Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава II. Основные составляющие межкультурной коммуникации и их отражение в рекламе





2.1. Этноцентризм и его основные функции

В процессе межкультурного взаимодействия в противоречие вступают нормативно-ценностная система своей культуры и «непривычная», как правило, непонятная нормативно-ценностная система чужой культуры. При этом большинство людей судят о чужих культурных ценностях, используя в качестве образца и критерия культурные ценности собственного этноса, т.е. явления незнакомой окружающей действительности воспринимаются и оцениваются с позиции «своей» этнической общности, которая служит эталоном.

Данный тип ценностного суждения принято называть этноцентризмом или внутригрупповым фаворитизмом. Этноцентризм предполагает, что собственная нация или народ видится как центр мироздания. Чаще всего этноцентризм подразумевает, что собственная культура превосходит другие культуры, она расценивается как единственно правильная, другие же недооцениваются.

Сущность этноцентризма как общественно-психологического явления сводится к наличию совокупности массовых иррациональных положительных представлений о собственной культуре как о некоем «ядре», вокруг которого группируются другие этнические общности[37].

Понятие «этноцентризм» было введено в научный обиход в 1883 году австрийским социологом И.Гумпловичем. Далее оно разрабатывалось американским социологом Д.Самнером, который трактовал этноцентризм как такое «видение вещей, при котором своя группа оказывается в центре всего, а все другие соизмеряются с ней или оцениваются со ссылкой на нее»[38]. Такое понимание этноцентризма разделяют и современные исследователи (Кон, 1983; Kohl, 1993; Hofstede, 1997; Wierlacher, 1998). Корни этноцентризма кроются в реальном различии культур, образа жизни, исторического опыта отдельных групп и народов. Его развитию способствует недостаточная осведомленность людей об обычаях, верованиях, традиционных занятиях представителей других этнокультурных общностей.

Исследования этноцентризма, проведенные Бруером и Д. Кемпбеллом, показали, что для него свойственно:

· считать то, что происходит в своей культуре, естественным и правильным, а то, что происходит в других культурах, неестественным и неправильным;

· рассматривать обычаи своей группы как универсальные: что хорошо для нас, то хорошо и для других;

· воспринимать нормы и ценности своей этнической группы как безусловно верные;

· оказывать при необходимости всестороннюю помощь членам своей группы;

· действовать в интересах своей группы;

· чувствовать неприязнь по отношению к другим этническим группам;

· гордиться своей группой.

Как естественное психологическое явление этноцентризм появился в силу объективных условий существования нации и выполняет ряд функций:

1) Утилитарная функция или функция выживания. В этой функции этноцентризм способствует тому, что носители культуры усваивают ее, не подвергая сомнению ее постулаты, и составляют в итоге более однородное в культурном плане общество, жизнь в котором предсказуема и (по данному параметру) относительно легка.

2) Защитная функция: чем выше степень этноцентризма, тем радикальнее деление людей на «своих» и «чужих», тем сплоченнее выступают носители одной культуры против «чужих» и их влияния, особенно если восприятие последних «своими» негативно. Это позволяет носителям культуры избежать негативных эмоций относительно своей нации и защитить собственное эго.

3) Функция выражения культурных ценностей. Она позволяет выражать собственные ценности и оценивать как единственно правильные, что, в свою очередь, обеспечивает поведение всех носителей культуры в соответствии с ними и их передачу из поколения в поколение.

4) Информационная функция. Она обеспечивает структурированность знаний и представлений носителей одной культуры о других народах на основе собственной системы координат и таким образом создает иллюзию их подготовленности к восприятию неизвестного.

Данные функции гарантируют целостность нации и обеспечивают ее членам состояние психологического комфорта при общении друг с другом. Однако если этноцентризм эффективен при общении с носителями родной культуры, то он не срабатывает при общении с носителями других культур, т.к. изначально ставит родную культуру выше других и способствует тому, что индивид воспринимает «чужих» в искаженном, чаще всего, враждебном виде.

Стремление дистанцироваться или чувство враждебности могут быть замаскированы в ходе непосредственного вербального общения и проявляться в виде поведенческих реакций(поступков), а также в процессе вербального общения с соотечественниками, когда предметом обсуждения являются носители другой культуры, а высказывания о них носят негативный характер.

Многие исследователи подчеркивают, что этноцентризм может сочетаться с терпимым отношением к кросскультурным различиям. Этноцентризм, при котором некритичное отношение не распространяется на все свойства и сферы жизнедеятельности своей группы и предпринимаются попытки понять и объективно оценить чужую культуру называют благожелательным, или гибким. Однако этноцентризм может проявляться по-разному. При воинственной форме этноцентризма люди не только судят о чужих ценностях исходя из собственных, но и навязывают их другим. Воинственный этноцентризм выражается в ненависти, недоверии, страхе и обвинении других народов в собственных неудачах.

Рассматривая этноцентризм не как помеху в межкультурной коммуникации, а как базовую антропологическую константу, А. Моосмюллер выделяет четыре вида этноцентристских установок: жёсткий, негативный, скрытый и рефлектирующий этноцентризм[39].

Жесткий этноцентрик либо не признаёт культурных различий вообще, либо, допуская их, относится к ним крайне отрицательно. Существующие различия воспринимаются им как отклонение от нормы и оцениваются с позиций однозначного эволюционистского подхода: другие культуры ещё не достигли того уровня развития, как родная культура, но это лишь вопрос времени.

Негативный этноцентрик восторгается иными непонятными мирами, негативно относясь к собственной культуре. Таким образом, истинная культура для него – отрицание родной культуры. Эту истинную культуру он проецирует на другие или следует ей как линому идеалу. Он готов осудить любые отклонения от этого идеального образа, особенно когда речь идёт о его собственной культуре.

Скрытый этноцентрик считает себя открытым и толерантным человеком. Он признаёт существование различных культур и разных стилей поведения, не видя в этом никаких проблем для общения. Будучи идеалистом, скрытый этноцентрик считает, что этноцентризм – это лишь проблема духовного развития. Однако в реальной коммуникации он нередко отступает от своих идеальных представлений, следуя этноцентристским установкам, наличие которых у себя полностью отрицает.

Рефлектирующий этноцентрик – это человек, адекватно оценивающий действительность и отдающий себе отчёт в том, что одним усилием воли преодолеть собственный этноцентризм невозможно, что потребуется немало времени для распространения новых установок и способов поведения. Рефлектирующий этноцентрик надеется, что в какой-то степени он может изменить свои взгляды и проявлять толерантность. Он постепенно продвигается по пути открытости, понимания и сотрудничества с представителями других этнокультурных общностей.

Хофстеде сопоставляет этноцентризм, характеризующий взаимоотношения народов и культур, с эгоцентризмом – проявлением личностно-индивидуального плана, когда свой маленький мир выступает в качестве центра мироздания. Кроме того, этноцентризм рассматривается исследователем как вторая фаза типичной психологической реакции людей на представителей другой культуры. Первая фаза – любопытство – соотносится с первой фазой культурного шока – «радостное оживление», что характерно для гостя, пребывающего за границей. Если это пребывание достаточно продолжительное и иностранец пытается вжиться в новую для него среду, стадия любопытства представителей страны пребывания перерастает в стадию этноцентрического восприятия чужака. Его поступки, манеры и в целом образ жизни оцениваются, интерпретируются с точки зрения культурных норм и образцов поведения своей культуры, и результат, как правило, бывает не в пользу гостя. Речь идет в таких случаях о якобы невежливости, странности, невоспитанности, наивности гостя и т.д. Если такое межкультурное общение носит единичный характер, то люди в основном остаются на позициях этноцентризма. При возрастании частотности и масштабности межкультурного взаимодействия фаза этноцентризма трансформируется в третью фазу, которую Хофстеде определяет как полицентризм. Данный этап взаимоотношений характеризуется осознанием существования культурных различий, пониманием того, что разные люди «измеряются» различными «мерками», поскольку они живут на основе других культурных стандартов[40].

Резюмируя, следует подчеркнуть, что этноцентризм как одна из основных антропологических констант неизменно оказывает влияние на поведение людей в их отношении к чужим культурам. В связи с этим среди межкультурных экспертов этноцентризм по праву считается крупнейшей проблемой межкультурной коммуникации, а в его преодолении многие специалисты видят основную задачу межкультурного обучения.

В сфере рекламы выделяют этноцентризм потребителя, который понимается как «твердая позиция, убежденность потребителя в том, что приобретение продуктов зарубежного производства неуместно и даже безнравственно»(Шевченко Д.А.). «Потребительский этноцентризм – это экономическая разновидность этноцентризма, выражающая представления о неуместности и моральной недопустимости приобретения продукции, изготовленной за рубежом. Крайне этноцентричным потребителям кажется, что, приобретая иностранные товары, они наносят урон отечественной экономике, поощряют безработицу, а это непатриотично. Напротив, менее этноцентричные потребители оценивают зарубежную продукцию прежде всего в силу её достоинств, без учёта того, где она произведена. Таким образом, последствия экономического этноцентризма лежат не только в сфере экономики, но и в сфере моральных обязательств.

Моральные обязательства вызываются чувством принадлежности к ингруппе, в силу которого потребительское поведение расценивается как приемлемое либо неприемлемое для ингруппы. Например, Чан Хо Парк, первый кореец, попавший в высшую бейсбольную лигу в составе команды «Лос-Анджелес Доджерз», водит японский автомобиль. Этот факт вызвал изрядные толки по поводу того, уместно ли для корейца, который является публичной фигурой, предпочитать продукцию японского автопрома. Кое-кто даже высказывался за то, чтобы какая-нибудь корейская автомобильная компания подарила Парку автомобиль. В этих разговорах отражается длительная история противоборства между Кореей и Японией.

В разгар кризиса 2008 года корейцы обвиняли владельцев иномарок в том, что они пособничают кризису.

В Финляндии хозяйки предпочитают национальные продукты, даже если импортные товары продаются по более дешевой цене (свидетельство очевидца: «В супермаркете лежат на прилавке помидоры: финские и испанские. Финские - по 5 евро, испанские по 2,5. Одинаковые совершенно. Финны покупают финские»).

Эти примеры свидетельствуют о существовании среди рядовых потребителей многих стран устойчивой склонности предпочитать отечественную продукцию в ущерб зарубежной».[41]

Date: 2015-09-24; view: 2982; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию