Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Униформа. Все чины парашютных частей носили обмундирование ВВС





 

Все чины парашютных частей носили обмундирование ВВС. Общеавиационным уставам соответствовали все образцы парадной, выходной, служебной и рабочей формы одежды как офицеров, так и нижних чинов. Это касалось и многих предметов полевой униформы люфтваффе, в том числе специальных образцов, разработанных для Северной Африки или зимних условий Восточного фронта. Поскольку обмундированию полевых частей ВВС посвящена довольно обширная литература, в рамках данной книги мы подробно остановимся лишь на описании специальных десантных предметов униформы.

Главным отличием парашютистов от коллег по ВВС стали специально разработанные прыжковые комбинезоны, служившие в качестве основного предмета полевой формы одежды. Вначале они предназначались исключительно для выполнения прыжков с парашютом — их надевали поверх обмундирования и снаряжения, чтобы его выступающие детали не мешали свободному раскрытию купола. Впоследствии комбинезон превратился еще и в удобный и практичный элемент боевого обмундирования, а его ткань стали окрашивать в камуфляжные цвета.

В 30‑е годы и сразу же после начала второй мировой в парашютных частях использовали два различных типа комбинезонов — армейский (разработанный для парашютного батальона сухопутных войск) и так называемый «первый образец», созданный для десантников ВВС. Хлопчатобумажный армейский, получивший неофициальное прозвище «Knochensack» — «мешок для костей», имел ворот‑стойку и спереди застегивался на два параллельных замка‑"молнии". Последние шли от нижнего края одежды на всю ее высоту — до горлового выреза, где фиксировались от самопроизвольного расстегивания двумя маленькими клапанами на кнопках. Цвет комбинезона — светло‑зеленый несколько иного оттенка, чем «фельдграу». «Knochensack» был несколько коро— че, чем более поздние аналоги.

Карманы боковые прорезные; на правой стороне груди нашивалось стандартное изображение орла вермахта (серебристо‑серое на темно‑зеленом фоне). Основным недостатком этой одежды стали частые порывы по нижнему краю в местах нижних законцовок застежек. Тем не менее, за нехваткой новых образцов комбинезонов, в частях «кнохензаки» продолжали носить и после передачи батальона сухопутных войск в состав люфтваффе — вплоть до 1940 года.

Авиационный аналог «кнохензака» — «первый образец» комбинезона введен для парашютистов ВВС сразу после начала формирования первых подразделений такого рода. Комбинезон шился из такого же хлопчатобумажного светло‑зеленого полотна, что и армейский, но снабжался большим отложным воротником; на первых порах встречались образцы, сшитые из материи серо‑стального цвета. Его главным отличием стали две короткие (до середины бедра) штанины: их наличие было призвано предотвратить сползание вверх комбинезона, пока парашютист находился в воздухе, но фактически стало основным недостатком комбинезона. После приземления в тылу противника и освобождения от лямок парашюта десантник должен был еще расстегнуть комбинезон, извлечь из‑под обмундирования ремень с пистолетом и противогазную сумку и вновь надеть их, уже поверх комбинезона. Все это часто происходило в условиях непосредственного контакта с противником. Застежка, в отличие от «кнохензака» — однорядная, вначале пуговичная, затем на «молнии». В ходе войны комбинезоны претерпели массу доработок и усовершенствований, получив множество образцов карманов. Основная масса обмундирования имела один вертикальный нагрудный карман, с застежкой, скошенной по диагонали левой стороны груди, от плечевого шва к борту. На модифицированных образцах предусмотрены два нагрудных и столько же набедренных карманов, наконец, некоторые экземпляры снабжались только двумя нагрудными карманами. Так, на известном фото, запечатлевшем награждение Гитлером участников рейда на Эбен‑Эмаэль — капитана Коха, обер‑лейтенанта Цираха и лейтенанта Майснера, все трое имеют разное количество и устройство карманов на комбинезонах. Все карманы застегивались на «молнии», которые выполнялись из белой пластмассы и сильно выделялись на фоне униформы, демаскируя владельца. Поэтому в 1941 году все застежки закрыли длинными матерчатыми клапанами типа «почтовый ящик». Во время десанта на Крит стандартизированный «первый образец» комбинезона имел два нагрудных и два набедренных кармана с застежками, прикрытыми «почтовыми ящиками». Для облегчения расстегивания язычки «молний» снабжались длинными ярлыками из коричневой кожи. Правая сторона груди комбинезонов ВВС украшалась нашивкой с вышитым изображением орла люфтваффе (у офицеров — серебристый, у нижних чинов — сероватый) на серо‑голубом фоне цвета обмундирования: орел на первых порах мог и не нашиваться.


С начала 1941 года в ВДВ стала поступать вторая модель комбинезона, отличавшаяся как расцветкой, так и покроем. С учетом многочисленных нареканий от неудобных коротких штанин отказались: теперь застежка проходила от горлового выреза до нижней кромки комбинезона, вдоль которой нашивался ряд прочных пуговиц или кнопок. С помощью этой системы полы нового обмундирования можно было обернуть вокруг ног перед прыжком с парашютом, а после приземления — быстро расстегнуть, превратив комбинезон в удобную распашную куртку. Застежка потайная: «молнию» по борту вновь сменили на три большие черные пластмассовые пуговицы и три кнопки.

Устройство карманов не отличалось от «первого образца» («молнии» теперь изготавливались из нержавеющей стали), но на правом бедре сзади пришивался специальный матерчатый карман‑кобура для пистолета Р 08 или Р 38. Это сделано как для облегчения доступа к оружию, так и для освобождения «полезной длины» поясного ремня — громоздкий «парабеллум» в кожаной кобуре занимал почти весь правый бок солдата, оставляя мало места для подсумков с боеприпасами. Набедренная кобура изготовлялась из серо‑зеленого кожзаменителя и состояла из двух частей — кармашка‑упора для ствола пистолета и большого клапана. Последний запахивался сверху вниз, продевался в кожаный хомутик и в довершение всего застегивался на две кнопки.

Манжеты застегивались на две кнопки; от локтя к запястью шла специальная полотняная подкладка серого цвета, представлявшая собой вложенный внутрь отрезок рукава (также застегивался на две кнопки). Под мишкой, в месте стыка швов, для обеспечения свободных движений рукой предусмотрено специальное отверстие, под которым находились шесть небольших вентиляционных дырок. По обоим бокам имелись вертикальные потайные разрезы на «молниях», облегчавшие доступ к одежде под комбинезоном.

«Вторую модель» шили из хлопчатобумажного полотна со сложной камуфляжной расцветкой так называемого оскольчатого рисунка. На базовый серо‑зеленый фон наносились крупные пятна зеленого и коричневого цветов с резко очерченными ломаными краями. Вся композиция покрывалась сверху темно‑зелеными, болотного оттенка, вертикальными рябинами, нанесенными с различной плотностью. Новая расцветка оказалась превосходной по своим маскировочным качествам и стала образцом для всех последующих камуфляжных костюмов в вермахте и ВВС. Ранние экземпляры второй модели еще имели прежнюю зеленоватую окраску («фельдграу» или с синеватым оттенком), но все прочие выпускались только в камуфлированном варианте. На этих комбинезонах серо‑голубые нашивки с орлом ВВС заменены на более практичные — зеленые либо цвета «фельдграу». Расцветка комбинезонов послужила поводом для прозвания германских десантников, резко отличавшихся по своему внешнему виду от солдат вермахта, «зелеными дьяволами».

В 1943 году принята третья и последняя модель десантного комбинезона. Ее схема окраски несколько изменена: базовый фон стал светло‑оливковым, а края пятен — менее четкими. В остальном изменения были минимальными и носили преимущественно технологический характер, например, матерчатую пистолетную кобуру пришивать практически перестали. Застежка потайная на пять черных пластиковых пуговиц, кожаные ярлычки на карманных «молниях» — коричневые или светло‑бежевые. Свободные движения рук обеспечивались специальными матерчатыми клиньями, вшитыми в швы рукавов под мышками и снабженными застежками.


До конца войны парашютисты носили все три типа обмундирования, кроме раннего армейского. Различные серии каждого образца имели незначительные различия, в основном касавшихся застежки («молния» или пуговицы) и устройства карманов. Некоторые варианты имели пришитые хлястики или клапаны для фиксации предметов снаряжения.

Имеется ряд свидетельств, что в 1942 году для Северной Африки был изготовлен особый образец парашютного комбинезона из ткани песочно‑желтого или бежевого цвета без камуфляжного рисунка, однако подтверждения этому до сих пор найти не удалось. Парашютисты, воевавшие в Ливии и Тунисе, как правило, носили пятнистые «европейские» комбинезоны либо вовсе обходились без них. Наконец, с конца 1943 года, после оккупации Италии, эти предметы обмундирования стали шить из трофейных запасов итальянского парашютного маскировочного полотна — светло‑зеленого с крупными пятнами песочно‑желтого и коричневого цветов, Под конец войны, когда нужда в высадке парашютных десантов отпала, немцы вместо комбинезонов стали часто носить камуфляжные куртки ВВС, введенные для авиаполевых частей люфтваффе и дивизии «Герман Геринг». Куртка отличалась наличием большого отложного ворота, возможностью ношения погон и двумя — четырьмя глубокими накладными карманами на «молниях» или с клапанами на пуговицах. Над правым нагрудным карманом нашивался орел ВВС на серо‑зеленом фоне. «Оскольчатая» расцветка ткани не отличалась от десантной.

Маскировочное обмундирование дополнялось специальными чехлами на стальные шлемы. Уже в ходе рейда на Эбен‑Эмаэль бойцы группы Витцига носили на касках матерчатые противобликовые сетки. Вскоре в ВДВ были введены чехлы серо‑зеленого цвета (такого же оттенка, как и комбинезоны). Комбинезон состоял из четырех долей с большим отверстием сверху. Верх шлема перекрещивался двумя матерчатыми тесемками, служившими для предотвращения сползания чехла. К полям каски последний прицеплялся шестью крючками. По окружности чехла параллельно его краю шла стяжная лента из прочной дерюги, образовывавшая несколько гнезд (в них вставлялся лиственный камуфляж). Лента до самого конца войны имела серо‑зеленый цвет без камуфляжного рисунка. На учениях они служили для различия между «красными» и «белыми» — противоборствующие стороны надевали ленты соответствующего цвета.


Первые образцы чехлов применены на Крите, тогда же появился и камуфлированный вариант с «оскольчатым» рисунком. В дальнейшем встречались самые разные их варианты — например, узкие, фиксировавшиеся на шлеме с помощью единственной натяжной струны, а также сшитые самыми различными способами у разных производителей. По некоторым данным, в Африке использовали чехлы песочного цвета. Могли они изготавливаться и из итальянской камуфляжной ткани. В конце войны, в связи с нехваткой чехлов, на касках носили маскировочные сетки самых разных образцов.

Под комбинезон парашютисты надевали серо‑голубые укороченные куртки ВВС (Fliegerbluse), снабженные потайной застежкой и двумя скошенными прорезными боковыми карманами с закругленными клапанами. Этот предмет обмундирования изначально разработан для экипажей самолетов и предназначался для ношения под полетным комбинезоном. По этой причине ранние образцы «флигерблузы» не имели погон, карманов и нагрудного изображения орла ВВС; звание определялось только золотисто‑желтыми петлицами с «птичками», выпускавшимися в вырез ворота комбинезона. Ворот унтер‑офицеров дополнительно украшался серебряным галуном (Tresse), а офицеров — крученым серебряным кантом. Ранние образцы курток нижних чинов имели суконную выпушку желтого цвета по вороту, но затем от нее отказались.

В боковые швы продевались металлические крюки для поддержки поясного ремня. Приталенные сзади офицерские куртки снабжались прорезными боковыми карманами без клапанов или с клапанами, но без пуговиц. Солдатские «флигерблузы» имели на талии внутреннюю затяжную кулису и петли с пуговицами для стягивания рукавных манжетов. Орел люфтваффе введен на блузу 1 октября 1940 года, а с ноября солдатский вариант стал также снабжаться боковыми карманами с клапанами на наружных пуговицах.

Особый покрой пройм рукавов обеспечивал большую свободу действий руками, например, при совершении прыжка с парашютом. Куртка использовалась в качестве предмета как полевой, так и служебной формы одежды нижних чинов, офицеры ВДВ по уставу носили ее только в поле. На левом борте «флигерблузы» нашивали матерчатый знак парашютиста, носили кресты и наградные знаки, орденские ленточки.

Под куртку надевали светло‑серую рубашку с черным галстуком или без него, свитер или шарф.

На юге Европы или в Северной Африке комбинезон часто носили прямо на голое тело, закатывая по локоть рукава.

Вначале звание парашютиста, облаченного в комбинезон, можно было определить только по авиационным петлицам; ворот «флигерблузы» выпускался из горлового выреза комбинезона. Однако в 1941 году эта система была дополнена нарукавными знаками различия, заимствованными у летчиков. На обоих рукавах десантного комбинезона выше локтевого сгиба стали нашиваться прямоугольные матерчатые клапаны с нанесенными по трафарету комбинациями светло‑серых полосок и «птичек» на светло‑коричневом фоне. Унтер‑офицеры в чине до обер‑фельдфебеля носили на них одну — четыре «птички» соответственно, у штабс‑фельдфебеля под ними изображалась четырехугольная звездочка. Лейтенант, обер‑лейтенант и капитан отличались одной — тремя «птичками» с узкой горизонтальной полоской под ними, а старшие офицеры — с двумя полосками. Следует обратить внимание, что при любом количестве «птичек» высота нарукавного клапана оставалась неизменной: «лесенка» знаков различия шла от его нижнего края. Ближе к концу войны стали встречаться и узкие клапаны.

Генеральские знаки были желтыми (одна — три «птички» с одной полоской). Курт Штудент после присвоения ему звания генерал‑полковника авиации носил синие овальные знаки с вышитым золотистым изображением орла ВВС со свастикой в лапах, заключенным в венок. Несколько выбивались из общей системы нарукавные знаки различия ефрейтора, обер‑ефрейтора и хаупт‑ефрейтора, которые носили на левом рукаве от одного до трех серебристых шевронов углом вниз на серо‑голубом треугольном клапане (таких же, как на повседневной форме). Введение нарукавных знаков различия ВДВ несколько предвосхитила система обозначения званий, применявшаяся в 1937 — 1939 годах в армейском парашютном батальоне. На серо‑зеленых нарукавных прямоугольных клапанах изображались горизонтальные полоски белого или серебристого цвета. Офицеры батальона в чине от лейтенанта до подполковника включительно носили от одной до пяти планок. 10 июня 1938 года введена сходная система обозначения унтер‑офицерских званий. После передачи батальона в состав ВВС эти знаки различия отменены.

Парашютные брюки (Fallschirmjaegerhose), сшитые из серо‑зеленого сукна, отличались довольно сложной конструкцией. Покрой прямой, застежка ширинки — на пуговиц. Два прорезных боковых кармана снабжались клапанами и застегивались на кнопки. Вправо от ширинки имелся небольшой «часовой» карманчик, также имевший клапан с кнопкой.

Задние карманы застегивались на пуговицы. На правом бедре на штанине был устроен прорезной вертикальный кармашек с клапаном на двух кнопках — в него вкладывался парашютный нож‑стропорез. На левой штанине имелся кармашек другой конструкции с застежкой из трех кнопок, предназначавшийся для хранения индивидуального медицинского пакета. На ранних образцах брюк эти карманы дополнялись особыми прорезями, также закрывавшимися на кнопочки: в них вставляли прямоугольные внутренние капковые амортизирующие прокладки. Брюки комплектовались тесьмяными помочами, сзади пристегивавшимися к поясничным лямкам, а впереди — к пуговицам с изнаночной стороны брюк. Штанины оканчивались манжетами и снабжались парой матерчатых тесемок каждая. С помощью последних штанина туго завязывалась вокруг щиколотки перед надеванием ботинок. В германских ВДВ использовалось два основных образца прыжковой обуви с высокими берцами (Sohlen bei den Sprongerstiefeln). Ранние варианты изготавливались из качественной черной кожи с зернистой структурой и имели боковую шнуровку: кожаные или матерчатые шнурки продевались в 12 отверстий с каждой стороны. Толстая амортизирующая подошва с глубоким протектором — из натурального черного каучука. Поздние образцы обуви приобрели темно‑коричневый цвет — под оттенок кожаного снаряжения люфтваффе. В 1940 году густая шнуровка с 12 отверстиями переместилась вперед, благодаря чему обувь приобрела привычный «десантный» вид.

Десантники носили два типа черных кожаных перчаток с эластичными манжетами и мягкими прокладками на тыльной части руки и ладони. Перчатки надевали поверх рукавов, чтобы комбинезон не надувался воздухом во время прыжка.

Прыжковые комбинезоны и прочее специальное обмундирование парашютисты носили даже при прохождении строем на парадах. В этом случае под «флигерблузу» надевали белую рубашку с галстуком. Комбинезон и парашютные брюки тщательно отутюживались, в качестве головного убора надевался стальной шлем без чехла, со всеми положенными символами на бортах. На левый рукав, примерно в 15 см от манжета, нашивались памятные ленты, на груди прикалывались награды и знаки. Поверх обмундирования надевались и туго затягивались лямки подвесной системы парашюта (парашютный ранец, естественно не прицепляли). Довершали внешний вид парашютиста прыжковые ботинки и перчатки. Такую форму солдаты и офицеры 1‑й парашютной дивизии, в частности, надели на парад в Берлине в 1944 году, где Геринг награждал отличившихся в боях за Монте‑Кассино.

Зимнее обмундирование включало в себя вязаные свитера, надевавшиеся под полевые куртки, а также специальные стеганые костюмы. Последние состояли из куртки и брюк и шились из грубой хлопчатобумажной материи. Костюмы были двусторонними и могли носиться наизнанку. С одной стороны куртка имела зеленоватый цвет (брюки — серо‑зеленые), изнанка белая. Подкладка изготовлялась из толстого слоя шерсти или ватина. Поверхность обмундирования простегивалась в ромб, причем на брюках стеганый рисунок значительно более частый. Куртка снабжалась таким же стеганым двусторонним капюшоном, застегивающимся в области горла клапаном на двух пуговицах. По краю капюшон снабжался стяжным шнурком.

С обеих сторон куртки имелись карманы, снабженные клапанами и пластиковыми пуговицами. В области талии продевался шнур. Застежка двусторонняя, на шести пластмассовых пуговицах (с защитной стороны — коричневые, с белой — белые). Закраины рукавов стягивались матерчатыми кулисами и застегивались на пуговицы. Низки штанин затягивались тесемками, пришивавшимися сзади и застегивающимися на пуговицы впереди и заправлялись в обувь (прыжковые ботинки либо специальные полусапоги из темно‑коричневой кожи). Застежка брюк — на восемь металлических серо‑голубых пуговиц. Обмундирование дополняли темно‑серый вязаный подшлемник‑труба и серые шерстяные перчатки грубой вязки.

В Северной Африке парашютисты носили стандартную тропическую униформу ВВС, очень легкую и практичную. Именно в Тунисе берет начало традиция ношения под курткой или рубашкой шелковых шарфов: так, в 1‑й роте 1‑го батальона 5‑го парашютного полка полуофициально носили голубые шарфы в белый горошек. Как в Северной Африке, так и в Италии отличное тропическое обмундирование получило повсеместное признание: до самого конца войны его комбинировали с «европейскими» камуфляжными комбинезонами и блузами.

Наконец, экипажи противотанковых самоходок, воевавшие с середины войны в составе некоторых парашютных дивизий, получили стандартное обмундирование армейской штурмовой артиллерии: серо‑зеленые двубортные куртки и прямые брюки, а также прочие соответствующие предметы униформы и снаряжения. Отличия заключались в ношении погон, петлиц и нагрудных орлов авиационного образца, а также головных уборов ВВС (в это число входили и парашютные шлемы, которые танкисты и самоходчики нередко надевали и внутри машин).

Головные уборы, использовавшиеся десантниками, не отличались от обще авиационных. С полевой формой носили преимущественно серо‑голубые суконные пилотки (Fliegermuetze), которые с 1943 года стали вытесняться единым полевым кепи ВВС (Einheitmuetze) — также серо‑голубого цвета. В различных климатических условиях могли носиться фуражки разного фасона, тропические кепи и пробковые шлемы, зимние овчинные кепи и т. д.

Как уже говорилось выше, в последние годы войны вновь сформированные парашютные дивизии стали получать в основном уже не специализированное, а общеавиационное (а зачастую и армейское) обмундирование: брюки, сапоги, куртки, шинели и т. д. Хоть сколько‑нибудь подробно рассмотреть эту неразбериху не представляется возможным, поэтому касаться этого вопроса я не буду. Скажу лишь, что к весне 1945 года найти двух одинаково одетых и экипированных десантников было уже почти невозможно.

Парашютисты войск СС носили обмундирование своего рода войск, дополненное десантными шлемами и прыжковыми комбинезонами (впрочем, носили и эсэсовское камуфляжное обмундирование с мелкопятнистым рисунком).

 







Date: 2015-09-24; view: 402; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию