Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 3 Евангелическо‑лютеранские церкви





 

Собор Святых апостолов Петра и Павла

Здесь Невский проспект, словно замедляя свой стремительный бег, становится аккуратно размеренным, немного даже средневековым. Кажется, слышно, как основательно и неторопливо печатают шаги почтительные немецкие бюргеры и мастеровые. Тут, в центре лютеранского квартала, в глубине между домами, огражденная прекрасной чугунной решеткой, стоит «Петрикирхе» – церковь Святого Петра и Павла, главный лютеранский храм в Петербурге.

Первая лютеранская церковь была открыта на территории Петропавловской крепости для военных специалистов – иностранцев, работающих в ней. На противоположном же берегу Невы, в доме адмирала Крюйса, одновременно возникла община евангелистов‑лютеран. Среди прихожан церкви было много немцев.

Петр, понимая значение лютеранской общины для жизни новой столицы России, подарил ей участок земли на Невском проспекте для строительства здания церкви, церковной школы и дома причта. Было решено собрать деньги на постройку каменной церкви. Одним из способов пополнить бюджет строительства стала пошлина, размер которой составлял пять рублей с каждого прибывшего в петербургскую гавань иностранного корабля. Эту статью доходов называли «корабельными деньгами».

29 июня 1728 года, в день святых апостолов Петра и Павла, был заложен первый камень в основание лютеранской немецкой церкви, которую и освятили спустя два года. Проект здания разработал покровитель немецкой лютеранской общины граф Миних, при участии Доменико Трезини.

Бурхард Христофор Миних известен не только как государственный деятель, руководитель первого Кадетского корпуса, фельдмаршал, командующий русскими войсками во время одной из русско‑турецких войн XVIII века, но и как военный инженер и архитектор.

Среди его сооружений: укрепления в Выборге, Кронштадте, Ладожский канал, равелины Петропавловской крепости. Сделав удачную карьеру при Анне Иоанновне, после воцарения Елизаветы Петровны он был сослан в Сибирь, а по возвращении продолжил свой труд как инженер и градостроитель [231]. Сейчас перед лестницей, ведущей в церковный зал, можно увидеть памятный металлический барельеф с изображением Миниха.

Двухэтажное здание первой церкви Святого Петра было построено из кирпича и отштукатурено, его венчала деревянная башенка. Главным украшением храма стала алтарная картина «Иисус с Фомой Неверующим и учениками» кисти известного немецкого мастера Ханса Гольбейна‑младшего (сейчас полотно находится в Эрмитаже).

К началу XIX века здание стало слишком маленьким для разросшейся общины, к тому же оно сильно обветшало; после страшного наводнения 1824 года стало очевидно, что необходимо строить новое здание. Старую церковь снесли, был объявлен конкурс архитектурных разработок, и в мае 1833 года на заседании церковного Совета был утвержден проект нового храма, выполненный Александром Брюлловым.

Александр Павлович Брюллов происходил из знаменитой семьи потомственных скульпторов, живописцев, художников и архитекторов. Его отец преподавал в Академии художеств, его старший брат, Федор Брюллов, также преподавал в Академии художеств, а младший брат, Карл, стал одним из самых знаменитых художников XIX века. Закончив Академию художеств, Александр Брюллов начинает свою деятельность в комиссии по постройке Исаакиевского собора. Для совершенствования мастерства он вместе с братом Карлом уезжает в Европу. После возвращения в Петербург зодчий начинает самостоятельный творческий путь. Среди самых крупных его творений можно назвать ансамбль Пулковской Обсерватории и здание штаба гвардейского корпуса на Дворцовой площади.

Церковь по проекту Брюллова была построена и освящена в 1838 году. Автор так удачно спроектировал ее отступление от «красной линии» Невского проспекта, что перед главным фасадом образовалась площадь. Это позволяло освободить вход и давало возможность прихожанам свободно общаться возле храма, собираться и беседовать.

 

Собор Святых апостолов Петра и Павла

Храм был спроектирован таким образом, что главный фасад, облику которого Брюллов уделил особое внимание, скрывает объем здания. Автор придал сооружению черты романского стиля: строгий арочный портал, эффектная галерея над ним, две высокие угловые башни с окнами, повторяющими силуэт портала и ниш. На крыше главного фасада, между башнями, преклонил колени ангел с крестом. По обеим сторонам портала, на постаментах у центральной лестницы, ведущей в храм, установлены фигуры апостолов Петра и Павла. Благодаря построенным в те же годы Георгием Цолликофером двум жилым домам по обеим сторонам церкви, площадь внешне оформилась как завершенный архитектурный проект [232]. С домами церковь связала изящная чугунная решетка, узор которой совпадает с рисунком перил винтовой лестницы, ведущей в церковный зал. В одном из домов размещалась школа, а в другом – причт. Удивительной красоты чугунный фонарь на стене фасада с причудливым резным орнаментом является и сегодня своеобразной визитной карточкой «Петри‑кирхе». В наши дни немецкую церковь можно увидеть такой же, как и в первой половине XIX века. Сегодня появилась также подсветка у подножия пьедесталов со скульптурами апостолов Петра и Павла, справа от храма установлен бюст Гете. Один из прилегающих к церкви домов возвращен немецкой общине. Сразу за зданием церкви расположилась средняя школа, которая носит историческое название «Петершуле». Школу открыло и содержало благотворительное общество при немецкой общине. Долгие годы «Петершуле» была образцовым учебным заведением. Из стен ее вышли такие выдающиеся люди, как архитектор Тон, автор двух вокзалов‑близнецов в Москве и Петербурге, организатор больничного дела для детей Раухус, педагог и врач Лесгафт, композитор Мусоргский [233]. На квартире старшего преподавателя русского языка «Петершуле», И. М. Борна, в начале XIX века проходили собрания Вольного общества любителей словесности.

В церкви Святых апостолов Петра и Павла всегда царил истинно немецкий дух. Романский архитектурный стиль был присущ и внутреннему ее облику. Высокие своды на гранитных колоннах с великолепными росписями, мозаичные витражи в духе немецкого Возрождения, и главное украшение храма – замечательное полотно Карла Брюллова, брата архитектора, – алтарный образ «Распятие Христа». В церкви стоял уникальный орган фирмы «Валькер», на котором учился играть студент консерватории Петр Ильич Чайковский.

До революции церковь была центром духовной и культурной жизни немецкой общины. Количество ее членов росло, и к началу XX века она насчитывала более 17 тысяч человек. После 1917 года значительная часть общины выехала на рубеж. Здание церкви и общинных домов было национализировано. В 1937 году, в Сочельник, двери храма закрылись. Пастор и его сын были арестованы и вскоре расстреляны. Убранство церкви было конфисковано, алтарная картина кисти Карла Брюллова передана в Русский музей, а судьба знаменитого органа неизвестна.

В помещении церкви в 40‑е–50‑е годы находились склады, затем, в начале 60‑х годов, здание было передано бассейну. Это повлекло за собой капитальное переустройство, и интерьерам церкви был нанесен серьезнейший ущерб.

В июне 1993 года церковь апостолов Петра и Павла была возвращена прихожанам. В церкви проводит богослужения объединенная община святого Петра и святой Анны. Пастору общины и прихожанам церкви многое предстоит еще сделать для воссоздания великолепных интерьеров храма, который деревянными скамьями на трибунах‑ярусах все еще напоминает плавательный бассейн. В алтарной части – синий флаг с изображением креста, внутри которого 5 красных лепестков. Такой же чугунный крест украшает знаменитую решетку перед зданием церкви. Белые стены подчеркивают былое величие этого храма, который сегодня, как и прежде, является центром жизни общины и распахивает свои двери для концертов классической и духовной музыки, богослужений, епархиальных мероприятий.

Каждый раз, проходя по Невскому проспекту, не устаешь восхищаться великолепным зданием лютеранской церкви, без которого трудно представить себе не только историю российских немцев, но и историю Петербурга.

Собор Святых апостолов Петра и Павла открыт ежедневно с 10 до 19 ч. Богослужения проходят по воскресеньям, с 10.30.

Адрес: Невский проспект, д.22–24.

Транспорт: ст. метро «Гостиный двор»

Автобус: 3, 22, 27

Троллейбус: 1, 5, 7,10, 22.

Церковь Святой Екатерины

Простором моря дышит Васильевский остров, пронзенный тремя параллелями проспектов, бегущих вдоль Большой Невы. На Съездовской линии стоят по соседству две церкви святой Екатерины – лютеранская и православная.

Со времен Петра на Васильевском острове селились купцы, булочники, ремесленники, среди которых было много немцев. Поначалу они молились в лютеранской церкви Петра и Павла на Невском проспекте, но капризная Нева, постоянно грозя наводнениями, затрудняла переправу на другой берег. Со временем решено было основать лютеранский приход на самом острове. Сначала прихожане обосновались в небольшом доме, выкупленном у православного священника; одну половину дома занял пастор Отто Трефурт с семьей, а на другой было решено проводить богослужения. 28 июня 1728 года появилась лютеранская община на Васильевском острове.

Постепенно община разрослась, и здание, где проводились богослужения, перестало вмещать всех желающих. На службу приходили уже служащие министерств, ученые, преподаватели, чиновники‑специалисты, приезжающие в Петербург из Германии. Тогда совет общины принял решение построить новый каменный храм. Разработку проекта храма доверили члену церковного совета, талантливому архитектору Георгу Фридриху Фельтену, известному в России как Юрий Фельтен. Он безвозмездно и с большим воодушевлением выполнил просьбу своей общины.

Деньги на постройку храма собирали не только петербуржцы, но и представители других лютеранских общин России, Дании и Германии. Храм был заложен в 1768 году, и уже 26 января 1771 года он был освящен во имя святой Екатерины. До этого времени церковь называли между собой просто «островной»; но в благодарность императрице, пожертвовавшей приходу значительную сумму денег и всячески помогавшей строительству, церковь при освящении получила имя ее святой покровительницы. Так на углу Большого проспекта и Съездовской линии, дающей начало всем островным линиям‑улицам, возникла лютеранская церковь Святой Екатерины.

 

Церковь Святой Екатерины

Юрий Фельтеи строил и православные, и протестантские храмы. Этот удивительный зодчий в равной мере талантливо работал в различных архитектурных стилях: от псевдоготики до классицизма. Церковь на Большом проспекте выполнена в формах раннего классицизма: однокупольная, с фасадами нежно‑зеленого цвета и белым дорическим портиком. В нишах фасада по обе стороны портика установлены скульптуры святых Петра и Павла [234]. До революции немецкая лютеранская община была одной из самых богатых и многочисленных в Петербурге. Приход содержал школу, богадельню, приют, больницу, вдовий дом. Среди самых известных прихожан церкви Святой Екатерины можно назвать Егора Антоновича Энгельгардта, директора Царскосельского лицея, и Христиана Садомона, одного из врачей, лечивших раненого Пушкина. До сих пор в общине с любовью вспоминают имя первого пастора церкви, Йоахима Христиана Грота, которого прихожане называли Ефим Христианович. Всю свою сознательную жизнь этот человек возглавлял общину – с 1764 года, когда только появилась идея создания храма, до своей смерти в 1799 году. Сын адвоката, выпускник Йенского университета, он приехал из Германии и остался в России навсегда, а Петербург стал его второй родиной.

После 1917 года многие члены общины уехали на родину, число прихожан сократилось, и в 1935 году церковь Святой Екатерины была закрыта. Община перестала существовать. Последнего ее пастора, Вальдемара Вагнера, арестовали и сослали в Сибирь.

В разные годы в здании церкви находились кинотеатр, клуб горняков, конструкторское бюро, дом детского творчества, ас 1972 года здесь расположилась студия грамзаписи фирмы «Мелодия». Она до сих пор занимает часть помещений храма – по условиям договора, здание церкви будет целиком передано лютеранской общине, когда в городе найдется помещение с достойной акустикой для качественной звукозаписи. В 1989 году фирма «Мелодия» отреставрировала главный зал церкви, а в 1990 году в канун Рождества от возрожденного Андреевского собора к церкви Святой Екатерины направился крестный ход, завершившийся в стенах храма торжественным богослужением.

После пятидесятилетнего перерыва прихожане снова получили возможность посещать родную церковь. Сначала богослужения велись всего два раза в месяц; сейчас они совершаются каждое воскресенье, в 13 часов, и ведутся не только на русском, но и на немецком и латышском языках. Возрождается и деятельность лютеранской общины церкви, насчитывающей на сегодняшний день около ста двадцати человек. Для жителей района работает воскресная школа, для пожилых людей осуществляются бесплатные врачебные консультации, помощь в приобретении лекарств. Под патронажем церкви находятся Смоленское лютеранское кладбище в Петербурге и кладбище немецких военнопленных в Сестрорецке.

Реставрация церкви продолжается: уже восстановлен купол, поставлен крест над ним, во многом отреставрирован зал для богослужений. Раньше он был поделен на три нефа рядами колонн, в алтаре висели копии картины Рубенса «Тайная вечеря» и Ванлоо «Воскресение». Стены храма украшали полотна Гриммеля «Искушение Адама» и «Распятие», в конце XIX века были сделаны хоры, установлены позолоченные статуи Веры и Любви, мраморная статуя Спасителя работы скульптора Бока. Сегодня еще многое предстоит сделать и восстановить; но уже сияют золотом капители беломраморных колонн, украшает алтарную часть «Тайная вечеря», мерцают хрусталем люстры, а на хорах, словно на подмостках, возвышается кафедра со свечами. А к сводам церкви возносится музыка торжественных песнопений под аккомпанемент одного из самых лучших органов в Петербурге.

Церковь Святой Екатерины славилась своим органом. В середине XIX века в ней был установлен орган работы мастера Г. Метцеля, привезенный из Регензбурга. К концу XIX столетия в церкви был установлен новый большой орган на 48 регистров, который в 1957 году был передан Мариинскому театру. Нынешний орган фирмы «Зауэр» тоже самый большой в Петербурге, он имеет 13 регистров, но в дальнейшем будет дополнен еще четырьмя. В храме часто проходят концерты духовной и классической музыки, на которых выступают известные русские и зарубежные музыканты. Такие концерты собирают не только прихожан церкви, но и жителей со всех концов города.

Вот уже почти двести восемьдесят лет существует на Васильевском острове лютеранская община. Многое еще предстоит сделать совету прихожан и пастору для восстановления прежнего великолепия храма. Но стоит на углу Большого проспекта и Съездовской улицы величественное творение Фельтена, церковь Святой Екатерины, и спешат по воскресным дням к ее дверям прихожане, звучит орган, и его божественные звуки возносятся в петербургское небо.

Церковь Святой Екатерины открыта по воскресеньям, за час до богослужения, с 12 ч. до окончания службы.

Адрес: Большой проспект Васильевского острова, д.1‑а.

Транспорт: ст. метро «Василеостровская»

Автобус: 7

Троллейбус: 10.

Церковь Святой Марии (Евангелическо‑лютеранская церковь Ингрии)

В удивительную геометрию Невского проспекта вписан лютеранский треугольник, лежащий в плоскости Большой и Малой Конюшенных улиц. От собора Святых Петра и Павла тянутся его стороны‑лучи к двум скандинавским церквям: финской церкви Святой Марии и шведской церкви Святой Екатерины. На Большой Конюшенной, лицом к Волынскому переулку, высится стройное здание цвета морской волны, с белым декором – финская церковь.

 

Церковь Святой Марии (Евангелическо‑лютеранская церковь Ингрии)

Поднимаясь по гранитным ступеням вверх, прохожий замирает от ощущения строгой красоты фасада: четыре колонны поддерживают портик, украшенный треугольным фронтоном, на котором – барельеф «Всевидящее око». Небольшой прямоугольник здания церкви завершен куполом с решетчатым окном на высоком барабане и увенчан золоченым крестом. Евангелическо‑лютеранскую церковь Ингрии на Большой Конюшенной улице петербуржцы называют просто финской. История возникновения лютеранской финской общины начиналась во времена Петра I. Тогда недалеко от нынешнего Марсова поля, в районе Финских шхер, на частном участке вице‑адмирала Корнелия Ивановича Крюйса была построена первая в новой столице деревянная финская церковь. Позднее был образован финско‑шведский лютеранский приход святой Анны, для которого в период царствования Анны Иоанновны был выделен участок на Большой Конюшенной улице. Здесь и возвели новую деревянную церковь. Большая Конюшенная улица появилась в 30‑е годы XVIII века и должна была соединять Невский проспект и Конюшенную площадь – бывший луг, на месте которого были выстроены императорские конюшни [235]. Вскоре, в 1745 году, шведы основали отдельный приход на соседней Малой Конюшенной улице, где был выстроен каменный храм. Финны же остались на прежнем месте в своей деревянной церкви.

В начале XIX века финский приход заказал проект каменного храма архитектору Хрисиану Готлибу Паульсену, зятю и ученику знаменитого Юрия Фельтена. Храм был заложен в 1803 году и освящен 12 декабря 1805 года во имя святой Марии в честь императрицы Марии Федоровны, вдовы императора Павла I.

Императрицу нарекли Марией после крещения, а до этого принцессу Вюртембергскую, внучатую племянницу Фридриха Великого, вторую жену Павла I и мать двух российских императоров, Александра I и Николая I, звали Софией Доротеей Августой Луизой. Она была предана своему супругу до самой смерти и родила ему десятерых детей. Пережив любимого мужа на четверть века, Мария Федоровна практически безвыездно жила в Павловске. Она была очень милосердной и доброй женщиной. Сохранилась легенда о том, как, гуляя в одиночестве, она увидела печального мальчика, который долго глядел ей вслед. Мария Федоровна захотела с ним заговорить, но обнаружила, что мальчик глух и нем. Императрица в расстроенных чувствах вернулась во дворец; мысли о бедном ребенке не покидали ее несколько дней. Тогда она решила создать специальное училище для таких детей, и через некоторое время в России действительно появилось первое училище для глухонемых. Оно расположилось на том самом месте, где вдовствующая императрица встретилась с несчастным ребенком [236].

Постепенно число прихожан церкви увеличивалось, особенно после того, как в 1809 году к России было присоединено Великое княжество Финляндское. До революции приходу Святой Марии принадлежало лютеранское население нескольких деревень на южной и северной части Невы, таких как Александровское, Волынкино, Жерновка, Парголово и Лахта. Большое внимание приход уделял просвещению. В 1844 году удалось получить разрешение на открытие школы для бедных детей при приходе Святой Марии, в усадьбе церкви; это была первая финская средняя школа города.

После революции приход Святой Марии не сразу был закрыт. Здание сильно пострадало от морозов зимой 1919–1920 года, и его отремонтировали. Но в 1938 году, когда отношения с Финляндией обострились и финское консульство покинуло город, церковь закрыли. Пастор прихода Селим Ялмари Лауриккала, портрет которого можно увидеть в храме у входа в церковный зал в наши дни, был выслан в Финляндию, а его преемник пастор Пека Браке был арестован и расстрелян.

Здание храма Святой Марии власти передали общежитию; оно было разбито на жилые комнаты, на месте алтаря расположился красный уголок, а в подвале – склад. В 1970 году общежитие закрыли, а в здании разместился Дом природы.

Через 25 лет церковь вернули общине. Храм находился в плачевном состоянии: деревянные перекрытия прогнили, перегородки уродовали внутреннее пространство здания, когда‑то прочный дубовый фундамент был почти полностью разрушен.

Ремонт был осуществлен на деньги евангелическо‑лютеранских приходов Финляндии под руководством общества «Финская церковная помощь».

19 мая 2002 года, в день Святой Троицы, в присутствии президента Финляндии Тарьи Халонен и губернатора Петербурга Владимира Яковлева церковь освятил епископ евангелической лютеранской церкви Ингрии на территории России Арри Кугаппи. В этот же год церкви Святой Марии был присвоен статус кафедрального собора церкви Ингрии.

Когда‑то Ингрией называли землю между реками Сестрой, Нарвой, Лугой и Волховом. Предание гласит, что это имя земля получила в память о шведской принцессе Ингегерде. Ее выдали замуж за великого князя Ярослава Мудрого, который подарил молодой жене в качестве свадебного подарка эти земли со всеми жителями. С тех пор этот край называют – Ингерманландия, то есть «Земля людей Ингегерд» [237].

Сегодня в России церковь Ингрии насчитывает более 80 приходов. В церкви Святой Марии располагается Синод церкви Ингрии.

Заходя в храм, посетитель словно попадает в царство скандинавских снегов – так ослепительно сияние белизны вокруг. Белоснежные стены, такие же белоснежные колонны необычного сечения, будто бы пронзающие насквозь два церковных яруса, белизна скамеек для моления прихожан и решетки перед алтарной частью – все это так гармонично и воздушно, так просто и одновременно изысканно, что не перестаешь удивляться, сколько любви и старания вложили люди в убранство своего храма. В центре алтарной ниши, ограниченной пилястрами, – картина «Воскресение Христа», престол со свечами, по обе стороны алтаря – специальные доски для прихожан с цифрами, указывающими номера псалмов. В храме в свободном доступе находится церковная литература, организована выставка, рассказывающая об истории прихода и реставрации храма.

В наши дни церковь Святой Марии – центр духовной и культурной жизни финской общины. В храме проходят не только богослужения на финском (по воскресеньям в 10.30) и русском языках, но и занятия в воскресной и конфирмационной [238] школах, в кружках по изучению Библии, финского языка. В церкви также организуются концерты духовной и классической музыки, работает хор. Настоятель прихода Юхани Персти вместе с пасторами и советом общины, словно заботливые родители, заботятся о приходе и его членах. С радостью спешат в храм на Большой Конюшенной улице не только петербургские финны, но и люди самых разных национальностей, где перед входом каждого встретят слова, начертанные над портиком фасада: «Величит душа моя Господа, И возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моем».

Церковь Святой Марии открыта ежедневно с 9‑30 до 18 ч.

Адрес: Большая Конюшенная улица, д. 8‑а.

Транспорт: ст. метро «Гостиный двор»

Автобус: 7, 46

Троллейбус: 1, 5, 7,10, 22.

 

Церковь Святой Екатерины (Шведская)

Между Невским проспектом и Конюшенной площадью лежит одна из красивейших улиц Петербурга – Малая Конюшенная, по‑настоящему европейский уголок с булыжными мостовыми, красивыми вывесками, аккуратными фасадами домов, с клумбами и цветами на окнах, современными памятниками, малыми скульптурами, часами‑барометром, кафе и магазинчиками. Типичный скандинавский колорит этой небольшой пешеходной улочки будто переносит прохожего в старый Стокгольм. Улица эта во многом связана со Швецией: там находится Генеральное консульство этого государства и церковь Святой Екатерины, называемая среди петербуржцев шведской.

Малая Конюшенная улица возникла еще в начале XVIII века одновременно с Большой Конюшенной, но такое название получила только в конце века, именуясь до этого времени Рождественской. Раньше здесь, на пересечении с Невским проспектом, стояла небольшая деревянная церковь Рождества Богородицы, построенная архитектором Земцовым. Когда при строительстве Казанского собора храм был разобран, переименовали и Рождественскую улицу. Так она и получила современное название – Малая Конюшенная, по аналогии с расположенными вблизи нее Конюшенной площадью и Большой Конюшенной улицей.

 

Церковь Святой Екатерины (Шведская)

Эту часть Петербурга по праву называют «лютеранским кварталом», здесь по соседству друг с другом находятся финская, шведская и немецкая лютеранские церкви. История шведской церкви на Малой Конюшенной улице тесно связана с историей шведской лютеранской общины. Шведская община Петербурга – ровесница самого города, а шведы жили на берегах Невы задолго до основания северной столицы. Перед самой Северной войной в том месте, где река Охта впадает в Неву, стоял шведский город Ниен, в котором была кафедральная шведская церковь. После победы в Северной войне Ингерманландия стала территорией России, и много лютеран‑шведов осталось жить на невских берегах. В 1710 году неподалеку от Марсова поля располагался лютеранский финско‑шведский приход с небольшой деревянной церковью. Впоследствии община получила от императрицы Анны Иоанновны участок земли в районе современной Большой Конюшенной улицы. В 1745 году община разделилась: финская община осталась на прежнем месте, а шведы построили свою каменную церковь на соседней улице.

Храм был возведен по проекту Юрия Фельтена и освящен во имя Святой Екатерины в 1767 году. Спустя столетие храм обветшал и перестал вмещать всех желающих. Тогда совет общины поручил главному зодчему шведской колонии, архитектору Карлу Андерсену, создать проект новой церкви. Он спроектировал не только здание храма, но и дом шведской церкви, расположенный по соседству. Этот дом был в дальнейшем частично перестроен талантливым архитектором, мастером северного модерна, Федором Ивановичем Лидвалем, происходившим из шведско‑датской семьи, обосновавшейся на берегах Невы в середине XIX века [239]. Именно в этом доме сейчас расположено Генеральное консульство Швеции. Также здесь в декабре 2005 года на средства жителей одного из домов на Малой Конюшенной был создан необычный Музей шведских архитекторов Андерсона и Лидваля, а на фасаде дома установлены мемориальные доски в память о зодчих.

Новый каменный храм построен в романском стиле. Главный фасад, выполненный в желтой и темно‑вишневой цветовой гамме, украшают три оконных розы: большая центральная и две малых. Полукруглые арочные окна и изысканный орнамент идут вдоль верхней части фасада, разделенного на три симметричных доли с островерхим центральным выступом. В храм ведут каменные ступени, а сам рисунок портала гармонично повторяет центральный фасадный выступ.

Церковь Святой Екатерины пользовалась большой любовью прихожан. На праздничные службы здесь собиралось более тысячи человек. Перед революцией шведский приход насчитывал около 5 тысяч человек, среди которых были не только выходцы из Швеции, но и финны, немцы, эстонцы, норвежцы и датчане. В числе самых известных прихожан храма были знаменитый ювелир Карл Фаберже, семья архитектора Лидваля, промышленника Нобеля. В церкви венчался и будущий фельдмаршал Финляндии Маннергейм.

Храм на Малой Конюшенной не обошла участь большинства церквей Петербурга и России. В 1936 году церковь Святой Екатерины закрыли, имущество общины разграбили, а здание перестроили изнутри и передали спортшколе олимпийского резерва [240]. До сих пор на втором этаже здания, где располагается помещение для богослужений шведского прихода, на паркете сохранилась типичная разметка спортзала.

В начале 90‑х годов прошлого века в церкви возобновились богослужения, а в 2002 году храм вернули лютеранской общине. В 2004 году начались реставрационные работы, но еще очень многое необходимо сделать, чтобы храм предстал в прежнем своем великолепии. Сегодня первый этаж здания занимает миссионерская организация «За Иисуса Христа», где проходят собрания христиан и изучается Библия, а на втором действует шведская лютеранская церковь. На лестнице, ведущей в церковный зал, можно увидеть картину «Праздник середины лета», выполненную в 1997 году Джанет Далгат и Петром Татарниковым и полученную шведской церковью в дар от Совета министров северных стран. Само помещение церковного зала разделено условно на два яруса. Внизу находится приходская библиотека и служебные помещения, а небольшая деревянная лестница, сохранившаяся, скорее всего, со времен спортшколы, ведет на второй ярус, где проходят богослужения. Эта часть помещения разделена анфиладой арок, вдоль которых располагаются скамьи для прихожан. В алтаре находится картина «Тайная вечеря», а по левую сторону от нее – иконы святой Екатерины и образ Иисуса. И хотя интерьеры храма пока еще не восстановлены, важно, что община вернулась в свой дом и живет церковной жизнью.

Торжественно и традиционно весело в общине отмечают национальные и религиозные праздники, особенно так любимый шведами день святой Люсии, Королевы Света. Этот день уже много лет празднуется в Петербурге. Ночь с 12 на 13 декабря была самой длинной в году, и поэтому нужно было очень много света, чтобы развеять тьму. По традиции, в каждой школе, детском саду выбирают свою Люсию из числа самых добрых, красивых и милосердных девочек. Королева Люсия одевается в длинное белое платье, ее венчают короной со свечами, и начинается шествие, в котором участвуют не только избранницы, но и все дети, пришедшие на праздник. Каждый несет символическую свечу, способную растопить лед в душах людей и согреть светом и теплом тех, кому в эту ночь страшно и одиноко. Веселое шествие заканчивается тем, что все Люсии навещают дома престарелых, больницы и другие заведения, где людям особенно нужен свет доброты и милосердия.

Главный пастор, Ээро Сеппонен, и совет церковной общины сегодня немало делают для того, чтобы жизнь каждого прихожанина была связана с духовными традициями и культурой Швеции, и жизнь общины – яркий тому пример. В церкви не только проводятся богослужения на русском и шведском языках, но при ней открыта библиотека, работает воскресная школа, курсы шведского языка. В здании храма часто проходят концерты классической и духовной музыки. И, как много лет назад, этот уголок шведского Петербурга на Малой Конюшенной гостеприимно открыт для каждого жителя и гостя города.

Церковь Святой Екатерины открыта по воскресным дням с 16 ч. до окончания богослужения.

Миссионерская организация «За Иисуса Христа» открыта в четверг и субботу с 10 ч. до окончания мероприятий.

Адрес: Малая Конюшенная улица, д.1.

Транспорт: ст. метро «Гостиный двор»

Автобус: 7, 46

Троллейбус: 1, 5, 7,10, 22.

Церковь «Дом Евангелия» в Озерках

Там, где сегодня проспект Энгельса, разветвляясь, дает начало дороге на Выборг, прямо от Поклонной горы начинаются Озерки – излюбленное горожанами место на берегах Суздальских озер. Был когда‑то на Руси обычай класть земные поклоны в сторону горы, отправляясь в долгий путь или возвращаясь домой, оттого гору и называют Поклонная [241].

Суздальские озера, по берегам которых рассыпаны престижные коттеджи и скромные дачные домики, тянутся вдоль Выборгского шоссе. Именно здесь, в Озерках, в начале XVIII века был загородный дворец принцессы Елизаветы Петровны – поместье с прекрасным садом, раскинувшимся среди густых и тенистых сосновых лесов и глади озер. В год, когда Елизавета взошла на престол, она подарила эти владения своему фавориту, графу Шувалову, за помощь в совершении переворота. Так территория эта получила название Шувалово.

Граф поселил в подаренном имении своих крепостных из Суздальского уезда, и постепенно выросло целое село, а озера стали называть Суздальские: Верхнее, Среднее и Нижнее. Во второй половине XIX века на берегах Суздальских озер возник дачный поселок, ставший излюбленным местом отдыха и прогулок петербургской интеллигенции. Эта местность быстро стала популярной: появились рестораны, летний театр, лодочная станция. Здесь бывал с концертами Шаляпин, сюда приезжали Леонид Андреев и Александр Блок. В 1877 году архитектором Василием Стасовым в поселке было возведено здание музыкального вокзала «Озерки». Вскоре из‑за большой популярности сооружения решено было построить железнодорожную платформу и соединить ее крытой галереей с вокзалом. Так появились современные Озерки.

Сегодня широкая лента шоссе словно разрезает Озерки надвое. Справа остается растущий ввысь мегаполис, но стоит только перейти шоссе и оказаться по левую сторону – и от шума и цивилизации не останется и следа, а перед смотрящим возникает дачный пригород Петербурга, куда прямо с Поклонной горы ведет Большая Озерная улица.

Подгорная часть улицы называлась до 1964 года Троицкой [242], потому что на нечетной ее стороне, прямо под горой, в 1901 году была построена церковь, освященная во имя Святой Троицы. Именно сюда, на Поклонную гору, в марте 1917 года взбудораженная революцией толпа привезла тело покоившегося в Царском селе Распутина. Здесь под свист и громкие крики люди развели большой костер и бросили в него тело. В тот же миг перед изумленной толпой старец Григорий зашевелился, махнул рукой и исчез в языках пламени. С той поры это место называют «нечистым» [243].

Храм Святой Троицы на Большой Озерной улице был построен в 1900–1901 годах по проекту архитекторов А. Тиханова и П. Трифонова. Православный приход здесь существовал до конца 30‑х годов XX века, затем церковь отдали под столярные мастерские. В начале 60‑х годов XX века здание бывшей Троицкой церкви было передано баптистам под молитвенный дом.

История евангельско‑баптистского движения в Петербурге началась в 1874 году, когда в столицу империи прибыл английский проповедник, лорд Редсток. Первыми его последователями стали графиня Елизавета Ивановна Черткова, пригласившая проповедника в Россию, и ее друзья‑аристократы. Собрания проходили сначала в их домах, а затем уже в общественных местах. Количество приверженцев этой конфессии было настолько значительным, что император Александр II подписал указ о признании христиан‑баптистов. Сегодня в Петербурге их около 3 тысяч

Евангельские христиане‑баптисты, в отличие от большинства христиан других конфессий, признают только крещение взрослых людей, сознательно пришедших к вере, причем крестят полным погружением. Баптисты не носят крестов, не поклоняются иконам и мощам, Деве Марии и святым. В баптистских церквях не бывает литургий, они не признают посредничества человека между Богом и теми, кто верует, и поэтому среди них нет священников, а главой церкви они считают Иисуса Христа. Высшей и единственной святыней для баптистов является Евангелие, и их основная миссия – проповедь и помощь людям. Каждое доброе дело приближает их к Богу.

 

Церковь «Дом Евангелия» в Озерках

В «Доме Евангелия» на Большой Озерной улице сегодня также следуют этим традициям. Под руководством пресвитера молитвенного служения, главы дьяконического совета Максима Степановича Стащака община занимается благотворительностью и просветительской работой. В храме действует воскресная школа для всех возрастов, активно принимает участие во всех делах общины молодежная группа, работает реабилитационный центр, помогающий людям с алкогольной и наркотической зависимостью. Сейчас в отреставрированной церкви проводятся не только молитвенные, но и музыкальные и хоровые служения, а также специальные богослужения для глухих – с сурдопереводом. В храме есть несколько хоров, в том числе молодежный, и камерный оркестр. Внутри светлое помещение храма в центре украшают резные колонны и деревянные хоры, где проходят репетиции, богослужения и концерты. В стене над хорами – прозрачное стекло окна, выполненного в форме креста, сквозь которое струится мягкий свет. Над окном золотыми буквами выложены слова: «Бог есть Любовь», а по двум его сторонам – цитаты из Евангелия. В помещении церковного зала, освещаемом люстрами и настенными светильниками в виде подсвечников, расставлены стулья и скамьи для всех, приходящих услышать Слово Божье. Поскольку храм выстроен как православный и разделен внутри на три нефа, в одном из боковых его приделов установлены стенды, рассказывающие об истории баптистского движения и работе общины, а в другом располагается библиотека. На втором ярусе, в надкупольной части, за красивыми деревянными ограждениями – места для глухонемых и оркестрантов. В притворе, над надвратной частью, – помещения дьяконического совета.

В храме очень дружелюбно встречают посетителей – как и в большинстве баптистских молельных домов. Громкое дружелюбие – вообще отличительная черта протестантских церквей и новообразованных христианских сект. Православные храмы отличает строгость, католические – роскошь, протестантские – либо чрезмерная простота, больше похожая на сухость, или запанибратство.

Баптистская община живет интересами и делами своих прихожан. Люди вместе проводят праздники, отмечают дни рождения, бракосочетания, совершают обряды крещения в водах Суздальских озер.

Проходя по Большой Озерной улице, нельзя не заметить этой красивой церкви. Хоть в ней и располагается община баптистов, но это православный храм со своей своеобразной архитектурой. Темно‑песочные фасады с белым орнаментом, словно кокошники, нарядно сияют под солнцем. Узор высокого купола тоже исполнен в виде кокошников, которые, как гордые красавицы, глядят по разным сторонам. Невысокие ступени ведут к входу, обрамленному таким же белым кокошником. Над входом – крест и табличка с надписью: «Дом Евангелия». В 70‑х годах, когда прошла реставрация храма, к основному зданию были пристроены служебные помещения, составляющие единый гармоничный ансамбль с самим зданием церкви. Территорию «Дома Евангелия» ограждает простая и лаконичная чугунная ограда, придающая законченность и выразительность этой красивой церкви у Поклонной горы, куда приходят не только жители Озерков, но и многие из тех, кто приезжает в этот удивительный уголок Петербурга.

Церковь открыта в дни богослужений: вторник – с 19 ч., четверг – с 19 ч., суббота – с 11 ч., воскресенье – с 11 ч. и с 16 ч.

Адрес: Большая Озерная улица, д.29

Транспорт: ст. метро «Озерки».

Церковь «Дом Евангелия» на Боровой

Когда‑то, еще в XVIII веке, на месте нынешнего Лиговского проспекта стояла ямщицкая слобода, а вокруг шумели густые сосновые леса. Ямщики прорубили просеку до Большой загородной дороги, чтобы по ней разъезжаться из слободы по разным направлениям. Постепенно из просеки образовалась Разъезжая улица, а вдоль нее сплошь так и тянулся сосновый бор. Прошли годы, бор вырубили. Улица же, проложенная на месте бора и отходящая лучом от улицы Разъезжей параллельно Лиговскому проспекту, стала называться Боровой [244].

На Боровой улице в конце XIX века неподалеку от Обводного канала, на самой окраине, среди рабочих поселков и фабричных гудков раздавался колокольный звон Покровской церкви.

Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы и Святого Вонифатия была выстроена на пожертвования рабочих и фабрикантов по проекту архитектора Николая Никонова как православный братский храм епархиального братства во имя пресвятой Богородицы и возводилась с 1889 по 1897 год. Братство это было основано в 1884 году с целью религиозного просвещения людей и обращения их в православную веру. Председателем общества был избран ректор Духовной Академии Санкт‑Петербурга Арсений Брянцев, а среди почетных его членов были министр внутренних дел граф Д. А. Толстой, обер‑прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев и министр народного просвещения И. Д. Деменов. Для осуществления деятельности общества и была возведена церковь, а при ней – Братский дом, также выстроенный по проекту Никонова.

Николай Никитич Никонов, один из ведущих мастеров «русского стиля», автор многих архитектурных комплексов и церковных сооружений, возводил церковный ансамбль Братского храма и дома в лучших традициях этого направления. Мастера «русского стиля» ориентировались на декоративные мотивы московского и ярославского зодчества XVII века. Пятиглавая, с шатровой колокольней и куполами‑луковками церковь была богато декорирована. Майолика для украшения фасада, интерьеров и киотов Покровской церкви изготавливалась на знаменитой фабрике Кузнецова, внутреннюю отделку по эскизам автора выполняли суздальские мастера. Четырехэтажный Братский дом, примыкающий к церкви, гармонировал своим убранством с храмом. Уникальная кирпичная кладка и окна, отделанные майоликой, придавали сооружению изысканный неповторимый русский колорит [245].

На фоне дымящих труб и жалких рабочих лачуг церковь казалась еще прекрасней, словно нарядная московская барыня, нечаянно оказавшаяся на постоялом дворе. С 1901 года храм стал также и приходским. Жители рабочих окраин, расположенных за Обводным каналом, очень любили эту церковь. В 1917 году, когда произошла революция, настоятелем храма и Председателем Братства был Митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин. Являясь ректором Духовной семинарии Санкт‑Петербурга, он вместе со своими воспитанниками очень много времени и сил отдавал делам Братства и Покровской церкви, которая оставалась для него всегда особо любимой.

 

Церковь «Дом Евангелия» на Боровой

Даже став митрополитом, отец Вениамин продолжал совершать богослужения в храме вплоть до своего ареста в 1922 году Его обвинили в том, что он сопротивлялся изъятию церковного имущества, хотя этот человек говорил, что своими руками был готов снять драгоценную ризу с иконы Казанской Божьей Матери, чтобы накормить голодных. Митрополит Вениамин даже благословил передачу церковных ценностей, не имеющих богослужебного значения, на нужды бедствующих. Но советская власть была заинтересована в том, чтобы любыми путями организовать антирелигиозную кампанию. По этой причине намерения духовенства не интересовали власть, и началась волна репрессий. Митрополит Вениамин в числе многих был арестован и приговорен к расстрелу. Процесс по его делу проходил формально и был предрешен, но одно то, что зал суда вставал, когда в него входил осужденный митрополит, а конвоиры понимали невиновность несчастного, мучаясь своей участью надзирателей и палачей, говорит о всенародной любви и уважении к отцу Вениамину. Сохранилась легенда, рассказывающая о последних минутах жизни мученика. Митрополита привели на расстрел, он не произнес ни слова, а только молился и крестился. С молитвою встретил он и выстрел, но солдаты предпочли стрелять мимо. Семь залпов – а Вениамин оставался невредим. Лишь когда человек, руководивший расстрелом, взмолился пощадить несчастных, принужденных стрелять в безвинного, митрополит произнес вслух краткую молитву и благословил своих палачей. Восьмой выстрел нашел свою цель. В 1992 году РПЦ причислила Вениамина к лику святых.

Судьба церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы была не менее трагичной. После закрытия в 1933 году здание храма передавали различным организациям. В годы войны оно сильно пострадало, а дальнейшее его использование под производственные цеха фонда Союза художников и под механический цех НПО «Ленбуммаш» лишь усугубило разрушение и обветшание прекрасного некогда храма. Церковь была обезображена и находилась в полуразрушенном состоянии: она утратила колокольню, существенные детали конструкции, ее обезглавили и сделали серьезную перепланировку интерьера, причудливое оформление которого было разрушено. Сегодня только по отдельным элементам декора, сохранившимся на фасадах Братского дома и над окнами церкви, можно угадать былое величие и красоту храма. О том, какой была церковь до революции, частично рассказывает опись имущества и планировки внутренних помещений, сделанная при передаче здания другим организациям.

В 1989 году полуаварийное помещение было передано евангельским христианам‑баптистам, а с 1992 года в частично отреставрированных стенах был открыт «Дом Евангелия». Слово «baptiso» с греческого языка переводится как «погружение в воду». Именно так происходит крещение принимающих веру баптистов. Первые члены баптистской общины вспоминают о том, сколько труда пришлось вложить для того, чтобы церковные помещения приобрели современный вид.

В церковный зал, расположенный на втором этаже, ведет лестница. Повсюду навстречу каждому, кто приходит на богослужение, спешат люди, радушно приветствуют, улыбаются, жмут руку, приглашают пройти и занять лучшие места на креслах и скамьях внизу или на втором ярусе, где находится клавесин; с каждого места прекрасно видно, как происходит служба. Под потолком, в надкупольной части, – красивая металлическая люстра на цепях, перед площадкой для богослужения – хоры за резными деревянными ограждениями, такими же, как и на втором ярусе. Белые аккуратные стены украшает сиреневый орнамент, картина с изображением Иисуса Христа и чаша для совершения обряда хлебопреломления, почитаемого у баптистов. Это праздничное богослужение, проводимое раз в месяц, символизирует воспоминание о страданиях Христа, тело которого есть хлеб, а кровь – вино. Обряд – аналог причастия – заключается в преломлении и раздаче хлеба и причащении людей вином или фруктовым соком и сопровождается праздничными песнопениями и чтением Евангелия.

Епископ Евангельских церквей Северо‑Западного региона, по инициативе которого в 1989 году в здании нынешнего «Дома Евангелия» был организован Библейский институт Евангелизации и Миссии, многое сделал для подъема и расцвета этой религиозной конфессии в России. Не забывает он и «Дом Евангелия» на Боровой улице: приезжает с проповедями и лекциями, всячески поддерживает общину, находящуюся под руководством пресвитера Ивана Федоровича Скрипиченко. Баптисты проводят регулярные собрания и богослужения, участвуют в делах милосердия и благотворительности. При общине действует воскресная школа и просветительский центр.

К сожалению, исторически сложилось так, что храм на Боровой улице стал ареной борьбы за право владения. На него претендует православная община церкви Покрова, расположившаяся в помещении Братского дома, и новые хозяева – баптисты «Дома Евангелия». Хочется надеяться на то, что историческая справедливость восторжествует, а наш многоконфессиональный город украсят и новый баптистский дом молитвы, и воссозданная в первозданной своей красоте церковь во имя Покрова Божьей Матери на Боровой – уникальный памятник православного русского зодчества.

Ну а сегодня «Дом Евангелия» гостеприимно распахивает двери храма Покрова Божьей Матери на Боровой улице.

«Дом Евангелия» на Боровой открыт для посещений ежедневно с 9 до 19 ч.

Для богослужений: в пятницу – с 18 ч. и в воскресенье – в 11 ч. и в 16 ч. Летом, кроме указанных часов, дополнительно во вторник и в среду с 18.30.

Адрес: улица Боровая, д. 52‑а.

Транспорт: ст. метро «Лиговский проспект»

Автобус: 3, 65, 74

Троллейбус: 42

Трамвай: 10,16, 25,44,49‑

 

Собор Святого Михаила

Линии Васильевского острова. Здесь небеса Невы разливаются вдоль простора, открытого всем ветрам, принимая остров в свои могучие объятия. Три проспекта, как три брата из сказок – Большой, Средний и Малый, – прорезают остров насквозь, соединяя рукава Невы. На Среднем, как и в первые десятилетия основания города, оживленно и деловито кипит жизнь. Следуя от станции метро вдоль Среднего проспекта в сторону Малой Невы, прохожий невольно останавливается перед высоким зданием в псевдоготическом стиле, украшенном большим позолоченным крестоцветом – восьмигранной остроконечной пирамидой, на которой по четырем сторонам света закреплены символические виноградные листья. Это Собор Святого Михаила.

Фасад здания обращен к Среднему проспекту своей высокой 60‑метровой колокольней со стрельчатыми окнами. По всему периметру расположены шестьдесят четыре малых крестоцвета. Портал собора отмечен стрельчатой аркой, а дубовые двери украшены орнаментом, напоминающим ворота средневекового немецкого замка. Над входом в церковь – круглая оконная роза. В архитектурном облике здания присутствуют характерные для псевдоготики элементы: флораны, контрфорсы [246], игольчатые башенки, придающие зданию неповторимость и изысканность. Церковь была сооружена по проекту инженера полковника Карла фон Бульмеринга в 1876 году. Проект был одобрен самим императором Александром II, который и дал разрешение на строительство церкви на Васильевском острове в ответ на прошение лютеранской общины.

История лютеранской общины началась вместе с историей города. Большинство иностранных специалистов селилось здесь, на Васильевском острове, – купцы и ремесленники, рабочие и служащие порта, булочники и колбасники, пивовары и студенты. Петербуржцы называли этот уголок Васильевского острова немецкой слободой.

История собора святого Михаила на Среднем проспекте начиналась в эпоху Анны Иоанновны, когда по инициативе влиятельного фаворита императрицы фельдмаршала Миниха был основан первый сухопутный кадетский корпус. Среди его воспитанников было много детей прибалтийских дворян, исповедовавших лютеранство, и специально для них в помещении кадетского корпуса была освящена часовня во имя Архистратига Михаила. Через некоторое время в часовню стали приходить не только кадеты, но и лютеране, живущие неподалеку. В 1842 году Николай I, которого беспокоило присутствие гражданских лиц в военном заведении, повелел выделять из казны сумму денег для аренды специального помещения для лютеранского прихода, а часовню приказал снести. И более тридцати лет богослужения проходили в доме госпожи Тиклин, на углу Большого проспекта и 3‑й линии.

Отсутствие своего храма в течение столь долгого времени печалило прихожан, они неоднократно посылали императору прошения и ходатайства о строительстве церкви, и лишь в 1874 году Александр II дал свое согласие.

 

Собор Святого Михаила

Деньги на строительство собирали сами люди. Большие пожертвования внес фабрикант Паль, бывший в те годы председателем церковного совета. На его деньги была куплена церковная утварь, возведена кафедра. Им же был подарен лютеранской общине дом рядом с церковью, владение которым перешло к Палю от купчихи Борисовой. Новая церковь, как и снесенная часовня, была освящена во имя архангела Михаила. По христианской легенде, архангел Михаил, имя которого переводится с древнееврейского «кто как Бог», возглавил светлое воинство ангелов во время восстания ангела Люцифера, и воинство одержало победу: непокорный Люцифер был низвергнут в ад. Архангел Михаил всегда был вестником великих событий, укрепляющих в людях веру [247]. День памяти святого Михаила и всех ангелов отмечается лютеранской церковью 29 сентября.

Храм был закрыт в 1935 году и полностью перестроен внутри под цеха завода по производству спортинвентаря. В начале 90‑х годов церковь возвратили прихожанам.

В наши дни в соборе Святого Михаила в небольшом помещении первого этажа снова ведутся богослужения: каждый четверг в 19 часов – вечернее, а каждое воскресенье в 11 часов – главное. По субботам в 18 часов проходят концерты духовной музыки для прихожан. Викарий, заботясь о возрождении общины, проводит беседы с прихожанами, помогая ответить на все волнующие вопросы.

Небольшой светлый зал для богослужений, выдержанный в бежевых тонах, создает ощущение строгости и внутренней чистоты, простора и радости. Добротные двери из светлого дерева, скамьи для прихожан, иконы, темный бархат занавесей придают церкви истинный немецкий дух аккуратности и опрятной педантичности.

В помещениях собора сегодня расположилось несколько лютеранских общин, среди которых множество протестантских сект: церковь евангельских христиан «Жизнь во Христе» (богослужения проходят по воскресеньям в 15 часов), «Часовня на Голгофе» (богослужения по средам в 19 часов и по воскресеньям в 11 часов), церковь христиан‑адвентистов 7‑го дня (богослужения по субботам в 11 часов) и Христова церковь «Виноградник» (богослужения по воскресеньям в 14 часов).

Продолжается возрождение лютеранской общины собора: идет реставрация здания, ведется духовно‑просветительская работа, день ото дня растет число прихожан. Совсем скоро снимут строительные леса, и взору каждого, кто проходит вдоль Среднего проспекта, откроется великолепное и прекрасное здание собора Святого Михаила. Собор Святого Михаила открыт ежедневно с 9 до 20 ч.

Адрес: Средний проспект Васильевского острова, д. 18.

Транспорт: ст. метро «Василеостровская»

Автобус: 1, 128

Трамваи: 1,6,11.

 

Date: 2015-09-24; view: 701; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию