Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Б) профессиональными компетенциями (ПК)
- способен осуществлять под контролем профессиональные функции в области рекламы и связей с общественностью в государственных, общественных, коммерческих структурах, средствах массовой информации, в социальной сфере, сфере политики, экономики, производства, торговли, науки, культуры, спорта (ПК-1);
- способен под контролем использовать методики и техники проведения опросов общественного мнения и фокус–групп в рыночных исследованиях (ПК-4);
- способен обсуждать профессиональные проблемы, отстаивать свою точку
зрения, объяснять сущность явлений, событий, процессов, делать выводы, давать аргументированные ответы (ПК-10).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- социально-экономические и научные предпосылки становления социологии, основные этапы развития западной и русской социологии, основные теоретические направления (позитивизм, номинализм и интегрализм), общие теоретические методологические компоненты (объект, предмет, структура, функции, методы), соотношение социологии с частными социальными науками;
- основные методологические подходы к анализу общества как целостной системы: системный, структурно-функциональный, цивилизационный и формационный, закономерности и основные этапы развития человеческого общества и его основные типы;
- виды социальных общностей и критерии их классификации, условия и факторы их формирования, соотношение общности и групп в социальной структуре общества, модели и критерии стратификации, механизмы горизонтальной и вертикальной мобильности;
- сущность, структуру, типы и функции социальных институтов: семьи, образования, политики, экономики, религии и т.д.;
- процесс становления, развития и функционирования личности.
Уметь:
- объяснить роль культуры в процессе перехода человеческого рода от дикости и варварства к цивилизации;
- раскрыть основные способы приобретения, хранения и трансляции социального опыта;
- выделить в социальной реальности процессы адаптации, мобильности, конкуренции, конфликта и т.д.;
- выделить в структуре общества высшие, средние и низшие слои, страты и классы;
- определить проблемную ситуацию, разработать программу социологического исследования, составить социологическую анкету, провести опрос, обработать полученную информацию.
Владеть:
- методами сбора, обработки и анализа социологической информации, а также навыками формирования выборочной совокупности.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы(031600 «Реклама и связи с общественностью»)
Вид учебной работы
| Всего часов / зачетных единиц
| Семестры
|
|
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
|
|
|
|
|
| В том числе:
| -
| -
| -
| -
| -
| Лекции
|
|
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
|
|
|
|
|
| Семинары (С)
|
|
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР), практикумы
|
|
|
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
|
|
|
|
|
| В том числе:
| -
| -
| -
| -
| -
| Курсовой проект (работа)
|
|
|
|
|
| Расчетно-графические работы
|
|
|
|
|
| Реферат
|
|
|
|
|
| Другие виды самостоятельной работы
(в т.ч. конспектирование глав учебного пособия «Социология», подготовка к занятиям и др.)
|
|
|
|
|
| Вид промежуточной аттестации– экзамен
|
|
|
|
|
| Общая трудоемкость часы
зачетные единицы
|
|
|
|
|
| 3,5
| 3,5
|
|
|
|
Содержание дисциплины
Содержание разделов дисциплины
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
| 1.
| Этапы становления и развития социологии
| Социально-исторические и теоретические предпосылки становления и развития социологии. О. Конт и Г. Спенсер – основатели социологии. Позитивизм и номинализм – два основных направления в социологии. Система основных социологических категорий и понятий. Соотношение объекта и предмета социологического познания. Макро- и микроуровни в социологическом познании. Структура социологического знания: общая социологическая теория, специальные социологические теории и конкретно-социологические исследования. Соотношение общенаучных, общих и специальных методов социологической науки. Основные исследовательские подходы: системный, структурно-функциональный и ситуационный. Общенаучные, общие и специальные методы исследования.
Основные этапы развития социологической мысли. Развитие социологического знания в социально-философских учениях Античности, Средневековья, Нового времени, Французского просвещения XXVIII века.
Социологические теории XIX –XX вв. О. Конт – основатель позитивистской социологии. Основные идеи, методы и задачи социологии как позитивной науки в учении Конта. Восприятие позитивизма Конта в Англии и его синтез с английским эмпиризмом, утилитаризмом и либерализмом Д.С. Милля и Г. Спенсера. Спенсер о социальной эволюции как единстве интеграции и дифференциации. Эволюционизм – предшественник системных представлений об обществе.
К. Маркс и Ф. Энгельс – основатели материалистического понимания истории. Соотношение науки и политики в марксизме.
Основные принципы социологической теории Э. Дюркгейма. Обоснование Дюркгеймом социологии как эмпирической науки. Учение Дюркгейма об обществе, дезорганизации и аномии.
Антипозитивистская социология Ф. Тённиса, Г. Зиммеля, М. Вебера. Содержание «понимающей» социологии М. Вебера.
Психологические теории в социологии: теория подражания Г. Тарда, психология народов и масс Г. Лебона, психоаналитическая концепция З. Фрейда, теория «зеркального Я» Ч. Кули, теория «символического интеракционизма» Дж. Мида.
Социологическая мысль в Италии. Сущность закона «круговорот элит» В. Парето, «железного закона олигархии» Р. Михельса. Механизм действия закона «малых числе» М. Вебера в современных условиях.
Северо-американская социологическая мысль конца XIX – XX веков.
Истоки формирования русской социологии. Основные черты и теоретические направления. Общая характеристика позитивизма, антипозитивизма и неопозитивизма. Содержание русской субъективной социологии П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского, органического направления П.Ф. Лилиенфельда, географического детерминизма Л.И. Мечникова, исторической социологии Н.И. Кореева, культорологической теории Н.Я. Данилевского, неокантианской социологии В.М. Хвостова и Б.А. Кистяковского, плюралистической социологии М.М. Ковалевского, христианской социологии Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова и др., марксистской социологии Г. В. Плеханова и В. И. Ленина. Роль П. Сорокина в интеграции американской и европейской социологии. Место Сорокина в мировой и российской социологической мысли. Российская социологическая наука второй половины XX века.
| 2.
| Социологический анализ общества и личности
| Классические и современные теории общества. Системный подход в анализе технических, биологических и социальных систем. Динамические и статические понятия системного подхода. Общество – макросоциальная система. Основные структурные компоненты общества: социальные институты, социальные общности, социальные организации и социальные процессы. Теории общественного развития. Критерии типологизации исторических и современных обществ. Общая характеристика примитивного, традиционного, индустриального и постиндустриального обществ.
Понятие социальной структуры общества. Разделение труда – детерминанта социальной структуры. Основные свойства и функции социальной структуры. Концепции социальной структуры. Нормативно-ценностная, категориальная, дистрибутивная и сетевая модели социальной структуры. Социальное пространство – способ существования и развития общества. Понятие социальной стратификации. Доход, профессия, власть, образование – основные критерии стратификации. Одномерная и многомерная стратификация. Концепции социальной стратификации. Социальная мобильность: сущность и основные виды. Методы изучения вертикальной стратификации общества.
Основные теории личности. Соотношение понятий «человек– личность – индивид – индивидуальность. Социальные законы развития личности. Сущность и содержание социализации. Стадии жизненного цикла развития личности. Факторы, модели и фазы социализации. Методы изучения социализации и адаптации личности.
| 3.
| Специальные социологические теории
| Понятие социального института. Критерии классификации социальных институтов. Классические и современные социальные институты: семьи и брака, религии и морали, экономики, политики и права, образования и т.д. Структура социальных институтов, их функции и факторы развития.
Смысловые значения понятии социальной общности. Критерии классификации социальных общностей. Условия и факторы образования, функционирования и развития социальных общностей. Виды общностей: семья, класс, молодежь, малые группы, этнос и т.д. Методы исследования социальных общностей.
Концепции общественного развития. Соотношение понятий «социальное развитие», «социальное изменение», «социальный процесс». Устойчивость и изменчивость социальных систем. Основные виды социальных изменений и процессов. Уровни, условия и факторы социальных изменений и процессов. Критерии и показатели оценки характера и направленности социальных изменений и процессов. Социологический анализ демографического, девиантного и других видов поведения. Методы изучения социально-экономических, политических и духовных процессов.
| 4.
| Конкретно-социологические исследования
| Понятие социального института. Критерии классификации социальных институтов. Классические и современные социальные институты: семьи и брака, религии и морали, экономики, политики и права, образования и т.д. Структура социальных институтов, их функции и факторы развития.
Смысловые значения понятии социальной общности. Критерии классификации социальных общностей. Условия и факторы образования, функционирования и развития социальных общностей. Виды общностей: семья, класс, молодежь, малые группы, этнос и т.д. Методы исследования социальных общностей.
Концепции общественного развития. Соотношение понятий «социальное развитие», «социальное изменение», «социальный процесс». Устойчивость и изменчивость социальных систем. Основные виды социальных изменений и процессов. Уровни, условия и факторы социальных изменений и процессов. Критерии и показатели оценки характера и направленности социальных изменений и процессов. Социологический анализ демографического, девиантного и других видов поведения. Методы изучения социально-экономических, политических и духовных процессов.
Понятие социологического исследования. Социологическое исследование – фундамент социологии. Этапы становления и развития эмпирической социологии. Соотношение социальных и социологических исследований. Социальная обусловленность многообразия социологических исследований. Пилотажные, сравнительные, оперативные, выборочные и др. социологические исследования.
Соотношение теории и эмпирии в социологическом исследовании. Эмпирический и теоретический источники информации. Программа социологического исследования как единство эмпирического и теоретического этапов познания и знания, теоретического, методологического, онтологического, гносеологического и логического. Соотношение методологии, методов, техник, методик и процедур социологического исследования. Структура программы исследования. Характеристика основных операций методологической и методической частей программы исследования. Роль выборки в социологическом исследовании. Виды выборки. Процедура и техника формирования выборочной совокупности.
Понятие метода социологии. Связь генерализирующих и индивидуализирующих методов. Макро- и микроуровни в исследовании социальных проблем. Социологический метод как единство познавательной ориентации, методологических подходов, методик, техник и инструментариев. Количественные и качественные методы. Классификация методов сбора, обработки и анализа эмпирических данных. Социометрический, экспертный и социологический опросы, наблюдение, эксперимент, анализ документов, психологические тесты, способы изучения социальных установок, фокусированное групповое интервью (фокус-группа) и другие методы.
|
Date: 2015-09-24; view: 347; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|