Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Antonov 92 5





Рутинное поведение Проблемное поведение

(ожидаемые результаты (неожидаемые результаты

поведения) поведения)

1 РП Р -*---3 -*- НПК -—03? 1 ПП

2 рп ОР ----03 -*- НПК —-03 -#-03? 2 ПП

НПК —3 -*-ОР? 3 ПП НПК —3 -*-ОР -»-ОР? 4 ПП

3 РП ИА ----3 -*- НПК

4 РП ИА —---3 —- ПК

5 РП Р ~—— 3 -»- ПК

6 РП ПК----03 — ПК —^3?------»~ ИА? 5 ПП

7 РП ПК(03) —- 03 — ПК —>-3?------»-Р? 6 ПП

ПК —»-3?-------»-ОР? 7 ПП

Обозначения: ПК, НПК — применение и неприменение

контрацепции

3, 03 —зачатие и его отсутствие Р, ОР — рождение и его отсутствие ИА — искусственный аборт

РП, ПП — рутинное и проблемное пове­дение

Основной критерий выделения рутинных и проблемных ситуаций, приведенных на схеме, — чередование применения и неприменения

 

контрацепции в зависимости от соотношения между потребностью в детях и фактическим их числом. При совпадении последних супруги во всех типах репродуктивного поведения будут стремиться предотв­ратить беременность, а при ее наступлении — к ее прерыванию (рутинное поведение 3 РП и 4 РП). Как легко понять, никакой особенной "сознательности" выбора в этом случае ни в многодетной культуре, ни в малодетной нет.

Если же фактическое число детей в семье не равно потребности в детях (меньше ее), то поведение может быть как рутинным, так и проблемным.

В условиях многодетности основной проблемой оказывается от­сутствие зачатия и родов, то есть нарушения плодовитости. Анало­гичная ситуация может иметь место и в условиях малодетности, когда нарушения плодовитости мешают удовлетворить потребность даже в одном ребенке (или двух). Разрешение проблемы связано с попытками использовать для этого все возможные и доступные спо­собы лечения.

В условиях отмирания многодетности, когда начинается смена типа репродуктивного поведения, возможны и другие, помимо на­рушений плодовитости, проблемные ситуации, связанные с регули­рованием или числа детей, или интервалов между их рождениями.

В условиях малодетности, когда превалирует потребность в двух-детной семье, помимо всех названных выше проблемных ситуаций, чаще всего встречаются ситуации контрацептивной неэффектив­ности (применение неэффективной контрацепции или неэффектив­ное применение эффективной контрацепции) — проблемные ситуа­ции 5 ПП и 6 ПП. Эти ситуации приобретают особую значимость, когда фактическое число детей меньше уровня потребности в де­тях ".

Исследование репродуктивного поведения двухдетных семей в Москве во второй половине 70-х гг. позволило нам выделить несколь­ко линий репродуктивного поведения, три из которых являются ос­новными и наиболее распространенными. Первая из них — эта та, где супруги до рождения второго ребенка совершенно не практикуют искусственное прерывание беременности и где максимальна доля тех, кто начал применять контрацепцию только после второго рож­дения (35% против 22% во всей совокупности опрошенных). Для этой линии характерны минимальные прото- и интергенетические интервалы, а также минимальный уровень применения контрацеп­ции в момент опроса. Это линия репродуктивного поведения, харак­терна для тех, кто имеет сильную потребность в двух детях.

Вторая линия поведения характеризуется ослабленной потреб­ностью в детях. Это приводит к появлению искусственных абортов уже после рождения первого ребенка и более интенсивному их при­менению после второго, а также более интенсивному использова­нию контрацепции на всех стадиях формирования семьи. В этой линии протогенетический интервал лишь чуть более продолжителен по сравнению с первой, зато интервал между первым и вторым больше, чем в первой линии, в полтора раза. Эта линия, свойственна, так называемым "спейсерам"20, то есть тем, кто при данном уровне потребности в детях регулирует интервалы между рождениями путем их "откладывания".

