![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Введение. Социология религии как специальная социологическая теория
Социолог имеет дело с религией как социальным феноменом, т.е. он изучает религию как доступное наблюдению, эмпирическим методам исследования социальное поведение человека (индивидов и групп): как образуются и функционируют религиозные группы и институты, благодаря чему они сохраняются или перестают существовать, каковы отношения между религиозными группами, почему между ними возникают конфликты, что лежит в основе ритуальных действий и т.д. Вопрос о том, как эти верования — наряду с религиозными организациями — влияют на поведение людей. Проблема заключается в том, чтобы выявить мотивацию человеческих действий. Социология религии относится к числу социологических теорий среднего уровня. Она добывает эмпирические данные, характеризующие религию как одну из социальных подсистем, и, обобщая эти данные, разрабатывает ее теоретическую модель в рамках общесоциологической теории. Психолог имеет дело с религией как психическим феноменом. Центральная тема социологии религии — взаимодействие религии и общества. Социология концентрируется на социальном "измерении" религии, ее влиянии на социальное поведение. Социолог занимается тем, что может быть измерено, что можно наблюдать и подлежит проверке (без сверхъестественного). Религиозная вера вызывает и обусловливает нравственное поведение? Это надо проверить. Для социолога религия — совокупность поведенческих актов индивидов и групп, вербальных действий людей и продуктов их деятельности (материальной и духовной), т.е. то, что делают, что высказывают и думают люди, их мнения, и то, что ими сделано, достигнуто, реализовано в этой их деятельности. Социология религии занимает нейтральную позицию в споре между воинствующей верой и воинствующим неверием. Вопрос — "как ты относишься к религии" и вопрос —: "что ты знаешь о религии", конечно, соприкасаются, но все же это разные вопросы. Социолог использует для анализа религии методы, выработанные и применяемые социологией в исследовании социальных явлений вообще: опрос и статистический анализ; наблюдение и эксперимент; кросс-культурный сравнительный анализ; контент-анализ, анализ письменных источников, исторических документов. Дюркгейм "Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии" (1912). Дюркгейм исходил из того, что религия встречается во всех известных нам обществах и в этом смысле представляет собой универсальный социальный феномен. Это обстоятельство позволяло предположить, что религия выполняет в обществе некую необходимую для его существования функцию. И если это так, то социологический анализ религии необходим для понимания общества в целом. Понимание религии как интегрирующей общество силы (солидарность, самоубийство). Маркс - религия оправдывает и узаконивает существующие социальные порядки, или осуждает их, отрицая их право на существование (опиум народа). Вебер - Главная функция религии — функция смыслополагания, рационализации человеческой деятельности. "Протестантская этика и дух капитализма" (1905) он исследует вклад христианства в историю Запада, доказывая, что протестантизм способствовал пробуждению духа предпринимательства и культивировал аскетический стиль жизни, стимулировавшие развитие современной экономики.
1. Социальный институт религии в структуре общества. Проблема определения религии — это проблема различения религии и нерелигии. В социологии она решалась по-разному, и можно сказать, что методологические особенности социологического определения религии могут быть выражены в соответствии с различными исследовательскими подходами, которые позволяют обобщить наиболее часто встречаемые схемы определения религии. Обратимся к некоторым из них. 1.Расширительное определение: понятие религии включает в себя различные по содержанию и характеру феномены (отношения, предметы). Примером может служить логика Э. Дюркгейма, для которого религиозным было любое отношение к общезначимым нормам и ценностям (религия отождествляется с коллективной идеологией), или определение Э. Фромма: «Под религией я понимаю любую разделяемую группой систему мышления и действия, позволяющую индивиду вести осмысленное существование и дающую объект для преданного служения». 2. Определение, связывающее суть религии с верой в сверхъестественное. У любой религии (в отличие от нерелигии) есть специфическая черта — вера в сверхъестественное, лежащее за пределами земных законов. Э. Тайлор писал: «Целесообразнее всего будет просто принять за определение минимума религии верование в духовных существ». 3. Функциональное определение дает ответ на следующие вопросы: чему служит религия и какие функции она выполняет. В рамках функционализма религия предстает как создатель системы норм и ценностей, отвечающих на какой-либо важный для общества или человека вопрос (масштабную и неразрешимую проблему). М. Йингер, например, сводит религию к системам верований и практик, которые помогают людям справиться с конечными проблемами человеческого бытия (смертью, страданиями, болезнями и т. п.); М. Вебер видел в религии мотивирующий комплекс, задающий смысл человеческому действию. 4. Субстанциональное (сущностное) определение: чтобы понять социальные функции религии, надо понять, что лежит в их основе, что функционирует. К субстанциональным определениям можно отнести марксистское понимание религии как превратного отражения в головах людей объективных обстоятельств их жизни. Субстанциональный подход исключает широкий охват темы, отнесение к религии других сфер культуры и псевдорелигиозных феноменов (коммунизм или национал-социализм тоже можно принять за религию — имеется функциональное сходство, но не сущностное). Субстанциональное определение религии выделяет субъект религии (личность или группа), объект религии (священные вещи, Бог, Абсолют, Космос), субъект-объектные связи (отношение к священному, переживания, страх и т. п.). 5. Феноменологическое определение: религия — одна из символических систем (наряду с наукой, искусством, философией), надстраивающихся над первичной «реальностью повседневной жизни» (Т. Лукман).
Конкретно-историческое разнообразие религий ставит перед наукой проблему их классификации, для решения которой необходимо определить критерии классификации. В социологии религии используют следующие классификации: 1) по историческому этапу и масштабу распространенности религии разделяются: • на древние (ранние или примитивные) — анимизм, тотемизм, фетишизм, культ предков, магия и т. п.; • национальные — иудаизм, синтоизм; • мировые — буддизм, христианство, ислам; 2) по количеству богов: • политеистические (многобожие) — языческие культы, индуизм; • дуалистические, которые признают две равные божественные сущности, две Силы (Добро и Зло, Свет и Тьма) — зороастризм; • монотеистические (единобожие) — иудаизм, христианство, ислам; • этические (религии без богов) — буддизм, конфуцианство, даосизм; 3) по уровню (специфике) организации: • жестко централизованные (имеется единый управляющий центр) — христианство, буддизм; • не жестко централизованные — ислам; • самоорганизующиеся — индуизм, синтоизм, даосизм; • децентрализованные — например, современные протестантские движения в христианстве; 4) по времени возникновения и вкладу в формирование культуры региона и нации: • традиционные; • нетрадиционные, или новые.
Date: 2015-09-24; view: 2658; Нарушение авторских прав |