Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Темы 2, 3. Источники трудового права. Принципы трудового права
При изучении данных тем необходимо исходить из того, что под источниками права принято понимать "законодательство", "форму права", а точнее "внешнее выражение или способ выражения права". Нормы трудового права содержатся в многочисленных законах и других нормативных правовых актах. В совокупности все эти нормы составляют отрасль "трудовое законодательство" или источники трудового права. Большое внимание следует уделить некоторым особенностям в формировании трудового законодательства, а также уяснить, что само его развитие в нынешний период обусловлено появлением ряда новых факторов экономического, социального и иного характера. В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится трудовое законодательство. Как предусмотрено в ст. 76 Конституции РФ, по предметам совместного ведения Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Эти законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 76 Конституции РФ. В случае противоречия между Федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации действует федеральный закон. Развитие трудового законодательства на базе Конституции РФ при возможных его различиях на территории субъектов Российской Федерации, должно, в целом, содействовать свободному перемещению рабочей силы и формированию свободного рынка труда. Регламентация трудовых отношений на территории субъектов РФ не должна создавать препятствий для интеграции рынка труда, в связи с чем необходимо сближение правового регулирования трудовых отношений на всей территории РФ. Следует обратить особое внимание на закрепленные в ч. 1-5 ст. 37 Конституции РФ важнейшие положения, которые принято рассматривать как основные начала (принципы) правового регулирования трудовых отношений в сфере общественной организации труда. В первую очередь необходимо выделить свободу и добровольность труда, право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать по своему желанию род деятельности и профессию при запрещении принудительного труда (ч. 1 и 2 ст. 37). Этому положению в условиях формирующегося рынка рабочей силы в Российской Федерации, в полной мере соответствует свобода трудового договора. Затем нужно рассмотреть право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37). Согласно ч. 4 ст. 37 Конституции РФ право на индивидуальные и коллективные трудовые споры реализуется с использованием установленных Федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Право на отдых, как одно из основных прав каждого человека закрепляется рядом гарантий в ч. 5 ст. 37 Конституции РФ для работающих по трудовому договору, им гарантируются установленные Федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Уделяя внимание тенденциям в развитии российского трудового законодательства, студенты не должны забывать и о некоторых особенностях в формировании самих источников трудового права. Такой особенностью является широкое участие работников и их представительных органов, как правило, профсоюзов в формировании локальных норм права. Эти локальные нормы занимают значительное место в регулировании трудовых отношений и дают возможность, в наибольшей мере, учитывать специфику труда данного коллектива работников, работодателя, особенности отдельных категорий работников. На современном этапе возрастает роль локальных актов в регулировании трудовых отношений по вопросам оплаты труда работников, их гарантийных и компенсационных выплат, иных льгот, сохранения рабочих мест и др. Особое место в системе нормативных актов о труде занимают акты-соглашения: генеральные, отраслевые и иные. Акты-соглашения разграничиваются по сфере их применения и сторонам их подписавшим. Это представительные органы: от трудящихся (соответствующий профсоюзный орган) и от работодателей (союз, ассоциация, соответствующий орган управления), как правило, с участием государственного органа. Акты-соглашения - результат трехстороннего сотрудничества и как источники права играют немалую роль в регулировании трудовых отношений в сфере всех отраслей промышленности, отдельной отрасли, региона и т.д. Достигнутые в результате соглашений социальных партнеров (работников и работодателей) решения по указанным вопросам закрепляются в соглашениях, коллективном договоре, которые являются важными источниками - нормативными договорами. Другой особенностью трудового права является сочетание единства и дифференциации, выражающееся более всего в наличии норм общего и специального действия (общие и специальные нормы). По своей природе трудовые отношения должны регулироваться общими нормами, определяющими единство в правовом положении работников независимо от национальности, места жительства, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, несвязанных с деловыми качествами работников. Единство трудового права обеспечивается действием общих норм, закрепляющих основополагающие начала (конституционные положения, принципы) применительно к работникам всех категорий. Вместе с тем, общие нормы не учитывают различий в условиях труда той или иной отрасли как не разграничивают физиологические особенности разных субъектов (женщины, молодежь, лица с ограниченной трудоспособностью) либо местоположение организации (Крайний Север и др.), а также не выделяют иные важные обстоятельства (работа в чрезвычайных обстоятельствах и т.д.). Студентам необходимо обратить внимание, что все указанные обстоятельства являются основой дифференциации и учитываются путем дополнения либо изъятия или исключения из действия общих норм и отражаются в специальных нормах трудового права. При изучении вопроса о единстве и дифференциации необходимо разобраться в том, какие обстоятельства положены в основу дифференциации и учитываются законодателем (либо в коллективном договоре) путем предоставления льгот и преимуществ по оплате труда, рабочему времени, времени отдыха и другим показателям либо устанавливают некоторые изъятия из общего порядка регулирования. Уяснив все рассмотренные вопросы, можно обратиться к определению источников трудового права и видам этих источников. Для этого необходимо вспомнить, что источник права, в том числе и трудового, является следствием нормотворческой деятельности компетентных на то органов государства. Следовательно, вид этих источников и их юридическая сила находятся в прямой зависимости от иерархии государственных органов и их нормотворческой компетенции. В этой связи необходимо проанализировать нормы ст. 5 ТК РФ. Следует обратить внимание на то, что постановления Пленума Верховного Суда РФ не являются источником трудового права, но эти постановления и другие разъяснения по вопросам судебной практики играют немаловажную роль в правоприменении. Решения Верховного Суда РФ как суда высшей инстанции рассматриваются, как правило, в качестве руководящих разъяснений. Из-за пробелов в праве эти решения могут иметь большое значение, но не имеют обязательной силы, ибо судебный прецедент в России не является источником права. Поэтому так важно уяснить соотношение между трудовым законодательством и судебной практикой в разрешении трудовых споров. Надлежит уяснить, какое значение в современных условиях придается международным нормам трудового права, принимаемым Международной Организацией Труда (МОТ). Далеко не все Конвенции МОТ ратифицированы Россией, но многие вопросы Конвенций и Рекомендаций МОТ принимаются во внимание как в нормотворческой деятельности государственных органов, так и в коллективно-договорной практике. В процессе изучения принципов трудового права необходимо, прежде всего, руководствоваться Конституцией РФ и ст. 2-4 Трудового кодекса РФ. Статья 2 ТК РФ предусматривает 19 основных принципов трудового права. Необходимо подчеркнуть, что, выделение столь значительного числа принципов отрасли права дискредитирует саму идею существования фундаментальных начал правового регулирования трудовых отношений. Одни из этих принципов вообще не могут быть отнесены к основным началам отрасли, другие сформулированы неточно, третьи - дублируют права и обязанности работников. Исходя из понятия принципа права и выполняемых им функций, целесообразно сконцентрировать внимание на идеях, которые составляют основу, "фундамент" трудового права. В качестве принципов правового регулирования трудовых отношений, безусловно, признаются: свобода труда; запрещение принудительного труда; равенство прав и возможностей; запрещение дискриминации в сфере труда; обеспечение справедливых условий труда; сочетание государственного, договорного и локального регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений; государственная защита трудовых прав и свобод. Date: 2015-09-24; view: 526; Нарушение авторских прав |