество страниц в ВКР ограничено, во-вторых, потому что они позволяют представить богатый информационный материал разъясняющего, доказывающего, аргументирующего характера.

По форме приложения могут быть очень разнообразными: рисунки, схемы, диаграммы, таблицы, анкеты, статистические данные, тесты, протоколы наблюдения, разработки уроков (не менее 4-х), внеклассных мероприятий, программы и т.д. Связь приложений с текстом осуществляется через ссылки. Приложения оформляются как продолжение научной работы на последних ее страницах. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение», иметь свое название.







Date: 2015-09-24; view: 337; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию