Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 8. Психологические особенности уголовного процесса





Общая психологическая характеристика раскрытия и расследования преступлений.

Психологические аспекты раскрытия преступления. Материальные и идеальные следы преступления как источники информации для его раскрытия. Психологический портрет неустановленного преступника и лица, находящегося в розыске. Психологический портрет и розыскной профиль. Дистанционная психодиагностика личности и её применение в оперативно-розыскной деятельности. Психологические особенности «ведения» и значение личности «оператора». Психология оперативной игры.

Психологические особенности следственной деятельности. Психологическая характеристика типов проблемно-поисковых ситуаций. Формирование вероятностной информационно-логической модели преступления. Психологическая характеристика возможных конфликтных ситуаций в процессе расследования. Тактические задачи и приемы допустимого психологического воздействия в следственной практике. Понятие психического насилия как противоправного воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы человека. Проблема использования полиграфа в оперативно-розыскной и следственной практике: достоверность результатов таких исследований, их значение и допустимость использования в качестве доказательств.

Психологические основы осмотра места происшествия.

Особенности восприятия и мыслительной деятельности следователя при осмотре места происшествия. Мысленное моделирование (реконструкция) события преступления, построение и проверка следственных версий.

Место происшествия – источник сведений о личности преступника. Следы и результаты преступной деятельности как смысловые показатели поведения преступника на месте происшествия. Влияние на способы совершения преступлений динамического стереотипа. Установление по материальным следам структуры преступного поведения, субъективной стороны преступления, психологических особенностей личности преступника.

Инсценировки преступника на месте происшествия, методы их распознания. Психологическая несостоятельность инсценировок. Психологическая характеристика маскировки и демаскировки следов преступления.

Психологическая деятельность следователя при осмотре места происшествия. Психологические приемы, повышающие результативность и качество следственного осмотра.

Психологические основы производства обыска.

Обыск как поисковая деятельность. Наблюдательность и рефлексивность мышления следователя и обыскиваемого.

Психология ищущего. Психологические особенности поисковой деятельности следователя в различных типовых ситуациях производства обыска. Психологическое значение предварительных действий на месте обыска. Учет следователем индивидуально-психологических особенностей обыскиваемого и его психического состояния. Речевые и визуальные контакты с обыскиваемым, использование реакций обыскиваемого на отдельные поисковые действия следователя. Демаскирующие особенности объектов и поведения обыскиваемых, содействующих определению направления поиска. Поисковая доминанта. Психологические приемы активизации мыслительной деятельности следователя и нейтрализации воздействия отрицательных факторов на его психику во время обыска.

Психология обыскиваемого (прячущего). Психологические факторы, влияющие на выбор способов сокрытия объектов. Объективная и субъективная недоступность искомого. Анализ поведения, идеомоторных реакций обыскиваемого. Улики поведения. Методы проверки непроизвольных реакций обыскиваемого в процессе обыска. Психологические особенности производства обыска в помещении и на местности. Психологические аспекты выемки.

Психологические основы допроса.

Общие социально-психологические особенности ведения допроса.

Допрос в бесконфликтной ситуации. Понятие психологического контакта при допросе. Психологические закономерности получения, накопления и обработки информации. Закономерности приема, переработки и процессуального закрепления информации следователем. Приемы допроса в бесконфликтной ситуации.

Пространственная организация коммуникативных процессов во время допроса. Виды вопросов, особенности их воздействия на психику допрашиваемого. Приемы активизации памяти допрашиваемого во время допроса.

Психологические особенности допроса потерпевшего. Влияние психического состояния потерпевшего на его показания. Мотивы ложных показаний потерпевшего.

Допрос в конфликтной ситуации. Психологическая природа межличностных конфликтов. Защитная доминанта, ее влияние на поведение допрашиваемого. Управление конфликтной ситуацией следователем. Индивидуально-психологический подход к допрашиваемому. Психическое состояние обвиняемого (подозреваемого), влияние его состояния на поведение во время допроса. Оговорки в показаниях допрашиваемого, их психологическое объяснение и оценка следователем. Использование характерологических особенностей личности допрашиваемого в ходе допроса.

Психология лжи. Структура ложного высказывания. Виды лжи. Психодиагностические признаки ложных показаний (лжесвидетельства). Улики поведения. Мотивы и цели оговора (самооговора). Методы разоблачения лжесвидетеля. Приемы нейтрализации агрессивного поведения допрашиваемых лиц.

Психологические основы предъявления для опознания.

Опознание как узнавание, осуществляемое в условиях предварительного расследования. Психология узнавания. Симультанное и сукцессивное, общее и дифференцированное узнавание.

Психологические особенности подготовки к опознанию.

Особенности восприятия человека и психологические закономерности его отождествления. Статические и динамические признаки внешности. Узнавание человека и его фото, кино, видео изображений.

Особенности узнавания предметов и их изображений.

Психологическая природа ошибок, допускаемых при опознании. Типичные ошибки ложного узнавания, обусловленные фрагментарностью и обобщенностью образных представлений.

Условия предъявления для опознания, исключающие возможность ложного узнавания. Ложное неопознание и приемы его разоблачения.

Психологические основы производства очной ставки.

Очная ставка как организация психического взаимодействия допрашиваемых с целью получения правдивых показаний. Психология изобличающего и изобличаемого. Конфликтные ситуации на очной ставке, их использование и регуляция. Наблюдение за поведением участников очной ставки, учет взаимоотношений и психических особенностей допрашиваемых на очной ставке. Устранение психического давления одного допрашиваемого на другого.

Психологические основы проверки показаний на месте.

Проверка показаний как способ активизации памяти участников уголовного процесса. Выявление пространственной ориентации, статического и динамического глазомера, топографических представлений лица, показания которого проверяются. Активизация мнемической деятельности, использование «опорных пунктов» места происшествия для реконструкции последовательности событий.

Психологические основы производства следственного эксперимента.

Моделирование объективных факторов, событий, явлений. Проверка психологических особенностей, свойств личности, способностей, навыков, умений. Учет обстоятельств, влияющих на психологические возможности человека – факторов адаптации, сенсибилизации, десенсибилизации, стенических и астенических эмоций, факторов, создающих аконстантность восприятия. Определение способностей, знаний, умений и навыков, проявляющихся в действиях, проверяемых путем следственного эксперимента.

Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ).

Предмет, основания, поводы назначения СПЭ. Компетенция СПЭ. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза. Вопросы, решаемые экспертом-психологом в уголовном процессе. Подготовка и назначение СПЭ в ходе предварительного расследования, в судебном заседании при рассмотрении уголовных. СПЭ по делам, связанным с психическим насилием. Ретроспективная диагностика психического состояния. Порядок проведения СПЭ. Оценка, использование заключения СПЭ следователем, судом, прокурором, защитой.

Использование психолога в качестве консультанта и специалиста в стадии предварительного расследования преступлений, в ходе уголовного судопроизводства по возникающим вопросам психологического характера.

Психологические аспекты производства по уголовному делу в суде.

Психолого-правовая характеристика процесса познания по уголовным делам в судебном заседании. Психологические особенности оценки доказательств составом суда. Формирование внутреннего убеждения судьи.

Коммуникативная подструктура в деятельности судей при рассмотрении уголовных дел. Психологические особенности судебного допроса, судебных прений сторон. Судебная речь; требования, предъявляемые к ней. Факторы, влияющие на коммуникативное поведение участников процесса в суде. Использование этих факторов судом в целях активизации психических познавательных процессов лиц, участвующих в судебном рассмотрении уголовного дела.

Возможности участия психолога в судебном процессе.

Психологические аспекты вынесения и оглашения приговора.

Психологические особенности коммуникативного поведения участников процесса в суде с участием присяжных заседателей.

 

Date: 2015-09-22; view: 1280; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию