Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Обучение технике игры
Обучение технике тенниса - процесс длительный и трудоемкий. Как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, для постановки техники нужно около трех лет. Успешное проведение начального обучения - одно из главных условий достижения высоких спортивных результатов. Оно нацелено на освоение занимающимися технических приемов и их основных сочетаний применительно ко всем видам, способам и формам действий теннисиста. Причем основное внимание обращают не только на постановку рациональных движений, но и на неуклонное улучшение показателей результативности каждого приема техники. Это значит, что занимающиеся осваивают приемы техники, отличающиеся вариативностью и стабильностью движений, минимальной тактической информативностью и другими показателями. Особое внимание уделяют развитию точности. Следует иметь в виду, что при совершенствовании движений со специальным заданием добиться высокой точности попадания формируются более стабильные навыки управления движениями. Точность развивают с помощью мишеней. Применение мишеней позволяет ставить перед занимающимся одновременно две задачи: технически правильно выполнять удары и попадать мячом в специально обозначенные участки на площадке или на тренировочной стенке. Обучение приемам техники осуществляется в тесной взаимосвязи с развитием физических качеств применительно к особенностям выполнения каждого из них, формируется психологическая готовность к быстрым действиям, развиваются прогностические способности и быстрое реагирование. Попытки обучать технике в отрыве от психологических установок вне связи с конкретными игровыми ситуациями приводят обычно к тому, что теннисисты осваивают удары, не отличающиеся высокой результативностью в соревнованиях. В начальный период обучения занимающиеся должны освоить удары с такими движениями, которые позволяют вести разнообразную наступательную темповую игру. Было бы грубой ошибкой, например, сначала длительное время обучать ударам справа и слева с места в статическом положении, а потом - ударам с ходу, которые, как известно, составляют основу современной игры. Привычка выполнять технические приемы с места, прочно закрепившись в начальном периоде подготовки, станет серьезным препятствием при освоении ударов в свободном движении по площадке. Аналогично следует подходить и к изучению подачи. Начинающих нужно обучать динамичной подаче, позволяющей свободно выходить к сетке. В основе обучения технике лежат два принципиально важных методических подхода. Первый подход, характерный для всей начальной технической подготовки, получил название обучение широким фронтом. Он предполагает параллельное освоение всех основных вариантов приемов техники. Этот подход значительно эффективнее применявшегося раньше так называемого ступенчатого подхода, при котором к изучению каждого следующего приема техники переходили только после того, как предыдущий прием был прочно освоен. При обучении «широким фронтом» внимание, прежде всего, обращают на параллельное освоение занимающимися приемов техники с пятью основными вариантами ударных движений: маховых сверху (применительно к подаче и ударам над головой), маховых справа и слева (для ударов главным образом у задней линии), блокированных (преимущественно при ударах с лета и приеме подачи). Второй методический подход, определяющий последовательность изучения движений по фазам каждого приема техники, получил название акцент на главном звене. Он предполагает акцентирование внимания педагога и занимающегося прежде всего на постановке ударного движения и движений в момент непосредственного удара. Например, при обучении ударам справа и слева по отскочившему мячу начинающие сначала с помощью специальных приспособлений изучают процесс ударного взаимодействия, положение теннисиста в момент непосредственного удара, затем - ударное движение (причем сначала его завершающую часть, а потом уже - ударное положение полностью). После этого разбирают и опробывают движения подготовительной фазы удара. В дальнейшем их как бы объединяют. Примером использования этого подхода может служить постановка ударного движения в специальных упражнениях с мячом на площадке, при которых удары по мячу выполняют из исходных положений с заранее отведенной назад ракеткой. Обучение каждому приему предполагает: 1. Формирование у занимающихся правильного представления о приеме техники и о собственных движениях при его освоении. 2. Постановку основных движений по фазам и формирование физических возможностей, необходимых для их успешного выполнения. 3. Освоение ударов сначала в простейших игровых условиях и прочное закрепление их в сложных условиях, в игре соревновательного характера. Специальные приспособления подразделяют на следующие основные группы: 1) трафаретно-указательные устройства, ориентирующие на определенные исходные положения и движения (рис. 262); 2) специальные тренировочные стенки (рис. 263); 3) установки для переносных креплений сетки (рис. 264, а) и теннисные мишени для развития точности ударов (рис. 264, б, в, г, д); 4) устройства для изучения ударных движений и развития физических качеств применительно к этим движениям (рис. 265); 5) устройства для подачи и собирания мячей (рис. 266); 6) зеркальные установки для наблюдения за положениями и движениями. Кроме того, целесообразно использовать видеомагнитофонные записи, киноколъцовки, кинограммы, графические схемы, кон-турограммы. Следует иметь в виду, что процесс освоения техники строится на основе постоянного мысленного и зрительного сопоставления эта- лона приема техники с собственной «копией». Использование указанных технических и наглядных средств открывает возможности объективно сравнивать этот эталон со своим исполнением приема. Большую помощь здесь оказывает упражнение у большого зеркала. Особенно полезны упражнения у специальной зеркальной ширмы: изменение угла поворота подвижно-соединенных ее звеньев позволяет наблюдать за своими движениями как бы с различных точек. Поскольку техника тенниса сложна и разнообразна, обучение ударам должно строиться на тщательном изучении движений по фазам. Прежде всего, нужно обращать внимание на проведение ударного движения, обеспечение оптимального ударного взаимодействия с мячом. Периодически это движение целесообразно вычленять и совершенствовать отдельно. В качестве примера можно привести выполнение удара над головой из положения, при котором рука с ракеткой заранее отведена назад-вверх и находится в положении готовности к проведению ударного движения. Обучение приемам техники осуществляется в единстве с физической подготовкой, направленной на развитие качеств применительно к каждому приему. При этом специальное внимание обращают на развитие силы применительно к ударным движениям, силы мышц «рабочей» руки теннисиста, проявляемой при динамическом и статическом режиме работы. Условия выполнения ударов усложняют постепенно. Однако, как только достигнуты первые успехи в освоении главных движений, необходимо особое внимание уделить удару в сложных условиях (когда трудно или даже невозможно выполнить ударное движение, используя движение не только руки с ракеткой, но и туловища и ног). Успешному освоению техники помогают упражнения, составляющие так называемую школу мяча. Они развивают умение согласовывать движения с полетом и отскоком мяча, «чувство мяча». К числу этих упражнений относятся: 1. Метание и ловля мяча различными способами (используют и имитацию различных ударов: например, ловля мяча в высокой точке, имитируя удар над головой).
2. Эстафета с ведением и быстрыми передачами мяча. 3. Игры в баскетбол и футбол с теннисным мячом. 4. Подбивание теннисного мяча вверх то одной, то другой стороной струнной поверхности ракетки (ее положение меняют быстрыми поворотами предплечья и кисти; мяч направляют невысоко плоскими и резаными ударами на уровне пояса, головы или совсем у самой земли). 5. Ведение теннисного мяча ракеткой перед собой быстрыми ударами о землю с коротким отскоком (удары выполняют то одной, то другой стороной струнной поверхности). 6. Перебивание теннисного мяча перед собой из стороны в сторону ударами с лета, ударами с отскока то одной, то другой стороной струнной поверхности. 7. Ловля мяча на ракетку таким образом, чтобы он не отскакивал от струнной поверхности, а как бы прилипал к ней. Обучение ударам справа и слева по отскочившему мячу. С этих ударов начинается изучение техники. И от того, насколько быстро осваивают начинающие эти приемы, в основном зависят их возможности вести игру. Обучение отдельным ударам и передвижениям проходит в тесной взаимосвязи. Условия выполнения ударов усложняют постепенно. Использование специальных технических средств, приспособлений помогает значительно ускорить формирование правильных представлений о движениях и мышечных ощущениях. Особое значение здесь имеют разнообразные упражнения с закрепленными теннисными мячами, помогающие освоить ударные движения и хорошо разобраться в особенностях ударного взаимодействия (мячи «качающиеся» на шнурках, «слетающие» подвесные и «вращающиеся», укрепленные с помощью упругих устройств и другие приспособления) (см. рис. 265). Значительно ускоряют процесс обучения специальные педагогические приемы - активная помощь занимающимся в выполнении нужных движений и освоении основных положений, характерных для каждой фазы удара (рис. 267). Удары у заградительной сетки или мягкого фона разучивают следующим образом. Занимающиеся располагаются лицом к заградительной сетке, в нескольких метрах от нее, и занимают обычное исходное положение или положение с заранее отведенной назад ракеткой. Двигаясь вперед, подбрасывают мяч рукой вперед вправо при ударе справа или вперед-влево при ударе слева и затем выполняют удар (мяч подбрасывают так, чтобы он имел достаточно высокий отскок). Мяч после удара попадает в заградительную сетку или мягкий фон и далеко не отлетает, поэтому занимающиеся не тратят много времени на сбор мячей. Можно использовать и один из вариантов такого упражнения - удар по мячу, подбрасываемому от фона партнером. Разучивание ударов в упрощенных условиях не следует рассматривать как самостоятельный длительный период обучения. Эти уп-
ражнения рекомендуется сочетать с изучением ударов у тренировочной стенки и на площадке. Тренировочная стенка - это самый безошибочный «партнер», особенности ответных ударов которого занимающийся знает и поэтому имеет возможность целиком сосредоточиться на закреплении правильных движений. Удары выполняют с различных расстояний от стенки: от 3-4 до 8-10 м. Рекомендуется систематически работать над ударами с близкого расстояния с очень экономными короткими замахами. Как только наметится стабилизация движения, перед занимающимися ставят задачу развивать точность ударов. Для этого на тренировочной стенке размечают специальные мишени. Опробование ударов на площадке через сетку целесообразно проводить в облегченных условиях. Удары выполняют по мячу, который партнер удобно подбрасывает от сетки. В этих упражнениях, а также в первых упражнениях с ответными ударами целесообразно сначала производить удары со сравнительно близкого расстояния от сетки - примерно за 1 м от линии подачи, а затем уже переходить к ударам с задней линии площадки. Как только занимающиеся научились «держать» мяч в игре, для развития точности нужно использовать в игровых упражнениях специальные мишени (см. рис. 264). На всех этапах обучения техники особое внимание обращают на закрепление правильных движений применительно к ударам в различных точках, а также на освоение ударов с различными замахами (короткими, средними, длинными) и разнообразными ударными движениями - маховыми и блокированными. Обучение подаче. Обучать подаче начинают с первых занятий. Для этого используют подготовительные упражнения, построенные на движениях, близких к подаче: метания на дальность обычного теннисного мяча, набитого дробью, набивных мячей; метание в цель теннисного мяча на площадке из обычной позиции подающего (задача - попасть в поле подачи); имитация заключительной части ударного движения подающего с использованием утяжеленной ракетки, гантели, резиновых амортизаторов; быстрые сгиба-тельные и разгибательные движения кисти и предплечья с максимальной амплитудой и преодолением различных сопротивлений. Широко применяют расчлененный метод, при котором движение разучивают по фазам. При этом с самого начала нужно, прежде всего, обращать внимание на постановку ударного движения. Начинающему трудно сочетать это движение с точным подбросом мяча. Поэтому сначала рекомендуется использовать подвесные мячи, стационарно закрепленные в высокой точке на шнурках, и приспособления со слетающими в момент удара мячами (см. рис. 267). Параллельно с ударным движением изучают подброс мяча и замах. В дальнейшем движения объединяют. Перед занимающимися ставят задачу периодически выполнять подачу в целом. Особое внимание обращают на закрепление очень точного автоматизированного подброса мяча. Эту задачу помогают решать два методических приема. Первый методический прием. Кольцо диаметром 15-18 см крепят к горизонтально расположенной планке-держателю, который перемещается вверх-вниз по вертикальной стойке. Планку-держатель закрепляют на нужной высоте с помощью зажимов или колышков, вставляемых в отверстия стойки (можно использовать стойки для прыжков в высоту, имеющие зажимы для установки планки). Кольцо крепят на 10 см ниже уровня, на который мяч должен быть подброшен при подаче (рис. 262, е). Из исходного положения у кольца занимающийся должен посылать мяч таким образом, чтобы он пролетел через кольцо и поднимался над ним не выше 5-10 см. Второй методический прием. Занимающийся занимает обычное для подачи исходное положение у задней линии площадки. Перед обращенной к сетке ногой (левой) мелом обозначает на грунте полукруг радиусом около 30 см. Затем выполняет подачу, ограничив движение подбрасыванием мяча и замахом. Точность подброса оценивается по приземлению мяча в пределах обозначенного полукруга. Рекомендуется также использовать специальное трафарет-но-указательное устройство, которое позволяет контролировать подброс мяча и расположение ног (см. рис. 262, а). Когда технический прием освоен в целом, ударное движение целесообразно периодически совершенствовать отдельно. В этом случае занимающийся располагается боком к сетке с отведенной вверх-назад ракеткой и из такого положения выполняет удар. Та- кой подход очень важен при освоении подач с различным вращением мяча. Когда занимающийся концентрирует внимание только на ударном движении, он быстрее освоит различные его варианты. Большую помощь оказывают специальные устройства с вращающимся вокруг оси мячом. Положение осей можно менять применительно к конкретному варианту подачи (рис. 265, б). Даже маленьких детей целесообразно обучать подачам с вращением мяча. Расчеты показывают, что ребенок небольшого роста практически не может попасть в поле подачи с помощью мало-мальски сильного плоского удара. Использование подач с вращением мяча позволяет значительно увеличить возможную точку попадания. В подаче, как ни в одном техническом приеме, особенно важна точность попадания. Дело в том, что подачу всегда выполняют в постоянных условиях. К тому же она представляет собой единственный удар, который не является ответом на удар соперника. Как только движения при подаче начинают стабилизироваться, можно развивать точность, используя мишени. Их обозначают на площадке мелом, широкой тесьмой, возможно применение и специальных переносных приспособлений (рис. 264, в). Обучение ударам с лета и полулета. Обучение ударам с лета ведется параллельно с обучением подаче и ударам по отскочившему мячу. Освоить удары с лета и овладеть игрой у сетки помогают, следующие подготовительные упражнения: 1. Ловля у сетки теннисного мяча, бросаемого партнером неожиданно в различные стороны. 2. Вратарские упражнения с ракеткой и без нее: один из партнеров отбивает или ловит теннисный мяч, брошенный или направленный партнером в условные ворота (обозначенный промежуток заградительной сетки, мягкого фона, тренировочной стенки). 3. Акробатические прыжки в разные стороны с кувырками и быстрыми выходами в исходное положение. 4. Прыжки в стороны, в стороны-вперед, в стороны-вверх, касаясь рукой или ракеткой далеко расположенных подвесных теннисных мячей. При обучении ударам с лета рекомендуются упражнения со значительной статической нагрузкой на мышцы рук, чтобы развить силу, прежде всего применительно к блокированным ударным движениям. Помогают осваивать удары с лета мягкие мячи из поролона или губчатой резины. Они отлетают от ракетки с небольшой скоростью, поэтому занимающиеся успевают подготовиться к ответному удару. Начинают разучивание ударов с лета в парных упражнениях у заградительной сетки или мягкого фона. Один из занимающихся рукой бросает мяч под удар с лета своему партнеру, а тот направляет его в заградительную сетку или мягкий фон. В дальнейшем партнеры располагаются таким образом: один находится у сетки, а другой - у линии подачи. От линии подачи игрок несильно направляет мяч партнеру по возможности под один и тот же удар с лета. Играющий у сетки несильным ударом посылает мяч так, чтобы партнеру было удобно принять его. Затем удары с лета партнеры выполняют, располагаясь оба у сетки или один у сетки, а другой - у задней линии. Когда техника этого приема элементарно освоена, переходят к более сложным упражнениям: игра с лета после подготовительного удара для выхода к сетке, а также при ответах на обводящие, неожиданные по направлению удары партнера. Особое внимание обращают на освоение ударов в различных точках, варьирование движений применительно к каждой точке удара: высокой, средней и низкой (рис. 268). Хорошо осваивать удары с лета с помощью упражнений и тренировочной стенки. Причем следует менять расстояние позиций до стенки, чтобы занимающийся выполнял удары в различных точках и располагал неодинаковым временем для отражения мяча. Для развития точности игры с лета мишени размещают главным образом в углах площадки и у наружных линий полей подачи. В этом случае игрок имеет возможность применять длинные и короткие удары. Обучение ударам с полулета осуществляется в тесной связи с изучением ударов с лета, особенно в низкой точке. Нередко занимающийся вынужденно прибегает к ударам с полулета, так как просто не успевает отразить мяч с лета. Однако для постановки этих ударов следует создавать и специальные условия. Прежде всего рекомендуется использовать упражнения, в которых занимающийся заранее располагается в нескольких метрах от сетки или подбегает к ней и отвечает на совсем низкие удары партнера. Удары с лета и с полулета рекомендуется осваивать не только в одиночных, но и в парных упражнениях у тренировочной сетки. Обучение «свече» и ударам над головой. Обучение этим приемам техники осуществляется в тесной взаимосвязи: разучивают «свечу» при ответе на обычные удары с задней линии, а когда техника элементарно освоена, ее выполняют в ответ на удар над головой. При обучении удару над головой используют те же подготовительные упражнения, что и при изучении подачи. Поскольку удар над головой часто выполняют в сложных игровых условиях, целесообразно дополнительно применять и следующие упражнения: 1. Прыжки вверх и вверх-назад с движениями, имитирующими удар в высокой точке. 2. Быстрые передвижения боком и спиной вперед, завершающиеся прыжком вверх назад с движениями, имитирующими удар над головой. 3. Ловля теннисного мяча в прыжке вверх при быстром отбега-нии назад (мяч бросает партнер). Сначала удар над головой разучивают по высоко отскочившему мячу, который подбрасывает вверх сам занимающийся или его партнер. Упражнения можно выполнять у заградительной сетки, мягкого фона, тренировочной стенки и на площадке. Мяч следует подбрасывать вверх, вверх -в сторону, вверх-назад. Это позволит осваивать удары, требующие умения передвигаться в разных направлениях, и отражать мяч в различных точках. При обучении ударам над головой, как и при освоении других ударов, тренеру рекомендуется использовать педагогические приемы активной помощи занимающимся. Один из таких приемов показан на рис. 269. Ответный удар над головой на площадке вначале разучивают также по высоко отскочив- шему мячу: партнер направляет его высоко вверх так, чтобы он приземлился недалеко от сетки. При отражении отскочившего мяча больше времени отводится на подготовку к удару, и занимающемуся легче выполнить его. В дальнейшем осваивают удар над головой с лета: один партнер, находясь у задней линии площадки, выполняет «свечу», другой - отвечает на нее ударом над головой. Обучение укороченным ударам. Данные приемы техники требуют большой точности движений, высокоразвитого «чувства мяча», умения смягчать движения к моменту непосредственного удара. Овладеть ими помогают следующие подготовительные упражнения: 1. Ловля с лета и с отскока теннисного мяча с имитацией ударного движения, при котором мяч «ложится» на ладонь (подбрасывает его сам занимающийся или партнер); один из вариантов упражнения - ловля мяча, отраженного от тренировочной стенки. 2. Ловля теннисного мяча с лета и с отскока на ракетку так, чтобы он как бы прилипал к струнам. Укороченные удары разучивают у тренировочной стенки и на площадке. Причем сначала осваивают удары по отскочившему мячу и уже потом - с лета. Date: 2015-09-24; view: 432; Нарушение авторских прав |