Это откладывание связано именно с ослабленной мотивацией к рождению второго ребенка с меньшей интенсивностью потребности в нем, а не с "помехами", создаваемыми якобы плохими условиями жизни. Объективно их условия жизни как раз лучше, чем в первой

линии.

Третья линия поведения объединяет семьи с нарушениями пло­довитости как до, так и после первого рождения, а также после второго рождения. Этой линии свойственны длительные прото- и интергенетические интервалы. Иначе говоря, эта линия — наиболее проблемна, она связана с интенсивными попытками преодолеть ре­альные препятствия к рождению хотя бы одного ребенка.

Наиболее же рутинна первая линия, в ней, особенно вначале, превалируют рутинные ситуации 1 РП, 5 РП и 6 РП.

В целом анализ линий двухдетного поведения показывает перевес рутинных ситуаций над проблемными.

Изученная двухдетная совокупность в среднем затратила на рож­дение двух детей около 5 лет. Если учесть, что в среднем опро­шенные женщины вступили в брак в возрасте около 21,5 лет и что репродуктивный период в жизни женщины длится, как принято в демографии, в среднем до 50 лет, то, следовательно, около 24 лет поведение супружеской пары является рутинным, связанным с при­менением контрацепции и прерыванием беременности в случае ее

наступления.

В однодетном случае этот период "рутинности", когда поведение не связано с необходимостью принимать решения, то есть реализовы­вать свой "свободный выбор", еще продолжительнее.

Многодетное и особенно среднедетное поведение оказывается бо­лее проблемным и менее рутинным, чем малодетное. Установ­ление этого факта, далеко не очевидного (о чем говорит хотя бы распространенность и стойкость мифа о нерациональности, несвобод-

 

ности многодетности, мифа, которому поклоняются не только "обы­ватели", так называемые "простые люди", но многие демографы), является заслугой именно социологического анализа и показывает перспективы, открываемые социологией семьи в изучении рожда­емости.

Итак, мы рассмотрели в этой и двух предыдущих главах основные типы семейного поведения личности — брачное, сексуальное и ре­продуктивное.

Каждое из них, будучи частью семейного поведения, характери­зуется в то же время автономией и независимостью от других. Эта автономность, возрастающая в ходе исторического развития, обус­ловлена тем, что брачное, сексуальное и репродуктивное поведение направлены на удовлетворение важнейших человеческих потребно­стей — потребности в браке, полового влечения (сексуальной потреб­ности), потребности в детях.

Как социальные явления эти типы семейного поведения подчи­няются действию социальных законов, детерминируются социаль­но-экономически. Они изменяются вместе с семьей, по-своему отра­жая, в частности, глобальный процесс семейной дезорганизации, кризиса семьи как социального института.

Многие новые явления в семейном поведении — это специфиче­ские выражения семейной дезорганизации и кризиса. Причем спон­танное развитие современной индустриально-урбанистической циви­лизации обусловливает углубление кризиса семьи, нарастание нега­тивных явлений в ее жизни и функционировании, делает весьма вероятным полный крах семьи как социального института.

Противодействовать этому кризисному изменению семьи можно, лишь проводя специальную семейную политику, ориентированную на укрепление семьи, возрождение семейного образа жизни. Анализ семейной политики, ее сущности, содержания, необходимости прове­дения и других вопросов является задачей заключительного раздела учебного пособия.

Ключевые термины:

репродуктивное поведение, демографическая структура, интенсив­ность рождаемости, среднее число детей в семье, детность, плодови­тость, бесплодие, стерильность, инфертильность, бездетность, репро­дуктивный цикл, репродуктивный процесс, потребность в детях, ре­продуктивные установки, репродуктивные мотивы, ситуации образа жизни, репродуктивные ситуации, определение репродуктивных си­туаций, результаты репродуктивного поведения, линии репродук­тивного поведения.

Date: 2015-09-24; view: 390; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию