Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Б) профессиональными компетенциями (ПК)





- способен осуществлять под контролем профессиональные функции в области рекламы и связей с общественностью в государственных, общественных, коммерческих структурах, средствах массовой информации, в социальной сфере, сфере политики, экономики, производства, торговли, науки, культуры, спорта (ПК-1);

- способен под контролем использовать методики и техники проведения опросов общественного мнения и фокус–групп в рыночных исследованиях (ПК-4);

- способен обсуждать профессиональные проблемы, отстаивать свою точку

зрения, объяснять сущность явлений, событий, процессов, делать выводы, давать аргументированные ответы (ПК-10).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- социально-экономические и научные предпосылки становления социологии, основные этапы развития западной и русской социологии, основные теоретические направления (позитивизм, номинализм и интегрализм), общие теоретические методологические компоненты (объект, предмет, структура, функции, методы), соотношение социологии с частными социальными науками;

- основные методологические подходы к анализу общества как целостной системы: системный, структурно-функциональный, цивилизационный и формационный, закономерности и основные этапы развития человеческого общества и его основные типы;

- виды социальных общностей и критерии их классификации, условия и факторы их формирования, соотношение общности и групп в социальной структуре общества, модели и критерии стратификации, механизмы горизонтальной и вертикальной мобильности;

- сущность, структуру, типы и функции социальных институтов: семьи, образования, политики, экономики, религии и т.д.;

- процесс становления, развития и функционирования личности.

Уметь:

- объяснить роль культуры в процессе перехода человеческого рода от дикости и варварства к цивилизации;

- раскрыть основные способы приобретения, хранения и трансляции социального опыта;

- выделить в социальной реальности процессы адаптации, мобильности, конкуренции, конфликта и т.д.;

- выделить в структуре общества высшие, средние и низшие слои, страты и классы;

- определить проблемную ситуацию, разработать программу социологического исследования, составить социологическую анкету, провести опрос, обработать полученную информацию.

Владеть:

- методами сбора, обработки и анализа социологической информации, а также навыками формирования выборочной совокупности.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы(031600 «Реклама и связи с общественностью»)

Вид учебной работы Всего часов / зачетных единиц Семестры
       
Аудиторные занятия (всего)          
В том числе: - - - - -
Лекции          
Практические занятия (ПЗ)          
Семинары (С)          
Лабораторные работы (ЛР), практикумы          
Самостоятельная работа (всего)          
В том числе: - - - - -
Курсовой проект (работа)          
Расчетно-графические работы          
Реферат          
Другие виды самостоятельной работы (в т.ч. конспектирование глав учебного пособия «Социология», подготовка к занятиям и др.)          
Вид промежуточной аттестации– экзамен          
Общая трудоемкость часы зачетные единицы          
3,5 3,5      

Содержание дисциплины

Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
1. Этапы становления и развития социологии Социально-исторические и теоретические предпосылки становления и развития социологии. О. Конт и Г. Спенсер – основатели социологии. Позитивизм и номинализм – два основных направления в социологии. Система основных социологических категорий и понятий. Соотношение объекта и предмета социологического познания. Макро- и микроуровни в социологическом познании. Структура социологического знания: общая социологическая теория, специальные социологические теории и конкретно-социологические исследования. Соотношение общенаучных, общих и специальных методов социологической науки. Основные исследовательские подходы: системный, структурно-функциональный и ситуационный. Общенаучные, общие и специальные методы исследования. Основные этапы развития социологической мысли. Развитие социологического знания в социально-философских учениях Античности, Средневековья, Нового времени, Французского просвещения XXVIII века. Социологические теории XIX –XX вв. О. Конт – основатель позитивистской социологии. Основные идеи, методы и задачи социологии как позитивной науки в учении Конта. Восприятие позитивизма Конта в Англии и его синтез с английским эмпиризмом, утилитаризмом и либерализмом Д.С. Милля и Г. Спенсера. Спенсер о социальной эволюции как единстве интеграции и дифференциации. Эволюционизм – предшественник системных представлений об обществе. К. Маркс и Ф. Энгельс – основатели материалистического понимания истории. Соотношение науки и политики в марксизме. Основные принципы социологической теории Э. Дюркгейма. Обоснование Дюркгеймом социологии как эмпирической науки. Учение Дюркгейма об обществе, дезорганизации и аномии. Антипозитивистская социология Ф. Тённиса, Г. Зиммеля, М. Вебера. Содержание «понимающей» социологии М. Вебера. Психологические теории в социологии: теория подражания Г. Тарда, психология народов и масс Г. Лебона, психоаналитическая концепция З. Фрейда, теория «зеркального Я» Ч. Кули, теория «символического интеракционизма» Дж. Мида. Социологическая мысль в Италии. Сущность закона «круговорот элит» В. Парето, «железного закона олигархии» Р. Михельса. Механизм действия закона «малых числе» М. Вебера в современных условиях. Северо-американская социологическая мысль конца XIX – XX веков. Истоки формирования русской социологии. Основные черты и теоретические направления. Общая характеристика позитивизма, антипозитивизма и неопозитивизма. Содержание русской субъективной социологии П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского, органического направления П.Ф. Лилиенфельда, географического детерминизма Л.И. Мечникова, исторической социологии Н.И. Кореева, культорологической теории Н.Я. Данилевского, неокантианской социологии В.М. Хвостова и Б.А. Кистяковского, плюралистической социологии М.М. Ковалевского, христианской социологии Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова и др., марксистской социологии Г. В. Плеханова и В. И. Ленина. Роль П. Сорокина в интеграции американской и европейской социологии. Место Сорокина в мировой и российской социологической мысли. Российская социологическая наука второй половины XX века.  
2. Социологический анализ общества и личности Классические и современные теории общества. Системный подход в анализе технических, биологических и социальных систем. Динамические и статические понятия системного подхода. Общество – макросоциальная система. Основные структурные компоненты общества: социальные институты, социальные общности, социальные организации и социальные процессы. Теории общественного развития. Критерии типологизации исторических и современных обществ. Общая характеристика примитивного, традиционного, индустриального и постиндустриального обществ. Понятие социальной структуры общества. Разделение труда – детерминанта социальной структуры. Основные свойства и функции социальной структуры. Концепции социальной структуры. Нормативно-ценностная, категориальная, дистрибутивная и сетевая модели социальной структуры. Социальное пространство – способ существования и развития общества. Понятие социальной стратификации. Доход, профессия, власть, образование – основные критерии стратификации. Одномерная и многомерная стратификация. Концепции социальной стратификации. Социальная мобильность: сущность и основные виды. Методы изучения вертикальной стратификации общества. Основные теории личности. Соотношение понятий «человек– личность – индивид – индивидуальность. Социальные законы развития личности. Сущность и содержание социализации. Стадии жизненного цикла развития личности. Факторы, модели и фазы социализации. Методы изучения социализации и адаптации личности.  
3. Специальные социологические теории Понятие социального института. Критерии классификации социальных институтов. Классические и современные социальные институты: семьи и брака, религии и морали, экономики, политики и права, образования и т.д. Структура социальных институтов, их функции и факторы развития. Смысловые значения понятии социальной общности. Критерии классификации социальных общностей. Условия и факторы образования, функционирования и развития социальных общностей. Виды общностей: семья, класс, молодежь, малые группы, этнос и т.д. Методы исследования социальных общностей. Концепции общественного развития. Соотношение понятий «социальное развитие», «социальное изменение», «социальный процесс». Устойчивость и изменчивость социальных систем. Основные виды социальных изменений и процессов. Уровни, условия и факторы социальных изменений и процессов. Критерии и показатели оценки характера и направленности социальных изменений и процессов. Социологический анализ демографического, девиантного и других видов поведения. Методы изучения социально-экономических, политических и духовных процессов.  
4. Конкретно-социологические исследования Понятие социального института. Критерии классификации социальных институтов. Классические и современные социальные институты: семьи и брака, религии и морали, экономики, политики и права, образования и т.д. Структура социальных институтов, их функции и факторы развития. Смысловые значения понятии социальной общности. Критерии классификации социальных общностей. Условия и факторы образования, функционирования и развития социальных общностей. Виды общностей: семья, класс, молодежь, малые группы, этнос и т.д. Методы исследования социальных общностей. Концепции общественного развития. Соотношение понятий «социальное развитие», «социальное изменение», «социальный процесс». Устойчивость и изменчивость социальных систем. Основные виды социальных изменений и процессов. Уровни, условия и факторы социальных изменений и процессов. Критерии и показатели оценки характера и направленности социальных изменений и процессов. Социологический анализ демографического, девиантного и других видов поведения. Методы изучения социально-экономических, политических и духовных процессов. Понятие социологического исследования. Социологическое исследование – фундамент социологии. Этапы становления и развития эмпирической социологии. Соотношение социальных и социологических исследований. Социальная обусловленность многообразия социологических исследований. Пилотажные, сравнительные, оперативные, выборочные и др. социологические исследования. Соотношение теории и эмпирии в социологическом исследовании. Эмпирический и теоретический источники информации. Программа социологического исследования как единство эмпирического и теоретического этапов познания и знания, теоретического, методологического, онтологического, гносеологического и логического. Соотношение методологии, методов, техник, методик и процедур социологического исследования. Структура программы исследования. Характеристика основных операций методологической и методической частей программы исследования. Роль выборки в социологическом исследовании. Виды выборки. Процедура и техника формирования выборочной совокупности. Понятие метода социологии. Связь генерализирующих и индивидуализирующих методов. Макро- и микроуровни в исследовании социальных проблем. Социологический метод как единство познавательной ориентации, методологических подходов, методик, техник и инструментариев. Количественные и качественные методы. Классификация методов сбора, обработки и анализа эмпирических данных. Социометрический, экспертный и социологический опросы, наблюдение, эксперимент, анализ документов, психологические тесты, способы изучения социальных установок, фокусированное групповое интервью (фокус-группа) и другие методы.  









Date: 2015-09-24; view: 347; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию